Преступления и наказания в международном уголовном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы являются рассмотрение системы международного права – его понятия, принципов, источников, а также базовых категорий – преступления и наказания
Источниками данной работы послужили, в основном, международные договоры уголовно-правового характера.
При рассмотрении указанных вопросов автор сознательно исключает из предмета исследования международное уголовно-процессуальное право, хотя их взаимопроникновение весьма значительно на данном этапе. Это объясняется разграничение предметов данных отраслей и их относительной самостоятельностью. Кроме того исследование уголовно-процессуального права предполагает особую проблематику и постановку автономных исследовательских задач.

Содержание работы

Введение 3
Понятие международного уголовного права 4
Предмет международного уголовного права 5
Принципы международного уголовного права 5
Источники международного уголовного права 7
Преступления и наказания в международном уголовном праве 9
2.1. Понятие и виды преступления в международном уголовном праве 13
2.2. Понятие и виды наказания в международном уголовном праве 15
Заключение 16
Список источников и литературы 17

Файлы: 1 файл

Международное уголовное паво.docx

— 52.41 Кб (Скачать файл)

В качестве акта агрессии квалифицируются:

1) вторжение или нападение  вооруженных сил государства  на территорию другого государства  или любая военная оккупация,  какой бы временный характер  она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

2) бомбардировка вооруженными  силами государства территории  другого государства или применение  любого оружия против другого  государства;

3) блокада портов или  берегов государства вооруженными  силами другого государства; нападение  вооруженными силами государства  на сухопутные, морские или воздушные  силы или морские и воздушные  флоты другого государства;

4) применение вооруженных  сил одного государства, находящихся  на территории другого государства  по соглашению с принимающим  государством, в нарушение условий,  предусмотренных в соглашении, или  любое продолжение их пребывания  на такой территории по прекращении  действия соглашения;

5) действие государства,  позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в  распоряжение другого государства,  использовалась этим другим государством  для совершения акта агрессии  против третьего государства;

6) засылка государством  или от имени государства вооруженных  банд, групп и регулярных сил  наемников, которые осуществляют  акты применения вооруженной  силы против другого государства,  носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным  выше актам, или его значительное  участие в них.

Международным преступлением  признано наемничество, которое согласно ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающейся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г., определяется как лицо, которое:

1) специально завербовано  на месте военных действий  или за границей для того, чтобы  участвовать в вооруженном конфликте;

2) фактически принимает  участие в военных действиях,  руководствуясь главным образом  желанием получить личную выгоду. При этом материальное вознаграждение  должно существенно превышать  вознаграждение, выплачиваемое комбатантам  того же ранга и функций,  входящим в состав вооруженных  сил данной стороны. Форма вознаграждения  может быть различной (регулярные  или разовые выплаты, скажем, за  каждого убитого и т.п.);

3) не является ни гражданином  стороны, находящейся в конфликте,  ни лицом, постоянно проживающим  на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

4) не входит в личный  состав вооруженных сил стороны,  находящейся в конфликте;

5) не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выполнения официальных обязанностей  в качестве лица, входящего в  состав вооруженных сил. Этим  наемники отличаются от военных  советников, направленных на службу  в иностранную армию по специальному соглашению между государствами и не принимающих непосредственного участия в военных действиях.

Наемники являются военными преступниками и не могут ссылаться  на положения Женевских конвенций 1949 г. На них не распространяется режим  военного плена. Наемники привлекаются к ответственности как в рамках национальной юрисдикции, так и специально созданными международными трибуналами.

В соответствии с Конвенцией о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. к наемникам относят не только лиц, непосредственно участвующих  в вооруженных конфликтах, но и  лиц, завербованных для участия  в заранее запланированных актах  насилия, направленных на свержение  правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка  или нарушение его территориальной  целостности и неприкосновенности. Преступными признаются также действия лиц, осуществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также покушение и соучастие в такого рода действиях.

Военные преступления представляют собой преступные нарушения законов  или обычаев войны. Устав Нюрнбергского военного трибунала отнес к ним следующие преступления: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; разграбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и др.

Затем понятие военных  преступлений было конкретизировано в  Женевских конвенциях о защите жертв  войны от 12 августа 1949 г.: об улучшении  участи раненых и больных в  действующих армиях; об улучшении  участи раненых, больных и лиц, потерпевших  кораблекрушение, из состава вооруженных  сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения  во время войны.

К преступлениям против человечности относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные  в отношении гражданского населения  до или во время войны, или преследования  по политическим мотивам в целях  осуществления или в связи  с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, являлись эти действия нарушением внутреннего  права страны, где они были совершены, или нет.

Нюрнбергский перечень преступлений против человечности был дополнен Уставами трибуналов для Югославии и Руанды такими преступлениями, как пытки, заключение в тюрьму, изнасилования, преследования  по расовым или религиозным мотивам.

Среди международных преступлений также следует отметить и геноцид, который согласно Конвенции о  предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. является, независимо от того, совершается он в мирное или в военное время, преступлением, нарушающим международное  право. Под геноцидом (ст. II Конвенции) понимаются следующие действия, совершаемые  с намерением уничтожить полностью  или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную  группу как таковую:

1) убийство членов этой  группы;

2) причинение серьезных  телесных повреждений или умственного  расстройства членам такой группы;

3) предумышленное создание  для какой-либо группы таких  жизненных условий, которые рассчитаны  на полное или частичное физическое  уничтожение ее;

4) меры, рассчитанные на  предотвращение деторождения в  среде такой группы;

5) насильственная передача  детей из одной человеческой  группы в другую.

По Конвенции наказуемы  как сам геноцид, так и заговор  с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство  к совершению геноцида, покушение  на совершение и соучастие в геноциде.

Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы судом  того государства, на территории которого было совершено это деяние, или  Международным уголовным судом.

Выделяют также и преступления международного характера (конвенционные  преступления), составы которых предусмотрены  конвенциями, обязывающими участвующие  в них государства ввести соответствующие  нормы в свое национальное уголовное  право, и, соответственно, в случае конвенционных  преступлений приговор выносится на основе национального уголовного права. В отличие от преступлений по общему международному праву, список конвенционных  преступлений достаточно обширен, поэтому  целесообразна их классификация:

1) преступления, являющиеся  проявлением международного терроризма (захват воздушных судов и другие  незаконные действия, направленные  против безопасности гражданской  авиации; захват заложников; преступления  против лиц, пользующихся международной  защитой; незаконные захват и  использование ядерного материала;  пиратство и другие незаконные  акты, направленные против безопасности  морского судоходства);

2) преступления, посягающие  на свободу человека (рабство  и работорговля; торговля женщинами  и детьми). Так, согласно Конвенции  относительно рабства 1926 г. (с  изменениями 1953 г.) рабство - это  состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты  права собственности или некоторые  из них. Торговля невольниками включает в себя всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; всякий акт приобретения невольника с целью продажи его или обмена; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников (ст. 1). Государства - участники Конвенции обязались: пресекать торговлю невольниками; продолжать добиваться отмены рабства во всех его формах; принимать все меры для наказания этих правонарушений. В соответствии с Дополнительной конвенцией об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. должны быть отменены: долговая кабала, крепостное состояние, обычаи, сходные с рабством, в отношении женщин и детей. Преступлениями объявлены: работорговля; обращение другого лица в рабство или склонение к отдаче себя в рабство; покушение и соучастие в таких действиях; а также калечение, клеймение лиц, находящихся в подневольном состоянии;

3) преступления, посягающие  на общественную, в том числе  и экономическую, безопасность (загрязнение  окружающей среды; незаконное  приобретение и хранение огнестрельного  оружия; дорожно-транспортные преступления; хулиганское поведение во время  спортивных мероприятий; столкновение  морских судов и неоказание  помощи на море; разрыв или  повреждение морского кабеля);

4) преступления, посягающие  на здоровье населения и нравственность (незаконные производство и оборот  наркотических и психотропных  веществ; посягательство на культурные  ценности народов; распространение  порнографии);

5) преступления экономического  характера (подделка денежных  знаков; легализация преступных  доходов; преступления, совершаемые  в исключительной экономической  зоне; преступления, совершаемые на  континентальном шельфе).

 

2.2. Наказание в международном  уголовном праве.

Национальные правовые системы  различают множество различных  целей уголовного наказания. Однако международные преступления, ввиду  присущей им тяжести и направленности против всего мирового сообщества, диктуют особые подходы к целям  наказания. Из деятельности Специальных  военных трибуналов ООН на современном  этапе можно сделать вывод  о том, что к целям или принципам уголовного наказания за международные преступления эти суды относят возмездие, сдерживание, реинтеграцию обвиняемого в общество, общественное осуждение, защиту общества, прекращение безнаказанности, содействие примирению, восстановление мира и правосудие.

В соответствии с нормами  международного уголовного права в  качестве наиболее приемлемых мер наказаний  за преступления установлены:

  • штраф;
  • конфискация имущества;
  • лишение свободы, включая тюремное заключение.

При отбывании лишения  свободы государствами должны соблюдаться  минимальные стандарты и правила  обращения с осужденными к  лишению свободы. На I Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г. были приняты Минимальные стандарты и правила обращения с заключенными, вошедшие впоследствии в Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Этими стандартами предусматриваются права заключенных при отбывании лишения свободы на обращение с ними в соответствии с общепризнанными нормами независимо от особенностей национальных пенитенциарных систем. Этими правилами устанавливается, что одной из задач тюремного заключения является возвращение лица по отбытии наказания в нормальное гражданское общество. Для такого возвращения лица необходимо, чтобы условия в пенитенциарном учреждении по возможности как можно меньше отличались от условий жизни в обществе.14

Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических  средств или психотропных веществ 1988 г. государствам-участникам предлагается предусмотреть в дополнение к  осуждению или наказанию за правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотиков, применение к правонарушителю  таких мер, как лечение, перевоспитание, последующее наблюдение за ним, восстановление трудоспособности или социальная реинтеграция.

Конвенцией также предлагается государствам предусматривать за малозначительные правонарушения в качестве альтернативы осуждению или наказанию такие  меры, как перевоспитание, восстановление трудоспособности или социальная реинтеграция, а если правонарушитель является наркоманом, лечение и последующее наблюдение за ним (ст. 3).15

Таким образом, в международном  уголовном праве существует система  наказаний за различные преступления, основанная на принципах дифференциации, справедливости и гуманизма.

 

Заключение

  • На сегодняшний день международное уголовное право является развивающейся комплексной отраслью, обладающее структурной и предметной обособленностью. Международное уголовное право имеет тесную связь с национальным уголовным правом. В основе международного уголовного права лежит широкий комплекс гуманистических принципов, которыми руководствуются государства-участники международных отношений, а также органы и должностные лица, принимающие участие в осуществлении международной уголовной юстиции. Основным источником международного уголовного права являются договоры. Регулируя вопросы привлечения к ответственности лиц, совершивших деяния, признаваемые международным правом в качестве преступлений, международное уголовное право преследует цели возмездия, сдерживания, реинтеграции обвиняемого в общество, общественное осуждение, защиту общества, прекращение безнаказанности, содействие примирению, восстановление мира. Основными видами наказания являются штраф, конфискация имущества, лишение свободы, включая тюремное заключение. Действие международного уголовного права оказывает сдерживающее воздействие на международную преступность, способствует упрочению международного мира и безопасности. Кроме этого, международное уголовное право является важным звеном, логически завершающим и связывающим национальные правовые системы.

Будущее международного уголовного права видится достаточно перспективно при наличии воли суверенных государств участников международных отношений.  Дальнейшее совершенствование соглашений договорного характера оп вопросам уголовного права может следовать по пути совершенствования современных договоров, своевременного реагирования на возникновение новых видов преступности, совершенствования правовой базы и усиления ответственности за преступления, приносящие наибольший вред (терроризм, незаконный оборот наркотиков). Отдельного совершенствования и развития требуют международный уголовный процесс и система привлечения к ответственности. Также не маловажной видится деятельность по активному вовлечению в орбиту международного уголовного права государств, находящихся на периферии и имеющих сложную криминогенную обстановку.

Информация о работе Преступления и наказания в международном уголовном праве