Проблема взяточничества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Эта группа преступлений представляет собой общественно опасные деяния, совершенные представителями власти и должностными лицами, благодаря их служебному положению и вопреки интересам службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие взяточничества 4
2. Причины взяточничества 8
3. Проблема взяточничества в России 10
Заключение 16
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

V_period_stanovlenia_demokraticheskogo_pravovog.docx

— 41.34 Кб (Скачать файл)

Различают  верхушечную и низовую коррупцию:

Верхушечная  затрагивает политиков, высшее и среднее чиновничество и связана с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности).

Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и сопряжена с постоянным, повседневным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации).

Социологические исследования, показали, что 98 % автомобилистов хоть раз в жизни давали взятку инспектору ГАИ. Это говорит не только о высокой степени коррумпированности этой службы.

Низовая коррупция привлекательна тем, что для обеих сторон она обладает минимальной степенью риска и специфической ценностью, как для получателя взятки, так и для взяткодателя. Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые, повседневные проблемы; она же служит небольшой платой за постоянную возможность незначительных нарушений законов и инструкций.

Масштабная низовая коррупция наиболее опасна, поскольку, она создает благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции, а также порождает вертикальную коррупцию, которая является фундаментом для формирования организованных коррупционных структур и сообществ.

Низовая коррупция в России возникает практически везде, где обычный гражданин сталкивается с необходимостью обращаться к государству, или, наоборот, - государство считает уместным тревожить гражданина. Ниже перечислены только основные сферы.

1. Жилищно-коммунальная сфера. По данным социологических опросов российского населения, эта сфера воспринимается как самая коррумпированная. Хотя появление рынка жилья должно было привести к уменьшению коррупции в этой сфере. Однако укорененность ее здесь очень прочна.

2. Правоохранительные органы, и прежде всего полиция, находятся на втором месте. Как уже говорилось, наиболее значимый вклад в этот высокий результат вносит ГАИ. Помимо этого граждане часто вступают в коррупционные отношения с правоохранительными органами при выдаче водительских прав, разрешений на хранение огнестрельного оружия и в иных подобных случаях.

3. Налоги и таможенные сборы – прекрасная среда для низовой коррупции. Опросы российских "челноков" показали, что среди них почти нет тех, кто хоть раз не давал взятку таможеннику.

4. Призыв на военную службу последние годы сталкивается с непрерывными трудностями5.

В добавление к этому можно упомянуть еще несколько ситуаций, при попадание в которые высока вероятность столкновения с коррупцией:

· сбор штрафов и иных платежей с населения различными ведомствами;

· выдача разрешений на занятие какой-либо деятельностью;

· разрешение на строительство и наделение земельными участками;

· контроль со стороны гос. служб (пожарные, санэпидемстанции и т.п.), от которого страдает малый бизнес в России.

Взаимодействие власти с гражданином возникает в двух случаях. В первом случае, когда власть должна предоставить ему некоторые услуги (дать разрешение, предоставить справку). Во втором случае, когда власть, выполняя свою ограничивающую и регулирующую функцию, обязывает гражданина поделиться своими ресурсами с государством, взыскивая обязательные платежи или налагая штрафы за нарушение действующих норм.

Проблема коррупции особо остро проявилась в условиях реформирования органов государственной власти и местного самоуправления России в конце прошлого века. В этот период она обострилась еще и несвоевременностью денежных выплат, регулярно задерживались выплаты по заработной плате государственным и муниципальным служащим, в связи с чем вероятность коррупции существенно увеличивалась.

В экономической сфере последние годы происходили бурные изменения, появлялись новые непривычные сферы и формы активности, к чему труднее всего приспосабливались властные институты. Именно здесь более всего ощущался рост коррупции. Вот далеко не полный перечень основных сфер государственного присутствия в экономике.

1. Приватизация государственной собственности везде служит серьезным источником коррупции. Учитывая масштабность приватизации в России и слабый контроль над ее проведением, ситуация все более ухудшалась. По данным правоохранительных органов, уже на первоначальных этапах около 30 % всех постановлений по приватизации содержали нарушения норм действующего законодательства. По данным МВД, каждое десятое должностное преступление из числа выявленных в период с 1994 по 1997 г. совершалось в сфере приватизации (5600). Наиболее распространенные из них - присвоение денежных средств и взятки.

2. Исполнение бюджета и распределение бюджетных средств. По свидетельству экспертов взяткой сопровождается практически половина актов по выдаче государственных кредитов или распределения бюджетных средств.

Распределение бюджетных средств происходит, в том числе через государственные заказы и закупки. До недавнего времени и это было закрыто и бесконтрольно, тем самым все больше порождая безудержную коррупцию. Особенно разлагающе закрытость и бесконтрольность при распределении и использовании государственных средств действовали в Вооруженных Силах.

3. Банковская сфера в России начала преобразовываться одной из первых - на рубеже 80-90 гг. Фактически происходила ненормативная приватизация существенной части государственного банковского сектора. Создание системы уполномоченных банков, которым передавались в управление бюджетные средства, в условиях высокой инфляции было для последних источником получения огромных прибылей.

Сотрудничество чиновников с коммерческими банками позволило цивилизовать формы получения взяток и от традиционных конвертов с наличностью перейти к льготным кредитам, завышенным в десятки раз процентам по вкладам и другим, более изощренным формам благодарности.

Число уголовных дел, возбужденных по фактам взяточничества чиновников кредитно-финансовых учреждений в период с 1993 по 1995 гг.: 1993 г. - 48 дел, 1994 г. - 93, 1995 г. - 143.

6. Правоохранительные органы и экономическая преступность, сращиваясь, создают среду, которая является существенной преградой для борьбы с коррупцией. Родственники чиновников высокого ранга из таможенных или налоговых органов, независимо от квалификации, неожиданно оказываются на довольно денежных должностях в коммерческих структурах. В 1995 г. выявлено 270 случаев незаконного участия в коммерческой деятельности налоговых инспекторов. В 1996 г. за взяточничество были привлечены к уголовной ответственности 404 сотрудника органов внутренних дел. Большинство преступлений в таможенной службе (около 40 %) совершается при одновременном получении взятки. Коррупция не обошла и суды. В этих условиях адвокаты делают взятки эффективным инструментом защиты своих клиентов.

В последнее время, 66% россиян оценивают уровень коррупции в стране как высокий, это на 14 пунктов ниже показателя марта 2012 года. Гораздо реже люди стали говорить, что коррупция растет, и чаще – что ее уровень не меняется. Тех, кто берет взятки, осуждает 61% россиян (в марте 2012 года этот показатель был 67%), 29% относятся к ним без осуждения. Тех, кто дает взятки, осуждают 42%, не осуждают 45%. Признали, что сами давали взятку должностному лицу, 23% опрошенных6.

По официальной статистике Верховного суда РФ, за 2013 год в России за получение взятки осуждено 1732 человека, тех, кто давал взятки в два раза больше - 3456 человек. Тем не менее, из этого числа было оправдано 2,37%. Аномально высокий процент оправданных по ст. 290 УК РФ "Получение взятки" наблюдался и ранее: в 2012 году он составил 3,91% на фоне 0,63% оправданных взяткодателей, а в 2011 году – 3,16% против 0,48% оправданных по статье о даче взятки. Аналогичная ситуация складывалась и в предыдущие года: количество оправдательных приговоров по делам о получении взятки составляет 5% на фоне десятых долей процента по многим другим статьям.

По-прежнему дела о взятках на небольшие суммы, традиционно возбуждаемые в отношении рядовых сотрудников подразделений МВД, преподавателей и врачей, преобладают над делами с крупными суммами взяток. Так, в 2013 году за взятки в размере до 25 000 руб. было осуждено 1197 человек, то есть 69,11% от общего числа осужденных по ст. 290 УК РФ. За взятку в сумме свыше 1 млн. руб. осуждено только 17 человек, что составляет меньше 1% от общего количества. Незначительным является и число осужденных лиц, занимающих государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ и глав органов местного самоуправления – их было осуждено всего 30 человек.

Примерно такую же картину можно наблюдать и по ст. 291 УК РФ "Дача взятки". За дачу взятки в размере до 25 000 руб. осуждены 3041 человек - 88% от общего числа осужденных по этой статье. За дачу взятки в размере свыше 1 млн. руб. осуждено только 7 человек, что составляет 0,2% осужденных.

По числу осужденных за получение взятки в 2013 году первое место занимают государственные и муниципальные служащие – 786 человек. На втором месте прокуроры, следователи, иные сотрудники правоохранительных органов – 471 человек. На третьем месте – служащие коммерческих или иных организаций – их осуждено 257 человек.

Совсем иная ситуация по статье о даче взятки. Первое место занимают рабочие – их было осуждено 787 человек. На втором месте  предприниматели - 420 человек осужденных. На третьем месте служащие коммерческих или иных организаций – их осуждено 290 человек7.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общество выступает против всех форм вымогательства и взяточничества. Главным приоритетом должно стать пресечение вымогательства и взяток, к которым причастны политики и высшие должностные лица. Взяточничество ставит под угрозу существование демократических институтов и служит причиной глубоких экономических деформаций.

При реформировании государственной службы и создания соответствующей правовой базы ее прохождения можно и необходимо обратиться к зарубежному опыту и принять специальные законы «кодекс чести» или «этические кодексы» для государственных и муниципальных служащих, закрепляющие этические и дисциплинарные нормы. Конечно, в России существует нормативно-правовой акт, утвержденный Президентом РФ «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», но он представляет собой наиболее общие основы поведения государственных и муниципальных служащих при исполнении ими должностных обязанностей, за их нарушение в этом нормативном акте не установлена юридическая ответственность. Отсутствие в России «этических кодексов» или «кодексов чести» для государственных и муниципальных служащих стимулирует развитие коррупции в современном российском обществе.

С коррупцией сложно бороться – ей можно и нужно противостоять. Бороться с коррупцией должна прокуратура и другие силовые органы. Открытость власти, эффективность государственного управления, единые стандарты государственных услуг – вот первоочередные меры, которые могут снизить уровень коррупции в России до приемлемого.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Даль В. «Толковый Словарь».- М, 1998
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996
  3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
  4. Астанин В.В. «Коррупция и борьба с ней». – М, 2000.
  5. Организованная преступность в сфере экономики и финансов и проблемы борьбы с ней - А.Л. Репецкая
  6. Кимлацкий О.А., Мачульская И.Г. «Государственная власть и местное самоуправление» -М.,2008.
  7. Макконнелл К. Р. Экономика в 2 т., ч I. – М., 2004.
  8. Максимов С.В. «Коррупция. Закон. Ответственность». - М, 2000.
  9. http://www.gks.ru/
  10. http://gossluzhba.gov.ru/
  11. http://www.sotsopros.ru/
  12. http://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/11912
  13. http://www.garant.ru/infografika/548603/
  14. http://www.putin-itogi.ru/putin-i-korruptsiya/
  15. http://knowledge.allbest.ru/
  16. http://www.rg.ru/

 

 
 

 

1 (Даль, 1998)

2 (Уголовный Кодекс РФ, 13.06.1996)

3 (Уголовный Кодекс РФ, 13.06.1996)

4 (ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", 27 июля 2004 г)

5 Организованная преступность в сфере экономики и финансов и проблемы борьбы с ней - А.Л. Репецкая

6 (Коррупция и взяточничество в России)

7 (Взяточничество в России)

 

 


Информация о работе Проблема взяточничества в России