Принудительные меры воспитательного характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Нормы гл. 14 Уголовного кодекса РФ регулируют вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних не только в части назначения наказания, они предусматривают возможность применения к несовершеннолетним иных мер уголовно-правового характера – принудительных мер воспитательного воздействия. Вопрос о сущности принудительных мер воспитательного воздействия в научной литературе решается неоднозначно. Многие ученые называют эти меры эффективной мерой борьбы с преступностью и альтернативой уголовному наказанию.

Файлы: 1 файл

контрольная УП.docx

— 31.83 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие и юридическая природа принудительных мер воспитательного воздействия, их отличие от наказания

Нормы гл. 14 Уголовного кодекса РФ регулируют вопросы уголовной ответственности  несовершеннолетних не только в части  назначения наказания, они предусматривают  возможность применения к несовершеннолетним иных мер уголовно-правового характера  – принудительных мер воспитательного  воздействия. Вопрос о сущности принудительных мер воспитательного воздействия  в научной литературе решается неоднозначно. Многие ученые называют эти меры эффективной  мерой борьбы с преступностью  и альтернативой уголовному наказанию.

Вместе с тем большинство  ученых склоняются к мысли, что "принудительные меры воспитательного воздействия  следует рассматривать не как  альтернативу наказанию, а как самостоятельную  форму реализации уголовной ответственности  несовершеннолетних, применяемую к  определенной категории несовершеннолетних", и их юридическая природа "заключается  в их значении как особой формы  реализации уголовной ответственности  несовершеннолетних, выражающейся в  освобождении их судом от наказания, предусмотренного в санкции инкриминируемой  им статьи". Некоторые юристы не признают существования юридической дифференциации ответственности в уголовном праве, но "в уголовном законе присутствуют иные меры уголовно-правового характера, основания для применения которых устанавливаются именно УК РФ, а их использование происходит, как правило, взамен при освобождении лиц от уголовной ответственности или наказания".

Следует отметить, что нормы  Уголовного кодекса РФ (ч. 1 ст. 90) предусматривают  возможность освобождения от уголовной  ответственности с применением  принудительных мер воспитательного  воздействия, таким образом, не только ставя указанные меры вне системы  наказаний, но и исключая их из форм реализации уголовной ответственности. Более предпочтительно представление  о принудительных мерах воспитательного  воздействия как об одной из мер  уголовно-правового характера наряду с принудительными мерами медицинского характера. В пользу такой трактовки  сущности принудительных мер воспитательного  воздействия говорят несколько  признаков:

1) они могут быть назначены  одновременно с освобождением  лица от уголовной ответственности,  а значит, являются альтернативой  привлечения лица к ответственности;

2) они не равнозначны  уголовному наказанию, поскольку  не ставят несовершеннолетнего  в положение осужденного, не  создают судимости и не могут  рассматриваться как наказание;

3) они назначаются только  определенной категории лиц, совершивших  общественно опасное деяние, –  несовершеннолетним, с учетом особых  целей воздействия на них;

4) основной целью их  применения является воспитание (перевоспитание) лиц, продемонстрировавших  свое асоциальное поведение посредством  совершения общественно опасного  деяния. Преследуя цель исправления  несовершеннолетнего, суд при  применении указанных мер воздействует  на несовершеннолетнего прежде  всего путем убеждения, доведения  до его сознания понимания  недопустимости совершения преступлений;

5) они являются принудительными,  поскольку назначаются независимо  от желания или согласия несовершеннолетнего  или его законного представителя.  Исполнение воспитательных мер  обеспечивается силой государственной  власти.

Таким образом, принудительные меры воспитательного воздействия  представляют собой одну из принудительных мер уголовно-правового характера, назначаемую только определенной категории  лиц – несовершеннолетним, не являющуюся уголовным наказанием, не влекущую за собой правовых последствий в  виде судимости, основной целью применения которой является воспитание (перевоспитание) несовершеннолетних. В связи с  указанным нормы о применении принудительных мер воспитательного  воздействия следует перенести  в разд. VI "Иные меры уголовно-правового  характера" Уголовного кодекса РФ, объединив в отдельную гл. 15.2 "Принудительные меры воспитательного воздействия".

В соответствии с ч. 1 ст. 90 Уголовного кодекса РФ несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой  или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление  может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного  воздействия. Принудительные меры воспитательного  воздействия должны иметь приоритет  перед назначением наказания  несовершеннолетнему за совершенное  общественно опасное деяние. Как  указывается в п. 13 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля  2000 г. № 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних", суды не должны допускать применения уголовного наказания к несовершеннолетним, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. На приоритетность применения воспитательных мер указывают многие авторы. Основным правилом в системе общих начал назначения наказания несовершеннолетним, предусмотренных в ст. 89 УК РФ, следует признать правило, "обозначающее приоритет концепции восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних. В связи с этим до вынесения судом приговора и назначения конкретного вида и размера наказания следует ввести в обязанность суда установление факта о том, имеются ли предпосылки и основания для проведения процедуры примирения сторон и применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия".

Также особо  обращается внимание судов на то, что  Федеральным законом от 8 декабря  2003 г. № 162-ФЗ изменена редакция ч. 2 ст. 87 УК РФ. Согласно действующей редакции данной статьи на первое место поставлено положение о применении принудительных мер воспитательного воздействия, а на второе – о назначении наказания. "Имея в виду это изменение, судьям следует (после признания несовершеннолетнего виновным в совершении преступления) прежде разрешить вопрос о возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия и только при невозможности применения указанных мер – приступать к разрешению вопроса о наказании несовершеннолетнего".

Сущность принудительных мер воспитательного воздействия  заключается в принуждении несовершеннолетнего  к определенным действиям, что сводит к минимуму карательное воздействие. Посредством принуждения лица к  совершению определенного рода поступков  в интересах общества либо отдельных  лиц идет воздействие на формирование личности несовершеннолетнего в  рамках социально одобряемого поведения. Формирующаяся личность подростка  легко поддается воздействию, и  при построенной на индивидуальных особенностях личности подростка работе можно добиться эффективного результата.

Принуждение несовершеннолетнего  к социально одобряемому поведению  посредством корректирующих мер  воздействия, направленных на его исправление, должно стать приоритетной формой воздействия, что обусловливает необходимость  расширения практики применения принудительных мер воспитательного воздействия. Приоритетность воспитательных мер  обосновывается двумя основными  положениями:

- лишение и ограничение  правового статуса несовершеннолетнего  не целесообразно в силу его  "усеченности";

- социально-психологические  особенности несовершеннолетних  позволяют достигать целей исправления  и предупреждения путем принудительно-воспитательных  мер воздействия с элементами  кары за совершенное преступление, что более эффективно и достигает  целей предупреждения преступлений  данными лицами в будущем не  только по причине страха перед  наказанием, но и в силу определенного  уровня правосознания, которое  должно развиться в результате  корректирующих мер.

Наряду  с общими видами освобождения от уголовной  ответственности в законодательстве содержатся и специальные виды, применяемые  только к лицам, не достигшим восемнадцати лет. В ч. 1 ст. 90 УК говорится: "Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой  или средней тяжести, может быть освобождён от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление  может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного  воздействия". Таким образом, освобождение несовершеннолетнего от уголовной  ответственности закон связывает  с рядом обстоятельств:

1. осужденные  за преступления небольшой или  средней тяжести;

2. несовершеннолетние, осужденные за преступления средней тяжести.

В первом случае применяются принудительные меры воспитательного воздействия, а во втором цели наказания достигаются  путем помещения лица в специальное  воспитательное или лечебно –  воспитательное учреждение для несовершеннолетних, срок пребывания в котором не может  превышать срока наказания за совершенное преступление. Принудительными  они являются потому, что они назначаются  и приводятся в исполнение независимо от воли несовершеннолетнего или  его законного представителя, обязательны  как для лиц, совершивших преступления, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственных  органов, наделённых специальными полномочиями. По своему содержанию меры, предусмотренные  ч. 2 ст. 90 УК, носит воспитательный характер. При их применении воздействие на несовершеннолетнего оказывается, прежде всего, путем убеждения, доведения  до сознания отрицательной оценки его  поступка, недопустимости общественно  опасного поведения. Цель исправления  достигается без привлечения  подростка к уголовной ответственности  или без применения уголовного наказания, при экономии мер уголовной репрессии.

Следовательно, вышеназванные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по характеру  исполнения - принудительными. С уголовным  наказанием они имеют лишь внешнее  сходство. Между ними существуют качественные различия, определяющие их различную  правовую природу. В принудительных мерах отсутствуют элементы кары. Они не влекут за собой судимости, не делятся на основные и дополнительные виды. Орган, назначающий эти меры несовершеннолетнему, сам определяет продолжительность их срока, основываясь  на данных о личности виновного и  всех обстоятельствах дела. Последствием неисполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия  является возможность привлечения  его к уголовной ответственности  по представлению специализированного  государственного органа и направления им материалов в суд. Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста на момент их назначения, достижение лицом совершеннолетия исключает их применение.

Наказание следует отличать и от принудительных мер воспитательного  воздействия. Хотя по своей природе  они являются уголовно-правовыми  мерами. Будучи предусмотренными УК, они  представляют разновидность мер  государственного принуждения. Их применение к несовершеннолетним означает освобождение от уголовной ответственности либо от наказания. Главное отличие этих мер от наказания заключается  в том, что они не влекут за собой  судимости.

  1. Основания применения принудительных мер воспитательного воздействия

В настоящее время при  применении принудительных мер воспитательного  характера несовершеннолетний может  быть освобожден как от уголовной  ответственности (ч. 1 ст. 90 УК РФ), так  и от наказания (ч. 1 ст. 92 УК РФ). Такое  положение нарушает логику уголовного законодательства, поскольку Уголовный  кодекс РФ четко разделяет порядок, условия, основания и виды освобождения: гл. 11 содержит нормы об освобождении от уголовной ответственности, гл. 12 – от наказания. В связи с этим, весьма нелогично признание применения принудительных мер воспитательного  воздействия видом освобождения и от уголовной ответственности, и от наказания, особенно с учетом того, что освобождение от наказания  несовершеннолетнего может быть осуществлено только при совершении преступлений небольшой или средней  тяжести и только с применением  перечисленных в ч. 2 ст. 90 УК РФ видов  воспитательных мер. Освобождение от наказания  возможно как на тех же условиях, что и от уголовной ответственности (ч. 1 ст. 92 УК РФ), так и при совершении тяжкого преступления с применением  особой меры воспитательного воздействия  – помещение в специальное  учебно-воспитательное учреждение закрытого  типа (ч. 2 ст. 92 УК РФ). По логике уголовного законодательства возможно освобождение от уголовной ответственности лица, совершившего преступление небольшой  или средней тяжести, при условии  добровольной явки с повинной, способствования  раскрытию преступления, возмещения причиненного ущерба или иного заглаживания вреда (ч. 1 ст. 75 УК РФ). При этом освобождение от уголовной ответственности не возлагает дополнительных обязанностей на лицо, освобожденное от наказания, необходимых для выполнения после  вынесения решения об освобождении. Освобождение от наказания возможно путем замены обязанностей, возлагаемых  назначенным лицу наказанием, на более  мягкие в связи с условно-досрочным  освобождением, заменой наказания  на более мягкое и т.д., ограничений  по тяжести совершенного преступления при освобождении от наказания нет (за исключением ст. 80.1 УК РФ).

Таким образом, целесообразно  и в части установления особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних придерживаться общей логики уголовного законодательства и не смешивать  освобождение от уголовной ответственности  и от наказания. В связи с изложенным следует исключить из нормы от освобождении несовершеннолетних от наказания  ссылку на возможность применения общих  воспитательных мер, оставив возможность  освобождения от наказания несовершеннолетних, совершивших преступления средней  тяжести и тяжких, только с применением  особой меры – помещения в специальное  учебно-воспитательное учреждение закрытого  типа.

Информация о работе Принудительные меры воспитательного характера