Правовая регламентация мер безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ правовых аспектов, касающихся мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и других лиц.
Для достижения указанной цели встает необходимость рассмотрения следующих вопросов:
1. Правовая регламентация мер безопасности
2. Поводы и основания применения мер безопасности

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. Правовая регламентация мер безопасности
2. Поводы и основания применения мер безопасности
3. Виды мер безопасности и процессуальный порядок их применения и отмены
5
11

13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
22

Файлы: 1 файл

Курсач_АкУпрПР_Меры по обеспечению безопасности участников УП.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

Для применения мер безопасности необходимы определенные условия — поводы и основания.

Поводами к применению мер безопасности являются [9. с. 63]:

1) заявление участников уголовного процесса о необходимости принятия мер безопасности. Ими могут быть свидетели, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики, их представители и другие участники уголовного процесса. Узнав о реальной угрозе убийством, применения насилия и других угрозах, названные участники обращаются с заявлением в орган, ведущий уголовный процесс, с просьбой принять меры по обеспечению безопасности этих участников и их имущества;

  1. непосредственное обнаружение органом уголовного пре 
    следования сведений, указывающих на наличие оснований для принятия мер безопасности. Эти органы без чьего-либо сообщения или заявления в процессе производства по уголовному делу обнаруживают сведения, указывающие на наличие угроз в адрес участников уголовного процесса;
  2. заявления граждан, не являющихся участниками уголовного процесса, об обстоятельствах, указывающих на наличие оснований для принятия мер безопасности к участнику уголовного процесса. Их могут подать члены семьи участника уголовного процесса, его близкие родственники, соседи, знакомые, которым стало известно об угрозе в отношении данного участника. Этот 
    участник мог знать об угрозе в его адрес, но из-за боязни не заявлял о ней в орган, ведущий уголовный процесс. Кроме того, участник уголовного процесса мог и не знать о готовящейся в отношении его угрозе;

4) иная информация, которая стала известна органу, ведущему уголовный процесс, указывающая на наличие оснований для принятия мер безопасности. Такие сведения могут быть получены в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, в анонимных заявлениях, сообщениях и т.д.

Однако одних поводов для применения мер безопасности недостаточно. Необходимо, чтобы были также основания, под которыми закон понимает наличие достаточных данных, указывающих на реальную угрозу убийством, применение насилия, уничтожение или повреждение имущества, а также осуществление других противоправных действий в отношении участника уголовного процесса, членов его семьи, близких родственников, а также их имущества.

По мнению Борико С.В., разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного процесса, их близких родственников и членов их семей либо иных лиц, которых они обоснованно считают близкими, а также в отношении их имущества, должно влечь ответственность, установленную законодательством [9, с. 64].

 

 

 

3. Виды мер безопасности  и процессуальный порядок их  применения и отмены

 

Меры по обеспечению безопасности обусловлены тем, что за последние годы резко возросла численность тяжких и особо тяжких преступлений. Активизировалась организованная преступность. Члены организованных преступных групп препятствуют установлению истины по уголовным делам путем запугивания и угроз в адрес свидетелей, потерпевших и других участников уголовного процесса. По мнению О.А. Зайцева, около 30% свидетелей, дающих ложные показания, вынуждены поступать так из-за оказываемого на них противоправного воздействия [9, с. 65].

Согласно статье 66 УПК существуют процессуальные и иные меры безопасности.

К процессуальным мерам безопасности относятся [9,Ю с. 66]:

1) неразглашение сведений о личности, которое состоит в изменении фамилии, имени, отчества, других анкетных данных, а также сведений о месте жительства и работы (учебы) в заявлениях и сообщениях о преступлениях, материалах проверок, протоколах следственных и судебных действий, а также других документах органов, ведущих уголовный процесс, путем замены этих данных иными.

В целях неразглашения сведений о личности подлинные данные, образец подписи, который будет использоваться в документах защищаемого лица, и постановление о применении данной меры безопасности незамедлительно направляются органом предварительного расследования прокурору, который хранит их по правилам секретного делопроизводства.

Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает эффективные меры безопасности защищаемых лиц при их участии в следственных шествиях. Например, допрос в судебном заседании может осуществляться вне визуальной видимости других лиц, в том числе находящихся в зале судебного заседания. Могут применяться также меры, обеспечивающие неузнаваемость защищаемого лица. Подобные меры могут осуществляться и в ходе предварительного расследования. О производстве таких действий необходимо делать отметку в протоколе следственного действия или судебного заседания;

2) освобождение от явки в судебное заседание потерпевшего, 
гражданского истца, их представителей, свидетеля, эксперта, когда этого требуют интересы обеспечения их безопасности или безопасности членов их семей, близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими, а также имущества, если другими мерами обеспечить безопасность не представляется возможным. В этом случае их показания, данные на предварительном расследовании, воспроизводятся: с соблюдением мер, обеспечивающих их неузнаваемость. Причем .допрос защищаемого лица может быть произведен при нахождении его вне зала судебного заседания с использованием видеотехнических средств, обеспечивающих его неузнаваемость;

3) закрытое судебное заседание допускается лишь в интересах обеспечения охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны, а также по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста, по делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство, и в случае, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников уголовного процесса, а также членов их семей 
или близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими.

Таким образом, Уголовно-процессуальный кодекс предусмотрел надлежащие гарантии защиты участника уголовного процесса ходе судебного разбирательства.

Кроме процессуальных в Уголовно-процессуальном кодексе предусмотрены иные меры безопасности [15, с. 88]:

  1. использование технических средств контроля;
  2. прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи, и иных переговоров.

Эти меры безопасности применяются лишь при наличии явной угрозы жизни, здоровью, имуществу защищаемого лица по его заявлению или с его письменного согласия в соответствии со статьей 214 УПК;

  1. личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица. Осуществляется органами внутренних дел и государственной безопасности. Основанием для осуществления охраны этими органами является постановление (определение) органа, ведущего уголовный процесс;
  2. изменение паспортных данных и замена документов. Осуществляются только с согласия защищаемого лица. Для этого орган, ведущий уголовный процесс, выносит постановление (определение). Эти меры осуществляют паспортные аппараты органов внутренних дел;
  3. запрет на выдачу сведений и их разглашение возлагается на органы, ведущие уголовный процесс, и должностных лиц, обеспечивающих применение этих мер безопасности. Они сами не вправе разглашать сведения о личности защищаемого лица. Кроме того, названные органы, ведущие уголовный процесс, и должностные лица обязаны принять меры, чтобы из информационно-справочных фондов правоохранительных органов, а также предприятий, учреждений, организаций и объединений не выдавались сведения о защищаемых лицах.  С этой целью они направляют в указанные органы соответствующие постановления, которые являются обязательными для исполнения.

Следует помнить, что перечисленные меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса, членов их семей, близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими, а также их имущества составляют служебную тайну. Поэтому должностные лица органа, ведущего уголовный процесс, и органа, обеспечивающего применение мер безопасности виновных в разглашении сведений о защищаемых лицах, несут ответственность согласно законодательству Республики Беларусь. Это связано с тем, что разглашение таких сведений может стать причиной противоправных действий в отношении участников уголовного процесса.

При наличии поводов и оснований для применения мер безопасности орган, ведущий уголовных процесс, в течение суток выносит мотивированное постановление (определение), которое незамедлительно направляет для исполнения в орган внутренних дел или государственной безопасности по месту жительства, работы или учебы защищаемого лица. Об этом, в необходимых случаях, уведомляется защищаемое лицо. Если в поступившей информации отсутствуют основания для применения мер безопасности, и» выносится постановление об отказе в применении этих мер.

Получив постановление (определение) о принятии мер безопасности, государственный орган, которому поручено осуществление таких мер, незамедлительно устанавливает перечень необходимых для защиты лица или его имущества мер и приступает к их реализации. О принятых мерах в течение суток извещается орган, вынесший решение о реализации мер безопасности.

Следует помнить, что в отношении защищаемого лица меры безопасности могут применяться как в отдельности, так и в допустимой совокупности. Это решает орган, устанавливающий меры безопасности, т.е. орган внутренних дел или государственной безопасности [15, с. 90].

Меры безопасности отменяются в двух случаях: когда отпали поводы и основания их применения; в случае нарушения защищаемым лицом условий осуществления этих мер.

Об отмене мер безопасности органом, ведущим уголовный процесс, выносится мотивированное постановление (определение), Которое направляется органу, осуществляющему меры безопасности, для исполнения.

Согласно статье 74 УПК после вступления приговора (определения, постановления) в законную силу отмена мер безопасности производится по решению начальника органа внутренних дел или государственной безопасности по месту нахождения защищаемого лица. О принятом решении обязательно уведомляется орган, принявший решение о применении мер безопасности, а также защищаемое лицо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, изучив правовые аспекты, касающиеся мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и других лиц, можно сделать следующие выводы и рекомендации.

1. Идея правового государства предполагает создание надлежащих гарантий безопасности личности в сфере борьбы с преступностью, в том числе лиц, содействующих уголовному правосудию.

2. Новый УПК Республики  Беларусь, безусловно, является крупным  вкладом в решение проблемы безопасности лиц, содействующих решению задач уголовного судопроизводства.

3. Законодатель в разрешении  дилеммы приоритета прав (на защиту  или на безопасность) занял достаточно  взвешенную и сбалансированную  позицию, указав в ст. 193 ч. 8 УПК  Республики Беларусь, что при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего,  его представителя, свидетеля, членов семей, близких родственников и иных лиц,  которых  они  обоснованно   считают   близкими,   следователь, дознаватель  вправе  в  протоколе следственного действия,  в котором участвуют потерпевший,  его представитель,  свидетель,  не приводить данные  об  их  личности. 

4. Уголовно-процессуальные меры (проведение опознания без визуального наблюдения опознаваемым опознающего и др.) и проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности потерпевшего и его близких, не дадут положительного результата при несоблюдении мер безопасности самим потерпевшим от преступлений, совершенных организованными группами лиц. Следовательно, необходимо разрабатывать программы безопасного поведения потерпевших, которые, на наш взгляд, должны охватывать комплекс рекомендаций, обязательных для выполнения потерпевшим и его близкими на период расследования уголовного дела и судебного разбирательства, в целях предотвращения воздействия на потерпевшего со стороны заинтересованных лиц и обеспечения безопасности при выявлении таких фактов.

При составлении программ безопасного поведения потерпевшего необходимо принимать во внимание следственную ситуацию на конкретный период расследования уголовного дела: известны ли лица, совершившие преступление, задержаны ли лица, подозреваемые в совершении преступления, все ли участники преступления выявлены и задержаны.

Программа безопасного поведения потерпевшего может состоять из двух этапов. Выделение этапов в программе защиты потерпевшего ставится в зависимость от цели, стоящей перед органом, расследующим уголовное дело. Первая цель программы - это предотвращение воздействия на потерпевшего от преступлений, совершенных организованными группами лиц со стороны заинтересованных лиц. Вторая цель - это обеспечение безопасности потерпевшего и безопасности членов его семьи при наличии угрозы воздействия со стороны заинтересованных лиц и при выявлении фактов такого воздействия.

На уровне потерпевшего и членов его семьи должны соблюдаться следующие условия: неразглашение данных предварительного следствия, в том числе тех, которые стали известны потерпевшему в процессе расследования уголовного дела; незамедлительное сообщение следователю обо всех фактах оказания давления со стороны заинтересованных лиц, а также о попытках встретиться с потерпевшим, его близкими, о месте и времени назначаемых встреч; избежание общения с обвиняемым, его сторонниками, уклонение от действий, провоцирующих конфликты при возможном общении с подозреваемыми, обвиняемыми, их родственниками, знакомыми, а также с адвокатами обвиняемого (подозреваемого); предложение потерпевшему сменить место жительства (при наличии такой возможности), временно оставить место работы (взять очередной отпуск, отпуск за свой счет и т.д.); приобретение средств индивидуальной защиты (газовые баллончики и т.д.); оставление автомашин на охраняемых автостоянках или в иных местах, затрудняющих доступ к автотранспортному средству посторонних лиц; информирование следователя обо всех продолжительных поездках, особенно вне населенного пункта на длительные сроки; составление безопасного, насколько это возможно, маршрута передвижения к месту работы, обучения и т.д.; разъяснение правил безопасного поведения детям, усиленный контроль за ними; фиксация всех сомнительных телефонных звонков (кто звонил, особенности речи, время звонка), сообщение с другого телефона на АТС с просьбой зафиксировать номер звонившего абонента, информирование о данных фактах следователя.

Информация о работе Правовая регламентация мер безопасности