Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 07:41, реферат
Служебная деятельность сотрудников уголовно – исполнительной системы является одной из наиболее сложных и опасных. Ее специфика, в первую очередь, определяется высоким уровнем нервно-психического напряжения, изменением привычного времени сна и постоянной готовностью к действиям в экстремальной ситуации. Одной из составляющих служебной деятельности является возможность применения сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Выполнение сотрудником своих служебных обязанностей связано с определенным риском для его жизни и здоровья, а экстремальная ситуация может возникнуть в любой момент. Этого, к сожалению, многие недооценивают, особенно молодые сотрудники. Для успешного выполнения служебных задач сотрудник обязан уверенно владеть боевыми приемами борьбы, знать правовые основы и порядок применения специальных средств физической силы.
Введение……………………………………………………………………2
Правовые аспекты применения сотрудниками уголовно – исполнительной системы специальных средств и физической силы …………3
Заключение ……………………………………………………………… 10
Список литературы …………………………………………………… 12
Введение
Служебная деятельность сотрудников уголовно – исполнительной системы является одной из наиболее сложных и опасных. Ее специфика, в первую очередь, определяется высоким уровнем нервно-психического напряжения, изменением привычного времени сна и постоянной готовностью к действиям в экстремальной ситуации. Одной из составляющих служебной деятельности является возможность применения сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Выполнение сотрудником своих служебных обязанностей связано с определенным риском для его жизни и здоровья, а экстремальная ситуация может возникнуть в любой момент. Этого, к сожалению, многие недооценивают, особенно молодые сотрудники. Для успешного выполнения служебных задач сотрудник обязан уверенно владеть боевыми приемами борьбы, знать правовые основы и порядок применения специальных средств физической силы.
2. Правовые аспекты применения сотрудниками уголовно – исполнительной системы специальных средств и физической силы.
Многие ли сотрудники осознают, что применение специальных средств и физической силы может повлечь серьезное ранение. Это накладывает на сотрудника серьезнейшую ответственность за свои действия. И далеко не каждый человек способен применить физическую силу по отношению к другому человеку.
Можно научить любого сотрудника применять физическую силу и специальные средства, но, сколько времени потребуется этому сотруднику для того, чтобы оценить обстановку и принять решение в экстремальной ситуации. Кроме того, необходимо быть при этом и морально подготовленным к этому в реальной ситуации. Поэтому весь процесс подготовки сотрудника необходимо рассматривать гораздо шире. Если при обучении пренебречь психологической подготовкой, то за пределами спортивного зала вся подготовка останется практически не востребованной.
Чтобы быть уверенным
в правомерности своих
Одной из мер направленных
на поддержание правопорядка и безопасности
в учреждениях исполняющих нака
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Учитывая данное положение, оправданным будет начать рассмотрение вопросов применения сотрудниками УИС физической силы, специальных средств и оружия именно с рекомендаций и требований международных документов. Так, на уровне международных актов данный вопрос, прежде всего, затронут в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными. Также п. 54 Минимальных стандартных правил определено право персонала в своих отношениях с заключенными прибегать к насилию, но только в случаях самозащиты, попыток к бегству, а также в случаях активного неподчинения приказам, основанным на действующих законах и правилах. Установлено, что прибегающие к насилию сотрудники обязаны оставаться в пределах необходимого противодействия и немедленно сообщать о такого рода инцидентах непосредственному начальнику. В соответствии со ст. 3 и комментарием к ней Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей. Применение же огнестрельного оружия является крайней мерой и, как правило, в случае оказания правонарушителем вооруженного сопротивления либо когда правонарушитель иным образом ставит под угрозу жизнь других, а также когда другие меры, имеющие менее исключительный характер, недостаточны для осуждения и задержания подозреваемого правонарушителя. Существенное значение имеют также Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка. Принципом 4 рассматриваемого документа закреплено, что должностные лица по поддержанию правопорядка при осуществлении своих функций, насколько это возможно, используют ненасильственные средства до вынужденного применения силы или огнестрельного оружия и могут применять силу и огнестрельное оружие только в тех случаях, когда другие средства являются неэффективными или не дают каких-либо надежд на достижение намеченного результата. Принципом 5 установлено, что во всех случаях, когда применение силы или огнестрельного оружия неизбежно, должностные лица по поддержанию правопорядка:
а) проявляют сдержанность в таком применении силы и действуют исходя из серьезности правонарушения и той законной цели, которая должна быть достигнута;
б) сводят к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения ранений и охраняют человеческую жизнь;
в) обеспечивают предоставление медицинской и другой помощи любым раненым или пострадавшим лицам в самые кратчайшие сроки;
г) обеспечивают, чтобы родственники или близкие друзья раненых или пострадавших лиц уведомлялись как можно в более короткий срок.
Принцип 6 определяет, что если применение должностными лицами по поддержанию правопорядка силы или огнестрельного оружия приводит к ранению или смерти, они немедленно сообщают об этом вышестоящему начальству.
Не вызывает сомнения, что рекомендации рассмотренных нами международных актов, касаются применения силовых мер в отношении осужденных и заключенных, в российском законодательстве в целом соблюдены.
Так, на уровне национального
законодательства России данный вопрос
регламентируют следующие нормативно-
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации;
2. Закон РФ от 21 июля
1993 г. «Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные
3. Федеральный закон
от 15 июля 1995 г. «О содержании под
стражей подозреваемых, обвиняе
В соответствии с ч.1 ст.
86 Уголовно-исполнительного
• оказания осужденными
сопротивления персоналу
• злостного неповиновения законным требованиям персонала;
• проявление буйства;
• участия в массовых беспорядках;
• захвата заложников;
• нападения на граждан;
• совершения иных общественно опасных действий;
• побега или задержания бежавших из исправительных учреждений заключенных.
Закон определяет меры безопасности
– это физическая сила, специальные
средства и оружие. Представляется,
что понятие «меры
Также закон определяет круг лиц, в отношении которых могут быть применены предусмотренные меры безопасности – это осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях.
В рассматриваемой статье определены цели применения мер безопасности. Это пресечение указанных выше противоправных действий, предотвращение причинения осужденными вреда окружающим или самим себе.
В соответствии с ч. 2 ст. 86 УИК РФ порядок применения указанных в ч. 1 ст. 86 УИК РФ мер безопасности определяется законодательством Российской Федерации.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС, является закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Статья 28 этого документа устанавливает общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия. В частности, указано, что физическую силу, специальные средства и оружия вправе применять лишь сотрудники уголовно-исправительной системы – то есть лица, имеющие специальные звания. Данное положение является важным, так как в соответствии со ст. 24 рассматриваемого Закона к работникам УИС, кроме сотрудников, относятся также рабочие и служащие различных учреждений и органов, входящих в эту систему. Определены также места, где сотрудникам УИС предоставлено право применять физическую силу, специальные средства и оружие. Это:
• территория учреждений, исполняющих наказания;
• прилегающая к учреждениям, исполняющим наказания, территория, на которой установлены режимные требования;
• охраняемые объекты.
Рассматриваемой ст. 28 установлено, что сотрудники СИЗО могут применять физическую силу, специальные средства и оружие в порядке и в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 3 ст. 28 рассматриваемого Закона установлена обязанность сотрудников УИС проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.
Закон в рассматриваемой статье устанавливает обязанность сотрудников ФСИН при применении ими физической силы, специальных средств и оружия предупредить о намерении их использования, предоставив нарушителю достаточно времени для выполнения своих требований. Значение такого предупреждения объясняется тем, что оно дает возможность, с одной стороны, правонарушителю за предоставленное время уяснить смысл предъявляемых ему требований и выполнить их, с другой стороны, сотруднику еще раз убедиться в серьезности намерений правонарушителя и необходимости применения средств безопасности. Форма предупреждения в Законе не указывается. Предполагается, что она может быть выражена и словесно и в форме предупредительного выстрела.
При применении физической силы, специальных средств и оружия Закон возлагает на сотрудника обязанность обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи. Требование обеспечить наименьшее причинение вреда может трактоваться как соразмерность, соответствие вреда, причиненного применением мер безопасности, характеру и степени опасности предотвращаемого либо пресекаемого деяния. То есть причиненный вред должен быть ровно таким, чтобы предотвратить или пресечь какое-либо деяние осужденного или заключенного, не более того. К примеру, незаконным будет применение мер безопасности после прекращения осужденным или заключенным противоправного действия и выполнения всех законных требования сотрудника УИС.
Вместе с тем, при наличии законных оснований применения рассматриваемых мер безопасности, допускается причинение посягающему или задерживаемому любого вреда, соразмерно силе оказываемого противодействия.
ТАКЖЕ ПОСЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ НА СОТРУДНИКА УИС ВОЗЛОЖЕНА ОБЯЗАННОСТЬ ДОЛОЖИТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ НАЧАЛЬНИКУ О КАЖДОМ СЛУЧАЕ ПРИМЕНЕНИЯ УКАЗАННЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ. НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ НАЧАЛЬНИКОМ СЧИТАЕТСЯ БЛИЖАЙШИЙ К СОТРУДНИКУ ПРЯМОЙ НАЧАЛЬНИК. ФОРМА ДОКЛАДА ЗАКОНОМ НЕ УСТАНОВЛЕНА, НЕ УСТАНОВЛЕНЫ ТАКЖЕ ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЕВ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ. КОГДА СРОК ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ДОКЛАДА ОГРАНИЧЕН 24 ЧАСАМИ. НЕОБХОДИМО ОТМЕТИТЬ, ЧТО ОТДЕЛЬНЫМИ ВЕДОМСТВЕННЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ УСТАНОВЛЕНА ОБЯЗАННОСТЬ СОТРУДНИКОВ УИС ДОКЛАДЫВАТЬ О ПРИМЕНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ НЕ ТОЛЬКО НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ НАЧАЛЬНИКУ, НО И НАЧАЛЬНИКУ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО УЧРЕЖДЕНИЯ УИС, ПРИЧЕМ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ (РАПОРТОМ).
3. Заключение.
С возникновением экстремальной ситуации и необходимостью применении специальных средств и физический силы, поведение сотрудника будет определяться уровнем его профессиональной подготовленности и умением применять специальные средства и физическую силу в условиях стресса. Это будет определяться рядом факторов:
• знанием общей законодательной базы;
• отношением к службе и желанием выполнить свои обязанности;
• умением быстро оценивать обстановку;
• овладением приемам и действиям со спецсредствами;
• владением боевыми приемами борьбы;
• инстинктом самосохранения.
Исходя из этих положений, сотрудником охраны будет принято решение на те или иные последующие действия, которые можно будет характеризовать, как активные или пассивные. В первом случае при хорошей профессиональной подготовке сотрудник будет активно воздействовать на ситуацию, во втором – при недостаточной подготовке будет занимать выжидательную позицию, что явится результатом доминирования отрицательных качеств. Психология утверждает, что невозможно изменить темперамент человека, т.е. не получится холерика превратить в меланхолика, и заниматься этим, следовательно, нет никакого смысла. Характер же, определяемый множеством противоположных качеств, можно изменять, усиливая или ослабляя те или иные качества. Развивая положительные и необходимые для работы сотрудника качества, можно формировать характер в правильном направлении.
Конечной целью по применению специальных средств и физической силы должна стать моральная готовность сотрудника к действиям в различных ситуациях. Формирование способности к принятию решений представляет собой процесс комплексного воздействия, заключающийся в развитии умений и навыков, знаний и убеждений.