Принципы уголовно-исполнительного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 08:07, реферат

Описание работы

Актуальность темы: выработка и реализация политики в сфере борьбы с преступностью как одно из актуальных современных направлений деятельности государства включает формулирование задач, обоснование принципов, стратегии, основных направлений и форм воздействия на преступность и контроль над нею.
Политика государства в рассматриваемой сфере многопланова, ее можно условно разделить на политику в сфере профилактики преступности, уголовную (уголовно-правовую) политику, политику в сфере исполнения наказаний (т.е. уголовно-исполнительную). Все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…..4
1.Понятие уголовно-исполнительного права, его место в российской правовой системе……………………………………………………………….5
1.1.Понятие уголовно-исполнительного права…………………………….5
1.2 Уголовно-исполнительные правоотношения………………….…….9
2.Принципы уголовно-исполнительного права……………………….…..14
Заключение…………………………………………………………………..…18
Списко используемой литературы……………………………………….….20

Файлы: 1 файл

Доклад уголовно-исполнительное право..docx

— 34.20 Кб (Скачать файл)

Для возникновения  правоотношений только наличия норм права недостаточно, нужен “толчок”, чтобы они возникли, в качестве которого выступают юридические факты.

Это те конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают определенные юридические последствия - возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Господствующим в юридической литературе мнением является признание юридическими фактами действий и событий.

Юридическими  фактами, обусловливающими возникновение уголовно-исполнительных правоотношений, являются действия. Исходными для возникновения уголовно-исполнительных правоотношений юридическим фактом является сложное действие (действие со сложным фактическим составом): вынесение обвинительного приговора, его вступление в законную силу и обращение приговора к исполнению. Юридическими фактами, обусловливающими возникновение конкретных уголовно-исполнительных правоотношений, бывают отдельные действия: предоставление свиданий, наложение дисциплинарного взыскания и д. р.

Изменение существующих правоотношений обусловливают также действия: перевод в помещение камерного типа, предоставление улучшенных условий содержания и др.

Прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения в силу таких юридических фактов, как действия и события. Действием может быть решение суда об условно-досрочном освобождении, а событием - истечение срока назначенного приговором суда наказания.

Не все отношения, возникающие по поводу исполнения наказания, являются уголовно-исполнительными  правоотношениями и даже правоотношениями вообще. Так, фактические отношения  между осужденными и самодеятельными  организациями осужденных в исправительных учреждениях не являются правовыми, когда решению последних не придается  юридическая сила правовым актом  соответствующего должностного лица. Отношения, которые возникают между  осужденными, администрацией исправительных учреждений и наблюдательными комиссиями, носят сложный правовой характер. Если они возникают по поводу изменения  условий содержания осужденных, то они, как правило, носят процессуальный уголовно-исполнительный характер. Наблюдательная же комиссия, непосредственно вступающая в отношения с администрацией исправительного учреждения, выступает в качестве субъекта административно-правовых отношений.

Отношения, которые  возникают между осужденными, администрацией исправительного учреждения, наблюдательной комиссией, прокурором и судом по поводу досрочного освобождения, также  носят сложный характер. В них  можно выделить отношения между  осужденными и администрацией по поводу представления к досрочному освобождению - уголовно-исполнительные отношения. Отношения между иными  субъектами регулируются нормами уголовно-процессуального  права и являются уголовно-процессуальными  отношениями.

Итак, уголовно-исполнительные правоотношения - это предусмотренные  нормами уголовно-исполнительного  права отношения между исправительными  учреждениями и иными органами государства, исполняющими наказания, с одной  стороны и осужденными, отбывающими  наказание, с другой стороны, возникающие  при возможном наличии других участников в процессе и по поводу исполнения (отбывания) наказания.

 

2. Принципы уголовно-исполнительного права

 

Уголовно-исполнительное право, как и другие отрасли права, имеет в своей основе основополагающие, руководящие идеи, т.е. принципы, которые находят свое выражение в различных формах. Одни сформулированы в определенной норме и одновременно пронизывают содержание других норм (ст.9 УИК РФ, исправление осужденных и его основные средства). Другие - выражаются в содержании целых групп норм в форме основной идеи (ст. ст.78 и 87, рациональное применение мер принуждения и стимулирования их правопослушного поведения). Принципы тесно связаны с уголовно-исполнительным правом и не могут существовать вне его норм.

Принцип уголовно-исполнительного права - это правовая категория, выражающая социально-практическую сущность уголовно-исполнительного права и его качественные особенности. Не предписывая определенных правил поведения участникам общественных отношений (как это делают нормы), они определяют основное направление и сам характер этого регулирования.

По своему содержанию принципы представляют собой  руководящие правовые идеи, выражающие основные правовые взгляды государства  на характер уголовно-исполнительного  права и регулирование общественных отношений при исполнении наказания. Эти правовые идеи, прежде чем стать  принципами, находят свое выражение  в уголовно-исполнительной политике, которая является основным источником формирования принципов уголовно-исполнительного  права.

 

Система принципов уголовно-исполнительного  права

Общеправовые

Межотраслевые

Отраслевые

Законность

Неотвратимость  наказания

Дифференциация  и индивидуализация исполнения наказания

Гуманизм

 

 

 

 

Демократизм

Принцип справедливости

Соединение  наказания с исправительным воздействием

Равенство осужденных перед законом

Возможность исправления преступника

Рациональное  применение мер принуждения и  средств исправления осужденных

 

 

 

 

Стимулирование  правопослушного поведения осужденных


 

Принцип законности выражен в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Данный принцип реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, общественными организациями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными.

Принцип гуманизма в уголовно-исполнительном праве находит свое выражение во многих институтах и нормах УИК РФ и других законах, регулирующих исполнение наказания, он закреплен во многих международных актах о правах человека и обращении с осужденными. Принцип гуманизма реализуется также в средствах исправительного воздействия наряду с жесткими требованиями режима, обеспечивающими, с одной стороны, дисциплину и порядок, а с другой - создающими условия для расширения прав и льгот осужденными.

Принцип демократизма, прежде всего, реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный (особенно к лишению свободы) существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Данный принцип выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, открытости учреждений и органов, исполняющих наказание (привлечение общественности к воспитательной работе, осуществление контроля за деятельностью органов, исполняющих наказания), оказание помощи освобождаемым от наказания и контроль за ними.

Принцип справедливости призван охранять интересы общества от новых преступных посягательств, восстанавливать нарушенное преступлением чувство справедливости. Этот принцип находит свое закрепление в ст.1 УИК РФ, определяющей цели и задачи данной отрасли законодательства, в ст.9 УИК РФ, регулирующей основные средства исправления осужденных и др.

Принцип неотвратимости исполнения наказания трансформируется из такого принципа уголовного права, как неотвратимость ответственности за совершенное преступление. В определенной степени данный принцип соотносится с требованием уголовно-процессуального права об обязательности приговора суда. В уголовно-исполнительном праве его реализация заключается в том, чтобы каждое назначенное судом наказание было надлежащим образом исполнено, а осужденный обязан претерпеть кару (лишения и ограничения прав), нести нравственные страдания в течение назначенного судом срока наказания.

Дифференциация  исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяется карательное воздействие в различном объеме. Один из методов дифференциации исполнения наказания - классификация осужденных и распределение их по видам исправительных учреждений.

Индивидуализация исполнения наказания предполагает учет индивидуальных особенностей личности осужденного при отбывании им наказания. Так, например, в 117 УИК РФ указывается, что при назначении дисциплинарного взыскания должны учитываться обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение.

Соединение  наказания с исправительным воздействием предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитания. Правовым основанием для применения этих мер является приговор суда.

Принцип рационального  применения мер принуждения и  средств исправления осужденных реализуется, с одной стороны, путем применения мер ответственности осужденных за неисполнение своих обязанностей, нарушение установленного порядка отбывания наказания, а с другой - определения процесса исправления осужденных и его основных средств.

Стимулирование  правопослушного поведения осужденных в уголовно-исполнительном праве реализуется посредством применения к осужденным мер поощрения, а также изменения условий отбывания наказания в лучшую сторону.

уголовное исполнительное право наказание

 

Заключение

 

Отечественная уголовно-исполнительная политика в  настоящее время достаточно стабильна, так как базируется на выработанных мировым сообществом общепризнанных стандартах в этой области, закрепленных в соответствующих международных  и конституционных актах, историческом опыте, положениях уголовного законодательства и выводах современной науки.

Все подзаконные  акты в соответствии с полномочиями, делегированными Уголовно-исполнительным кодексом федеральным органам исполнительной власти, конкретизируют положения законодательства, детализируют его предписания, определяют организационно-технические возможности  выполнения его требований.

Согласно ст. ст.71 - 72 Конституции страны уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации. В соответствии с разграничением предметов ведения это означает, что постановления и другие решения субъектов Федерации по пенитенциарным вопросам не являются источниками уголовно-исполнительного права, а могут рассматриваться лишь как акты о применении норм права.

Локальные нормативные  акты, издаваемые, например, начальниками конкретных учреждений уголовно-исполнительной системы, также не принадлежат к  числу источников уголовно-исполнительного  права, а представляют собой акты о применении норм права. Например, издаваемые в соответствии с типовыми правила внутреннего распорядка в конкретном учреждении, приказы, постановления  о наложении взысканий на осужденных и т.д.

Таким образом, самостоятельность уголовно-исполнительного  права как отрасли отечественного права определяется специфическим  предметом регулирования, методами правового регулирования и самостоятельной, частично кодифицированной, иерархически выстроенной системой нормативных актов.

В настоящее  время в предмет уголовно-исполнительного  права (УИП) входят общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех установленных уголовным законом наказаний и иных мер уголовной ответственности. Не подлежит сомнению и состоятельность этой относительно новой отрасли права.

Уголовно-исполнительные правоотношения - это предусмотренные  нормами уголовно-исполнительного  права отношения между исправительными  учреждениями и иными органами государства, исполняющими наказания, с одной  стороны и осужденными, отбывающими  наказание, с другой стороны, возникающие  при возможном наличии других участников в процессе и по поводу исполнения (отбывания) наказания.

Рассмотренные выше принципы уголовно-исполнительного  права тесно взаимосвязаны между  собою и дополняют друг друга, поэтому и реализация их при исполнении наказания должна быть комплексной.

Таким образом, принципы уголовно-исполнительного  права - это находящие в нем  свое выражение руководящие основополагающие идеи, отражающие основные положения  уголовно-исполнительной политики и  характер всего права.

Однако в  рассматриваемой сфере остается немало проблем, часть из которых  отмечается практически ежегодно в  посланиях Президента Российской Федерации, в докладах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

 

Список используемых источников

 

1. Уголовно-исполнительное право  , учебник для вузов / Отв. ред.А.С. Михлин, 2007.

2. Уголовно-исполнительное право  России учебник для вузов / Под ред.В.И. Селиверстовой, 2007.

3. Уголовно-исполнительное  право. Учебник. Разработано Ю.С. Жариковым, канд. юрид. наук, доц. Под ред. Е.Ф. Побегайло, 2008.

Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Принципы уголовно-исполнительного права