Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Правоохранительные органы - одна из вводных дисциплин, дающая исходные сведения о правоохранительной деятельности. Предметом дисциплины являются сведения о государственных органах, выполняющих правоохранительную деятельность, также о некоторых негосударственных образованиях, призванных содействовать в такого рода деятельности. Среди этих сведений центральное место занимают те, которые дают представление не только о правоохранительной деятельности в целом, но и о конкретных ее направлениях, а равно о построении соответствующих органов, их структуре, взаимосвязи, полномочиях и задачах.

Содержание работы

Введение .
Понятие и значение правоохраны……………………………… 3
1.Правоохранительные органы РФ - основные положения ….5
1.1. Понятие, основные черты и задачи правоохранительных
органов …………………………………………………………… 5
1.2. Функции правоохранительных органов ………………….. 9
1.3. Основные направления деятельности ……………………. 14
2. Судебная власть ……………………………………………… 17
3. Признаки и принципы правосудия ………………………… 26
Заключение …………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по правоохранительным органам2( lkz).doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

2) Принцип соблюдения  прав и свобод личности при  осуществлении правосудия. Правовые  гарантии обеспечения прав человека  включают в себя: право на жизнь  и исключительный характер смертной казни; при осуществлении правосудия запрещаются любые действия, причиняющие вред жизни или здоровью человека или унижающие его достоинство (пытки, истязания и пр.); специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефона и т.п.); неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска; установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

3) Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами (ст. 118, ч.1), учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом “О судебной системе Российской Федерации “. В Российской Федерации не допускается создание иных (в том числе чрезвычайных) судов. Конституция РФ 1993 г. ст. 118, ч. 3

4) Принцип независимости  судей. Судьи, народные, присяжные  и арбитражные заседатели независимы  и принимают решения, руководствуясь  лишь законом и своим правосознанием, без какого-либо влияния на них со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, исполнительной властей, а также вышестоящих судов). Гарантии независимости судей обеспечиваются: неприкосновенностью судей; созданием органов судейского сообщества; материальным и социальным обеспечением судей; правом судей на отставку; жесткой регламентацией процедуры осуществления правосудия и т.д.

5) Принцип законности, компетентности и беспристрастия  суда. Данный принцип призван  способствовать правильному и справедливому разрешению гражданских и уголовных дел. Компетентность суда обеспечивается путем установления жесткого порядка наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей и полномочия, в том числе определения требований, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности. Обеспечение рассмотрения дела надлежащим составом суда.

Гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматриваются  по первой инстанции судьей единолично (большинство дел) либо судьей и двумя  народными заседателями.

Рассмотрение  дел в кассационной, апелляционной  и надзорной инстанциях проводится всегда в коллегиальном составе  суда.

Беспристрастность суда обусловлена тем, что от участия  в разбирательстве дела отстраняются судебные заседатели:

а) имеющие прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела (друзья, родственники и т. п.);

б) участвовавшие  в выполнении каких-либо функций  по делу (следователи, адвокаты, эксперты и т. п.).

6) Равенство  всех перед законом и судом.  Равенство всех перед законом означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их одинаковыми правами, возложение одинаковых обязанностей и единообразное возложение ответственности. Равенство перед судом предполагает равное наделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец, ответчик, подсудимый, свидетель).

7) Принцип состязательности  и равноправия сторон предполагает  наделение сторон равными правами  и возможностями по отстаиванию  своих прав и законных интересов  при осуществлении правосудия.

8) Право граждан на судебную защиту гарантирует судебную защиту прав и свобод личности от действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных организаций, которые могут быть обжалованы в суд.

9) Презумпция  невиновности. Каждый обвиняемый  в совершении преступления считается  невиновным, пока его виновность  не будет доказана в предусмотренном  федеральным законом порядке  и установлена вступившим в  законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а следователь, суд не вправе возлагать на него обязанности по доказыванию. Недоказанная виновность равняется доказанной невиновности.

10) Принцип открытого  разбирательства дел. Разбирательство  дел во всех судах открытое. Это означает предоставление гражданам, не участвующим в рассмотрении дела, права присутствовать на судебном заседании, что повышает ответственность всех его участников и в первую очередь суда.

11) Принцип языка  судопроизводства. Судопроизводство  во всех судах ведется на русском языке, кроме федеральных судов общей юрисдикции, где судопроизводство может вестись на родном языке (также может предоставляться бесплатный переводчик).

12) Привлечение  граждан к осуществлению правосудия. Граждане привлекаются к правосудию как народные заседатели, присяжные заседатели, арбитражные заседатели, общественные обвинители и защитники, и представители общественных организаций и трудовых коллективов.

Также есть такие  принципы как “Обеспечение права  граждан на судебную защиту”, “Состязательность и равноправие сторон”, “Презумпция невиновности”, “Гласность”, “Национальный язык судопроизводства”, “Участие представителей народа в оправлении правосудия”.

Таким образом, правосудие в Российской Федерации  строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе “О судебной системе Российской Федерации”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В законодательстве нет специально сформулированного понятия “правоохранительные органы”. Оно сложилось на практике. Его можно также встретить в различных документах ненормативного характера. Это понятие применяется как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности. Отнесение судебных органов к правоохранительным представляется верным хотя бы потому, что судебные органы осуществляют судебную власть, обязательной характеристикой которого является принудительность.

Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности правоохранительных органов  и судебной системы Российской Федерации  можно придти к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладает всеми  необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенных задач - защиты конституционных основ общественного строя и прав граждан России.

Для России в  современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, и  арбитражные суды представляют собой  три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие  задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.

Правосудие  в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и  задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе “О судебной системе Российской Федерации”.

 

Литература

1. Конституция Российской Федерации, М., "Юридическая литература", 2000)

2. Федеральный  конституционный закон о Конституционном суде РФ// СЗ РФ, 1994, № 13, ст. 1447.

3. Федеральный  конституционный закон о судебной  системе Российской Федерации// Российская  газета, 1997, 6 января.

4. Федеральный  конституционный закон об Арбитражных  судах в Российской Федерации // СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1589.

5. Баглай М.В  Конституционное право Российской  Федерации: учебник. Юрист, М., 1999.

6.Безлепкин  Б.Г.1Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России, Учебник – М:Юристъ, 2001.- С.25

7. Беленков Р.А Правоохранительные органы, Приор, 2000.

8. Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ, Спарк, М 2000.

9. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. М., 1999.

10. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.2 Правоохранительные органы РФ. Учебник для вузов 8 –е изд. М.: Зерцало- М, 2006.

11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. Юрист, М., 2000.

12. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994.

13. Кононенко А.И. Мировой суд // Российская юстиция, 1998, № 11, стр. 5.

14. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации деятельности Конституционного суда РФ // Г и П, 1996, № 6.

15. Лебедев В. Правосудие // Российская Юстиция, 1999, № 9, стр.2.

16. Наздратенко Е. Единая судебная система//Российская юстиция,1998, № 11

17.Шеншевич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве: Лекции. – М:Типография Т-ва И.Д.Сытина, 1911. – с.28

18. Чиркин В.Е. Конституционный суд // Независимая газета, 16 июня 1999г.

19. Эбзеев Б.С. Конституция и правовое государство. М., 1997.

 

 


Информация о работе Правоохранительные органы