Правовая система Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Современная правовая система Франции в своих основных чертах сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799-1814 гг.). Важнейшими документами этой эпохи, предопределившими становление и дальнейшее развитие правовой системы Франции, являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г., ряд конституционных актов периода Революции и кодификация важнейших отраслей права - 5 кодексов, подготовленных под наблюдением, а иногда и при непосредственном участии Наполеона: Гражданский кодекс 1804 г., Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. и Уголовный кодекс 1810 г.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………3

1.Обшая характеристика правовой системы Франции………………….…….4

2.Гражданские и смежные с ним отрасли права………………………….........6

3.Уголовное право………………………………………………………………14

4. Судебная система Франции………………………………………………….20

Заключение………………………………………………………………………23

Список литературы……………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

В самостоятельную отрасль правового регулирования превратилось законодательство о труде и социальном обеспечении. Отдельные акты в этой области издавались еще в XIX в., а первый Кодекс о труде и социальном обеспечении был принят в 1910 г. Значительные успехи были достигнуты французскими трудящимися при Правительстве Народного фронта в 1936 г., а затем непосредственно после Второй мировой войны, когда в преамбулу Конституции 1946 г. были включены нормы, провозглашающие право на труд, создание профсоюзов, забастовку, участие работников в коллективном определении условий труда и др. В этой же преамбуле провозглашались гарантии социального обеспечения для детей, матерей и престарелых, на случай болезни, инвалидности и безработицы.

На данной правовой базе французским трудящимся удалось добиться издания многочисленных актов в области правового регулирования труда и социального обеспечения. Принятие более благоприятных для них законодательных актов осуществлялось чаще всего в периоды, когда у власти во Франции находилось правительство левых сил, в особенности после парламентских и президентских выборов 1981 г.

В 1973 г. был издан действующий ныне Кодекс законов о труде. Он состоит из 9 книг, каждая из которых регулирует важный самостоятельный институт трудового права: трудовой договор, коллективный договор, заработную плату, профсоюзы, трудовые конфликты и др. В 1981-1982 гг. многие его положения были изложены в новой редакции. При этом были существенно расширены права профсоюзов на предприятиях. Отныне предприниматели должны советоваться с делегатами персонала и комитетами предприятий относительно целесообразности повышения цен на продукцию и по многим другим вопросам. В 1982 г. установлена действующая сейчас процедура урегулирования конфликтов, возникающих в связи с заключением и выполнением трудовых договоров. Контроль за разрешением этих конфликтов возложен на Национальную комиссию по трудовым договорам.

Система социального обеспечения во Франции постоянно совершенствуется, охватывая все более широкие категории граждан. Эта система финансируется, главным образом, за счет взносов предпринимателей и работников, определяемых в процентах от фонда заработной платы, а также за счет дотаций со стороны государства. Действующий Кодекс социального обеспечения 1956 г. определяет общие условия формирования фондов и выплаты пенсий и пособий по старости, при трудовом увечье и профессиональной болезни, по случаю потери кормильца, по болезни работника, по беременности и родам, по случаю смерти близкого, а также "семейных пособий", выплачиваемых в процентах к заработной плате на детей в зависимости от их количества (ныне они регулируются Законом о пособиях на детей 1986 г.). Законодательно закреплен принцип, согласно которому размеры пенсий автоматически регулируются каждое полугодие с учетом средней национальной заработной платы.

Закрепленный в Кодексе социального страхования 1956 г. возраст выхода на пенсию по старости в 65 лет был снижен Ордонансом 1982 г. и составляет теперь 60 лет - одинаково для мужчин и для женщин, при наличии стажа выплаты страховых взносов в 37,5 лет. При этом наряду с основными предусмотрены и дополнительные пенсии, выплачиваемые целиком за счет предпринимателей. В 1983 г. в рамках начавшейся широкой реформы в области социального страхования был заключен договор об изменении системы дополнительных пенсий между Всеобщей конфедерацией владельцев небольших и средних предприятий и другими объединениями предпринимателей, с одной стороны, и Всеобщей конфедерацией труда и другими объединениями трудящихся - с другой.

В 1970 г. во Франции принята государственная программа по охране окружающей среды, направленная прежде всего на защиту лесов, флоры и фауны, а также проведены иные общегосударственные мероприятия. В их основе лежит экологическая налоговая политика, построенная по принципу "загрязнитель платит". В 1971 г. созданы Министерство охраны природы и окружающей среды и Совет по управлению территорий и региональному развитию. С 1972 г. во всех департаментах учреждены бюро по охране природы и окружающей среды. Один из важнейших актов этой сферы - принятый в 1976 г. закон, которым предусмотрен широкий перечень природных объектов, подлежащих защите под угрозой наказания, в том числе флора, фауна, почва, вода, полезные ископаемые. Закон предусматривает также создание резервных территорий, где запрещается любая деятельность, отрицательно влияющая на окружающую среду. Отдельным законом 1976 г. регулируется порядок размещения и эксплуатации любых предприятий, которые могут представлять угрозу для окружающей среды: они распределены по трем категориям в зависимости от степени такой опасности. Кроме того, в систему природоохранительных актов входят: Декрет о радиоактивных отходах 1964 г., Декрет об охране воздуха от загрязнения 1974 г., Декрет об ограничении уровня шума 1975 г., Декрет о региональных заповедниках 1988 г. и другие акты.

Гражданский процесс. Первый Гражданский процессуальный кодекс (Code de procedure civile) Франции был принят в 1806 г. и вступил в силу 1 января 1807 г. По сути, он представлял собой обновленную редакцию Ордонанса о гражданском процессе 1667 г. Несмотря на многие недостатки (сохранение архаичных норм, отсутствие общей части и системности изложения), ГПК 1806 г. положил начало новому типу судопроизводства, основанному на принципах равенства сторон, состязательности, гласности, свободной оценки доказательств, и оказал существенное влияние на развитие гражданского процессуального законодательства других европейских стран.

С многочисленными изменениями ГПК 1806 г. продолжал действовать до 1970-х гг. В 1969 г. была учреждена кодификационная комиссия для подготовки проекта нового кодекса. В период 1971-1973 гг. были изданы 4 декрета, в каждом из которых содержался один из разделов будущего ГПК, а в 1975 г. издан объединивший и отчасти дополнивший их закон. В 4 книгах нового ГПК содержатся положения общего характера (книга 1), о каждой из юрисдикций, занятых разбирательством гражданских дел (книга 2), о рассмотрении дел, связанных с конкретными правовыми институтами (книга 3), и об арбитраже (книга 4). В 1992 г. вступил в силу новый Закон об исполнительном производстве, составивший заключительный раздел нового Кодекса и отменивший соответствующие положения старого ГПК 1806 г.


3. Уголовное право

 

В своих определяющих чертах уголовное законодательство, как и вся ныне существующая правовая система Франции, сформировалось после Великой французской революции, начавшейся в 1789 г. Почти в каждом из 17 пунктов Декларации прав человека и гражданина имеются положения, прямо или косвенно затрагивающие вопросы уголовного права и процесса, обеспечения законности и правосудия. Декларация торжественно объявила о равенстве всех граждан перед законом, "как в тех случаях, когда закон оказывает свое покровительство, так и в тех, когда он карает". Она провозгласила принцип, согласно которому "никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, предписанных законом". Принцип, впоследствии получивший название презумпции невиновности, также четко сформулирован в Декларации: "Каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное". Для уголовного права особое значение имело требование, обращенное к будущим законодателям и судьям: "Закон может устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые. Никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения".

Принципы уголовного законодательства и правосудия, изложенные в Декларации, были развиты и конкретизированы в первом буржуазном уголовном кодексе - Французском УК 1791 г., который отражал идеи просветительно-гуманистического (прогуманистического) направления в уголовном праве, воплощенного в трудах Монтескье, Вольтера и Беккариа. По сравнению с дореволюционным законодательством УК 1791 г., требовавший строгого соблюдения законности и ограничения репрессии пределами необходимости, имел самое прогрессивное значение. Сего изданием был значительно сокращен круг уголовно наказуемых деяний за счет религиозных и т.п. преступлений, отменялись членовредительские наказания, резко ограничивалось применение смертной казни, отменялось пожизненное заключение. Отличительная особенность УК 1791 г. - система абсолютно-определенных санкций, не оставлявших ни малейшего простора для судейского усмотрения (вскоре эта система обнаружила несостоятельность и не воспроизводилась в последующем законодательстве ни Франции, ни других государств.)[2]

Изданный на смену УК 1791 г. и другим актам уголовного законодательства эпохи Революции УК 1810 г. служит наиболее типичным и характерным проявлением в законодательстве идей "классической" школы уголовного права. Отражая интересы французской буржуазии, только что пришедшей к власти и нуждавшейся в укреплении своего строя, УК 1810 г. исходил из признания формального равенства всех граждан перед законом и требовал, чтобы уголовная репрессия основывалась только на законе. В целом его нормы были направлены на устрашение возможных правонарушителей: более чем по 30 видам преступлений его статьи предусматривали смертную казнь, по 15 видам - бессрочную каторгу, по многим преступлениям - клеймение и иные позорящие наказания. Кодекс отличала простота и понятность схемы Общей и Особенной частей, четкость большинства формулировок и высокий уровень юридической техники. В силу этого и в качестве первого "классического" уголовного кодекса буржуазии французский УК 1810 г. оказал весьма значительное влияние на развитие уголовного законодательства во многих европейских и латиноамериканских государствах, а также в бывших французских колониях в Африке и Азии.

На протяжении XIX в. УК 1810 г. подвергался нескольким реформам, в основном либерального характера: в 1832 г. было отменено клеймение, другие остатки средневековых форм наказания, в 1848 г. - смертная казнь за политические преступления, в 1863 г. понижены санкции за многие преступления, не представлявшие большой опасности. Исключение составляли принятый в 1885 г. Закон о пожизненной высылке во Французскую Гвиану "неисправимых рецидивистов" даже за мелкие преступления и ряд других актов, принятых под влиянием идей антрополого-социологического направления (Ломброзо, Ферри, Гарофало).

В XX в. наиболее существенная реформа УК Франции была проведена на базе Конституции 1958 г. при вторичном приходе к власти де Голля в 1958-1960 гг., когда был пересмотрен текст около 100 статей Кодекса, по существу заново изложены разделы, относящиеся к государственным преступлениям и посягательствам на общественный порядок. Крупная реформа была проведена и в 1975 г.: в частности, судам в качестве основного и единственного наказания разрешено назначать санкции, прежде служившие лишь дополнительными (лишение прав, запрещение заниматься определенной деятельностью, конфискация автомобиля и др.). Одновременно была отменена уголовная ответственность за некоторые преступления в сфере семейных отношений, формулировки которых подчеркивали неравенство женщин. В октябре 1981 г., после победы на выборах в Парламент представителей левых сил, во Франции была отменена смертная казнь[3].

Большинство новелл во французском уголовном законодательстве последних десятилетий, включая либерализацию режима исполнения наказаний, отражало гуманистические концепции движения "новой социальной защиты", возглавляемого видным юристом Марком Анселем. В месте с тем был принят ряд актов, направленных на усиление борьбы с наиболее опасными преступлениями, в частности Закон о борьбе с терроризмом 1986г.

В последние десятилетия предпринимались попытки по возможности уменьшить применимость лишения свободы, в особенности краткосрочного, учитывая вредное влияние этой меры на осужденных. Была предусмотрена возможность пребывания осужденных в условиях режима "полусвободы", чередование отбытия в местах заключения с нахождением на свободе и др. Широко использовались также две формы условного осуждения: "простая отсрочка", при которой осужденный остается на свободе при условии несовершения им в пределах испытательного срока нового преступления, и "отсрочка с испытанием", связанная с пребыванием под надзором и необходимостью соблюдать установленные в приговоре требования.

С 1983 г. во Франции введена система "дневных ставок" (при определении наказания в виде штрафа), которая учитывает имущественное положение осужденного и дает возможность использовать штрафы в качестве ощутимой замены краткосрочного лишения свободы. Количество "дневных ставок" не должно превышать 360, а соответствующая ставка - 2 тыс. франков.

В том же 1983 г. во Франции был введен новый вид наказания "работы в общественных интересах", выполняемые периодически с общей продолжительностью от 20 до 240 часов. Эта мера также применяется для того, чтобы по возможности избежать краткосрочного лишения свободы и его вредных последствий.

С 1974 г. во Франции велась разработка современного Уголовного кодекса. За это время было подготовлено и обсуждено несколько проектов УК, но законом стал лишь проект, представленный в Парламент по отдельным частям (книгам) в 1988-1991 гг. Поскольку уголовно-правовые нормы во Франции могут издаваться не только законодательными, но и исполнительными органами власти, новый Кодекс делится по своей юридической природе на 2 части: законодательную и регламентарную. Основной массив законодательных положений нового УК был принят 22 июля 1992 г., когда Президент Республики утвердил 4 закона, соответствовавших первым 4 книгам кодекса. Эти книги вступили в силу с 1 марта 1994 г.

В новом Уголовном кодексе сохранились многие черты прежнего французского законодательства, в особенности новеллы, включенные в него за последние десятилетия. В месте с тем отдельные преобразования, которым подвергся УК, представляются весьма решительными. Усовершенствованы формулировки большинства институтов Общей части уголовного права, изложенные в книге I (существенно изменились нормы о соучастии, об обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность, и др.). Предусмотрена возможность привлечения к уголовной ответственности юридических лиц и перечислены применяемые к ним санкции. Сохранена традиционная для французского права и воспринятая законодательством многих других государств трехчленная классификация преступных деяний: деление их на тяжкие преступления, уголовные деликты и проступки. Ответственность за тяжкие преступления и уголовные деликты, как и прежде, устанавливается в Уголовном кодексе и иных законодательных актах, а за проступки - в регламентирующих декретах и иных правительственных актах. Однако теперь к тяжким преступлениям отнесены деяния, которые наказываются лишением свободы на сроки не ниже 10 лет (а не свыше 5 лет, как в прежнем УК). К числу проступков, как и прежде, отнесены деяния, которые наказываются арестом на срок до 2 месяцев или только штрафом на сумму до 10 тыс. франков. Тем самым существенно расширен круг уголовных деликтов. Исходя из этой классификации определяется подсудность уголовных дел, наказуемость покушения и соучастия в преступной деятельности, сроки давности, а также ряд других моментов, например решается вопрос о необходимости предварительного следствия[4].

Предусмотренная новым УК система наказаний включает пожизненное лишение свободы и лишение свободы на срок (различаются режимы их отбывания не только для осужденных за тяжкие преступления либо за уголовные деликты, но и за общеуголовные либо политические преступления), а также штраф и многообразные виды лишения прав. К числу последних отнесена конфискация автомобилей и других предметов, использовавшихся при совершении преступления, а также имущества, добытого криминальным путем. В новый УК вошли все те нормы, относящиеся к исполнению наказаний и к условному осуждению, которые появились во французском законодательстве за последние десятилетия.

Информация о работе Правовая система Франции