Проблемы борьбы с таможенными преступлениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 04:19, курсовая работа

Описание работы

Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
Изучение истории развития законодательства о таможенных преступлениях.
Рассмотрение основных характеристик видов таможенных преступлений.
Определение круга проблем в борьбе с таможенными преступлениями, а также перспектив развития уголовного законодательства о таможенных преступлениях.

Файлы: 1 файл

курсач по уголовному праву.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральная таможенная служба

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал


 

Кафедра ____Уголовно-правовых дисциплин_________________________

 

 

                                               КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине ______Уголовное  право____________________________

 

студента ________Алешкина Валерия  Валерьевича____________________

группа ______335_______ отделение ______заочное______________________

____________юридического ________________________________факультета

на тему:      Проблемы борьбы с таможенными преступлениями.___________

 

 

                                                                       Работа получена:

деканатом___________________

кафедрой ____________________

преподавателем ____________

 

 

 

                                                      г. Владивосток

                                                               2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время  роль таможенных органов возрастает, что объективно стало причиной расширения юридической базы. Это создало  предпосылки для интегрирования в самостоятельную группу уголовно-правовых норм, направленных на охрану общественных отношений в сфере функционирования таможенной системы РФ.

Действующим Уголовным кодексом РФ1 (УК РФ) таможенные преступления объединены в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». В настоящее время выделяют 5 составов таможенных преступлений, однако по-прежнему существует большое количество разногласий среди изучающих этот вопрос лиц по поводу отнесения отдельных преступлений к виду таможенных.

Вышесказанное и определяет актуальность исследуемой в данной курсовой работе темы. Интересно рассмотреть отдельные виды таможенных преступлений, их характерные особенности, отличия от других, поскольку квалификация совершенного преступного деяния и установление соразмерного справедливого наказания являются основой правового государства. В исследовании видов таможенных преступлений и заключается цель работы.

Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:

  1. Изучение истории развития законодательства о таможенных преступлениях.
  2. Рассмотрение основных характеристик видов таможенных преступлений.
  3. Определение круга проблем в борьбе с таможенными преступлениями, а также перспектив развития уголовного законодательства о таможенных преступлениях.

В ходе исследования темы данной курсовой работы использовались преимущественно нормативно-правовые акты (УК РФ, таможенное законодательство), а также комментарии к законодательству РФ, различные публикации, касающиеся преступных посягательств в сфере таможенного дела.

Объектом исследования данной курсовой работы являются правоотношения, возникающие в процессе установления вида совершенного преступного посягательства в сфере таможенного дела, характерных черт состава преступления.

Предмет исследования –  нормативно-правовые акты, регулирующие рассматриваемые правоотношения.

 

 

1  ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

 

До недавнего времени  понятие «таможенные преступления»  в науке уголовного права вообще не рассматривалось. Уголовным законодательством  предусматривался лишь один состав преступления, имеющий непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме – контрабанда.

Контрабанда в современном  мире – одна из важнейших проблем  общества и государства. В последние  годы контрабанда стала одним из весьма распространенных преступлений. Она наносит непоправимый ущерб экономике страны и соответственно безопасности и благополучию ее граждан. Поэтому так важна борьба с контрабандой.

Контрабанда как преступное явление зародилась довольно давно. История ее развития в России ведет свое исчисление с начала XVII века, когда это явление постепенно принимает массовый характер в связи с развитием промышленности и внешней торговли России с Западом и принятием в 1724 году таможенного тарифа.

Грандиозные размеры  контрабанды были отмечены в отчете о московской мануфактурной выставке председателя ассоциаций торговых палат Великобритании Ллойда (март 1866 г.). «Систематическая контрабанда, — говорит Ллойд, — развивалась в таких громадных размерах, что во многих пограничных городах основались правильные страховые конторы, которые принимают на страх контрабандные товары». Тот же факт грандиозной контрабанды иллюстрировался Ллойдом на примере ввоза сигар: в 1861 г. весь привоз сигар в Россию показан в 3,360 пудов, тогда как в одном Петербурге два торговца продавали их больше этого количества2.

В период Советской России контрабандный провоз товаров сократился, но случаи незаконного перемещения  через государственную границу  предметов, валюты и ценностей все  же имели место. Примером может послужить рост контрабанды опия из Ирана в СССР через сухопутную границу от Каспийского моря до Афганистана, когда в 1939 г. фашистская Германия начала войну в Европе. В этих местах контрабанда опия отмечалась и раньше, но в тот период она особенно увеличилась.

В первый период советской  власти точного определения понятия  контрабанды не было. Декретом Совнаркома РСФСР от 1 сентября 1922 г. контрабанда  определялась как перемещение или  покушение на перемещение какого-либо имущества через государственную пограничную черту с сокрытием от таможенного контроля. Ответственными за контрабанду признавались лица, в фактическом владении которых были обнаружены контрабандные товары, а также и те, у которых эти предметы хранились или кем они транспортировались.

С принятием УК РСФСР в 1922 году статьей 97 были установлены следующие меры наказаний за нарушение законов о провозе товаров через границу: принудительные работы на срок до 3 месяцев, с конфискацией целиком или части товаров или штраф до 300 руб. золотом; а при наличии отягчающих обстоятельств – лишение свободы на срок не ниже 3 лет со строгой изоляцией или применение высшей меры наказания3.

В 1924 г. был принят Таможенный устав СССР. Устав сыграл положительную  роль в усилении борьбы с контрабандой: при Главном таможенном управлении была создана Центральная комиссия по борьбе с контрабандой, а на местах – окружные комиссии.

Уголовным кодексом РСФСР4 от 27 октября 1960 г. понятие контрабанды и наказание за данное преступление вводились статьей 78. Контрабандой признавалось незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную границу СССР, совершенное с сокрытием предметов в специальных хранилищах либо с обманным использованием таможенных и иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения. За совершение данного преступления полагалось наказание в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества.

Постепенно в законодательство вносились изменения. Законом РСФСР5 от 25 июля 1962 г. в ст. 78 УК РСФСР внесены изменения: наказание в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества дополняется ссылкой на срок от двух до пяти лет. Указом Президиума ВС6 РСФСР от 30 января 1984 г. статьей 78 устанавливается наказание также и за контрабанду боеприпасов.

Законом РФ7 от 18 февраля 1993 г. №4510-I ст. 78 отменена ссылка в качестве наказание за контрабанду. Законом РФ8 от 29 апреля 1993 г. №4902-I УК РСФСР дополнен статьей 78.1 «Незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения».

Федеральным законом9 от 1 июля 1994 г. №10-ФЗ в статью 78 УК РСФСР внесены изменения: дается более полное определение контрабанды и законодатель дополняет статью 78  частью 2, выделяя квалифицированный состав контрабанды. Этим же законом кодекс дополнен ст. 78.2 «Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран».

Принятый в 1996 году УК РФ меняет определение контрабанды, но суть остается прежней: наказание назначается за незаконное перемещение через таможенную границу РФ различных товаров.

В соответствии с действующей  редакцией УК РФ контрабандой (ст.188 УК РФ) признается перемещение в  крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Контрабанда, предусмотренная первой частью статьи, относится к преступлениям средней тяжести, ч. ч. 2 и 3 – к тяжким, а ч. 4 – к особо тяжким преступлениям.

Вместе с совершенствованием законодательной базы борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела, постепенно улучшалось и техническое оснащение таможенных органов. Так, с 80-х годов 20 столетия при проведении таможенного досмотра грузов и отдельно следующего багажа пассажиров стала применяться рентгенотехника. Это дало ощутимые результаты: резко возросло количество заведенных дел о контрабанде. А благодаря оснащению в начале 20 века техническими средствами таможенного контроля таможенными органами была пресечена контрабанда большого количества общественно опасных товаров и предметов, представляющих историческую и художественную ценность10.

 

2  ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

Перечень и содержание преступлений в сфере таможенного  дела и сейчас является предметом  дискуссий. Большинство авторов  к таможенным преступлениям относят  контрабанду (ст. 188 УК РФ); незаконные экспорт или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).

Следует отметить, что  в составах таможенных преступлений использовано множество бланкетных признаков (таможенная граница, товары, таможенные платежи, таможенный контроль, декларирование и т.д.), для уяснения содержания которых необходимо обращение к таможенному законодательству.

 

2.1 Контрабанда

Объект преступления – установленный порядок перемещения  товаров и иных предметов через  таможенную границу Российской Федерации. В соответствии со ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза11 (ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных, установленных ТК ТС случаях.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. №6 «О судебной практике по делам о контрабанде»12 предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, признаваемое товаром в соответствии с ТК ТС (пп. 35 – 37 п. 1 ст. 4) и Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»13 (п. 26 ст. 2), включая транспортные средства, отнесенные ст. 130 Гражданским кодексом РФ14 к недвижимым вещам, а также иные не являющиеся товарами предметы, для которых законодательством установлен определенный порядок и правила их перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

Исходя из положений  ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»15 предметом контрабанды наряду с другим имуществом являются наличная иностранная валюта, валюта РФ, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме.

Часть 2 ст. 188 УК РФ предусматривает  уголовную ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения их через таможенную границу РФ. Такими предметами являются: наркотические средства; психотропные; сильнодействующие; ядовитые; отравляющие; взрывчатые; радиоактивные вещества; радиационные источники; ядерные материалы; огнестрельное оружие; взрывные устройства; боеприпасы; оружие массового поражения; средства его доставки; иное вооружение; иная военная техника; материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники; стратегически важные сырьевые товары; культурные ценности. Понятие и содержание указанных предметов посягательства определяются в соответствующих нормативных правовых актах. Контрабанда, сопряженная с незаконным оборотом указанных предметов, квалифицируется по совокупности с преступлениями, предусматривающими ответственность за совершение указанных деяний (ст. ст. 218, 220, 222, 228, 228.1, 228.2, 234, 355 УК РФ).

Информация о работе Проблемы борьбы с таможенными преступлениями