Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 23:37, курсовая работа
Описание работы
Настоящее исследование проводится с целью проведения комплексного и системного уголовно-правового рассмотрения преступлений против военной службы. Достижение указанной цели предполагает постановку ряда задач, решение которых обусловливает содержание работы: 1. Ретроспективный анализ законодательства о преступлениях против военной службы (сравнение действующего законодательства с правом советского периода). 2. Рассмотрение понятия «преступление против военной службы». 3. Изучение признаков состава преступлений против военной службы по уголовному законодательству Российской Федерации. 4. Исследование проблем квалификации преступлений против военной службы.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Правовая сущность преступлений против военной службы 1.1 Понятие преступлений против военной службы 1.2 Общая характеристика преступлений против военной службы 1.3 Исторический аспект уголовной ответственности за преступления против военной службы Глава 2. Уголовно-правовой анализ преступлений против военной службы 2.1 Субъект и субъективная сторона преступлений против военной службы 2.2 Объект и объективная сторона преступлений против военной службы Глава 3. Сложные вопросы квалификации преступлений против военной службы 3.1 Проблемы квалификации должностных преступлений против военной службы 3.2 Проблемы квалификации преступлений против военной службы, совершенных в соучастии ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Нормативно-правовые акты Литература ПРИЛОЖЕНИЯ
Уголовное законодательство послереволюционной
России отказалось от конструирования
военно-уголовного права как подотрасли
уголовного права, предназначенной для
военнослужащих, перешло на конструирование
военно-уголовного законодательства как
системы норм, учитывающих только специфику
воинских преступлений. Для того чтобы
не допустить расширения понятия преступления
против военной службы и возврата к военно-уголовному
праву, предупредить несанкционированное
расширение круга лиц, подлежащих ответственности
за воинские преступления, было введено
соответствующее определение понятия
воинского преступления. Кроме того, благодаря
такому определению была создана возможность
упростить систему военно-уголовного
законодательства, сократив число составов
воинских преступлений, использовать
при описании их диспозиций такие формулировки,
которые охватывают более широкий круг
деяний данного вида.
Помимо причин уголовно-политического
характера следует указать и на иные обстоятельства,
послужившие основанием выделения в УК
РФ понятия воинского преступления. Ими
являются своеобразный характер общественной
опасности преступлений, посягающих на
порядок прохождения военной службы и
военную безопасность государства, а также
особый смысл уголовной ответственности
и наказания военнослужащих, состоящий
в том, чтобы решать наряду с общими задачами
также и задачу воинского воспитания.
В результате появляется необходимость
выработки критериев, признаков преступления,
по которым оно могло бы разграничиваться
с общеуголовными.
Проблема разграничения осложняется
тем, что наряду со специальными, явными
воинскими преступлениями, аналогов которым
нет в общеуголовных составах (неисполнение
приказа, нарушение правил караульной
службы и др.), существуют и такие преступления
против военной службы, которые по отдельным
внешним признакам сходны с общеуголовными
составами, например, насильственные действия
в отношении начальника, нарушение правил
вождения и эксплуатации машин и т.д. Подобные
деяния квалифицируются по нормам с общеуголовными
составами преступлений, хотя их воинское
содержание от этого не меняется. Они не
включены в главу о преступлениях против
военной службы только потому, что структура
и санкции соответствующих общеуголовных
норм в достаточной мере отражают характер
и степень их опасности, в противном случае
они были бы введены в круг преступлений
против военной службы. Воинский характер
подобных общеуголовных преступлений
необходимо учитывать и при квалификации,
и при назначении наказания, когда приходится
определять характер и тяжесть совершенного
преступления. Для правильного определения
деяний, относящихся к преступлениям против
военной службы, отграничения последних
от общеуголовных правонарушений и устанавливается
понятие преступления против военной
службы. Оно используется как в процессе
правотворчества для решения задач криминализации
воинских правонарушений, так и в правоприменительной
деятельности при квалификации преступлений.
Общественная опасность преступлений
против военной службы характеризуется
причинением либо угрозой причинения
вреда боеспособности Вооруженных Сил
РФ См.: Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному
кодексу Российской Федерации. - М.: Юрайт,
2008. - С. 218.. Их уголовная противоправность
проявляется в совершении деяния, предусмотренного
специальной главой 33 УК РФ, а также специальными
воинскими законами и иными нормативными
актами. Всякое преступление против военной
службы нарушает порядок прохождения
военной службы. Все диспозиции воинских
уголовно-правовых норм, по существу, являются
бланкетными, требуют предметного анализа
соответствующих нормативных актов (воинских
уставов, наставлений, инструкций и т.
п.).
Виновность представляет собой психическое
отношение преступника к деянию и наступившим
последствиям, в преступлениях против
военной службы она отражает воинский
характер и того, и другого. Виновный сознает
или должен сознавать, что, являясь субъектом
воинского преступления, совершает деяние,
нарушающее порядок прохождения военной
службы, что он причиняет либо создает
угрозу причинения вреда боевой готовности
войск.
Уголовная наказуемость преступлений
против военной службы специфична. К военнослужащим
применяются почти все виды наказаний,
предусмотренные статьей 44 УК РФ, за некоторыми
исключениями, обусловленными характером
военной службы, в частности, к ним не применяются
обязательные и исправительные работы.
Вместе с тем в системе уголовных наказаний
предусмотрены два вида наказания, применяемые
исключительно к военнослужащим. Это содержание
в дисциплинарной воинской части, применяемое
к военнослужащим, проходящим военную
службу по призыву, и ограничение по военной
службе, назначаемое военнослужащим, проходящим
военную службу по контракту. Эти наказания
позволяют наряду с общими целями, стоящими
перед уголовным наказанием, решать и
специфическую задачу воинского воспитания,
поскольку отбываются они в условиях несения
осужденным военной службы.
Таким образом, преступление против военной
службы - это преступление против установленного
порядка прохождения военной службы, совершаемое
военнослужащими, проходящими военную
службу по призыву или контракту в Вооруженных
Силах, в других войсках, воинских формированиях
Российской Федерации, а также гражданами,
пребывающими в запасе, во время прохождения
ими военных сборов. Оно представляет
собой деяние (действие или бездействие),
характеризующееся едиными для всех преступлений
признаками: общественной опасностью,
уголовной противоправностью, виновностью
и наказуемостью См.: Кудашкин Александр
Васильевич. Военная служба в Российской
Федерации: теория и практика правового
регулирования. - СПб.: Юридический центр
Пресс, 2003. - С. 403. .
1.2 Общая характеристика преступлений
против военной службы
Преступления против военной службы,
как правило, направлены против установленного
порядка ее прохождения. Они могут быть
совершены военнослужащими, проходящими
военную службу по призыву либо по контракту
в Вооруженных Силах Российской Федерации,
а также гражданами, пребывающими в запасе
во время прохождения ими военных сборов.
Как уже было установлено, что привлечение
военнослужащих к уголовной ответственности
осуществляется на основании Уголовного
кодекса РФ. Обязательным признаком преступления
против военной службы является направленность
против порядка ее прохождения, установленного
Федеральными законами «Об обороне», «О
воинской обязанности и военной службе»,
«О статусе военнослужащих», а также другими
федеральными законами, общевоинскими
уставами и нормативными правовыми актами
Российской Федерации. Предусмотренные
в УК РФ преступления против военной службы
охватывают различные стороны установленного
порядка ее прохождения.
Уголовная ответственность за преступления
против военной службы основывается на
принципах: законности; равенства граждан
перед законом; вины; справедливости и
гуманизма.
Принцип законности состоит в том, что
степень преступности деяния, а также
его наказуемость и иные уголовно-правовые
последствия определяются только УК РФ.
Применение уголовного закона по аналогии
не допускается.
Принцип равенства граждан перед законом
определяет, что лица, совершившие преступления
против военной службы, равны перед законом
и подлежат уголовной ответственности
независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, а также других обстоятельств.
Принцип вины подразумевает, что лицо
подлежит уголовной ответственности только
за те общественно опасные действия (бездействие)
и наступившие общественно опасные последствия,
в отношении которых установлена его вина.
Объективное вменение, то есть уголовная
ответственность за невиновное причинение
вреда, не допускается.
Принцип справедливости определяет,
что наказание и иные меры уголовно-правового
характера, применяемые к лицу, совершившему
воинское преступление, должны быть справедливыми,
то есть соответствовать характеру и степени
общественной опасности преступления,
обстоятельствам его совершения и личности
виновного. Никто не может нести уголовную
ответственность дважды за одно и то же
воинское преступление.
Принцип гуманизма заключается в том,
что наказание и иные меры уголовно-правового
характера, применяемые к человеку, совершившему
преступление против военной службы преступление,
не могут быть нацелены на причинение
ему физических страданий или унижение
его человеческого достоинства.
Военнослужащие несут уголовную ответственность
за совершение как общеуголовных преступлений,
так и преступлений против военной службы.
Основанием для уголовной ответственности
военнослужащих, как и других граждан,
является совершение преступления, предусмотренного
УК РФ.
Преступлением считается общественно
опасное действие, нарушающее закон и
подлежащее уголовной ответственности.
Формальным разграничением категорий
преступлений является срок наказания,
а для тяжких - также и форма вины.
В зависимости от характера и степени
общественной опасности деяния в соответствии
с УК РФ подразделяются на преступления
небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие
и особо тяжкие.
Степень преступности и наказуемость
деяния определяются уголовным законом,
действовавшим во время совершения этого
деяния. Временем совершения преступления
признается время совершения общественно
опасного действия (бездействия) независимо
от времени наступления последствий См.:
Иванов В., Хачатрян А. Уголовная ответственность
военнослужащих // Ориентир, 2002. - № 5. - С.
36-37..
Военнослужащий не подлежит уголовной
ответственности за преступление, если
добровольно и окончательно отказался
от доведения этого преступления до конца.
За совершение общеуголовных преступлений
военнослужащие подлежат уголовной ответственности
в соответствии с Особенной частью УК
РФ, которая включает нормы, определяющие
признаки конкретных видов преступлений
и устанавливающие наказания лиц, виновных
в совершении этих преступлений. Предусмотренные
в УК РФ преступления против военной службы
охватывают различные стороны установленного
порядка прохождения военной службы См.:
Дуюнов В.К. Комментарий к Уголовному кодексу
Российской Федерации (постатейный) / отв.
ред. Л.Л. Кругликов. - М.: Волтерс Клувер,
2008. - 252. .
Одним из принципов строительства Вооруженных
Сил РФ, руководства ими и взаимоотношений
между военнослужащими является единоначалие.
Оно заключается в наделении командиров
(начальников) всей полнотой распорядительной
власти по отношению к подчиненным и возложении
на них персональной ответственности
перед государством за все стороны жизни
и деятельности воинской части, подразделения
и каждого военнослужащего.
1.3 Исторический аспект
уголовной ответственности за
преступления против военной
службы
В царской России уголовно-правовые нормы,
устанавливавшие уголовную ответственность
за воинские преступления, стали возникать
после начала формирования регулярных
воинских частей. Такие нормы, например,
входили в Судебник Царя и Великого Князя
Ивана IV 1550 г. См.: Аветисян С.С. Совершенствование
норм уголовного законодательства, направленных
на охрану военной безопасности государства
// Российский военно-правовой сборник,
2004. - № 1. - С. 29. История развития военно-уголовного
законодательства - большая самостоятельная
тема. Тем не менее, для настоящей работы
наибольший интерес представляет сравнительная
характеристика советского и современного
российского уголовного законодательства
об ответственности за преступления против
военной службы.
Необходимо отметить, что советское военно-уголовное
законодательство являлось составной
частью уголовного законодательства в
соответствии со статьей 2 Основ уголовного
законодательства Союза ССР и союзных
республик 1958 г. Поэтому, например, положения
Общей части советского уголовного законодательства
об основаниях уголовной ответственности,
понятии преступления были едины для всего
уголовного законодательства, в том числе
и определявшего уголовную ответственность
за воинские преступления. Вместе с тем
особенности воинской службы предопределяли
выделение специальных видов наказаний,
применявшихся только к осужденным военнослужащим.
Такими наказаниями являлись: направление
в дисциплинарный батальон и содержание
на гауптвахте взамен исправительных
работ См.: Юшин В.Ю. Историко-юридическая
характеристика военно-уголовного законодательства
России // Военно-юридический журнал, 2008.
- № 4. - С. 25..
Эти наказания отбывались одновременно
с выполнением осужденным обязанностей
по военной службе и не сопрягались с исключением
осужденного из Вооруженных Сил См.: Чернов
А.Д. Актуальные проблемы уголовного наказания.
Автореферат диссертации на соискание
ученой степени доктора юридических наук.
- М., 2009. - С. 16.. Помимо этого в соответствии
со статьей 31 Основ уголовного законодательства
Союза ССР и союзных республик при осуждении
за тяжкое преступление лицо, имевшее
воинское звание, могло быть по приговору
суда его лишено. Согласно Закону о всеобщей
воинской обязанности военная служба
состояла из действительной военной службы
и службы в запасе. Поэтому судебное решение
о лишении воинского звания могло быть
принято и в отношении лица, находившегося
в отставке. В Законе «Об уголовной ответственности
за воинские преступления» УК 1960 г. было
определено, что воинскими преступлениями
признаются предусмотренные им деяния
против установленного порядка несения
воинской службы, совершенные военнослужащими,
а также военнообязанными во время прохождения
ими учебных сборов.
До принятия нового Уголовного кодекса
на территории Российской Федерации действовал
Закон СССР об уголовной ответственности
за воинские преступления 1958 г. с последующими
изменениями и дополнениями, нормы которого
были полностью воспроизведены в статьями
237-269 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. и на
практике применялись в виде соответствующих
статей этого Кодекса.
В отличие от прежнего законодательства,
которое устанавливало ответственность
за воинские преступления, совершенные
как в мирное, так и в военное время и в
условиях боевой обстановки, нормы Уголовного
кодекса 1996 года предусматривают ответственность
только за преступления против военной
службы, совершаемые в условиях мирного
времени. Как уже было проанализировано,
в части 3 статьи 331, уголовная ответственность
за преступления против военной службы,
совершенные в военное время либо в боевой
обстановке, определяется законодательством
Российской Федерации военного времени.