Применение насилия в отношении представителя власти: уголовно-правовая характеристика и особенности квалификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы: изучить состав преступления, закрепленный в статье 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти».
Для осуществления этой цели поставлены следующие задачи: дать характеристику преступлений против порядка управления, проанализировать состав преступления, предусмотренного статье 318 УК РФ «применение насилия в отношении представителя власти» и отграничить его от смежных составов.

Содержание работы

Введение 3-5
Глава 1. Преступления против порядка управления 6
1.1. История развития уголовного законодательства о преступлениях
против порядка управления 6-9
1.2. Общая характеристика преступлений против порядка управления 9-11
Глава 2. Анализ состава преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти) 12
2.1. Объект преступления и объективная сторона 12-15
2.2. Субъективная сторона и субъект преступления 15-17
2.3. Отграничение от смежных составов преступлений 17-19
Заключение 20-21
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая уголовное.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Субъект характеризуемых составов преступлений, как правило, общий — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Специальный субъект характерен для преступлений, предусмотренных ст. 320, 321, 328 УК РФ.

Субъективная сторона практически всех составов преступлений характеризуется умышленной формой вины, в большинстве случаев — с прямым умыслом. К признакам субъективной стороны многих составов преступлений относятся особые мотивы и (или) цели совершения преступления (ст. 317–321, п. «б» ч. 2 ст. 3221, 323, 325–3271 УК РФ)6.

Таким образом, несмотря на то, что преступления против порядка управления довольно давно выделены в уголовном законодательстве в отдельную группу, круг составов относимых законодателем к числу соответствующих преступлений по-прежнему не неоднороден. И как мы можем видеть выше, данные составы преступлений в значительной мере различаются по своим субъективным и объективным характеристикам. Также не все характеристики составов преступлений  данной группы понимаются правоприменителем однозначно.

 

 

 

Глава 2 Анализ состава преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти)

2.1. Объект преступления и объективная сторона.

Статья 318 УК РФ звучит так:

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Применение насилия, опасного  для жизни или здоровья, в отношении  лиц, указанных в части первой настоящей статьи, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет7.

Непосредственным объектом преступления является установленный нормативными актами порядок осуществления возложенных на конкретного представителя власти должностных управленческих обязанностей. Дополнительным объектом является здоровье конкретного представителя власти или его близких. Потерпевшими в рамках данного состава преступления выступают: 1) представитель власти; 2) близкие представителя власти.

Представителем власти согласно Примечанию к рассматриваемой статье признается: а) должностное лицо правоохранительного органа; б) должностное лицо контролирующего органа; в) иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Согласно примечанию к статье 285 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Следует отметить, что при сравнении ключевых понятий в уголовном законодательстве приходится сталкиваться с их повторением8.

Данную проблему попытался разрешить Верховный Суд РФ, предлагая признать представителем власти лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности9.

Отвечая на вопрос о том, кто является представителем власти, Верховный суд РФ дает перечень лиц, являющихся потерпевшими по статье 319 УК РФ. К ним относятся: члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД РФ и ФСБ РФ, состоящие на государственной службе аудиторы, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями10.

Перечень представителей власти и само определение представителя власти, предложенное Пленумом Верховного Суда РФ, ориентирует правоприменителя на установление принадлежности лица к органу государственной власти и наличия у него властных распорядительных полномочий.

Следует отметить, что в ряде случаев лицо, обладающее всеми признаками представителя власти, может и не являться государственным служащим. Так, по мнению В.С. Ткаченко, членов народных дружин, казачьих объединений, внесенных в государственный реестр, и иных объединений граждан по обеспечению правопорядка, действующих под руководством государственных органов, а также внештатных сотрудников органов правопорядка следует относить к представителям власти, а следовательно, к потерпевшим по составам преступлений, предусмотренным статьями 317-319 УК РФ. Таким образом, понятие представителя власти является не однозначным, вызывая у правоприменителя определенные сложности при квалификации11.

Близкими указанных лиц признаются: а) близкие родственники — супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки (ст. 5 УПК РФ); б) лица, состоящие в ином родстве или свойстве (дядя, тетя, племянники, двоюродные братья и сестры, родственники супруга или супруги — его (ее) родители, братья, сестры); в) иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений (друг, невеста, учитель).

Объективная сторона состава преступления в ч. 1 рассматриваемой статьи характеризуется деянием, которое может быть выражено в любом альтернативном действии: а) применение насилия, не опасного для жизни или здоровья; б) угроза применения насилия.

Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, понимается совершение действий насильственного характера, не связанных с причинением вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, но причиняющих потерпевшему физическую боль, связывание, ограничение свободы, побои.

Под угрозой применения насилия следует понимать действия (например, демонстрацию оружия) или высказывания виновного, выражающие намерение применить насилие в отношении представителя власти или его близких. По своему содержанию угроза может быть различной и выражаться в угрозе нанесения побоев, причинения вреда здоровью различной степени тяжести, убийством.

Во второй части ст. 318 УК РФ объективная сторона состава преступления характеризуется применением насилия, опасного для жизни или здоровья, т.е. такого, которое по своему содержанию объективно было способно причинить вред жизни или здоровью (выталкивание с высокого этажа, из движущегося автомобиля, нанесение ударов в жизненно важные органы), либо причинило легкий, средней тяжести вред здоровью, а также неквалифицированный тяжкий вред здоровью.

Состав преступления — формальный. Преступление окончено с момента совершения любого действия или их совокупности, вне зависимости от наступления последствий.

 

2.2. Субъективная сторона и субъект преступления.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом и наличием любого мотива для применения насилия (угрозы насилия), обусловленного неисполнением представителем власти своих должностных обязанностей (месть, корысть, стремление уйти от ответственности или облегчить совершение другого преступления и др.).

Виновный должен сознавать, что насилие (угроза насилия) применяется к представителю власти, наделенному распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости (к близкому такого лица). Речь может идти о цели воспрепятствовать указанной деятельности или мести за совершенную деятельность. При отсутствии указанных цели или мотива (совершения преступления в связи с личными отношениями), а также в случае связанности посягательства с незаконной деятельностью потерпевшего, содеянное квалифицируется как преступление против личности12.

Субъект рассматриваемого преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица в возрасте 14 и 15 лет несут ответственность за применение насилия в отношении представителя власти (его близкого) лишь в случаях причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью последних соответственно по п. "а" ч. 2 ст. 111 или п. "б" ч. 2 ст. 112 уголовного Кодекса.

Ответственность за данное преступление наступает при условии посягательства на жизнь соответствующих лиц, когда они осуществляли законную деятельность по охране общественного порядка и общественной безопасности. Если действия лица носили незаконный характер (совершались с превышением полномочий или с несоблюдением установленного законом порядка), ответственность посягающего не может наступать по анализируемой статье, поскольку в таких случаях нет посягательства на порядок управления. При наличии к тому оснований лицо может быть привлечено к ответственности по статьям о преступлениях против личности, а в некоторых случаях, например, при необходимой обороне, ответственность вообще исключается.

Таким образом, объектом преступления являются общественные отношения, содержание которых составляют нормальная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также здоровье либо свобода представителя власти или его близких. Потерпевшим от преступления является представитель власти или его близкие. Объективная сторона состоит в применении физического насилия, не опасного для жизни или здоровья. Применение насилия или угроз применения насилия осуществляется в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей (а не только при их исполнении). Оконченным преступление считается с момента применения насилия соответствующей тяжести либо угрозы его применения. С субъективной стороны — это умышленное преступление. Лицо действует с прямым умыслом. Субъект преступления — достигшее 16 лет вменяемое лицо.

Но при анализе состава преступлений по статье 318 УК РФ мы обнаружили, что у правоприменителя возникают вопросы в связи с неоднозначным пониманием значения термина «представитель власти», что вызывает определенные сложности при квалификации.

 

2.3. Отграничение от смежных составов преступлений.

Учитывая большое количество (15) преступлений, входящих в главу 32 УК РФ, необходима научно-обоснованная классификация. В современной уголовно-правовой литературе выделяются такие критерии для классификации преступлений против порядка управления как непосредственный объект, групповой объект и видовой объект. Среди преступлений, описанных в главе 32 УК РФ, есть посягающие не только на порядок управления как таковой, но и на жизнь, здоровье, честь и достоинство лиц, обеспечивающих нормальную деятельность государственных органов и местного самоуправления (порядок управления). Эту группу норм, направленных на охрану и защиту сходных по своему характеру и содержанию общественных отношений можно назвать институтом уголовно-правовой охраны субъектов управленческой деятельности. Сюда входят статьи 317-319 УК РФ.

Деяние, предусмотренное ст.317 УК РФ, поглощает совершение деяний, предусмотренных ст.ст.318 и 319 УК РФ, если действия виновного представляют собой единую цепь деяний, совершены, как правило, в одном месте, с небольшим разрывом во времени, в отношении одного потерпевшего (или одной группы потерпевших)13.

Совершение действий, предусмотренных в ст. 318, в отношении представителя власти, участвующего в отправлении правосудия или в осуществлении расследования дел либо в исполнении судебных решений (судья; присяжный заседатель; прокурор; следователь; лицо, производящее дознание; судебный исполнитель и др.), а равно в отношении их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде либо в связи с производством расследования или исполнением судебных актов следует квалифицировать не по ст. 318, а по ст. 296 уголовного Кодекса.

Причинение тяжкого вреда здоровью представителя власти, а равно его близкого (ч. 2 ст. 318), совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой в отношении двух или более лиц, неоднократно или лицом, ранее совершившим убийство, — требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 111, а в случае причинения по неосторожности смерти — по ч. 4 той же статьи уголовного Кодекса.

Содеянное охватывается ст.318 УК РФ, дополнительной квалификации по ст.119 УК РФ не требуется. При совершении действий по реализации угрозы убийством при наличии прямого умысла на причинение смерти, содеянное квалифицируется по ст.317 УК РФ, а при отсутствии установленного умысла на причинение смерти – по ст.318 УК РФ14. Под применением насилия понимается воздействие на телесную неприкосновенность человека (применение силы). Насилие, которое применяется, должно быть не опасным для жизни и для здоровья, т.е. в результате его применения не причиняется реально вред здоровью, хотя бы легкий, и по способу применения не создается реальной опасности в момент применения насилия для жизни или здоровья потерпевшего. Дополнительной квалификации по ст.116 УК РФ не требуется.

По части 2 ст. 318 УК РФ - применение насилия, опасного для жизни или здоровья. Насилие, которое применяется, должно быть опасным для жизни или для здоровья: - в результате него реально причиняется вред здоровью, хотя бы легкий15; - по способу применения создает реальную опасность в момент применения для жизни или здоровья потерпевшего (хотя бы реально причинено последствий не было). Ч.2 ст.318 УК РФ охватывает причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью также охватывается при условии, что отсутствуют признаки ч.3 ст.111 УК РФ16. При причинении в результате насилия по неосторожности смерти содеянное дополнительно квалифицируется по ст.109 УК РФ.

Информация о работе Применение насилия в отношении представителя власти: уголовно-правовая характеристика и особенности квалификации