Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа
Современная правовая система Франции в своих основных чертах сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799-1814 гг.). Важнейшими документами этой эпохи, предопределившими становление и дальнейшее развитие правовой системы Франции, являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г., ряд конституционных актов периода Революции и кодификация важнейших отраслей права - 5 кодексов, подготовленных под наблюдением, а иногда и при непосредственном участии Наполеона: Гражданский кодекс 1804 г., Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. и Уголовный кодекс 1810 г.
Введение………………………………………………………………….………3
1.Обшая характеристика правовой системы Франции………………….…….4
2.Гражданские и смежные с ним отрасли права………………………….........6
3.Уголовное право………………………………………………………………14
4. Судебная система Франции………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………...24
Существенно изменилась и система Особенной части УК, прежде открывавшаяся разделами о государственных преступлениях. Теперь ее открывает описание преступлений против личности, включая геноцид (книга II), затем следуют посягательства на собственность (книга III), и лишь заключительные разделы посвящены преступлениям и проступкам против нации, государства и публичного порядка (книга IV)[5].
Закон от 16 декабря 1992 г. дополнил текст УК книгой V "Прочие преступления и проступки", которая в настоящее время включает два раздела: "О преступных деяниях в сфере здравоохранения" и "Другие положения". Книга VI законодательной части УК под названием "Нарушения" не содержит норм, поскольку определение признаков, видов нарушений и санкций за их совершение отнесено Конституцией Франции к компетенции регламентарной власти. Книга VII "Положения, применяемые в заморских территориях и в территориальной общности Майотта" введена в УК Ордонансом N 96-267 от 28 марта 1996 г. Регламентарная часть УК была принята в 1993 г. посредством издания декрета в Государственном совете N 93-726 от 29 марта 1993 г. Ее положения составляют содержание книги VI, а также уточняют, разъясняют и дополняют законодательную часть УК.
Помимо УК значительное число норм, предусматривающих уголовную ответственность, содержат иного рода законодательные и подзаконные акты, например законы о прессе (1885) и о торговле фальсифицированными продуктами питания (1905), Ордонанс о правонарушениях несовершеннолетних (1945), Кодекс здравоохранения, Дорожный, Земельный, Лесной и другие кодексы, многочисленные правительственные декреты. Нормы об уголовной ответственности за воинские преступления содержатся в Кодексе военной юстиции, вступившем в силу 1 января 1966 г.
5.Судебная система Франции
Судебная система Франции регламентируется в Разделе VIII Конституции "О судебной власти".
Как уже указывалось выше, Президент страны в соответствии со статьей 64 Конституции является гарантом независимости судебной власти. "Статус судей устанавливается органическим законом". "Судьи несменяемы".
Французское правосудие основывается на принципах: коллегиальности (есть, однако, исключения), профессионализма, независимости, которая обеспечивается рядом гарантий (несменяемость не распространяется на магистратов административной юстиции). Закон 1977 г. установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную—юстицию. Доступность правосудия - это еще один из показателей демократичности французского правосудия в том случае, когда речь идет о защите имущественных прав. Что же касается уголовной юстиции, то совершенно справедливо закон подходит к тому, чтобы осужденное за преступление лицо само несло расходы в отношении причиненного ущерба, как обществу, так и отдельным лицам.
Следующий немаловажный принцип - равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела (в первой и апелляционной инстанции). Законом предусмотрена также возможность кассационного обжалования. По общему правилу (за исключением суда присяжных) уголовные и гражданские суды находятся в одном судебном учреждении.
Судебная система Франции многоступенчата, и ее можно разделить на две ветви - собственно судебную систему и систему административных судов. Есть еще и суды по специальным назначениям. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов (это судьи трибунала большой инстанции, командируемые в суды низших звеньев на три года). Трибунал малой инстанции рассматривает дела незначительные с суммой иска до 20 тыс. франков. Решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.
При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Трибунал большой инстанции приходится один на департамент (в больших департаментах их бывает несколько).
Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд.
Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным делам. Имеется также палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной палаты является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т.д.). Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних.
В каждом департаменте есть суд присяжных. В состав суда присяжных входят три члена, а его председатель обязательно является членом Апелляционного суда. Кроме судей в суде присяжных присутствуют присяжные заседатели. Их девять. Их подбирают по спискам избирателей.
Во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды, военные суды (исправительный трибунал и суд присяжных и др.).
На вершине судебной системы находится кассационный суд. Во Франции отдельно существует ветвь административной юстиции. Прокуратура представлена прокурорами при судах разных уровней. Генеральный прокурор с заместителями находится при апелляционном суде. Прокуратура при кассационном суде включает генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей. Все прокуроры подчинены министру юстиции.
Заключение
Францию не случайно называют "лабораторией конституции", а французов "великими потребителями конституции". Действительно, за годы Нового и Новейшего времени во Франции было принято 16 конституций. Ныне действующая Конституция Французской республики была принята в 1958 г. на референдуме, состоявшемся 28 сентября, и оформила создание во Франции Пятой Республики.
Структурно Конституция Франции состоит из преамбулы, которая содержит также первую статью, в которой Франция провозглашается неделимой, светской, социальной, демократической республикой; обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения расы и религии; утверждает все вероисповедания.
Конституция содержит 17 разделов, включающих 89 статей, два раздела отменены: раздел I. О суверенитете; раздел. II. Президент Республики; раздел III. Правительство; раздел IV. Парламент; раздел V. Об отношениях между Правительством и Парламентом; раздел VI. О международных договорах и соглашениях; раздел VII. Конституционный совет; раздел VIII. О судебной власти; раздел IX. Высокая Палата правосудия; раздел X. Об уголовной ответственности членов Правительства; раздел XI. Экономический и социальный совет; раздел XII. О местных "коллективах; раздел XIII. О сообществе (был отменен конституционным законом от 4 августа 1995 г.); раздел XIV. О соглашениях об объединении; раздел XV. О Европейских Сообществах и Европейском Союзе; раздел XVI. О пересмотре Конституции; раздел XVII. Переходные положения (был отменен конституционным законом от 5 августа 1995г.).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Франция является светской республикой, правовым государством. Ее опыт становления конституционализма является важным для современных постсоветских государств.
Список литературы
1. Арановский К.В., Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. Москва, 1998
2. Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 2004.
3. Боботов С.В. Правосудие во Франции. М., 2000.
4. Брэбан Г. Французское административное право. М., 1999.
5. Ведель Ж. Административное право Франции. М., 2003.
6. Головко Л.В. Реформа уголовного процесса во Франции // Государство и право. 2001. N 8. С.89 - 98.
7. Жулио де ла Морандьер Л. Гражданское право Франции. Т.I. М., 2004.
8. Жулио де ла Морандьер Л. Гражданское право Франции. Т.II. М., 2004.
9. Ковачев Д.А., Конституционное право государств Европы, Москва, 2005
10. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общ. Ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
11. Крылова Н.Е. Новый Уголовный кодекс Франции: Особенная часть // Вестник Моск. ун-та. Серия II. Право. 1995. N 2. С.69 - 75.
12. Крылова Н.Е. Основные черты нового Уголовного кодекса Франции. М., 1996.
13. Кузнецова Н.Ф. Новый Уголовный кодекс Франции // Вестник Моск. ун-та. Серия II. Право. 1994. N 3. С.27 - 36.
14. Маклаков В.В., Конституции зарубежных государств, Москва, 1999
15. Новый Уголовный кодекс Франции. М., 1993.
3
[1] http://kommentarii.org/strani_
[2] Боботов С.В. Правосудие во Франции. М., 2000, стр 74-80
[3] Крылова Н.Е. Новый Уголовный кодекс Франции: Особенная часть // Вестник Моск. ун-та. Серия II. Право. 1995. N 2. С.69 - 75.
[4] Крылова Н.Е. Новый Уголовный кодекс Франции: Особенная часть // Вестник Моск. ун-та. Серия II. Право. 1995. N 2. С.69 - 75.
[5] Кузнецова Н.Ф. Новый Уголовный кодекс Франции // Вестник Моск. ун-та. Серия II. Право. 1994. N 3. С.27 - 36