Преступления против мира и безопасности человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – уголовно-правовая характеристика понятия и системы преступлений против мира и безопасности человечества в уголовном праве РФ. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Дать общую характеристику и изучить систему преступлений против мира и безопасности человечества;
Раскрыть составы преступлений, посягающих на мир и мирное сосуществование государств;
Рассмотреть состав преступления, посягающего на безопасность персонала международных организаций;
Изучить преступления, посягающие на регламентированные международным правом средства и методы ведения войны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...…...3
1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1.1 Понятие преступлений против мира и безопасности человечества………....5
1.2 Виды преступлений против мира и безопасности человечества в международном и российском уголовном праве……………………………….…6
2 СОСТАВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА МИР И МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ
2.1 Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны.11
2.2 Публичные призывы к агрессивной войне………………… …………..…...13
2.3 Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения ……………………………………………………………..14
2.4 Преступное посягательство на безопасность персонала международных организаций ………………………………………………………………….……..16
3 СОСТАВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
3.1 Применение запрещенных средств и методов ведения войны …………….20
3.2 Геноцид ………………………………………………………………..….……24
3.3 Экоцид ……………………………………………………………….….…….25
3.4 Наемничество ………………………………………………………..………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…......................................35

Файлы: 1 файл

против мира яфапу мигут 1113.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Часть 2 ст. 360 предусматривает  повышенную ответственность за деяние, предусмотренное частью 1 этой статьи, совершенное в целях провокации войны или осложнения международных отношений. Субъективная сторона квалифицированного состава предполагает наличие обязательной цели — провокации войны или осложнения международных отношений (разрыв или ухудшение дипломатических отношений, расторжение договоров и т.п.).

В итоге второй главы  курсовой работы можно сделать выводы. На первое место среди преступлений, посягающих на мир и мирное сосуществование государств отнесены планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеуказанных действий. Также мы изучили составы таких преступлений как публичные призывы к агрессивной войне; разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения и преступление, посягающее на безопасность персонала международных организаций, так как оно также посягает на мирное сосуществование государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СОСТАВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

 

3.1  Применение запрещенных средств  и методов ведения войны 

 

Непосредственным объектом преступления, указанного в ст. 356 УК РФ «Применение запрещенных средств и методов ведения войны»  являются регламентированные международным правом средства и методы ведения войны.

Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 1 данной статьи, характеризуется следующими действиями: 1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением; 2) депортация гражданского населения; 3) разграбление национального имущества на оккупированной территории; 4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации13.

В соответствии с международным  правом военнопленными являются следующие лица, если они попадают во власть одной из воюющих сторон: личный состав вооруженных сил воюющей страны, партизаны, состав ополчения и добровольческих отрядов, личный состав организованных движений сопротивления, некомбатанты (несражающиеся, т.е., как правило, не принимающие непосредственного участия в вооруженной борьбе, использующие имеющееся у них оружие для самообороны и охраны вверенного им имущества, а также раненых, больных и т.п.), стихийно восставшее население, если оно носит открыто оружие и соблюдает в своих военных операциях нормы права вооруженных конфликтов (отрасль международного права, регулирующая ведение военных действий в ходе международных и немеждународных вооруженных конфликтов). Режим военного плена определяется в основном Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. В соответствии с ней с военнопленными следует обращаться гуманно. Ни один из них не может быть подвергнут физическому калечению или медицинскому опыту. Запрещается дискриминация военнопленных по признакам расы, цвета кожи, религии, социального происхождения.

В международном праве  существует правило, что гражданское  население, не участвующее в войне, должно пользоваться неприкосновенностью. При проведении военных операций воюющие стороны должны постоянно заботиться о том, чтобы щадить гражданские объекты (к ним относятся жилища, сооружения и средства транспорта, используемые гражданским населением; места и районы, используемые исключительно гражданским населением, например убежища, больницы и т.п.), продукты питания, а также источники воды. В отношении гражданского населения оккупированной территории запрещается: насилие над жизнью, здоровьем, физическим или психическим состоянием, в частности убийство; пытки всех видов; телесные наказания; увечья; надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное или оскорбительное обращение; принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой его форме; взятие заложников; коллективные наказания; угрозы совершить указанные действия14. В качестве примера жестокого обращения с гражданским населением можно привести преступления германских оккупантов на территории Советского Союза во время Второй мировой войны, выражавшиеся в насильственном помещении советских граждан в концентрационные лагеря и введении там режима каторжного труда, где под угрозой пыток, расстрелов и голодной смерти их заставляли выполнять различные тяжелые работы.

Под депортацией гражданского населения понимается насильственный его вывоз (изгнание) с занимаемой им территории.

Разграбление национального  имущества на оккупированной территории — это его расхищение любыми способами, обращение его в свою собственность оккупирующей стороной, вывоз имущества с оккупируемой территории. «Ограбление общественной или частной собственности» в Уставе Международного военного трибунала  (Нюрнбергского) было названо в качестве одной из разновидностей военных преступлений. Трибунал установил, что расхищение и разграбление собственности оккупированных европейских стран производилось германскими войсками в невиданных масштабах, захватывалось и вывозилось все, что представляло ценность: металл, шерсть, бумага, продовольствие, средства транспорта (паровозы, вагоны и даже рельсы), культурные ценности.

Учитывая особый вред, который в ходе военных действий может быть нанесен культурным ценностям  народов, в 1954 г. по инициативе ЮНЕСКО была принята международная Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В Конвенции дается определение понятия «культурная ценность» (памятники архитектуры, искусства или истории, произведения искусства, рукописи, научные коллекции книг и архивных материалов, музеи, крупные библиотеки и т.п.). Защита указанных ценностей включает их охрану и уважение. Воюющие стороны обязаны воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Запрещаются любые акты вандализма в их отношении, реквизиция культурных ценностей, расположенных на территории другой страны15.

К запрещенным средствам  ведения войны относится в  первую очередь применение оружия массового  поражения, что образует квалифицированный состав преступления, предусмотренного частью 2 рассматриваемой статьи. Запрещенными могут быть и отдельные виды обычного оружия. В 1981 г. была принята специальная Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерное повреждение или имеющими неизбирательное действие. В протоколах, прилагаемых к этой Конвенции, запрещалось применение любого оружия, ранящего осколками, которые не обнаруживаются в теле с помощью рентгеновских лучей, а также ограничивалось применение некоторых видов наземных мин, мин-ловушек и некоторых видов зажигательного оружия.

Запрещенные методы ведения  войны предполагают определенные способы ее ведения, запрещенные международным правом. Так, в соответствии с Дополнительным протоколом I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. запрещается отдавать воюющим приказ «не оставлять никого в живых, угрожая этим противнику, или вести военные действия на такой основе», запрещается незаконно использовать отличительную эмблему Красного Креста, ООН, а также флаги, эмблемы, форменную одежду нейтральных стран или государств, не находящихся в конфликте. В соответствии с Конвенцией о запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. запрещается применение в вооруженных конфликтах и использование любых средств, способных вызвать землетрясения, цунами, нарушение экологического баланса какого-либо района, изменения в элементах погоды, климата, в состоянии озонного слоя и ионосферы.

Можно сказать, что в  связи с этим международное право, по сути, отказалось от традиционного термина «право войны» и перешло к термину «право вооруженных конфликтов» (или «международное гуманитарное право, применяемое в условиях вооруженных конфликтов»)16.

 Это право является  отраслью международного права,  призванной регулировать ведение военных действий в ходе международных и немеждународных конфликтов, обеспечить защиту их жертв. Это соответствует и указанию статьи 356 УК РФ на применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации. Дело в том, что и I, и II Дополнительные протоколы 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. были ратифицированы в августе 1989 г. без каких-либо оговорок Советским Союзом, и, следовательно, в силу правопреемства их выполнение возлагается на Российскую Федерацию.

Часть 2 рассматриваемой  статьи предусматривает повышенную ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации.

Состав данного преступления — формальный.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект — лицо, достигшее  возраста 16 лет.

 

3.2  Геноцид 

 

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании  за него 1948 г. определяет геноцид как  действия, направленные на полное или  частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы, которые могут быть выражены в:

  • убийстве членов такой группы;
  • причинении серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
  • предумышленном создании для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее полное или частичное уничтожение;
  • мерах, рассчитанных на то, чтобы предотвратить деторождение в среде такой группы;
  • насильственной передаче детей из одной человеческой группы в другую.

В 1965 г. была принята Международная  конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, осуждающая расизм как одну из форм геноцида.

Геноцид наказуем как  в мирное, так и в военное  время.

Объектом геноцида является безопасность человечества. Дополнительным объектом следует считать жизнь и здоровье людей.

Объективная сторона  данного преступления характеризуется одним из следующих деяний:

а)  убийство членов национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой. В этом случае смерть причиняется двум или более лицам. Убийство одного лица — представителя определенной группы квалифицируется п. «л» ч. 2 ст. 105 УК;

б)  причинение тяжкого  вреда здоровью членам указанных  групп. Если тяжкий вред причиняется  здоровью одного члена этих групп, то содеянное следует квалифицировать  по п. «е» ч. 2 ст. 111 УК;

в) насильственное воспрепятствование деторождению может быть выражено в массовой стерилизации или кастрации, а равно в запрещении брачных союзов и половых контактов между членами таких групп;

г)  принудительная передача детей, которая выражается в насильственном отобрании детей от родителей, опекунов, попечителей и передаче их иным лицам, представителям другой этнической группы;

д) насильственное переселение  либо иное создание жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение  членов той или иной группы, заключается  в переселении людей в резервации, пункты переселения, в места, не соответствующие необходимым жизненным условиям. Это может выражаться в отсутствии медицинской, продовольственной и других видов помощи.17

Анализируемое преступление относится к материальным; оно  будет оконченным с момента наступления указанных в ст. 357 УК последствий (смерти, тяжкого вреда здоровью, массового изъятия детей и т. д.).

Субъектом геноцида может  быть физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Совершение действий, характеризующих геноцид, лицами в возрасте от 14 до 16 лет следует квалифицировать как преступления против личности (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека).

Субъективная сторона  рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Целью виновного является полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Мотив данного преступления — национальная вражда, религиозная нетерпимость и т. п.

 

 

 

3.3  Экоцид 

 

Принятие данной нормы  обусловлено все большей тревогой международного сообщества относительно ущерба, причиняемого экологическими преступлениями окружающей среде, носящего нередко разрушительный характер и затрагивающего значительную часть населения. В решениях IX Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каир, 1995 г.) обращается внимание на то, что экологические преступления, приобретающие транснациональный характер, по своей опасности выдвигаются на одно из первых мест среди других преступлений, и поэтому уголовное право призвано сыграть важную роль в выполнении международным сообществом своих функций по охране окружающей среды. На предотвращение транснационального загрязнения окружающей среды направлены двусторонние договоры между государствами и многосторонние конвенции (например, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 2005 г., Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и др.). Этим целям служит и формулирование в Уголовном кодексе нормы об ответственности за экоцид. Последний выделен из общих экологических преступлений и помещен в главу о преступлениях против мира и безопасности человечества именно по причине того, что он носит транснациональный характер.

Данное преступление представляет угрозу окружающей природной  среде как естественной основе обитания людей, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира. Законодатель впервые предусмотрел специальную статью об ответственности за экоцид, что весьма актуально при современных темпах развития техники, когда даже один человек может вызвать к жизни разрушительные силы природы.

Экоцид трактуется как  загрязнение окружающей человека природной  среды, влекущее разрушительные и глобальные (необратимые) последствия и для  самой природы, и для человека.

Информация о работе Преступления против мира и безопасности человечества