Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:34, курсовая работа
В системе существующих в российском законодательстве различных видов освобождения от ответственности и наказания, смягчения положения лиц, совершивших преступления, значатся амнистия и помилование. Сущность их заключается в смягчении наказания, полном или частичном освобождении от ответственности и наказания определенных категорий лиц, совершивших правонарушения.
В системе существующих в российском законодательстве различных видов освобождения от ответственности и наказания, смягчения положения лиц, совершивших преступления, значатся амнистия и помилование. Сущность их заключается в смягчении наказания, полном или частичном освобождении от ответственности и наказания определенных категорий лиц, совершивших правонарушения.
В данной работе подробно
будут рассмотрены
Актуальность данной темы заключается в том, что освобождение от уголовной ответственности по амнистии или помилованию является положительным моментом в формировании правового государства и в демократизации общества.
В свою очередь существуют и некоторые проблемы связанные с применением этих институтов. На данный момент не существует единого закона регулирующего данные проблемы.
Амнистия и помилование, выступая в качестве уголовно-правовых институтов, представляют собой важную политическую, организационную, правоприменительную проблему. При всем развитии, которое прошло человечество в целом и Россия в частности, идеологическая составляющая амнистии и помилования осталась и на сегодняшний день. Институты амнистии и помилования, в особенности с надлежащей практикой их применения, могут способствовать повышению авторитета главы государства, демонстрируя его принципиальность и государственный прагматизм, с одной стороны, человеколюбие и милосердие, с другой. Но они могут и дискредитировать его, а заодно и власть, которую он представляет.
Одним из эффективных средств устранения противоречий в сфере применения права и особенно уголовного права, является амнистия. Этот институт был хорошо известен уже в античный период. Древние греки использовали термин амнистия для обозначения разного рода действий, предпринимаемых властями в целях достижения примирения в обществе после окончания разного рода внутренних и внешних конфликтов. Эти действия прощения включали в себя отказ властных структур от имущественных претензий к гражданам, прекращение уголовного судопроизводства, полное или частичное освобождение от уголовного наказания по уже состоявшимся судебным решениям. В последующем суть амнистии мало изменялась. Стабильными остаются и поводы для принятия решений об объявлении амнистии. Таковыми в основном являются важные события в государственной и общественной жизни, юбилейные даты.
Правильное и полное решение уголовно-правовых вопросов, касающихся амнистии во многом связано с уяснением содержания этого понятия и его основных составляющих. Прежде всего, следует иметь в виду многоплановость, междисциплинарный характер института амнистии, который является комплексом взаимообусловленных государственно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных и уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с принятием высшим законодательным органом страны решения о прекращении или ограничении в строго определенных пределах применения уголовного закона к некоторым категориям граждан.
Институтам амнистии, помилования, судимости в Уголовном кодексе РФ впервые посвящены отдельные статьи, которые объединены в главе 13.
Амнистия - это акт верховного органа государственной власти, освобождающий определенную категорию лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности и наказания, смягчающий назначенное наказание либо снимающий с осужденных судимость.
Однако содержание понятия амнистии не исчерпывается только нормами уголовного права - это комплексный, межотраслевой институт, который включает также нормы конституционного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального права.
Статья 103 Конституции РФ объявление амнистии относит к ведению Государственной Думы Федерального Собрания. Отдельными учеными правоведами высказывается мнение, что Конституция тем самым несколько принижает значимость амнистии1. Думается, указанное соображение заслуживает внимания, так как амнистия, особенно в современной социально-политической обстановке, способна оказать серьезное воздействие на развитие общества в целом. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ вопросы амнистии, равно как и помилования, находятся в ведении Российской Федерации. Таким образом, органами государственной власти субъектов Российской Федерации акты об амнистии приниматься не могут.
Амнистия является одним из средств реализации принципа гуманизма уголовно-правовой политики и уголовного законодательства Российской Федерации. Как правило, акты об амнистии принимаются в связи с какими-либо знаменательными событиями в жизни страны. К примеру, 16 апреля 2010 года было принято постановление Государственной Думы Федерального Собрания «Об объявлении амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов»2.
Акт об амнистии не устраняет преступности и наказуемости предусмотренных им деяний. В этом одно из его принципиальных отличий от уголовного закона, которым деяние декриминализируется, т.е. исключается из числа уголовно наказуемых деяний. Акт об амнистии освобождает от уголовной ответственности и наказания либо смягчает наказания только в отношении определенной категории лиц, совершивших преступные деяния до издания этого акта, но не распространяется на деяния, совершенные после его издания. Другими словами: акт об амнистии - это единовременный акт, не имеющий юридической силы в отношении действий, которые будут совершены в будущем. Даже в тех случаях, когда акт об амнистии применяется спустя длительное время после принятия, он распространяет свое действие только на деяния, совершенные до его издания.
По сути дела термины «амнистия» от греческого «amnёstia» - забвение, прощение и «помилование» тождественны. Естественно, что русское дореволюционное уголовное право использовало только понятие «помилование», включая в его содержание и то, что в более позднее время стало именоваться «амнистией». При этом с самого начала помилование существовало как комплексный институт, который регламентировался нормами не только уголовного, но и других отраслей права государственного и процессуального.
В соответствии со ст. 72 Уголовного уложения 1903 года устанавливалось, что «помилование и прощение не зависит от суда.Оно непосредственно исходит от Верховной Самодержавной Власти и может быть лишь действием Монаршего Милосердия». При этом в первую очередь помилование применялось в отношении лиц, уже осужденных по конкретным уголовным делам. Однако наряду с этим широко применялась практика прощения самодержавной властью лиц, совершивших преступления, особыми «всемилостивейшими манифестами». На Руси традиционно помилование проводилось по поводу восшествия на престол, в случае болезни царя и членов его семьи, в помин души, а позднее – по поводу важных военных побед, заключения мира.
В советский период российской истории
право помилования в
После Октябрьской революции термин «амнистия» вместо «помилование» стал постоянно использоваться в официальных документах. Взгляд на помилование как вид амнистии существовал довольно долго. В 80-х годах давалось такое определение: «Амнистия может быть общей... или частичной, то есть относящейся к отдельным лицам, помилование»3.
В соответствии со ст. 50 Конституции РФ о помиловании может просить каждый осужденный, то есть лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда. С таким ходатайством может обратиться сам осужденный, его родственники или близкие, общественные организации или администрация соответствующего учреждения, где лицо отбывает назначенную ему судом меру наказания. Отказ в помиловании обжалованию в судебном порядке не подлежит.
Так же как амнистия, помилование является смешанным видом освобождения от уголовной ответственности и наказания. Однако, ч. 2 ст. 85 УК предпринимает попытку сузить круг: «Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость». Тем самым устанавливается, что с помощью акта помилования лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности. Невозможно освободить от наказания и в момент вынесения приговора. Таким образом, помилование трансформируется из смешанного вида в разновидность освобождения от отбытия дальнейшего наказания.
Существует мнение, что подобное
сужение сферы действия помилования и тем самым
Помилование – прерогатива Президента Российской Федерации, который может применить любой вид освобождения на любой стадии уголовного процесса и по любому уголовному делу.
В соответствии с уголовным законом – право помилования принадлежит только Президенту РФ (ст. 89 Конституции РФ). Решение Президента оформляется указом, направленным в адрес соответствующего осужденного, в отношении которого поступило ходатайство
Актом помилования Президент РФ может:
Амнистия и помилование представляют собой две разновидности актов, аннулирующих юридические последствия совершенного преступления, которые принимаются во внесудебном порядке - органами законодательной и исполнительной власти.
Они являются близкими по своей гуманной сущности институтами уголовного права. На это указывает история их развития, которая показывает, что на протяжении большей части времени акты прощения лиц, совершивших преступления, верховной властью охватывались понятием «помилование». По большому счету амнистия и помилование являются разновидностью юридически оформленного права прощения преступника, реализуемого от имени общества высшими органами государственной власти.
Очевидно также их общее сходство с основаниями освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания. Все они применяются в тех случаях, когда реализация задач, стоящих перед уголовным законодательством посредством применения уголовной ответственности, становится не целесообразной, в силу малой эффективности либо иных обстоятельств.
В то же время имеются и существенные различия, определившие их обособление от иных оснований освобождения от уголовной ответственности, от уголовного наказания и друг от друга.
Амнистия и помилование различаются по юридической природе и друг от друга. Если согласно акту амнистии возможно освобождение, как от уголовной ответственности, так и от наказания, то при помиловании только от уголовного наказания. Отличие состоит также в других правовых последствиях, которые влекут амнистия и помилование.
Согласно ч. 2 ст. 84 Уголовного кодекса РФ актом об амнистии могут быть предусмотрены такие правовые последствия, как освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания, сокращение назначенного наказания, замена назначенного наказания более мягким видом, освобождение от дополнительного наказания и снятие судимости.
Относительно помилования, ч. 2 ст. 85 Уголовного кодекса РФ предусматривает следующие правовые последствия: освобождение от дальнейшего отбывания наказания, сокращение назначенного наказания, замена назначенного наказания более мягким видом, как вид замена смертной казни пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет, предусмотренная ч. 3 ст. 59 Уголовного кодекса РФ, и снятие судимости.
Если амнистия предполагает возможность освобождения со стадии предварительного расследования до снятия и погашения судимости, то помилование возможно, лишь после вынесения приговора.
Освобождение от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии отличается от помилования тем, что такое решение применяется в отношении определенной категории лиц, указанных в данном акте, если в отношении их к моменту вступления в законную силу акта об амнистии уголовная ответственность не была реализована. При этом прекращение уголовных дел осуществляется в отношении данных лиц, если преступление ими совершено до момента вступления акта об амнистии в законную силу.
Существенно, что акт амнистии в отличие от акта помилования носит нормативный характер, т.к. рассчитан на неоднократное применение и по своей юридической силе сравним с законом, хотя оформляется в виде постановления.
Юридическая природа институтов амнистии и помилования столь неординарна и в некотором роде «чужда» уголовному праву, что некоторыми авторами высказываются сомнения в целесообразности их существования4. По данному поводу хотелось бы отметить, что, несмотря на отдельные недостатки, существование рассматриваемых институтов вполне обоснованно, а наличие недостатков является лишь основанием для совершенствования правового регулирования данных институтов. Например, в целях предупреждения появления актов амнистии, явно противоречащих направлениям уголовно-правовой политики, можно предусмотреть обязательность проведения соответствующей криминологической экспертизы либо обязательное подтверждение легитимности постановления об амнистии.
В соответствии с ч. 2 ст. 84 Уголовного кодекса РФ акты об амнистии могут предусматривать: 1. освобождение от уголовной ответственности; 2. освобождение от наказания; 3. сокращение назначенного приговором суда наказания; 4. замену назначенного судом наказания более мягким видом наказания; 5. освобождение от дополнительного наказания; 6. снятие судимости.
Информация о работе Правовая природа амнистии и помилования: понятие и история