Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 13:57, курсовая работа
Цель работы - комплексное изучение уголовно-правовых аспектов преступлений, в сфере компьютерной информации теоретических исследований, внесение предложений по совершенствованию законодательства, предусмат-ривающего уголовную ответственность за преступления в сфере компьютер-ной информации; выявление возможных путей повышения эффективности применения практическими работниками системы уголовно-правовых.
Введение 3
1. Развитие законодательства в сфере противодействия преступлениям связанным с компьютерной информацией……………………………..6
1.1. Развитие и становление отечественного и зарубежного уголовного законодательства в сфере компьютерной информации…. 6
1.2. Предмет преступлений в сфере компьютерной информации…… 14
2. Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации……………………………………………..21
2.1. Неправомерный доступ к компьютерной информации………….. 21
2.2. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ПК.………………………… 30
2.3. Нарушения правил эксплуатации ПК, системы ПК или их сети……………………………………………………………………….. 36
3. Особенности квалификации преступлений совершаемых в сфере компьютерной информации…………………………………………….. 41
3.1. Квалификация преступлений в сфере компьютерной информации, совершенных группой лиц по предварительному сговору и организованной группой…………………………………….. 41
3.2. Совершенствование мер уголовно-правовой борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации………………... 44
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Изложенное дает основание определить преступления в сфере компьютерной информации (компьютерные преступления) следующим образом - это предусмотренное уголовным законом, противоправное, виновное нарушение чужих прав и интересов, связанное с использованием, модификацией, уничтожением компьютерной информации, причинившее вред либо создавшее угрозу причинения вреда подлежащим уголовно-правовой охране правам и интересам физических и юридических лиц, общества и государства (личным правам и неприкосновенности частной сферы, имущественным правам и интересам, общественной и государственной безопасности в области высоких технологий и конституционному строю)16.
История развития зарубежного законодательства показывает, что первый шаг в направлении защиты компьютерной информации был сделан зарубежным законодательством Швеции 4 апреля 1973 года, когда был принят «Закон о данных», который ввёл новое понятие в традиционное законодательство – «злоупотребление при помощи компьютера»17,
В США впервые правовая защита компьютерной информации получила отражение в принятом законодательными собраниями американских штатов Аризона и Флорида в 1978 году законе «Computer crime act of 1978», устанавливающем уголовную ответственность за компьютерные преступления. Согласно этому закону противоправные действия, связанные с модификацией, уничтожением, несанкционированным доступом или изъятием компьютерных данных, программ или сопутствующей документации, признавались преступлением и наказывались пятью годами лишения свободы либо штрафом в размере 5000 долларов или тем и другим одновременно в зависимости от тяжести причиненного жертве ущерба.
Основой создания «информационного» законодательства России являются положения Конституции РФ (КРФ), в которых закреплено право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 КРФ). Одновременно в КРФ содержится комплекс статей, направленных на защиту права граждан, организаций и государства на тайну (ст. ст. 23, 24, 56). Поэтому законодателю в каждом конкретном случае приходится искать баланс между обеспечением тайны и обеспечением права на информацию.
Первым
шагом Российского
9 июля 1993 г. был принят Закон РФ № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»20. Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнении, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). В дальнейшем, 21 июля 1993 г. был принят Закон РФ № 5485-1 «О государственной тайне»21, который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.
20 февраля 1995 года был принят закон «Об информации, информатизации и защите информации». Этот нормативный акт регулируют правовые отношения в сфере информационного обмена и обработки информации с использованием средств новых информационных технологий. Он даёт юридическое определение основных компонентов информационной технологии как объектов правовой охраны, определяют категории доступа определенных субъектов к конкретным видам информации, устанавливают и определяют права и обязанности собственника на объекты правовой охраны.
Эти законы дают определение и границы правового применения термина «конфиденциальная информация» и возлагают обязанности на конкретных субъектов по её защите от различных факторов22. Аналогичные законы действуют в развитых зарубежных странах уже более 20 лет.
В ст. 128 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), принятого 25 октября 1994 года, информация определена как особый объект гражданских прав, наряду с вещами, иным имуществом и интеллектуальной собственностью23.
В ст. 2 Федерального Закона РФ от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под информацией понимают «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления». А в ст. ст. 4, 5 того же Закона установлено, что объектами отношений физических, юридических лиц, государства являются только информационные ресурсы. Информация может быть включена в категорию информационных ресурсов лишь при условии ее документирования. В ст. 6 Федерального Закона РФ «Об информации» сказано, что информационные ресурсы являются объектами вещного права и включаются в состав имущества тех органов государственной власти, организаций, физических и юридических лиц, которыми он создается24. Налицо противоречие между провозглашенным правом собственности на информацию и одновременно, принципом общедоступности и открытости информации. Кроме того, отсутствие согласованности в понимании термина «имущество» в уголовном и гражданском праве создает немало дополнительных трудностей для правоприменителя, особенно в условиях появления все новых форм посягательств на собственность25.
В законах зарубежных стран отсутствует специальная ответственность за нарушение правил эксплуатации ЭВМ и распространение компьютерных вирусов. Эти действия рассматриваются как разновидность диверсий, наносящих значительный ущерб компьютерной информации посредством разрушительных воздействий в отношении материальных носителей и зафиксированных на них данных26.
Способы совершения диверсий могут быть как самыми примитивными, например, физическое разрушение частей компьютерных систем и сетей, так и более сложными, как воздействие непосредственно на программное обеспечение, а также комбинированными, использующими физическое разрушение необходимых элементов информационных систем и программ «вирусов». Например, о первом случае заражения китайских ЭВМ программными вирусами сообщалось в апреле 1989 года, когда компьютеры алюминиевого завода Синань оказались, поражены вирусом неустановленного преступника, получившим название «хлорелла». К концу 1989 года была проведена профилактика 12 750 ЭВМ, в результате пятая часть компьютеров оказалась зараженной этим вирусом27. Не только за рубежом опасна вирусная эпидемия, отечественные преступники не отстают от зарубежных «собратьев». Так, ГУВД Свердловской области в отношении гражданина Флягина было возбуждено уголовное дело по факту использования им «домашнего персонального компьютера, модема и телефона, зарегистрированного Екатеринбургским ГТС, а также специализированной компьютерной программы, обеспечивающей работу компьютера с удаленными пользователями через телефонную сеть, с целью распространения вирусных программ для ЭВМ. Они заведомо приводили к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. Сами же вирусы Флягин переписывал с помощью сети Internet с одного из серверов в Бразилии»28.
Между тем Российские законодательные органы, правительство практически ограничились введением в Уголовный кодекс 1996 года 28 главы, формально регулирующей преступления в сфере компьютерной информации. В статье 273 этой главы введена уголовная ответственность за создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, систем ЭВМ или их сети. Квалифицированный состав охватывает неосторожное причинение тяжких последствий, за которые предусмотрено самое тяжкое из всех компьютерных преступлений наказание, от трех до семи лет лишения свободы. Однако, остается неясным, как квалифицировать действия компьютерного злоумышленника, направленные на умышленное причинение тяжких последствий.
Такие пробелы законодательства способствуют безнаказанному созданию и распространению программ-вирусов. Отсутствие центров по отслеживанию неправомерного доступа по международным компьютерным сетям в еще большей степени способствует совершению указанных преступлений. Ведь с расширением сети Internet и других международных компьютерных сетей число пользователей растет как показательная функция, и в равной степени растет опасность компьютерных преступлений, следовательно, необходимо совершенствовать и меры безопасности29.
Таким
образом, анализ отечественного и зарубежного
законодательства в области компьютерной
информации приводит к выводу о необходимости
детального изучения составов преступлений
в сфере компьютерной информации, для
повышения эффективности уголовно-правовой
борьбы с ними.
Рассматривая компьютерные преступления как предмет, необходимо отметить, что при его определении возникают определенные сложности.
В определении предмета компьютерных преступлений можно выделить два направления. Одни авторы считают, что предмет компьютерных преступлений - это машинная информация, компьютер, компьютерная система или компьютерная сеть30, другие - только компьютерная информация31.
Преступления, имеющие своим предметом лишь аппаратно-технические средства вычислительных машин (хищение, повреждение, уничтожение), подпадают под совершенно другой тип уголовных правонарушений, закрепленных в главе 21 УК РФ, являются вполне оправданным. В принципе, можно предположить случаи, когда вредоносное воздействие на ЭВМ осуществляется путем непосредственного влияния на нее информационных команд. Это возможно, если преступнику удается ввести движущиеся части машины (диски, принтер) в резонансную частоту, увеличить яркость дисплея или его части для прожигания люминофора, зациклить работу компьютера таким образом, чтобы при работе минимума его участков произошел их разогрев и вывод из строя.32.
В данных случаях компьютерная информация выступает как орудие совершения преступления и квалификация должна проводиться по статьям, находящимся в главе 21 УК РФ. И только если умысел будет направлен на уничтожение вместе с ЭВМ и информации, которая находится в ее памяти, квалифицировать следует по совокупности статей, расположенных в главах 21 и 28 УК РФ, поскольку в этом случае страдают два объекта уголовно-правовой охраны.
Основное разграничение между предметом, орудием и средством совершения преступления должно проводиться по характеру использования вещей и других материальных (и не только материальных) предметов в процессе совершения преступления. Если это использование имеет активный характер, то есть предмет используется в качестве инструмента воздействия на объект, то перед нами орудие или средство совершения преступления. Напротив, если вещь играет пассивную роль, если над ней осуществляется действие, она так или иначе «претерпевает» воздействие (уничтожается, изымается, изменяется и т.д.), то эта вещь должна быть признана предметом преступления33.
Если данное суждение спроецировать на компьютерные преступления, то становится очевидным, что одна компьютерная информация играет пассивную роль (та информация, на которую осуществляется неправомерное воздействие) и является предметом преступления. Другая же играет активную роль (информация, с помощью которой осуществляется неправомерное воздействие на «пассивную информацию») и по праву может считаться орудием совершения преступления34.
Таким образом, основной особенностью компьютерных преступлений, способной ввести в заблуждение, является то, что на какой бы объект либо предмет не воздействовала компьютерная информация, ее воздействие в первую очередь осуществляется также на компьютерную информацию («активная информация» воздействует на «пассивную информацию»). Если взять любое компьютерное преступление, т.е. преступление, предметом которого является компьютерная информация, то нет иных способов воздействовать на тазовую, кроме как информацией, носящей ту же природу, т.е. компьютерной информацией. Исключением здесь могут быть случаи физического или механического воздействия на компьютерную информацию (магнит, молоток и т.п.).
При воздействии на компьютерную информацию магнитом необходимо выяснить, какие данные содержала информация, и в зависимости от этого квалифицировать деяние. Если на носителе, который был, подвергнут воздействию магнитом, находилась информация, имеющая стоимостное выражение (например, программное обеспечение), и лицо, имеющее доступ к ЭВМ, Умышленно воздействовало на эту информацию, то деяние следует квалифицировать по ст. 274 и 167 УК РФ. Если лицо не имело доступа к ЭВМ, системе сети, квалификация осуществляется по ст. 167 УК РФ и дополнительной квалификации по статьям гл. 28 УК не требуется. Ситуация с молотком или иным подобным предметом решается аналогичным образом. Если в качестве орудия преступления выступает не компьютерная информация, а что-либо другое, то здесь не будет компьютерного преступления. Исключение может составлять только ст. 274 УК.
Информация о работе Преступления в сфере компьютерной информации