Правовая природа амнистии и помилования: понятие и история

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

В системе существующих в российском законодательстве различных видов освобождения от ответственности и наказания, смягчения положения лиц, совершивших преступления, значатся амнистия и помилование. Сущность их заключается в смягчении наказания, полном или частичном освобождении от ответственности и наказания определенных категорий лиц, совершивших правонарушения.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.63 Кб (Скачать файл)

Этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование осуществляется путем издания Указа Президента РФ на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. В свою очередь комиссии субъектов РФ осуществляют общественный контроль за исполнением этих указов, а также за условиями содержания осужденных.

Закон не ограничивает право  Президента РФ на осуществление помилования ни кругом лиц, ни тяжестью преступлений. Однако, вышеуказанное положение содержит перечень лиц, в отношении которых помилование, как правило, не применяется: лица, совершившие умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока при условном осуждении; злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшиеся условно-досрочно, по амнистии или актом помилования; лица, которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Согласно установленному Указом порядку осужденный обращается с ходатайством о помиловании  к Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи, и не позднее чем через 20 дней со дня его подачи направляется в территориальный орган уголовно-исполнительной системы вместе с прилагающимися документами, копией приговора, справкой о состоянии здоровья осужденного, характеристикой осужденного и др. Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании  в виде снятия судимости направляется самим заявителем в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства.

Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 7 дней со дня получения ходатайства  представляет его в комиссию, а  также информирует о ходатайстве  Федеральную службу исполнения наказаний.

Федеральная служба исполнения наказаний ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента РФ сведения о таких ходатайствах, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии.

Администрация Президента РФ не реже одного раза в квартал представляет Президенту РФ обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.

Комиссия не позднее чем  через 30 дней со дня получения ходатайства  о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного  высшему должностному лицу субъекта РФ руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта РФ руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в п. 5 Положения.

Окончательное решение вопроса  о помиловании и его характере  принимает Президент РФ. Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в МВД России, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии. В этом случае повторное обращение осужденного рассматривается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, существенных для применения акта помилования.

 

 

 

 

4 Проблемы совершенствования  институтов амнистии и 

помилования. 

Особого внимания требует  вопрос о помиловании при осуждении  к высшей мере наказания. Все дела, по которым вынесен смертный приговор, направляются в Комиссию по вопросам помилования, созданную при Президенте Российской Федерации, для решения вопроса о возможности применения к осужденному помилования. По этому поводу некоторыми учеными высказано мнение, что раз человек обладает правом на жизнь, то он должен обладать и правом на смерть, и навязывать ему помилование не следует: "Основанием для рассмотрения вопроса о помиловании в обязательном порядке должна быть просьба осужденного", - полагает он11. Однако с этим мнением трудно согласиться хотя бы потому, что действующим законодательством предусмотрена возможность заявления ходатайства о помиловании не только самим осужденным, но и его близким, защитником, общественными или государственными организациями. Кроме того, не все осужденные к смертной казни способны самостоятельно изложить свою просьбу о помиловании. Надломленное душевное состояние осужденного к высшей мере наказания, ожидание близкой смерти и иные субъективные и объективные обстоятельства могут помешать ему в заявлении ходатайства о помиловании. Наконец, безусловное основание для рассмотрения вопроса о возможности помилования осужденного к смертной казни расширяет права человека, и ограничивать их было бы антигуманно.

Действующим законодательством  помилование рассматривается как  безусловное основание освобождения от уголовной ответственности и  наказания или его смягчения. В то же время в практике нередки случаи рецидива среди помилованных, и это наводит на мысль о целесообразности введения условного помилования. В проектах УК РФ предлагалось ввести институт условного помилования, но в дальнейшем это предложение не нашло поддержки12. Поэтому действующий Уголовный кодекс РФ не имеет этой нормы.

Условное помилование  следует ввести в Уголовный кодекс РФ по аналогии с институтом условного осуждения. Если в течение определенного испытательного срока условно помилованный не совершит нового, обязательно умышленного, преступления и примерным поведением и честным отношением к труду оправдает оказанное ему доверие, то он считается помилованным. В тех случаях, когда ему сокращен срок наказания или смертная казнь заменена лишением свободы и он продолжает отбывать наказание в местах лишения свободы, контроль за его поведением осуществляет администрация ИТУ.

При освобождении условно  помилованного из мест лишения свободы  контроль за его поведением осуществляется органами внутренних дел. Испытательный срок при этом может назначаться в зависимости от личности правонарушителя и тяжести совершенного им преступления на срок от одного года до пяти лет и не подлежать сокращению.

Право установления испытательного срока при условном помиловании  должно принадлежать, как и право  помилования в целом, Президенту страны.

При систематических злостных правонарушениях в течение испытательного срока, повлекших применение мер административного взыскания или общественного воздействия, либо при совершении им нового умышленного преступления условное помилование может быть отменено решением Президента по соответствующему представлению Комиссии по вопросам помилования.

Думается, что введение института  условного помилования будет  способствовать исправлению виновного и сокращению рецидивной преступности.

Затронутые вопросы, не решенные действующим законодательством, следовало  бы разрешить в законе об амнистии и помиловании. На мой взгляд, оба  эти института должны регулироваться одним законом. Это обусловливается единой мотивацией их применения, тем, что и амнистия, и помилование являются актами государственного прощения лиц, совершивших правонарушения. Издание единого закона об амнистии и помиловании обусловливается также их отдаленностью от обычных юрисдикционных функций. Из всех оснований освобождения от ответственности и наказания, предусмотренных нормами права, например, от условно-досрочного освобождения, Конституцией Российской Федерации предусмотрено освобождение от ответственности и наказания только в связи с актами амнистии и помилования. Они принимаются не судом, а специальными уполномоченными на то органами или должностными лицами. Различия, существующие между амнистией и помилованием, которые очевидны и в практике их применения, могут быть предусмотрены в этом законе.

Принятие закона об амнистии и помиловании позволит не только раскрыть их юридическую сущность, но и будет активно способствовать стабилизации практики их применения, совершенствованию российского законодательства.

 

                                

 

 

 

   Заключение

В настоящее время, когда  в общественных науках, в том числе  и в юридической, получила признание  идея приоритета общечеловеческих ценностей, исследование уголовно-правовых отношений приобретает особое значение. В данный момент можно с уверенностью сказать, что взаимоотношения между преступником и государством строятся на основе закона.

Реализация задачи охраны интересов личности, общества или  государства от преступных посягательств, предполагает применение судом к лицам, виновным в их совершении, предусмотренных законом наказаний. Однако могут сложиться такие условия, при которых не требуется, чтобы виновное лицо претерпело возложение мер уголовной ответственности в том числе и наказания. Кроме того, дает о себе знать потребность проявить в определенных случаях известную снисходительность к лицам, нарушившим уголовно – правовой запрет и, руководствуясь принципом гуманизма, предусмотреть в Уголовном кодексе возможность освобождения виновных не только от наказания, но и в целом от уголовной ответственности.

Амнистия объявляется  Государственной Думой РФ в отношении  индивидуально не определенного круга лиц. Акты амнистии могут распространяться, например, на женщин, несовершеннолетних, лиц старше определенного возраста и т.д., не обозначенных персонально . В отличие от акта амнистии помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица. Согласно Конституции РФ, помилование осуществляет Президент РФ. Акт помилования применяется лишь к лицу, осужденному за преступление. Акт помилования может влечь для такого лица уголовно-правовые последствия.

Наряду с этим, изучение законодательных и подзаконных  нормативных правовых актов в  сфере применения помилования и  амнистии указали на ряд пробелом, допущенных законодателем.

Тем самым, наиболее оптимальным  направлением совершенствования правового  регулирования амнистии и помилования  осужденных является внесение изменений  и дополнений в уголовное и  уголовно-исполнительное законодательство в соответствии с их предметами правового  регулирования.

 

1 И.Л. Марогулова. Законодательные проблемы амнистии и помилования // Журнал российского права. 1998. N 1. С. 40.

2 «Российская газета», № 84, 21.04.2010.

 

3 Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 7.

4 Ендольцева А.В. Институт освобождения от уголовной ответственности: проблемы и пути их решения: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. С. 148.

5 «Парламентская газета», N 158, 23.09.2006.

6 «Парламентская газета», N 158, 23.09.2006.

 

7 «Российская газета», N 248, от 27.12.1997.

8 Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1990. N 8. С. 4.

9 «Российская газета», N 39, 26.02.1994.

10 «Российская газета», № 255, 30.12.2001.

11 Голик Ю.В. Помилование как способ стимулирования позитивного поведения // Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (теоретические и практические аспекты реализации): Материалы Всероссийской научно-практической конференции (24-25 октября 2002 г., г. Брянск). – Брянск, 2002. С. 51.

12 Проект Уголовного кодекса Российской Федерации. // Юридический вестник. – 1994. - № 9; 1995. - № 7-8.


Информация о работе Правовая природа амнистии и помилования: понятие и история