3. Обеспечение правильного
применения закона означает точное
и неуклонное исполнение органами дознания
и предварительного следствия
требований закона и соответствие ему
всех действий и принимаемых решений.
Правильное применение закона является
гарантией установления истины по делу
и соблюдения прав и законных интересов
граждан, участвующих в процессе. Оно обеспечивает
правильное разрешение дела и назначение
справедливого наказания лицу, признанному
судом виновным в совершении преступления.
В то же время точное исполнение закона
гарантирует от необоснованного привлечения
к уголовной ответственности и
осуждения невиновных.
Существенное нарушение
уголовно-процессуального закона
органами дознания и предварительного
следствия является основанием
возвращения судом дела для
дополнительного расследования. Это
может послужить также основанием
к отмене или изменению приговора
при рассмотрении дела вышестоящим
судом в кассационном порядке
или в порядке надзора. Обеспечение
правильного применения закона
в ходе предварительного расследования
означает не только строгое
соблюдение закона должностными
лицами и органами, которые расследуют
уголовное дело. Чтобы это требование
реально проводилось в жизнь,
необходим достаточно сложный
процессуальный, ведомственный (организационный),
уголовно-правовой механизм обеспечения
законности. Он включает в себя прокурорский
надзор, а также ведомственный контроль,
в частности, контроль за предварительным
расследованием руководителей следственных
подразделений, контроль со стороны начальника
органа дознания за действиями дознавателя
и др. Обеспечить законность на предварительном
расследовании обязаны также следователь
и лицо, производящее дознание, по отношению
ко всем лицам, вовлеченным в сферу
расследования (свидетелям, экспертам,
другим лицам, участвующим в следственных
действиях).
4. Решая возложенные
на них задачи, органы дознания
и предварительного следствия
обязаны выявлять причины и
условия, способствовавшие совершению
преступления, и принимать меры
к их устранению. Они вносят
в соответствующие государственные
органы, общественные организации
или должностным лицам представления
о принятии мер к устранению
этих причин и условий. Не позднее
чем в месячный срок по представлению
должны быть приняты меры и
о результатах сообщено лицу,
направившему представление (ст. 158
УПК).
5. В случае причинения
преступлением материального ущерба
органы
дознания и предварительного следствия
обязаны принять меры по обеспечению его
возмещения. В числе таких мер могут быть:
- розыск и изъятие похищенного
имущества;
- наложение ареста на имущество
и вклады;
- проведение обыска, в целях
обнаружения и изъятия имущества, денег
и ценностей, нажитых преступным путем,
и т.д.
6. Всей
своей деятельностью органы дознания
и предварительного следствия должны
способствовать укреплению законности
и правопорядка. Эта задача решается
путем:
- строгого соблюденная законов в деятельности самих этих органов;
- разъяснения и обеспечения
прав всех участвующих в деле лиц;
- изобличения виновных и защиты
невиновных;
- выявления причин и условий,
способствующих совершению преступлений,
- внесения представлений в целях
устранения нарушений закона;
- предания гласности обстоятельств
совершения преступления (если это не
противоречит интересам расследования)
в воспитательных целях и в целях формирования
соответствующего общественного мнения
в связи с совершением преступления;
- привлечения общественности
к расследованию преступлений и т.п.
Следует отметить, что
уже само уголовное расследование
и привлечение
к ответственности лиц, совершивших преступление,
проведенные своевременно, на должном
уровне и в строгом соответствии с законом,
способствуют укреплению законности и
правопорядка.
Действующий уголовно-процессуальный
закон предусматривает две формы
предварительного расследования
дознание и предварительное
следствие. Предварительное расследование,
таким образом, представляет общее
понятие, включающее в себя дознание
и предварительное следствие.
Дознание и предварительное
следствие решают общие задачи
уголовного
судопроизводства, установленные
в результате их процессуальной
деятельности, фактические данные
имеют равное доказательственное
значение. Закон установил единый
порядок производства следственных
действий для всех, органов дознания
и предварительного следствия.
Дознание и предварительное
следствие - это процессуальная
деятельность, осуществляемая в
соответствии с уголовно-процессуальным
законом. Компетенция органов дознания
и предварительного следствия по расследованию
конкретного преступления определяется
с учетом подследственности уголовного
дела.
Закон установил различные
сроки ведения дознания и предварительного
следствия. Имеются некоторые различия
в объеме процессуальных полномочий
следователя и лица, производящего
дознание. Важно отметить, что если
следователь вправе производить
только процессуальные действия,
то органы дознания наделены
правом производить не только процессуальные
действия, но и действия оперативно-розыскного
характера. При этом в понятие дознания,
как одну из форм предварительного расследования
преступлений, включается только процессуальная
деятельность органов дознания.
Основной формой расследования
преступлений является предварительное
следствие, которое производится
по большинству уголовных дел
и представляет собой основную,
наиболее полную форму, досудебного
установления обстоятельств совершения
преступления, предварительного
расследования преступлений, осуществляемое
органами дознания.
Дознание имеет два
вида, которые различаются в зависимости
от подследственности уголовного дела:
1) дознание по делам о преступлениях,
по которым предварительное следствие
обязательно;
2) дознание по делам о преступлениях,
по которым производство
предварительного следствия
не обязательно.
Помимо дознания и
предварительного следствия уголовно-процессуальный
закон предусматривает протокольную
форму досудебной подготовки
материалов. Протокольная форма, по
нашему мнению, является самостоятельным
процессуальным институтом и
не может рассматриваться как
разновидность дознания или предварительного
следствия.
По делам частного
обвинения дознание и предварительное
следствие
проводятся в исключительных
случаях, когда это признают необходимым
прокурор или суд.
Четко разграничивая
подследственность и компетенцию органов
дознания
и предварительного следствия
как самостоятельных и независимых
друг от
друга органов предварительного
расследования, закон вместе с
тем исходит из необходимости
объединения усилий этих органов
в борьбе с преступностью путем
организации взаимодействия между
ними, определяет общие условия,
формы и порядок, такого взаимодействия.
Необходимость взаимодействия
диктуется потребностями практики,
поскольку органы предварительного
следствия и дознания используют
в своей деятельности разные
средства и методы. Деятельность
следователя заключается главным
образом в выполнении процессуальных
действий по расследованию преступлений.
Компетенция органов дознания
гораздо шире. Помимо процессуальных
полномочий они наделены правом
осуществлять административную и иную
деятельность, проводить оперативно-розыскные
мероприятия, направленные на обнаружение,
пресечение и раскрытие преступлений.
Многие органы дознания имеют хорошее
техническое обеспечение и кадровые
ресурсы. Использование всех возможностей
этих органов позволяет обеспечить успешное
раскрытие преступлений и повысить качество
расследования уголовных дел. Если орган
дознания возбудил уголовное дело о преступлении,
по которому предварительное следствие
обязательно, следователь вправе в любой
момент принять это дело к производству,
не дожидаясь выполнения всех неотложных
действий и окончания установленного
законом десятидневного срока дознания.
В числе форм взаимодействия органов дознания
и следователя можно назвать такие:
- оказание помощи следователю
при производстве отдельных следственных
действий;
- выполнение органами дознания
отдельных поручений следователя;
- создание следственно-оперативных
групп (СОГ), в которые включаются следователи
и оперативные работники для расследования
наиболее сложных и объемных дел;
- обмен информацией по расследуемым
делам; проведение совместных служебных
совещаний и т.д.
На основе взаимодействия
следователей с органами дознания должны
решаться вопросы обеспечения
безопасности потерпевших, свидетелей,
других участников процесса, если
имеется информация о попытках
оказать на них давление или
угрозах в их адрес. В соответствии
с Федеральным законом от 20 апреля
1995 г. (ред. 07.02.2011 № 4-ФЗ) "О государственной
защите судей, должностных лиц
правоохранительных и контролирующих
органов" следователи, лица, производящие
дознание, и прокуроры подлежат государственной
защите при наличии угрозы посягательства
на жизнь, здоровье и имущество в связи
с их служебной деятельностью. Вопросы
обеспечения безопасности должны решаться
во взаимодействии лица, в производстве
которого находится уголовное дело, с
оперативными службами органов дознания
и соответствующими государственными
органами, обеспечивающими безопасность.
Вся деятельность органов дознания и предварительного
следствия протекает в строго установленном
уголовно-процессуальным законом порядке
с обязательным составлением в письменном
виде соответствующих процессуальных
актов (документов), основными из которых
являются постановления, протоколы, обвинительное
заключение.
Глава 2. Общие условия предварительного
расследования.
2.1. Понятие и значение
общих условий предварительного
расследования уголовных дел.
Общие условия
предварительного расследования - это,
как следует из самого определения,
закрепленные в уголовно-процессуальном
законе правила, исполнение которых
обязательно для любой из форм предварительного
расследования. Так должно быть. Однако
общие условия предварительного расследования
в полном объеме относятся только к
предварительному следствию. Они не в
полной мере относятся к дознанию и
смешанному расследованию, причем совершенно
не касаются протокольного расследования.
На стадии предварительного
расследования, как и на любой
другой стадии уголовного процесса, реализуются
принципы уголовного процесса. Но общие
условия предварительного расследования
не являются принципами уголовного процесса.
Это правила меньше, чем принципы процессуальной
значимости. Они касаются не всего уголовного
процесса, а всего-навсего одной из его
составляющих - предварительного расследования.
Система правил, составляющих
общие условия предварительного
расследования, включает в себя:
1. Подследственность.
2. Полномочия следователя.
Процессуальная самостоятельность
следователя.
3. Начало, место и
сроки производства предварительного
расследования.
4. Соединение и
выделение уголовных дел.
5. Расследование
уголовных дел группой следователей.
6. Профилактическую
деятельность органов дознания
и предварительного следствия
или, иначе, меры по выявлению
причин и условий совершения
преступлений
7. Взаимодействие
следователя с органами дознания.
Профессор Б.Т. Безлепкин
к общим условиям предварительного расследования
также относит:
- привлечение общественности
к участию в раскрытии и расследовании
уголовных дел;
- обязательное удовлетворение
ходатайств, имеющих значение для дела;
- недопустимость разглашения
данных предварительного расследования;
- применение научно-технических
средств в ходе предварительного расследования;
- обжалование действий следователя;
- порядок сношения следователей
с соответствующими органами других государств;
- этические основы и воспитательное
воздействие предварительного следствия.2
В литературе
высказаны и другие подходы к понятию
и перечню общих
условий предварительного расследования.
Разногласия по поводу
представления о системе и
количестве общих условий предварительного
расследования обусловлены различными
представлениями процессуалистов о соотношении
понятий "принцип уголовного процесса
" и " общее условие предварительного
расследования". Именно поэтому многие
ученые под общими условиями производства
предварительного расследования понимают
также положения, по своей сути являющиеся
проявлениями в соответствующих формах
деятельности самих принципов.
2.2. Система общих условий
предварительного расследования
и характеристика их видов.