Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:03, контрольная работа
Под режимом исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества, понимается установленный законом и соответствующими нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы. В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение этого понятия, хотя в теории науки этой отрасли права оно было сформулировано достаточно давно и не вызывало особых дискуссий. Поскольку понятие, признаки и содержание режима для указанных видов наказаний едины, то они будут рассматриваться применительно к лишению свободы на определенный срок.
Правое регулирование режима исполнения наказаний, связанных
с изоляцией от общества……………………………………………………………3
Порядок исполнения наказания в виде лишения заниматься
определенной деятельностью (или занимать определенную должность)……....19
Список используемой литературы…………………………………………………22
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливают процедурные нормы профилактического характера: порядок изъятия у осужденных предметов, не разрешенных к использованию, порядок проверки наличия осужденных.
Правила, обеспечивающие пресечение преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных, в основном сосредоточены в ст. 84 УИК РФ, регулирующей оперативно-розыскную деятельность в исправительных учреждениях, в ст. 95 УИК РФ, которая устанавливает основания и порядок введения режима особых условий в этих учреждениях, в ст. 86, определяющей меры безопасности и основания их применения.
Провила, относящиеся к осужденным, составляют:
- правила, регулирующие поведение осужденных;
- правила, устанавливающие распорядок дня;
- правила, обеспечивающие реализацию предоставленных им прав и выполнение возложенных на них обязанностей;
- правила, определяющие
применение к ним средств
- правила, обеспечивающие социальную защиту осужденных.
Правила, регулирующие поведение осужденных и распорядок дня в конкретном исправительном учреждении, определяют образ их жизни во время отбывания наказания.
Нормы права устанавливают приобретение осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 88 УИК РФ). В качестве обязательного условия реализации этого права деньги должны быть заработаны осужденными в местах лишения свободы. Исключение делается для осужденных, получающих пенсии и социальные пособия (ч. 1 ст. 88 УИК РФ).
Кроме заработанных, осужденные
могут расходовать дополнительн
Весьма важным нововведением УИК РФ является предоставление осужденным права расходовать средства в последующие месяцы, если они не были реализованы в текущем месяце.
Учитывая большое
Ассортимент продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешаемых к продаже, устанавливается Правилами внутреннего распорядка. Он состоит из продовольственных товаров, имеющихся в местной торговой сети. Более существенно осужденные ограничиваются в покупке промышленных товаров. Они могут приобретать в основном туалетные принадлежности, одежду, головные уборы, обувь, канцелярские принадлежности и т. д.
Сумма средств, которую осужденные могут использовать на личные нужды, зависит от вида исправительного учреждения, где они отбывают наказание, поведения, условий труда и состояния здоровья.
Уголовно-исполнительный кодекс регулирует свидания осужденных и телефонные переговоры (ст. 89,92), обеспечивает сохранение полезных связей, смягчает степень физической изоляции, что используется администрацией исправительного учреждения в целях оказания на них воспитательного воздействия. Именно этим обусловливается увеличение количества свиданий, предоставляемых осужденным, особенно несовершеннолетним, при право-послушном поведении.
Свидания осужденных могут быть трех видов: краткосрочные, длительные на территории исправительного учреждения и длительные с проживанием вне исправительного учреждения.
В УИК РФ (ст. 80) жестко определена их длительность. Поэтому администрация этих учреждений не вправе сокращать их время, например до двух часов - краткосрочное свидание.
Краткосрочные свидания предоставляются продолжительностью четыре часа не только с родственниками, но и иными лицами в присутствии представителя администрации.
Длительные свидания с правом совместного проживания предоставляются с близкими родственниками: супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, дедушками, бабушками, родными братьями и сестрами, внуками. В исключительных случаях с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами.
Длительное свидание с правом проживания вне исправительного учреждения предоставляется осужденным, отбывающим наказание в воспитательных колониях (ст. 133 УИК РФ).
Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает право осужденных на переписку без ограничений. Лишь переписка между лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, не являющимися родственниками, допускается с разрешения администрации. Осужденные могут получать денежные переводы, а также отправлять их близким родственникам, а с разрешения администрации - иным лицам.
Получение осужденными посылок, передач и бандеролей. В УИК РФ (ст. 90, 121, 123, 125, 131, 133) бандероли не включены в число посылок и передач. Соответственно, их число увеличено на количество бандеролей, которые они имеют право получать, например в колониях общего режима -на шесть.
В ст. 96 УИК РФ определены основания предоставления осужденным права передвижения без конвоя или сопровождения, категория лиц, к которым не допускается применение этой меры и правила их поведения.
Такое право предоставляется только положительно характеризующимся осужденным, находящимся в данном учреждении не менее шести месяцев и содержащимся в исправительных (воспитательных) колониях, а также оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах и тюрьмах.
Не допускается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами охраняемой территории: осужденных, совершивших преступление при особо опасном рецидиве; осужденных, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования; осужденных к пожизненному лишению свободы; осужденных, имеющих неснятые или непогашенные взыскания; осужденных за особо тяжкие преступления; осужденных, находящихся на строгих условиях содержания; осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания; осужденных, не прошедших полного курса лечения от алкоголизма, токсикомании, наркомании, туберкулеза в открытой форме или венерического заболевания; осужденных ВИЧ-инфицированных, а также страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
Особое место в системе режима отбывания наказания занимают нормы, обеспечивающие социальную защищенность осужденных. Хотя такие нормы не обязательно могут находиться в главах УИК РФ, регулирующих режим в исправительных учреждениях, они по своему содержанию призваны нормативно обеспечить правовую защиту этих лиц в условиях осуществления государственного принуждения. К ним относятся: положения о запрещении жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения (ч. 2 ст. 12 УИК РФ); право на заявления, жалобы и обращения (ч. 3 ст. 12 УИК РФ); право на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ); право на охрану здоровья (ч. 6 ст. 12 УИК РФ).
Один из элементов социальной защиты осужденных во время отбывания наказания - запрещение законом применять к ним некоторые меры дисциплинарного воздействия и меры безопасности. Так, беременные женщины, женщины, имеющие детей в домах ребенка при колонии, не переводятся в штрафной изолятор и помещения камерного типа, а в тюрьме - в карцер и на строгий режим (ч. 7 ст. 117 УИК РФ).
Законом предусмотрено создание более мягких, чем для других, условий отбывания наказания для женщин. Они не содержатся в колониях особого режима. Для беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка, несовершеннолетних, а также для инвалидов I и II групп создаются улучшенные жилищно-бытовые условия.
В Уголовно-исполнительном кодексе впервые на базе трудового законодательства решен такой важный вопрос социальной защиты осужденных, как обязательное государственное страхование и пенсионное обеспечение (ст. 98), а также получение пособий (ч. 7 ст. 12).
Правим режима, относящиеся к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или на прилегающих к ним территориях. На территории исправительных учреждений могут находиться различные категории граждан. Закон перечисляет многие из них: священнослужители (ч. 4 ст. 14)» судьи (ст. 20), прокуроры (ст. 22), представители общественных объединений (ст. 23), депутаты (ч. 1 ст. 24), представители средств массовой информации (ч. 2 ст. 24), лица, прибывшие на свидание с осужденными (ст. 89), лица, оказывающие юридическую помощь осужденным (ч. 4 ст. 89), вольнонаемный персонал исправительных учреждений и предприятий, где работают осужденные и т. д. Все они обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, порядок взаимоотношений с осужденными. В случае их нарушения к ним могут применяться установленные законом меры воздействия: вольнонаемному составу и иным гражданам может быть запрещен доступ на производственные и иные объекты исправительных учреждений, к лицам, прибывшим на свидания, могут быть приняты меры воздействия.
Изменение условий содержания осужденных во время отбывания наказания. Отбывание осужденными наказания основывается на двух важнейших требованиях режима: содержание осужденных в течение всего срока наказания в одном исправительном учреждении (ст. 81) и изменение условий их содержания во время отбывания наказания (ст. 78, ч. 1 ст. 82).
Первое требование направлено на создание благоприятных условий для изучения личности осужденных и применения к ним средств исправления с учетом их индивидуальных особенностей, а также для обеспечения групповых форм воздействия. Второе требование направлено на активное стимулирование их положительного поведения и предупреждение нарушений установленного порядка отбывания наказания.
Сущность института изменения условий содержания осужденных состоит в изменении их правового статуса, в частности объема прав как в сторону ослабления правоограничений, так и в сторону усиления последних. Изменение условий содержания осужденных реализуется в двух формах: в пределах одного вида исправительного учреждения (ст. 87,120,124,127,130 и 132 УИК РФ); путем перевода из одного исправительного учреждения в другое (ст. 78 УИК РФ).
Под изменением условий содержания в пределах одного исправительного учреждения понимается одновременное увеличение или сокращение предусмотренных законом льгот, связанных с переводом на улучшенные или более строгие условия содержания в колониях общего, строгого и особого режимов, в тюрьмах на общем и строгом режиме, в воспитательных колониях общего и усиленного режимов. С этой целью УИК РФ в исправительных колониях предусмотрена трехступенчатая система отбывания наказания (обычные, облегченные и строгие условия содержания - ч. 1 ст. 87), а в воспитательных колониях — четырехступенчатая (обычные, облегченные, льготные и строгие условия содержания — ч. 1 ст. 132), в тюрьмах - общий и строгий виды режима. В колониях общего режима все вновь поступившие осужденные содержатся на обычных условиях. В зависимости от поведения и отношения к труду они могут быть переведены на облегченные или строгие условия содержания по решению комиссии исправительного учреждения. Допускается перевод осужденных, признанных злостными нарушителями режима, с облегченных условий содержания не только на обычные, но и на строгие условия.
Обычные условия являются ординарными. В зависимости от поведения осужденных возможно их перемещение на облегченные условия, где им предоставляется право дополнительно расходовать средства на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получать посылки, передачи и бандероли, а также краткосрочные и длительные свидания; или на строгие условия, где, напротив, сокращается объем перечисленных прав осужденных с одновременным содержанием их в запираемом помещении. УИК РФ (ч. 7 ст. 120, ч. 7 ст. 122 и др.) допускает повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные, из обычных - в облегченные условия.
Таким образом, изменение условий содержания является результатом оценки не только разового поступка (ст. 116 УИК РФ), но и системы поведения: отсутствие взысканий и добросовестное отношение к труду в течение шести месяцев (ч. 2 ст. 120).
Изменение условий содержания в зависимости от поведения и отношения к труду осужденных может осуществляться путем изменения вида исправительного учреждения на учреждение с более льготными или более строгими условиями содержания (ч. 1 ст. 78).
Положительно
а) из тюрьмы в исправительную колонию - по отбытии осужденными не менее половины срока тюремного заключения, назначенного приговором суда;
б) из исправительных колоний общего и строгого режима в колонию-поселение - по отбытии осужденными, находящимися на облегченных условиях содержания, не менее одной трети срока наказания, а лица, осужденные за особо тяжкие преступления или ранее досрочно освобождавшиеся от наказания в виде лишения свободы и совершившие новые преступления в период неотбытой части наказания, могут быть переведены по отбытии не менее двух третей срока наказания.
Не подлежат переводу в колонию-поселение следующие категории осужденных:
а) совершившие преступления при особо опасном рецидиве;
б) приговоренные к пожизненному лишению свободы, в случае замены этого наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;
в) смертная казнь которым заменена наказанием в виде лишения свободы в порядке помилования;
г) не прошедшие курса обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;
д) не давшие письменного согласия на перевод в колонию-поселение. Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (ст. 116), переводятся в исправительные учреждения с более строгими условиями содержания:
а) из колонии-поселения в колонию, вид которой был ранее определен судом (общий или строгий режим);
б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в колонию общего режима;
в) из колонии общего и строгого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет.
Таким образом, в УИК
РФ сделана попытка создать