Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Правоохранительные органы - одна из вводных дисциплин, дающая исходные сведения о правоохранительной деятельности. Предметом дисциплины являются сведения о государственных органах, выполняющих правоохранительную деятельность, также о некоторых негосударственных образованиях, призванных содействовать в такого рода деятельности. Среди этих сведений центральное место занимают те, которые дают представление не только о правоохранительной деятельности в целом, но и о конкретных ее направлениях, а равно о построении соответствующих органов, их структуре, взаимосвязи, полномочиях и задачах.

Содержание работы

Введение .
Понятие и значение правоохраны……………………………… 3
1.Правоохранительные органы РФ - основные положения ….5
1.1. Понятие, основные черты и задачи правоохранительных
органов …………………………………………………………… 5
1.2. Функции правоохранительных органов ………………….. 9
1.3. Основные направления деятельности ……………………. 14
2. Судебная власть ……………………………………………… 17
3. Признаки и принципы правосудия ………………………… 26
Заключение …………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по правоохранительным органам2( lkz).doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Введение .

Понятие и значение правоохраны……………………………… 3

1.Правоохранительные  органы РФ - основные положения ….5

1.1. Понятие,  основные черты и задачи правоохранительных 

органов …………………………………………………………… 5

1.2. Функции правоохранительных органов ………………….. 9

1.3. Основные  направления деятельности ……………………. 14

2. Судебная власть  ……………………………………………… 17

3. Признаки и принципы  правосудия ………………………… 26

Заключение  ……………………………………………………… 31

Литература  ………………………………………………………. 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Правоохранительные  органы - одна из вводных дисциплин, дающая исходные сведения о правоохранительной деятельности. Предметом дисциплины являются сведения о государственных  органах, выполняющих правоохранительную деятельность, также о некоторых  негосударственных образованиях, призванных содействовать в такого рода деятельности. Среди этих сведений центральное место занимают те, которые дают представление не только о правоохранительной деятельности в целом, но и о конкретных ее направлениях, а равно о построении соответствующих органов, их структуре, взаимосвязи, полномочиях и задачах.

В данной работе предпринята попытка в рамках предмета данной дисциплины дать характеристику правоохранительным органам, судебной власти и правосудия. Поскольку целью  работы является обобщающая характеристика проблемы, отдельных глав, посвященных конкретным правоохранительным органам (милиция, налоговая полиция, прокуратура, адвокатура, иерархия судов и т. д.) не предусмотрено. Эти вопросы рассматриваются в комплексе.

Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы правоохранительных органов и организации судебной власти в РФ. Определение перечня правоохранительных органов в публикациях у разных авторов оказалось делом сложным, ввиду отсутствия исчерпывающих сведений  и должной структуризации учебного материала. Б.Т. Безлипкин в своем учебнике указал исчерпывающий перечень правоохранительных органов: органов прокуратуры, органы ФСБ, органы внутренних дел, органы налоговой полиции, таможенные органы, органы пограничной службы. ( всего 6 видов).

 Изложенное  побуждает нас к критическому  переосмыслению некоторых традиционных  положений теории правоохраны,  сформулированных в учебниках, и обращению к не утратившим актуальности научным разработкам ряда известных российских и иностранных ученных.

Так, определяя  соотношение государства и права, Г.Ф. Шеншеневич выделил две его  разновидности – историческое и  логическое соотношение. Он писал, что « исторически содержание некоторых норм предшествует государству …, но логически эти нормы стали правовыми только тогда и только потому, что создалось государство, обеспечивающее присущими ему силами их исполнение. Право есть функции государства, и потому логически оно немыслимо без государства и до государства». Поэтому государство предшествует праву и логически и исторически. Более того, только государство в состоянии установить правовые нормы. Вне государства нет и права. Реализация государства в праве осуществляется «двояким образом»: 1)государство устанавливает нормы права и 2).государство охраняет их против нарушений».

Таким образом, правоохранительным органом является только орган государства, специально уполномоченный на охрану права. Данный вывод также предполагается при анализе положений Федерального закона РФ « О системе государственной службы Российской Федерации» от 25 апреля 2003 года, в редакции от  17 октября 2003 года.

Иначе говоря « правоохранительную службу» вправе осуществлять только государственные органы. Для характеристики этой деятельности целесообразно использовать термин « правоохрана». Под правоохраной  следует понимать урегулированную правом деятельность управомоченных  органов государства по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общества и государства. В основу этого определения положены четыре существенных признака:

  • Правоохрана – это вид государственной  деятельности по обеспечению правового порядка;
  • Данный вид деятельности осуществляется управомоченными органами государства;
  • Принудительный характер деятельности по обеспечению правового порядка;
  • Обеспечение деятельности органов государства на основе обеспечения баланса интересов личности, общества и государства.

Для обеспечения  видов правоохраны образуются органы государства, которые именуются  правоохранительными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правоохранительные органы РФ - основные положения.

 

1.1. Понятие,  основные черты и задачи правоохранительных органов.

Конституция Российской Федерации исходит из того, что  Россия будет развиваться эволюционным путем на базе согласия всех основных слоев общества при полном и безусловном  соблюдении прав и свобод граждан, которые  названы в ней высшей ценностью, с возложением на государство обязанности их признания, соблюдения и защиты (ст. 2). Конституция устанавливает реальную защиту прав и свобод граждан. В ст. 45, с одной стороны, их защита объявляется обязанностью государства, с другой - каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенными законом. О государственной защите прав и свобод граждан говорится, по существу, в ст. 7, 37-48, 52, 53. 71 . 72, 114 Конституции. Самостоятельная защита прав и свобод дает, гражданину широкую возможность использовать в этих цепях свои конституционные права.

Принятие России в Совет Европы в 1996 г. создает  реальные дополнительные гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Следует иметь в виду, что в  ст. 15 Конституции Российской Федерации прямо записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Таким образом, признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация прав и свобод граждан. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.

В отечественной  литературе меры борьбы с преступностью  и иными правонарушениями было принято  делить на общие и специальные.

К общим мерам противодействия преступности и иным правонарушениям относились: повышение благосостояния населения, рост его культурного уровня, повышение образованности, иные меры социального характера.

К специальным мерам относились те из них, которые прямо и непосредственно воздействовали на преступность и иные правонарушения. Они связаны с деятельностью правоохранительных органов и иных организаций, принимающих участие в контроле над преступностью.

В принципе такой  подход, вероятно, является правильным. Но при этом, как нам представляется, недостаточно точно расставлены  акценты. Считалось, что общие меры социального предупреждения являются основными, решающим образом влияющими на правопослушность граждан. Что касается специальных мер, а это в основном деятельность правоохранительных органов, то они хотя и относились к мерам, которые прямо влияют на преступность и иные правонарушения, признавались не главными, а иногда и второстепенными. В том, как теперь очевидно, просматривается идеологический подход - стремление выдать желаемое за действительное, соответствующее идее ликвидации преступности и построения нового общества. По море ослабления тоталитарного режима росли преступность и иные правонарушения, которые заставили по-другому взглянуть на роль правоохранительных органов в противодействии этим явлениям.

Анализ мировой  практики показал, что роль правоохранительных органов и других государственных и общественных структур, непосредственно связанных с противодействием преступности и иным правонарушениям, гораздо более значительна, чем нами признавалось в прошлые годы. Более того, совершенно ясно, что чем выше уровень деятельности правоохранительных органов, тем выше возможность для предупреждения и пресечения преступлений, а также их раскрытия, тем больше возможности у государства для защиты прав и свобод граждан, восстановления нарушенных прав.

В законодательстве нет специально сформулированного  понятия “правоохранительные органы”. Оно сложилось на практике. Его  можно также встретить в различных  документах ненормативного характера. От понятия “правоохранительные  органы” необходимо отличать понятие “правоприменительные органы”, являющееся более широким. Применять право это значит действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан, государства и современного общества. Право применяют все юридические и физические лица. Но о правоприменительных органах речь идет лишь тогда, когда право применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы - это только часть правоприменительных.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Деятельность  правоохранительных органов характеризуется  специфическими чертами, реализация которых  призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся:

- начало деятельности  правоохранительных органов в  каждом случае должно иметь  повод - сообщение о совершении  преступления или иного правонарушения  либо необходимость предупредить  преступление или другое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;

- правоохранительные  органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;

- правоохранительную  деятельность могут осуществлять  только лица, состоящие на службе  в правоохранительных органах,  имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;

- решения правоохранительных  органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;

- законные и  обоснованные решения, принятые  правоохранительными органами, подлежат  выполнению любыми должностными  лицами и гражданами. Невыполнение  их влечет для правонарушителей  дополнительные санкции;

- все связанные  с преступлениями и иными правонарушениями  решения правоохранительных органов,  которые существенно влияют на  права и свободы граждан либо  затрагивают интересы государства,  государственных, общественных или  частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.

Когда речь идет о преступлениях, правоохранительные органы, на которые законом возложено расследование уголовных дел или их судебное разбирательство, часто называют органами уголовной юстиции. Это вполне правомерно. К уголовной юстиции относятся вое органы, которые в полной мере или частично осуществляют свою деятельность в связи с преступностью. Не относятся к уголовной юстиции те правоохранительные органы, к компетенции которых отнесено реагирование на гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения.

 

1.2. Функции  правоохранительных органов.

Известно, что многие государства, например США, Англия, Франция, придерживаются принципа разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной. Суть такого принципа состоит в независимости этих властей друг от друга, обеспеченной системой “противовесов” и процедур, которые повышают их ответственность, максимально сокращают возможность злоупотребления властью. Представляется, что правоохранительные органы и их деятельность следует оценивать с позиции существа названного принципа. При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод. Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций:

Информация о работе Правоохранительные органы