Преступления в сфере экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Общественная опасность экономических преступлений заключается в том, что в результате таких посягательств экономическим интересам государства и иным субъектам, связанным с предпринимательской деятельностью, наносится значительный ущерб.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общие вопросы налогового правонарушения …………………….4
Понятие налога и его виды …………………………………………............4
Причины возникновения налоговых правонарушений ………………..6

Глава 2. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов …………………….8
2.1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица …..8
2.2. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации ….……12
3. Неисполнение обязанностей налогового агента ……….………………...15

Заключение ……………………………………………………………………...17
Список использованной литературы и нормативных актов ……………..18

Файлы: 1 файл

Копия курсовая.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

Введение …………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Общие вопросы  налогового правонарушения …………………….4

    1. Понятие налога и его виды …………………………………………............4
    2. Причины возникновения налоговых правонарушений ………………..6
 

Глава 2. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов …………………….8

2.1. Уклонение от уплаты  налогов и (или) сборов с физического лица …..8

2.2. Уклонение от уплаты  налогов и (или)  сборов с организации  ….……12

3. Неисполнение обязанностей  налогового агента  ……….………………...15 
 

Заключение  ……………………………………………………………………...17 

Список  использованной литературы и нормативных актов ……………..18

 

Введение 

На мой  взгляд, выбранная тема чрезвычайно  актуальна, так как показывает практика, преступления в сфере экономической  деятельности в настоящее время  являются достаточно распространенным явлением. Общественная опасность экономических преступлений заключается в том, что в результате таких посягательств экономическим интересам государства и иным субъектам, связанным с предпринимательской деятельностью, наносится значительный ущерб.

    Налоговое законодательство является  едва ли не одним  из  самых   важных частей формируемого сегодня  нового правового поля. И  это   естественно,  так как от поступления  налогов (в цивилизованных странах  налоги составляют от  50  % до 90 % от всех поступлений в бюджет)  зависит не  только  бюджет,  но  и финансовая, а, следовательно, и государственная безопасность страны.

     Меняются  ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить.

      Налоговая преступность сегодня представляет не меньшую, а, возможно, большую опасность, чем «общеуголовная». Если «общеуголовная» преступность затрагивает интересы лишь личности, или, в крайнем случае, группы лиц, то налоговая почти всегда угрожает экономической безопасности государства. Опасность налоговых преступлений состоит в том, что прекращаются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней и, таким образом подрывается бюджетная и налоговая политика государства, правительство и субъекты федерации лишаются одного из наиболее действенных инструментов управления экономикой – денежных средств. 
 

      Глава 1.Общие вопросы  налогового правонарушения

    1. Понятие налога и его виды.
 

      В ст. 8 Налогового кодекса РФ даны определения  налога и сбора:

    1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    2. Под сбором понимается обязательный  взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого  является одним из условий  совершения в отношении плательщиков  сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).1

Налоги  являются основным источником доходов любого бюджета. Они подразделяются на прямые и косвенные. Данное деление предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., а окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного “расхода”. Задача налогового законодательства – изыскать денежные средства на покрытие общих расходов и справедливо распределить необходимые платежные обязанности.

      Сборы не имеют того финансового значения, которое присуще налогам. При  уплате сбора или пошлины всегда присутствует специальная цель (за что конкретно они уплачиваются) и специальные интересы. В этом смысле сборы являются индивидуальными платежами. Налоги, конечно, тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако налоги никогда не бывают индивидуально возмездными. Цель взимания сбора состоит лишь в покрытии издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они взимаются. То есть сборы выплачиваются в связи с конкретной услугой, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах и реализуя свои властные функции.

    Под участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, подразумеваются организации, физические лица, признаваемые  налогоплательщиками сборов (ч.1 ст.9 НК РФ). В дальнейшем ст.9 расширяет круг (субъектов) налоговых отношений (плательщики сборов, налоговые агенты и др.лица). Налоговая система Российской Федерации содержит в себе множество федеральных, региональных и местных налогов и сборов, уплачиваемых организациями и гражданами:

    1.Федеральные  налоги и сборы:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  • налог на прибыль (доход) организаций; и т.д.

       2. региональные налоги и сборы:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на недвижимость;
  • налог с продаж; и т.д.

        3. местные налоги и сборы:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на наследование или дарение;2

    Объектами налогообложения являются имущество, доход, прибыль, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных  товаров (выполненных работ, оказанных  услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога и (или) сбора (ст.38 НК РФ). 

    1.2. Причины возникновения  налоговых преступлений.

    Налоговое преступление не может существовать само по себе без налогового правонарушения. Точнее говоря, содержанием объективной  стороны налогового преступления в  части общественно опасного деяния является то или иное налоговое правонарушение, которое как бы перерастает в налоговое преступление при установлении второго признака объективной стороны преступления - общественно опасного последствия. Налоговое преступление не может существовать само по себе без налогового правонарушения.3 Точнее говоря, содержанием объективной стороны налогового преступления в части общественно опасного деяния является то или иное налоговое правонарушение, которое как бы перерастает в налоговое преступление при установлении второго признака объективной стороны преступления - общественно опасного последствия.

    Налоговым правонарушением (преступлением) признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о  налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое установлена ответственность.

    Существуют  различные причины появления  налоговых преступлений, наиболее распространенные и значительные из них, это:

    • правовые
    • экономические
    • моральные

Российское  налоговое  законодательство,  слишком  объёмно,  его нормы

распылены по большому количеству законодательных  актов. Более  того,  в  эти нормативные  акты   регулярно   вносятся   изменения   и   дополнения.    Нестабильность и  сложность  налогового  законодательства  и  являются  непосредственными причинами правового характера.

Постоянное  увеличение расходов, вызванное различными объективными причинами, побуждает  государство повышать уровень налогообложения. При этом налоговая политика практически  не учитывает то обстоятельство, что  подавляющее большинство отечественных предприятий используют устаревшее оборудование, технологии, испытывают острую нехватку оборотных средств и не могут сбыть свою неконкурентоспособную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Все это приводит к возникновению взаимных неплатежей и к снижению возможностей предприятий уплачивать возросшие налоги. Между тем достаточно часто и экономически благополучные предприятия, среди которых выделяются торгово-закупочные, посреднические, зачастую прибегают к уклонению от уплаты налогов.

           Но, по моему мнению, основной  причиной налоговой преступности  все же является нравственно-психологическое  состояние отечественных налогоплательщиков, которая характеризуется негативным  отношением к существующей налоговой  системе, низким уровнем правовой культуры, а также корыстной мотивацией.

Специальный опрос, проведенный среди руководителей  крупных предприятий различных  форм собственности, показал, что неэффективной  отечественную систему налогообложения  признают более 75% респондентов. Около 80% руководителей считают, что существующая налоговая система не способствует выходу из экономического кризиса и формированию рынка. 4

Следует отметить, что негативное отношение  российских предпринимателей к налоговой  системе в немалой степени объясняется недостаточным уровнем их правовой культуры. Отсутствие должного правового воспитания в первую очередь определяется тем, что российская налоговая система в более или менее цивилизованном виде сформировалась лишь в конце 1991 г., тогда как в большинстве зарубежных стран институт налогообложения существует сотни лет. В этих странах лица, уклоняющиеся от уплаты налогов, осуждаются государством и обществом. Опрос же представителей различных категорий российских граждан показал, что 60% опрошенных не считают себя налогоплательщиками. 

Глава 2. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов

2.1. Уклонение от уплаты  налогов и (или)  сборов с физического  лица.

    В соответствии со ст.198 УК РФ уклонение  гражданина от уплаты налогов и (или) сборов может быть совершено путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

      Способ, посредством которого физическое лицо уклоняется от уплаты налога, не имеет  принципиального значения для правовой оценки содеянного. Закон называет два конкретных возможных способа  уклонения: непредставление налоговой декларации, когда подача декларации является обязательной, и внесение в декларацию заведомо ложных сведений.

    В соответствии со ст.80 НК РФ, налоговой  декларацией признается письменное заявление налогоплательщика о  полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. 5

    Под включением в декларацию заведомо ложных сведений следует понимать умышленное указание в декларации любых не соответствующих действительности данных о расходах или доходах. Следовательно, заведомое искажение данных, включенных в декларацию, может выражаться в неполном отражении в ней каких-либо источников получения доходов или уменьшении размеров доходов, полученных от этих источников, в завышении размеров вычетов, которые должны быть произведены из облагаемого налогом совокупного дохода, увеличении суммы расходов, произведенных при получении в отчетном году доходов и др.6

    В постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» от 4 июля 1997 г. Содержится важное разъяснение о том, что общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ), что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему России. 7

    Под доходом понимается совокупный, т.е. общий доход, полученный налогоплательщиком в календарном году в денежной или натуральной формах, в том числе и в виде определенной материальной выгоды. Что касается расходов, то это – расходы гражданина в определенных случаях, которые должны принести уменьшение налогооблагаемой базы.

Информация о работе Преступления в сфере экономической деятельности