Проблема взяточничества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Эта группа преступлений представляет собой общественно опасные деяния, совершенные представителями власти и должностными лицами, благодаря их служебному положению и вопреки интересам службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие взяточничества 4
2. Причины взяточничества 8
3. Проблема взяточничества в России 10
Заключение 16
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

V_period_stanovlenia_demokraticheskogo_pravovog.docx

— 41.34 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

 

 

Кафедра «МП и ВЭД»

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

«Этика государственной службы»

 

на тему:

«Проблема взяточничества в России»

 

 

 

Выполнил: ст.гр.ТМДк-213

Астафьева Алена

Проверил:

Данильченко С. В.

 

 

 

 

 

 

 

Владимир 2015 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение3

  1. Понятие взяточничества4
  2. Причины взяточничества8
  3. Проблема взяточничества в России10

Заключение16

Список использованных источников17

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Во время становления демократического правового государства в России в борьбе с коррупцией и взяточничеством важная роль отводится органам государственной власти и  органам местного самоуправления. Поэтому преступные проявления неприемлемы среди государственных служащих.

Эта группа преступлений представляет собой общественно опасные деяния, совершенные представителями власти и должностными лицами, благодаря их служебному положению и вопреки интересам службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

Взяточничество – это одно из наиболее типичных проявлений коррупции. А коррупцию можно определить как опаснейшее криминальное явление, которое подтачивает основы государственной власти, дискредитирует и подрывает авторитет власти в глазах населения, касается законных прав и интересов граждан. 

Данная проблема в настоящее время очень актуальна.  Коррупция проникает в различные сферы жизни, вследствие чего опасность этого явления значительно возрастает. Посягая на деятельность государственных учреждений, взяточничество подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушениям принципа социальной справедливости.

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть феномен взяточничества как наиболее типичное проявление коррупции и разобраться с проблемами, возникающими при борьбе с этой проблемой.

Поставленная цель диктует следующие задачи:

-основные понятия взяточничества;

- выявление причин взяточничества;

- рассмотрение проблемы взяточничества в России.

 

 

ПОНЯТИЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА

Взяточничество – собирательный юридический термин, который охватывает собой два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – получение взятки и дачу взятки.

Рассмотрим такие понятия, как "взятка", "взяточничество", "получение взятки". Слово "взятка" произошло от слова "взяток", означающего сбор меда пчелами. "Взяточничество" как вид преступления изначально обладало множеством смысловых оттенков. Так, например, словарь В.Даля определяет взятку как "срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пешкеш, бакшиш, хабару, магарычи, плата или подарок должностному лицу во избежание стеснений или подкуп его на незаконное дело".1 При этом взятка - это не то, что обещано, а то, что взято фактически.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ является должностное лицо. Все иные лица, участвующие вместе с ним в совершении этого преступления, в том числе и выдававшие себя за должностных, могут отвечать только за соучастие в получении взятки как организаторы, подстрекатели или пособники2.

Преступления данной группы не входит в список преступлений, ответственность за которое несет малолетний или несовершеннолетний, так как должность требует определенных знаний, навыков, опыта, профессиональной подготовки. Тем не менее, на сегодняшний день, высокие требования к кандидатам на должности чиновников несколько позабылись. В прошлом и позапрошлом веке предполагалось ступенчатое прохождение службы, обязательное наличие специального образования, а в отдельных случаях необходимо было иметь и соответствующее сословное происхождение. В настоящее время,  среди чиновников можно встретить лиц самых различных, которые порой не отличаются ни деловыми качествами, ни необходимыми профессиональными навыками.

Общественные отношения усложняются, следовательно, усложняется и форма взятки. В последние годы появилось несколько новых слов, означающих взятку. Во-первых, "откат". Это совершенно новое понятие взятки, появившееся в конце 80-х гг. прошлого века.

Определение понятий "взятка" или "получение взятки" современный уголовный закон не дает, определяя лишь наказание за совершение таких действий. Описательно же явление взяточничества можно вывести из ст. 290 УК РФ: это получение должностным лицом лично или через посредника выгоды в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе3.

Таким образом, понятие "получение взятки" охватывает абсолютно все незаконные получения должностными лицами любых материальных ценностей и не выраженных материально выгод имущественного характера. Сложно дать полное определение данному явлению, поскольку формы взяточничества, порядок передачи ценностей от одного лица другому в каждом конкретном случае очень индивидуализирован. Дав исчерпывающее определение, законодатель тем самым поставит себя в условие, когда необходимо будет периодически и постоянно вносить изменения в перечень.

Однако, данное определение – получение взятки – содержит все необходимые признаки для квалификации деяния как получение взятки. Как видно из определения понятия взятки, как вариант ее получения законодатель также включил общее покровительство и попустительство.

К общему покровительству по службе относятся, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.

К попустительству по службе можно отнести, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, не реагирование на его неправомерные действия.

Субъектами получения взятки не являются работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

При получении взятки виновное лицо осознает, что полученная им имущественная (материальная) выгода незаконна и направлена на совершение им определенных действий в пределах его компетенции в пользу взяткодателя или представляемых им лиц – очевидна причинно-следственная связь.

Мотивом взяточничества служит корысть, а целью же - личное обогащение, получение какой-либо имущественной выгоды. Под корыстной заинтересованностью подразумевается здесь стремление получить имущественную выгоду без противозаконного безвозмездного изъятия и обращения чужих средств в свою пользу или пользу других лиц, т.е. без признаков хищения чужого имущества. Личная заинтересованность может быть выражена и в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленную различными побуждениями, например, карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение дел в организации, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой вышестоящего начальника в решении личного или служебного вопроса, скрыть свою некомпетентность.

Взятка всегда имеет имущественную природу. Если должностное лицо получает какую-нибудь неимущественную выгоду (например, положительный отзыв в печати), получением взятки это не является.

Утративший в настоящее время Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" в п.8 ст.11 четко прописывал, что государственные служащие не имеют право получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию4. Действующий сейчас Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" таких норм не содержит.

Объективная сторона получения взятки представляет собой получение лично должностным лицом или посредником взятки за определенные действия (бездействие) в интересах взяткодателя.

Действия (бездействие) должностного лица, за которые получается взятка, находятся за рамками состава преступления, то есть для признания преступления совершенным фактического их совершения не требуется. Однако обязательным признаком состава получения взятки является связь между ними и фактом получения взятки. Эта связь проявляется в том, что взятка обусловлена совершением одного из указанных выше действий (бездействия). Обусловленность взятки означает, что она дается с условием, что должностным лицом будут совершены действия (бездействие) по службе именно под влиянием факта получения взятки, и наоборот - что условием совершения действий (бездействия) является передача взятки или договоренность о ней. Таким образом, взятка это всегда подкуп должностного лица. Даже тогда, когда взятка получается уже после совершения указанных в законе действий или бездействия, она должна быть обусловлена, т.е. совершению действий (бездействию) должна предшествовать договоренность о взятке.

ПРИЧИНЫ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА

В условиях реформирования органов государственной власти и местного самоуправления современной России проблема существования и предупреждения коррупции стала одной из наиболее обсуждаемых проблем в обществе. Менее обсуждаемы в обществе проблемы причинного объяснения этого негативного социально-правового явления.

Основными причины распространения взяточничества сегодня являются:

- низкая заработная плата чиновника, необеспеченность государственных и муниципальных служащих жильем и другими социальными благами. В современном российском обществе проводится недостаточное количество конкурсов на замещение вакантных высших государственных должностей в органах власти и местного самоуправления. Но даже там, где такие конкурсы проводятся довольно часто, остается большое количество вакантных государственных должностей, так как высокие требований к профессиональным качествам претендентов не соответствуют зарплате и иным социальным гарантия.

- нравственная деградация  общества, деньги стали одной из главнейших  ценностей в общественном сознании;

- низкий культурный уровень чиновника, удовлетворение в первую очередь физических потребностей. Опасение за свое политическое будущее и настоящее вынуждает высших должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ или руководителей органов местного самоуправления к тому, чтобы в аппарате управления были «свои команды» и не по признаку профессионализма, а по иным признакам: родства, свойства, партийной принадлежности и  личной преданности. Таким образом обеспечивается надежная «круговая порука» и укрывательство «неблаговидных проступков» каждого члена этой «команды» и формируется информационная закрытость деятельности чиновников от большинства членов общества.

- незаинтересованность властей  в борьбе с коррупцией, т.к. с  коррумпированным, нравственно деградирующим  чиновником легче работать;

- неразвитость демократических  институтов, отсутствие действенных  форм социального контроля, низкая  правовая и политическая культура  и пассивность населения, устраненность  его от участия в управлении  делами общества и государства;

- монополизм и олигархия  в экономике, продажность СМИ;

- низкое качество законодательства, ориентированного не на правовые, а на распорядительные методы  регулирования практически всех  сфер общественной жизни, оторванность  законодательства от реальных  условий общественной жизни. Отсутствие независимых специальных служб, осуществляющих финансовый и иной контроль при проведении выборов или конкурсов для занятия соответствующей государственной должности в органах власти и местного самоуправления.

 

ПРОБЛЕМА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА В РОССИИ

Взяточничество в современной России – одно из самых распространенных преступлений. Субъектами получения взяток являются до 50% и более должностных лиц отдельных отраслей государственного управления.

Современный взгляд на проблему взяточничества достаточно противоречив. СМИ все чаще внушают населению, что взяточничество обычное явление повседневной жизни, ее необходимая часть и потому бороться с этим злом бессмысленно. Тем временем взяточничество становится все более изощренным, приобретает беспрецедентные масштабы, наносит колоссальный урон обществу и государству. Многие отечественные правоведы относят взяточничество к ключевым уголовно-правовым проблемам.

Государственный служащий должен принимать решения, исходя из целей, установленных правом и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция появляется в тот момент, когда эти цели заменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях.

Информация о работе Проблема взяточничества в России