Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:52, контрольная работа
Нормы гл. 14 Уголовного кодекса РФ регулируют вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних не только в части назначения наказания, они предусматривают возможность применения к несовершеннолетним иных мер уголовно-правового характера – принудительных мер воспитательного воздействия. Вопрос о сущности принудительных мер воспитательного воздействия в научной литературе решается неоднозначно. Многие ученые называют эти меры эффективной мерой борьбы с преступностью и альтернативой уголовному наказанию.
Нормы
гл. 14 Уголовного кодекса РФ регулируют
вопросы уголовной
Вместе с тем большинство ученых склоняются к мысли, что "принудительные меры воспитательного воздействия следует рассматривать не как альтернативу наказанию, а как самостоятельную форму реализации уголовной ответственности несовершеннолетних, применяемую к определенной категории несовершеннолетних", и их юридическая природа "заключается в их значении как особой формы реализации уголовной ответственности несовершеннолетних, выражающейся в освобождении их судом от наказания, предусмотренного в санкции инкриминируемой им статьи". Некоторые юристы не признают существования юридической дифференциации ответственности в уголовном праве, но "в уголовном законе присутствуют иные меры уголовно-правового характера, основания для применения которых устанавливаются именно УК РФ, а их использование происходит, как правило, взамен при освобождении лиц от уголовной ответственности или наказания".
Следует отметить, что нормы
Уголовного кодекса РФ (ч. 1 ст. 90) предусматривают
возможность освобождения от уголовной
ответственности с применением
принудительных мер воспитательного
воздействия, таким образом, не только
ставя указанные меры вне системы
наказаний, но и исключая их из форм
реализации уголовной ответственности.
Более предпочтительно
1) они могут быть назначены
одновременно с освобождением
лица от уголовной
2) они не равнозначны
уголовному наказанию,
3) они назначаются только
определенной категории лиц,
4) основной целью их
применения является воспитание
(перевоспитание) лиц, продемонстрировавших
свое асоциальное поведение
5) они являются принудительными,
поскольку назначаются
Таким образом, принудительные
меры воспитательного воздействия
представляют собой одну из принудительных
мер уголовно-правового
В соответствии с ч. 1 ст. 90 Уголовного кодекса РФ несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Принудительные меры воспитательного воздействия должны иметь приоритет перед назначением наказания несовершеннолетнему за совершенное общественно опасное деяние. Как указывается в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних", суды не должны допускать применения уголовного наказания к несовершеннолетним, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. На приоритетность применения воспитательных мер указывают многие авторы. Основным правилом в системе общих начал назначения наказания несовершеннолетним, предусмотренных в ст. 89 УК РФ, следует признать правило, "обозначающее приоритет концепции восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних. В связи с этим до вынесения судом приговора и назначения конкретного вида и размера наказания следует ввести в обязанность суда установление факта о том, имеются ли предпосылки и основания для проведения процедуры примирения сторон и применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия".
Также особо обращается внимание судов на то, что Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ изменена редакция ч. 2 ст. 87 УК РФ. Согласно действующей редакции данной статьи на первое место поставлено положение о применении принудительных мер воспитательного воздействия, а на второе – о назначении наказания. "Имея в виду это изменение, судьям следует (после признания несовершеннолетнего виновным в совершении преступления) прежде разрешить вопрос о возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия и только при невозможности применения указанных мер – приступать к разрешению вопроса о наказании несовершеннолетнего".
Сущность принудительных
мер воспитательного
Принуждение несовершеннолетнего
к социально одобряемому
- лишение и ограничение
правового статуса
- социально-психологические
особенности
Наряду
с общими видами освобождения от уголовной
ответственности в
1. осужденные за преступления небольшой или средней тяжести;
2. несовершеннолетние, осужденные за преступления средней тяжести.
В первом
случае применяются принудительные
меры воспитательного воздействия,
а во втором цели наказания достигаются
путем помещения лица в специальное
воспитательное или лечебно –
воспитательное учреждение для несовершеннолетних,
срок пребывания в котором не может
превышать срока наказания за
совершенное преступление. Принудительными
они являются потому, что они назначаются
и приводятся в исполнение независимо
от воли несовершеннолетнего или
его законного представителя, обязательны
как для лиц, совершивших преступления,
так и для других лиц. Их реализация
обеспечивается силой государственных
органов, наделённых специальными полномочиями.
По своему содержанию меры, предусмотренные
ч. 2 ст. 90 УК, носит воспитательный характер.
При их применении воздействие на
несовершеннолетнего
Следовательно,
вышеназванные меры по своему содержанию
являются воспитательными, а по характеру
исполнения - принудительными. С уголовным
наказанием они имеют лишь внешнее
сходство. Между ними существуют качественные
различия, определяющие их различную
правовую природу. В принудительных
мерах отсутствуют элементы кары.
Они не влекут за собой судимости,
не делятся на основные и дополнительные
виды. Орган, назначающий эти меры
несовершеннолетнему, сам определяет
продолжительность их срока, основываясь
на данных о личности виновного и
всех обстоятельствах дела. Последствием
неисполнения несовершеннолетним принудительных
мер воспитательного
Наказание следует отличать и от принудительных мер воспитательного воздействия. Хотя по своей природе они являются уголовно-правовыми мерами. Будучи предусмотренными УК, они представляют разновидность мер государственного принуждения. Их применение к несовершеннолетним означает освобождение от уголовной ответственности либо от наказания. Главное отличие этих мер от наказания заключается в том, что они не влекут за собой судимости.
В настоящее время при
применении принудительных мер воспитательного
характера несовершеннолетний может
быть освобожден как от уголовной
ответственности (ч. 1 ст. 90 УК РФ), так
и от наказания (ч. 1 ст. 92 УК РФ). Такое
положение нарушает логику уголовного
законодательства, поскольку Уголовный
кодекс РФ четко разделяет порядок,
условия, основания и виды освобождения:
гл. 11 содержит нормы об освобождении
от уголовной ответственности, гл. 12
– от наказания. В связи с этим,
весьма нелогично признание применения
принудительных мер воспитательного
воздействия видом освобождения
и от уголовной ответственности,
и от наказания, особенно с учетом
того, что освобождение от наказания
несовершеннолетнего может быть
осуществлено только при совершении
преступлений небольшой или средней
тяжести и только с применением
перечисленных в ч. 2 ст. 90 УК РФ видов
воспитательных мер. Освобождение от наказания
возможно как на тех же условиях,
что и от уголовной ответственности
(ч. 1 ст. 92 УК РФ), так и при совершении
тяжкого преступления с применением
особой меры воспитательного воздействия
– помещение в специальное
учебно-воспитательное учреждение закрытого
типа (ч. 2 ст. 92 УК РФ). По логике уголовного
законодательства возможно освобождение
от уголовной ответственности
Таким образом, целесообразно
и в части установления особенностей
уголовной ответственности
Информация о работе Принудительные меры воспитательного характера