Правовое государство: понятие и основные признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

Размышление о социальных институтах всегда включает прогнозы об их будущем. И эти прогнозы – неважно, сбываются они или нет - как импульсы из будущего организуют настоящее: подвигают на политические действия, даже влияют на оценки и переоценки прошлого. Связь времен - реальная вещь. Но эти прогнозы имеют разный характер, особенно когда касаются таких социальных институтов, как государст­во и право. В одних прогнозах государство и право должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического общества).

Содержание работы

Введение. (стр. 3)

Глава 1. Правовое государство. (стр. 4 – 14)
§ 1. Развитие концепции правового государства. (стр. 4 – 8)
§ 2. Основные черты правового государства. (стр. 8 – 11)
§ 3. Формирование правового государства в России. (стр. 11 – 14)

Глава 2. Гражданское общество и правовое государство. (стр. 14 – 21)
§ 1. Характеристика и понятие гражданского общества. (стр. 14 – 17)
§ 2. Основные тенденции и перспективы развития права и государства в современном гражданском обществе. (стр. 18 – 21)

Глава 3. Государство правовое и социальное. (стр. 22 – 27)
§ 1. Формирование идеи социальной государственности. (стр. 22 – 24)
§ 2. Признаки социального государства. (стр. 24 – 26)
§ 3. Является ли Россия социальным государством. (стр. 26 – 27)

Заключение. (стр. 26 – 28)

Список использованной литературы. (стр. 29)

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 78.90 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что несомненно катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникнове­ние Советского государства, постоянно декларировавшего в своих Конститу­циях и других законодательных актах социальную ориентированность полити­ки. И, хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной полити­ке социалистических государств. Разумеется, что в названных социально-эко­номических условиях социально ориентированная деятельность социалистиче­ского государства могла иметь только патерналистский (отеческий) характер, связанный с установлением убогого равенства.

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демокра­тии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значе­нии этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.

Теория и практика правового государства, как уже отмечалось, предшест­вовали идее и практическому воплощению государства социального, и их можно рассматривать как определенные этапы в развитии общества. Соци­альное государство пришло вслед за правовым потому, что последнее в его классическом либеральном (формальном) варианте опиралось прежде всего на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенст­ва и невмешательства государства в дела гражданского общества. А это при­вело к глубокому фактическому неравенству, кризисным состояниям в эко­номике и классовой борьбе. Все это потребовало от государства перехода в новое качественное состояние, выполнения новых функций. В наши дни демократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов.

Истоки социальной политики государства находятся в далеком прошлом, когда правители, например, римские цезари, заботились о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако о социальном государстве как особой поли­тико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ори­ентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень эко­номического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства. В этой связи момент реального возник­новения социальных государств следует отнести к 60-м годам XX в. В каждой же конкретной стране начальную стадию формирования социального госу­дарства следует связывать с установлением ответственности государства за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, что в дальнейшем трансформируется в обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.

Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего рода политическую эквилибристику, обусловленную необходимостью учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное госу­дарство должно постоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распре­делительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сгла­живания социального неравенства. Не случайно среди современных политических движений Запада сложилось своеобразное разде­ление труда: консерваторы делают больший акцент на индивидуальной и поли­тической свободе - правовом принципе, социал-демократы и близкие к ним либералы - на сближении доходов и жизненных шансов как материальном ус­ловии свободы каждого, то есть на социальном принципе.

Становление социального государства - это процесс не только экономи­ческий и политический, но и процесс нравственный, требующий «человече­ского» измерения.

§ 2. Признаки социального государства

С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.

3. Мощный экономический  потенциал, позволяющий осуществлять  меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения  собст­венников.

4. Социально ориентированная  структура экономики, что проявляется  в существовании различных форм  собственности со значительной  долей собст­венности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового  го­сударства.

6. Существование гражданского  общества, в руках которого государство  выступает инструментом проведения  социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная  направленность политики государства, что проявляется в разработке  разнообразных социальных программ  и приори­тетности их реализации.

8. Наличие у государства  таких целей, как установление  всеобщего блага, утверждение в  обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину.

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального  законодательства (законодательства  о социальной защите населения, например Кодекса социальных  законов, как это имеет место  в ФРГ).

10. Закрепление формулы  «социальное государство» в конституции  стра­ны (впервые это было сделано в Конституции ФРГ в 1949 г.).

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следу­ющие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций социального государства налагает отпеча­ток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функ­ции. К последним, в частности, относятся:

- поддержка социально  незащищенных категорий населения;

- охрана труда и здоровья  людей;

- поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

- сглаживание социального  неравенства путем перераспределения  дохо­дов между различными социальными слоями через налогообложение, госу­дарственный бюджет, специальные социальные программы;

- поощрение благотворительной  деятельности (в частности, путем  предо­ставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляю­щим благотворительную деятельность);

- финансирование и поддержка  фундаментальных научных исследований  и культурных программ;

- борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости  населения, вы­плата пособий по  безработице;

- поиск баланса между  свободной рыночной экономикой  и мерой воздей­ствия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

- участие в реализации  межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

- забота о сохранении мира в обществе.

§ 3. Является ли Россия социальным государством

На формирование и будущее правового и социального государства  в России влияют не только внутренние факторы (становление гражданского общества). Определяющее влияние оказывает и общая эволюция. Направление этой эволюции - формирование мировых надгосударственных органов и организаций, «просветление» государствен­ных границ, а в некоторых регионах превращение их в «прозрачные», разви­тие транснациональных экономических компаний (эволюция гегелевских «корпораций» - атрибута гражданского общества), трансграничное инфор­мационное пространство, новые формы общения, коммуникаций (мультимедиа, прежде всего, Интернет), космические проблемы человечества.

А с другой стороны, появление новых кризисных проблем: сепаратист­ские движения во многих государствах, необходимость именно государствен­ной борьбы с терроризмом, наркомафиями, государственные столкновения из-за нефтяных, газовых и иных сырьевых месторождений, а, в целом, борь­ба за энергосистемы. Это и многое другое ведет к усилению значения госу­дарственных образований в жизни народов. Государственная организация продвигает этнос к лучшим условиям существования, чем имеет безгосудар­ственный этнос.

Таким образом, на эволюцию государственности оказывает влияние две тенденции. Одна ведет к преобразованиям, укрупнениям государственных образований, появлению многих межгосударственных союзов, усиление ро­ли международных организаций. В этой связи в литературе обсуждаются во­просы создания и деятельности «мирового правительства», трансграничного действия и исполнения международных законодательных актов, согласова­ния с ними национального законодательства.

Вторая тенденция ведет к идеологии и практике повышения социальной ценности государства, укрепление национальных основ государственности.

Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социаль­ности государства: «I. Российская Федерация - социальное государство, по­литика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достой­ную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный мини­мальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, раз­вивается система социальных служб, устанавливаются государственные пен­сии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социаль­ному государству, а приведенное выше положение Конституции - расцени­ватькак программную установку.

Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

- Россия еще не обрела  опоры в праве, в правах человека  и социальное го­сударство в России не может опереться на фундамент правового государст­ва: создание социального государства у нас не является новым этапом разви­тия правового государства (как это имело место на Западе);

- в России не создан  «средний слой» собственников: подавляющему  боль­шинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизирован­ной партийно-государственной собственности;

- отсутствует мощный экономический  потенциал, позволяющий осуще­ствлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно сво­боды и автономии собственников;

- не ликвидированы монополии  в важнейших видах производства  и сбыта, что приводит к отсутствию  реальной конкуренции;

- отсутствует развитое, зрелое  гражданское общество;

- снижен уровень нравственности  в обществе, практически потеряны  привычные духовные ориентиры  справедливости и равенства. В  обществен­ном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики («поли­тика — дело грязное»);

- существующие политические  партии России не имеют четких  социаль­ных программ и представлений о путях реформирования общества;

- в обществе отсутствуют  четко обозначенные реальные  цели, научно вы­веренные модели жизнеустройства;

-  в процессе освобождения российского общества от тотального вмеша­тельства государства по инерции снижена социальная роль государственнос­ти, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив граж­данина один на один со стихией рынка.

И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие соци­альной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

XXI век ставит новые  задачи в информационном пространстве  человече­ства, учитывая трансграничные возможности информационных процессов. Усилилось и воздействие этих процессов на людей не только вследствие опи­сания работы политиков (встречи, поездки, совещания и т. п.), но и путем описания жизни общества, самых разных людей. Большое значение приобре­ло описание многих малых воздействий, событий, приводящих к крупным по­трясениям, переменам, которые происходят в обществе. Но ведь как часто в прошлом эти малые воздействия также были судьбоносными, приводили к со­циальным потрясениям, переменам, но отсутствие современной информаци­онной технологии делало их малозаметными и малоизвестными.

Иное положение сейчас! По крайней мере, в России газеты, телевидение, радио полны сообщений о таких фактах, обстоятельствах, которые послужи­ли основаниями кадровых перемен, политических решений, крупных соци­альных потрясений.

Сейчас в России развилась «война мемуаров», когда многие отставлен­ные от ключевых должностей политики (экс-председатель правительства, министры, советники президента и т. п.) печатают свои воспоминания, оп­равдания. Даже дети бывших членов Политбюро взялись за перо, стараясь объяснить, оправдать деятельность своих ушедших из этого мира отцов, а иногда и свести старые счеты. В чем тут дело, почему возникают такие ин­формационные цунами? Вполне возможно, что конец XX века получит в будущем оп­ределения «мемуарного» - так много появилось этой продукции при жизни и авторов, и адресатов этих мемуаров. Новые информационные средства да­ют возможность очень быстро разнести по свету содержание «мемуаров», позиции их авторов. Да и сами авторы полагают, что по-прежнему оказыва­ют влияние на ход истории, сообщая новые сведения о прошлом. Они пола­гают, что распространяя таким образом информацию, оказывая своеобраз­ное «малое воздействие» на политическую жизнь, остаются при деле.

Информация о работе Правовое государство: понятие и основные признаки