Принципы уголовного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:15, контрольная работа

Описание работы

В ранее действовавших уголовных кодексах России принципы уголовного права не были закреплены. В этой связи в теории уголовного права формулировались различные принципы, они классифицировались как общие, специальные (отраслевые) и межотраслевые. Введение в 1996 г. в УК РФ норм-принципов позволило, во-первых, сосредоточить внимание на принципах, включенных в уголовный закон; во-вторых, нормативно ориентировать на них лиц, применяющих уголовный закон.

Файлы: 1 файл

!!!! уголовное право.docx

— 33.18 Кб (Скачать файл)

Элементами вины как психического отношения являются сознание и воля, которые в своей совокупности образуют ее содержание.

Сознание и воля - это  элементы психической деятельности человека, их совокупность образует содержание вины. Интеллектуальные и волевые  процессы находятся в тесном взаимодействии и не могут противопоставляться  друг другу: всякий интеллектуальный процесс  включает и волевые элементы, а  волевой, в свою очередь, включает интеллектуальные.

Форма вины - это установленное  уголовным законом определенное сочетание элементов сознания и  воли субъекта преступления, характеризующее  его отношение к этому деянию.

Содержание вины. По уголовному праву России вина предусматривается в двух формах: умышленная (умысел) и неосторожная (неосторожность). Основанием разграничения форм вины в уголовном законе является различное содержание интеллектуальных и волевых моментов, нашедших свое выражение в совершенном общественно опасном деянии, чем и определяется различное отношение лица к общественным отношениям, являющимся объектом уголовно-правовой охраны.

Так, при совершении преступления умышленно лицо осознает общественную опасность своих действий и предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий (при прямом умысле) или только возможность наступления таких последствий (при косвенном умысле) и желает их наступления (при прямом умысле) или не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично (при косвенном умысле).

Что касается неосторожности, то во всех случаях лицо не осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность  наступления общественно опасных  последствий (при совершении преступления по легкомыслию) или при необходимой  внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти  последствия (при совершении преступления по небрежности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Реализация принципа равенства граждан перед законом на современном этапе, тенденции развития.

 

Актуальным  является и исследование этапов развития и законодательного закрепления  категории равенства, ибо, как верно  отмечает Т.Н. Самсонова, «уроки истории - это не только созданные ценности, нравственные нормы и принципы, но и совершенные ошибки, трагедии. Не зная истории, в том числе и  истории мысли, человечество рискует  совершить те же самые просчеты, повторить старые нелепости, наконец, принести новые жертвы».

Мыслители Древнего Востока находились у истоков  возникновения научного подхода  ко многим проблемам права, не исключение и вопросы равенства. Так, в «Поучении  Птахотепа» (28 в. до и, э.) присутствует представление о естественном равенстве  всех свободных: «нет рожденного мудрым».

Справедливость, о которой говорится в Законах  Хаммурапи, подразумевает деление  людей на свободных и рабов, неравноправное положение самих свободных - членов различных сословий. Законы 12 таблиц запрещают «всякое отступление  от закона в пользу отдельных лиц», разумеется, это касалось только свободных  граждан Республики.

С критикой ряда основных положений Вед и брахманистской идеологии в целом в 6 в. до н. э. выступил Сиддхартха, прозванный Буддой. Он отвергает мысль о боге как  о верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие, согласно Будде, зависят  от собственных усилий людей. С позиций  признания нравственно-духовного  равенства всех людей Будда и  его последователи подвергли  критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства. «Брахман» для буддистов - это  не член привилегированной варны, а  всякий человек, который независимо от своей сословной принадлежности достиг совершенства путем личных усилий.

Изображаемая  Конфуцием социально-политическая иерархия, строится на принципе неравенства  людей; «тёмные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться  «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим».

Во взглядах же Платона принцип равенства  трактуется аристократически - в виде требования «геометрического» (равенство  по достоинству и добродетелям), а не простого «арифметического» (равенство  меры, веса и числа) равенства. «Геометрическое  равенство» - это «самое истинное и  наилучшее равенство»: «большему  оно уделяет больше, меньшему - меньше, каждому даря то, что соразмерно его природе».

Ж.Ж. Руссо в  своём «Рассуждение о происхождении  и основах неравенства» подчеркивает - свобода вообще не может существовать без равенства. Говоря о неравенстве  людей, Руссо различает неравенство  естественное, или физическое, и  неравенство нравственное, или политическое. Первое вытекает из особенностей возраста, здоровья, силы, умственных и душевных качеств. Второе же зависит от договора, заключенного между людьми: «оно состоит  в различных привилегиях, которыми одни пользуются к ущербу других, в  том, например, что одни более богаты, уважаемы и могущественны, чем другие, или даже заставляют их повиноваться себе».

Согласно Г. Мабли природа «сделала равенство  законом для наших предков. Где  вы найдете основание неравенства? Разве расточаемые ею на земле  блага не принадлежали всем сообща? Разве она провела межи на полях?».

В известной  книге итальянского юриста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях»  присутствует возмущение тем положением, при котором за одни и те же проступки  богатый и бедный подвергаются разным наказаниям. Порицая какие бы то ни было сословные привилегии, он категорически  заявляет, что там, где знатные  и власть имущие отделываются пустяками, а простой народ несет всю  тяжесть суровых кар, «разрушаются все понятия о справедливости и долге и на их место становится право сильного». Oн предпочитает говорить об устранении нищеты и постепенном  уравнении всех граждан, как в  нравственных, так и в материальных выгодах, доставляемых обществом. Пишет  о простых, мудрых законах и равенстве  перед ними всех людей. Беккариа всесторонне  обосновывает принцип строгой законности и выдвигает требование равенства  всех людей перед законом. В этой связи он выступает противником предоставления суду права толкования законов.

Ш. Монтескье, в  предложенной им системе принципов  уголовного права, четвёртым принципом  называет законность. В связи с  требованием осуществления законности он рассуждает о равенстве: люди в  своём «природном состоянии» родятся  равными; однако они не удерживаются в состоянии равенства, ибо общество отнимает у них равенство, которое  может быть им возвращено лишь на основе мудрых законов.

Итак, идея равенства  людей своими корнями уходит в  глубину веков. Она первоначально  возникла из представления о том, что все люди имеют между собой  нечто общее и что насколько  простирается это общее, настолько  все они равны. Потребовались  многие столетия, прежде чем из этого  первоначального представления  об относительном равенстве людей  был сделан вывод об их равноправии  в государстве и обществе. Этот вывод под влиянием общественного  развития был сформулирован выдающимися  идеологами и получил широкое  распространение в результате победы буржуазных революций и утверждения  частной собственности. Глубокий переворот  в праве состоял в замене сословного неравенства всеобщим юридическим  равенством, определившим качественно  новое социальное положение личности.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. При всем  историческом многообразии и  различии его проявлений принцип  равенства имеет универсальное  значение для всех исторических  типов и форм права. Везде,  где действует принцип формального  равенства, есть правовое начало  и правовой способ регуляции.  Где нет этого принципа равенства,  там нет и права как такового.

2. Принцип равенства  перед законом носит естественно-правовой  характер, соответственно, он неотъемлем  и неотчуждаем. Он возникает  с рождением человека и присущ  всем людям независимо от каких  бы то ни было условий. Любые  исключения из принципа равенства  противоречат сущности права  и поэтому вызывают неприятие  у людей.

 

3. В процессе  исторического развития принцип  равенства существенно обогатился  и усложнился. Он прошел путь  от установления крайне ограниченного  понимания между людьми одного  класса до всеобщего равенства  между любыми субъектами права,  в том числе, уголовно-правовых  отношений. Обобщить всё вышесказанное  наилучшим образом смог Ф. Энгельс.  Он писал: «Должны были пройти  и действительно прошли целые  тысячелетия, прежде чем из  первоначального представления  об относительном равенстве был  сделан вывод о равноправии  в государстве и обществе и  этот вывод стал казаться, естественный  само собой разумеющимся». 

4. Существенное  влияние на развитие и становление  принципа равенства перед законом  оказал процесс интеграции современного  человеческого общества конца  XX в., являясь общепризнанным принципом  международного права, он есть  основа правового государства  и гражданского общества.

5. Современное  понимание равенства означает  исключительно их общественное  равенство, т. е. равенство их  общественного положения, их равного  социального значения во всех  областях жизни и деятельности.

6. Правовое равенство  - это не фактическое равенство,  а равенство возможностей, т. е.  отсутствие в законе необоснованных  льгот и привилегий, а также  любых форм дискриминации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

I. Официальные нормативные акты и документы

1. Конституция Российской  Федерации от 12.12.1993г.;

2.  «Уголовный кодекс  Российской Федерации» от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. 04.03.2013.);

3. «Уголовный кодекс  РСФСР»  (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) – утратил силу.;

4. ФЗ от 17.01.1992 №2202-1 (ред.  от 03.12.12., с изм. от 30.12.12) «О прокуратуре Российской Федерации».

 

II. Монографии и учебники

  1. Сундурова Ф.Р., Тарханова И.А. Уголовное право России. Общая часть. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009. — 751 с
  2. Рарога А.И. Уголовное право России. Общая часть. 3-е изд., с изм. и доп. - М.: 2009. — 496 с.
  3. Ревина В.П.  Уголовное право России. Общая часть. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юстицинформ, 2010. - 496 с.
  4. А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков. Уголовное право России. Учебник для вузов.  — М.: Изд-во НОРМА, 2000. — 639 с.
  5. Л.В. Иногамова-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. Уголовное право Российской Федерации: Общая часть.  М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М. 2006. 553с.

 


Информация о работе Принципы уголовного права