Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 23:37, курсовая работа
Описание работы
Настоящее исследование проводится с целью проведения комплексного и системного уголовно-правового рассмотрения преступлений против военной службы. Достижение указанной цели предполагает постановку ряда задач, решение которых обусловливает содержание работы: 1. Ретроспективный анализ законодательства о преступлениях против военной службы (сравнение действующего законодательства с правом советского периода). 2. Рассмотрение понятия «преступление против военной службы». 3. Изучение признаков состава преступлений против военной службы по уголовному законодательству Российской Федерации. 4. Исследование проблем квалификации преступлений против военной службы.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Правовая сущность преступлений против военной службы 1.1 Понятие преступлений против военной службы 1.2 Общая характеристика преступлений против военной службы 1.3 Исторический аспект уголовной ответственности за преступления против военной службы Глава 2. Уголовно-правовой анализ преступлений против военной службы 2.1 Субъект и субъективная сторона преступлений против военной службы 2.2 Объект и объективная сторона преступлений против военной службы Глава 3. Сложные вопросы квалификации преступлений против военной службы 3.1 Проблемы квалификации должностных преступлений против военной службы 3.2 Проблемы квалификации преступлений против военной службы, совершенных в соучастии ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Нормативно-правовые акты Литература ПРИЛОЖЕНИЯ
По сравнению с УК 1960 г. в Кодексе 1996 г.
количество статей о воинских преступлениях
сокращено с 35 до 22. Это произошло за счет
объединения некоторых составов преступлений,
декриминализации отдельных видов воинских
правонарушений и не включения в главу
33 норм о воинских преступлениях, которые
могут быть совершены в условиях военного
времени и боевой обстановки См.: Юшин
В.Ю. Историко-юридическая характеристика
военно-уголовного законодательства России
// Военно-юридический журнал, 2008. - № 4.
- С. 26..
В то же время нельзя признать обоснованным
исключение из числа воинских преступлений
воинских должностных лиц в виде злоупотребления
служебным положением, превышения и бездействия
власти, включая случаи применения командирами
и начальниками различных видов насилия
в отношении своих подчиненных, и распространение
на них общих норм о должностных преступлениях.
Особенности указанных преступлений по
службе воинских должностных лиц, обусловленные
тем, что на них возложены специфические
обязанности по обеспечению военной безопасности
государства и в связи с этим они наделены
весьма широкими полномочиями по управлению
войсками, включая право командиров на
применение оружия в отношении своих подчиненных
(статья 9 Дисциплинарного устава Вооруженных
Сил РФ), предопределяют необходимость
отнесения их к числу преступлений против
военной службы. Не случайно военно-уголовное
законодательство дореволюционной России
и советского периода неизменно включало
в себя специальные нормы об уголовной
ответственности командиров и начальников
за преступления, совершенные ими с использованием
своего служебного положения, и прежде
всего за применение насилия к подчиненным
и другие формы ущемления их прав и законных
интересов См.: Самойлов А.С. Военно-уголовное
право Российской Федерации: Методическое
пособие. М.: Междунар. ин-т упр., 2005. - С.
73..
Анализ показывает, что в главе 33 УК РФ
появился новый, неизвестный прежнему
законодательству состав преступления
- нарушение правил несения службы по охране
общественного порядка и обеспечению
общественной безопасности (статья 343).
К несению службы по охране общественного
порядка и обеспечению общественной безопасности
наряду с органами внутренних дел привлекаются
военнослужащие специальных моторизованных
частей и соединений и частей оперативного
назначения внутренних войск См.: Акулов
О. Уклонение от военной службы и его последствия
// Ориентир, 2001. - № 5. - С. 28.. Законом «Об
обороне» от 24 апреля 1996 г. участие военнослужащих
Вооруженных Сил в несении службы по охране
общественного порядка и обеспечению
общественной безопасности не предусмотрено.
Поэтому действие статьи 343 УК распространяется
лишь на военнослужащих внутренних войск
МВД РФ, виновных в совершении предусмотренного
в ней преступления. Новой является и статья
347, предусматривающая уголовную ответственность
за уничтожение или повреждение по неосторожности
оружия, боеприпасов или предметов военной
техники, повлекшие тяжкие последствия.
В отличие от советского периода времени,
предусмотренные в главе 33 УК РФ преступления
против военной службы можно разделить
на следующие группы:
1. преступления против порядка
подчиненности и уставных взаимоотношений
между военнослужащими (статьи 332 - 336);
2. уклонение от военной службы
(статьи 337 - 339);
3. преступления против порядка
несения специальных служб (статьи
340-344);
4. преступления против порядка
использования и сбережения военной
техники и другого военного
имущества (статьи 345 - 348);
5. преступления против порядка
обращения с оружием и эксплуатации
военной техники (статьи 349 - 352) См.: Дуюнов
В.К. Комментарий к Уголовному кодексу
Российской Федерации (постатейный) / отв.
ред. Л.Л. Кругликов. - М.: Волтерс Клувер,
2008. - С. 254..
Анализ норм главы 33 УК РФ показывает,
что признаки многих составов воинских
преступлений существенно отличаются
от признаков этих же преступлений, предусмотренных
соответствующими статьями УК РФ 1960 г.
Исключена уголовная ответственность
военнослужащих по призыву за самовольную
отлучку продолжительностью не свыше
двух суток, уголовная ответственность
военнослужащих по контракту может наступать
за самовольное оставление части или места
службы продолжительностью свыше десяти
суток. Весьма важное значение имеют примечания
к статьям 337 и 338 УК РФ, в соответствии
с которыми военнослужащие, совершившие
самовольное оставление части и дезертирство,
могут быть освобождены от уголовной ответственности,
если эти деяния были совершены вследствие
стечения тяжелых обстоятельств. Необходимо,
однако, отметить, что профилактическое
значение этих норм в значительной мере
теряется из-за отсутствия в них указания
на добровольную явку виновного в часть
в течение определенного срока после самовольного
оставления части. Кроме самовольного
оставления части или места службы и дезертирства,
уголовная ответственность предусмотрена
за уклонение от военной службы путем
членовредительства, симуляции болезни,
подлога документов или иного обмана (статья
339) См.: Фирсов Е.П. Некоторые вопросы расследования
по делам об уклонении от прохождения
военной и альтернативной гражданской
службы (ст. 328 УК РФ) / Е.П. Фирсов, авт. Е.
В. Ионова // Вестник криминалистики. - 2006.
- Вып. 3. - С. 72-75..
В отличие от прежнего законодательства
статьи УК РФ, предусматривающие ответственность
за нарушение правил несения боевого дежурства,
караульной, пограничной и других специальных
служб (статьи 340-344), устанавливают, что
преступлением признаются не сами по себе
нарушения правил несения этих служб,
а нарушения, повлекшие причинение вреда
охраняемым объектам. Применительно к
боевому дежурству (боевой службе) и пограничной
службе ответственность наступает за
нарушения, которые повлекли либо могли
повлечь указанные последствия.
В новом УК РФ в одной статье (статья 332)
объединены различные виды неисполнения
подчиненным отданного по службе приказа
командира (начальника), сохранены составы
оказания сопротивления начальнику или
принуждения его к нарушению обязанностей
военной службы, а также совершения в отношении
начальника насильственных действий в
связи с исполнением или во время исполнения
им обязанностей военной службы (статьи
333 и 334). Статья 335 УК РФ устанавливает ответственность
за насильственные действия одного военнослужащего
в отношении другого, равного с ним по
служебному положению и воинскому званию
либо старшего или младшего по воинскому
званию, когда эти действия нарушают уставные
правила взаимоотношений между военнослужащими,
не состоящими в отношениях подчиненности.
Воинским преступлением признается оскорбление
одним военнослужащим другого во время
исполнения или в связи с исполнением
обязанностей военной службы (статья 336).
В отличие от УК РСФСР 1960 г. действующее
уголовное законодательство в главе 33
УК РФ, посвященной преступлениям против
военной службы, не выделяет самостоятельных
статей о воинских должностных преступлениях.
Теперь деяния воинских начальников, связанные
со злоупотреблением властью, превышением
должностных полномочий и халатностью,
влекут ответственность по статьям об
общеуголовных должностных преступлениях
главой 30 УК РФ.
Воинским преступлением признается оставление
погибающего военного корабля командиром,
не исполнившим до конца свои служебные
обязанности, а равно лицом из состава
команды корабля без надлежащего распоряжения
командира (статья 345). Кроме того, к воинским
преступлениям против порядка использования
и сбережения военного имущества отнесены
умышленное либо по неосторожности уничтожение
или повреждение, а также утрата оружия,
боеприпасов и предметов военной техники.
Подобные действия в отношении других
материальных ценностей, принадлежащих
Вооруженным Силам и другим войскам, в
главе 33 УК РФ не предусмотрены, они могут
быть квалифицированы по соответствующим
статьям об общеуголовных преступлениях
(статьи 167, 168 УК РФ).
Вооруженные Силы оснащены различными
видами оружия, боеприпасов, взрывчатых
или иных веществ, поэтому весьма важное
значение имеет обеспечение строгого
соблюдения всеми военнослужащими установленных
правил обращения с этими предметами и
веществами. Статья 349 УК РФ предусматривает
ответственность военнослужащих за нарушение
правил обращения с оружием, боеприпасами
и другими предметами, представляющими
повышенную опасность для окружающих.
Воинскими преступлениями против порядка
обращения с оружием и эксплуатации военной
техники являются также нарушение правил
вождения или эксплуатации боевой, специальной
или транспортной машины (статья 350), нарушение
правил полетов или подготовки к ним либо
иных правил эксплуатации военных летательных
аппаратов (статья 351) и нарушение правил
вождения или эксплуатации военных кораблей
(статья 352). Уголовная ответственность
за указанные нарушения, кроме нарушения
правил вождения или эксплуатации боевых,
специальных и транспортных машин, наступает,
когда они повлекли за собой человеческие
жертвы или иные тяжкие последствия.
Только по статье 350 УК РФ не образует
преступления нарушение правил вождения
или эксплуатации боевых, специальных
и транспортных машин, повлекшее, кроме
человеческих жертв, иные тяжкие последствия,
в том числе в виде крупного ущерба. В то
же время в соответствии со статьей 264
УК РФ нарушение правил дорожного движения
на автотранспорте влечет за собой уголовную
ответственность как при наступлении
человеческих жертв, так и при причинении
крупного ущерба. Между тем результатом
нарушения правил движения или эксплуатации
боевых и специальных военных машин причиненный
ущерб может быть намного более крупным,
чем ущерб, причиненный транспортным средством
вследствие нарушения правил дорожного
движения.
В Уголовном кодексе РФ в отличие от советского
законодательства получили дальнейшее
развитие специальные виды уголовного
наказания, применяемые к военнослужащим
за совершение воинских и общеуголовных
преступлений См.: Андриченко Л.В., Вишняков
В.Г., Гравина А.Л. Национальная безопасность
Российской Федерации: проблемы укрепления
государственно-правовых основ // Журнал
российского права, 2005. - № 2. - С. 56.. Содержание
в дисциплинарной воинской части впервые
включено в общую систему уголовных наказаний
в качестве самостоятельного вида наказания
(статья 44 УК РФ). Оно может быть назначено
на срок от трех месяцев до двух лет военнослужащим
по призыву, а также военнослужащим, проходящим
военную службу по контракту на должностях
рядового и сержантского состава, если
они на момент вынесения приговора не
отслужили установленного законом срока
службы по призыву. В санкциях 18 статей
главы 33 УК РФ прямо предусмотрено применение
этого наказания, а за совершение военнослужащими
общеуголовных преступлений оно назначается
взамен лишения свободы на срок не свыше
двух лет (статья 55). Новым является установление
возможности условного осуждения к содержанию
в дисциплинарной воинской части (статья
73). Наряду с применением к военнослужащим,
отбывающим наказание в дисциплинарной
воинской части, условно - досрочного освобождения
(статья 79), в части 3 статьи 81 специально
предусмотрено освобождение от отбывания
этого наказания либо ареста военнослужащих,
признанных не годными к военной службе.
В отличие от статьи 57 УК 1960 г., согласно
которой лица, отбывшие наказание в дисциплинарном
батальоне, сразу же признавались не имеющими
судимости, по статье 86 УК РФ судимость
военнослужащих, осужденных к этой мере
наказания, погашается после истечения
одного года после отбытия наказания См.:
Батычко В.Т. Уголовное право. Общая и Особенная
части. Курс лекций, 2006. - С. 74..
В систему наказаний включен специальный
вид наказания - ограничение по военной
службе (статья 51), который применяется
к осужденным офицерам и другим военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту,
за совершение воинских и общеуголовных
преступлений, не представляющих большой
общественной опасности. Такое наказание,
назначаемое на срок от трех месяцев до
двух лет и отбываемое в условиях продолжения
военной службы, предусмотрено в санкциях
16 статей главы 33 УК, а за совершение общеуголовных
преступлений оно назначается взамен
исправительных работ на срок до двух
лет. Как и содержание в дисциплинарной
воинской части, ограничение по военной
службе может быть назначено условно,
к лицам, отбывающим это наказание, может
применяться условно-досрочное освобождение.
Одним из новых видов наказаний, введенных
УК РФ 1996 г., является арест с содержанием
осужденного в условиях строгой изоляции
от общества на срок от одного до шести
месяцев. В 10 статьях главы 33 предусмотрено
применение этого наказания за совершение
воинских преступлений. Статья 54 устанавливает,
что военнослужащие, осужденные к аресту,
отбывают наказание на гауптвахте в условиях
сохранения за ними статуса военнослужащих.
Изложенное дает основание утверждать,
что в Уголовном кодексе РФ нормы, регламентирующие
ответственность военнослужащих за преступления
против военной службы, получили дальнейшее
развитие. Вместе с тем нельзя не отметить,
что из главы 33 необоснованно исключены
традиционно признаваемые воинскими должностные
и некоторые другие преступления военнослужащих,
санкции ряда статей не отражают реальной
опасности предусмотренных в них преступлений,
не согласованы с санкциями статей УК
РФ о преступлениях против личности, практически
не ограничены пределы освобождения от
уголовной ответственности за дезертирство
и самовольное оставление части. В связи
с этим представляется, что отмеченные
недостатки должны быть предметом рассмотрения
в процессе работы по дальнейшему совершенствованию
российского уголовного законодательства.
Одновременно необходимо приступить к
разработке закона об уголовной ответственности
за воинские преступления, совершаемые
в военное время и в боевой обстановке,
в соответствии с частью 3 статьи 331 УК
РФ.
Глава 2. Уголовно-правовой
анализ преступлений против военной службы
2.1 Субъект и субъективная сторона
преступлений против военной службы
Как уже было установлено, вопрос о субъекте
воинского преступления легально решен
в статье 331 УК РФ. В части 1 этой статьи
определено, что преступления против порядка
несения военной службы совершаются военнослужащими,
проходящими военную службу по призыву
либо по контракту в Вооруженных Силах
РФ, других войсковых формированиях РФ,
а также гражданами, пребывающими в запасе,
во время прохождения ими военных сборов.
В соответствии с частью 2 статьи 331 УК
РФ уголовную ответственность за воинские
преступления несут также военные строители
военно-строительных отрядов (частей)
Министерства обороны РФ и других министерств
и ведомств. Проведенный анализ действующего
законодательства показал, что помимо
вооруженных сил военная служба предусмотрена
в следующих военизированных формированиях:
1. войсках Федеральной пограничной службы
РФ;
2. внутренних войсках Министерства
внутренних дел РФ;
3. войсках Федерального агентства правительственной
связи и информации при Президенте РФ;