Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 11:08, контрольная работа
Цель контрольной работы – дать уголовно-правовую характеристику коммерческого подкупа, выделить признаки отграничения коммерческого подкупа от смежных составов, определить на основе теоретического анализа проблемы при квалификации подкупа.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
-уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа;
-системный анализ элементов составов преступлений, предусмотренных статьей 204 УК РФ;
-выявление проблемных ситуаций, возникающих при квалификации фактов дачи или получения коммерческого подкупа;
Введение…………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика коммерческого подкупа…………………..…...5
1.1. Уголовно-правовая характеристика объективных признаков коммерческого подкупа………………………………………………………..…6
1.2. Уголовно-правовая характеристика субъективных признаков коммерческого подкупа. Понятие коммерческого служащего……………….11
2.Проблемы квалификации коммерческого подкупа…………………...18
2.1. Проблемы квалификации…………………………………………....18
2.2. Отграничение коммерческого подкупа от получения взятки……..22
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованных источников и литературы……………………28
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.Общая характеристика коммерческого подкупа…………………..…...5
1.1. Уголовно-правовая
1.2. Уголовно-правовая
2.Проблемы квалификации коммерческого подкупа…………………...18
2.1. Проблемы квалификации………………………
2.2. Отграничение коммерческого подкупа от получения взятки……..22
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………28
Введение
Коммерческий подкуп появился в Российском уголовном законодательстве сравнительно недавно - в 1996 году. Его суть заключается в том, что лицо получает от других лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное положение или в связи с занимаемой должностью.
Происходящие в России экономические и политические реформы –переход к рыночным отношениям, возникновение предприятий и иных организаций с частной и иной формой собственности, не принадлежащих государству и отличающихся от государственных порядком пользования и распоряжения собственностью, потребовали нового уголовно-правового регулирования общественных отношений, характеризующих дачу и получение взятки в этих организациях.
Появились многочисленные коммерческие и иные (некоммерческие) организации, аппарат которых не участвует в государственном управлении, но многие служащие аппарата этих организаций наделены управленческими полномочиями в своих структурах. Злоупотребляя данными полномочиями, они способны причинить серьезный вред правам и законным интересам граждан, интересам организаций, где они служат, или других организаций, общественным или государственным интересам.
Вследствие необходимости устранить явный пробел в уголовном законодательстве в действующем Уголовном Кодексе России появилась глава, предусматривающая ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Статья же 204 УК РФ уже дала новое понятие в уголовном праве - «коммерческий подкуп».
Все вышеизложенное дает основание предположить актуальность и своевременность внимательного анализа теории и практики реализации нововведенной статьи УК РФ.
Цель контрольной работы – дать уголовно-правовую характеристику коммерческого подкупа, выделить признаки отграничения коммерческого подкупа от смежных составов, определить на основе теоретического анализа проблемы при квалификации подкупа.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
-уголовно-правовая
-системный анализ элементов составов преступлений, предусмотренных статьей 204 УК РФ;
-выявление проблемных ситуаций, возникающих при квалификации фактов дачи или получения коммерческого подкупа;
-сравнение уголовно-правовых
норм, предусматривавших уголовную
ответственность за
Объектом исследования контрольной работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере применения уголовно-правовой нормы, устанавливающей ответственность за коммерческий подкуп.
Предметом исследования выступают уголовно-правовые нормы законодательства, предусматривающие ответственность за коммерческий подкуп в коммерческих и иных организациях.
Методологической основой курсовой работы является общенаучный диалектический метод познания, а также методы функционально-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой.
1.Общая характеристика коммерческого подкупа
Статья 204 УК РФ предусматривает ответственность за коммерческий подкуп. Это преступление является умышленным и выражается в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Преступление посягает на отношения, складывающиеся в сфере коммерческой деятельности. Виновный совершает незаконные действия, направленные на извлечение материальной либо иной выгоды для себя или других лиц путем дачи взятки либо передачи ценного имущества.
Понятием «коммерческий подкуп» охватываются два самостоятельных состава преступления. Во-первых, это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (части 1 и 2 статьи 204).1
Во-вторых, незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (части 3 и 4 статьи 204).
1. Преступление в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях / Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.И. –М.: Красноярск: Поле, 1998.-С.63
Однако Журавлёв и Наумов в своём учебнике отмечают также тот факт, что такое «деление» обусловлено тем, что законодатель дифференцирует ответственность участников коммерческого подкупа в зависимости от их роли в этом едином преступлении, признавая получение незаконного вознаграждения более опасным, чем его передача.
1.1. Уголовно-правовая
характеристика объективных
Уголовным кодексом родовой объект отнесен к преступлениям в сфере экономики, а по видовому признаку к преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Соответственно непосредственным объектом коммерческого подкупа (любой его разновидности) является нормальная, регламентируемая законодательством, деятельность аппарата управления коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.
Есть мнение, что коммерческий подкуп имеет дополнительный объект: это - права и законные интересы граждан либо охраняемые законом интересы общества и государства, а также имущественные и иные правомерные интересы организации3. Однако, эти интересы выступают, на мой взгляд, в виде факультативного, а не дополнительного объекта, поскольку все указанные интересы при коммерческом подкупе, безусловно, страдают, но они находятся за составом преступления. Права и законные интересы граждан могут выступать дополнительным объектом коммерческого подкупа в случаях, если он сопряжен с вымогательством, то есть когда лицо подверглось такому воздействию.
Определяя непосредственный объект рассматриваемого преступления, необходимо уяснить признаки состава этого преступления. Из ст. 204 УК вытекает, что управленческая деятельность коммерческой и иной организации является элементом коммерческого подкупа, осуществляется специально уполномоченными лицами этой организации и направлена на удовлетворение охраняемых законом прав и интересов организации.
С учетом этих признаков непосредственным объектом преступления выступает нормальная деятельность аппарата управления коммерческих и иных организаций, складывающиеся в сфере осуществления законной деятельности лицами, выполняющими управленческие функции.
Предмет коммерческого подкупа - деньги, ценные бумаги, иное имущество или услуги имущественного характера.
Деньги могут быть представлены в виде российской или иностранной валюты (ст. 140 ГК РФ). Такая валюта должна находиться в обращении и использоваться в качестве платежного средства.
Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности (ст. 142 ГК РФ). Виды ценных бумаг перечислены в ст. 143 ГК РФ. К ним, в частности, относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек и др.2
Иное имущество - это имущество, за исключением уже названных денег и ценных бумаг. К числу такового относятся, в частности, автомобили, квартиры, ювелирные изделия и т.д.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"
2 Преступления управленческого персонала коммерческих и иных организаций в сфере экономической деятельности / Гордейчик С.А.-М.: Автореф. канд. дисс. Волгоград, 2012.-С.65
разъясняется, что услуги имущественного характера - это услуги, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи ). Такие услуги должны получить в приговоре денежную оценку. Это важно для квалификации, поскольку не исключена возможность признания совершенного деяния малозначительным (ч. 2 ст. 14 УК) вследствие незначительной стоимости предмета подкупа.
Пленум Верховного Суда РФ обоснованно, на мой взгляд, признает предметом коммерческого подкупа только имущество, выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате.
По моему мнению, предметом коммерческого подкупа с учетом всего вышесказанного являются: имущество (в том числе деньги ценные бумаги) и услуги, которые могут быть материально оценены.
Объективная сторона преступления, предусмотренного в ч. 1, 2 ст. 204 УК РФ, состоит из действий в виде передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, предмета коммерческого подкупа, а равно оказания ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Объективная сторона преступления, предусмотренного в ч. 3 ст. 204 УК РФ, выражается в виде действий, а именно: получения предмета коммерческого подкупа или пользования услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
При этом следует учитывать, что объективная сторона может быть выполнена, только в случае незаконного получения или незаконной передачи предмета коммерческого подкупа.
При этом, незаконное получение вознаграждения должно быть обусловлено совершением в интересах дающего какого-либо действия (бездействия), например, предоставление льготного или беспроцентного кредита, зачисление на банковский счет денежных средств, приобретенных преступным путем. Многие юристы считают, что не имеет значения, законны или нет данные действия по своей сути5. Важно, чтобы совершенные лицом, выполняющим управленческие функции, за вознаграждение действия (бездействие) были связаны с занимаемым им служебным положением и использованием последнего. Считаю такую позицию не верной по той причине, что совершение незаконных действий за вознаграждение может и должно образовывать самостоятельный состав преступления, охватываемый совершенно другими статьями. По этой причине в литературе высказывается мнение о том, что деяние, совершаемое лицом, выполняющим управленческие функции, в интересах дающего, может по сути своей быть как преступным, так и непреступным, например, неправомерным (выдан льготный кредит организации, которая не имела на это преимущественного права перед другими организациями; товар продан по более низкой цене, чем сложилась на рынке или была предложена другим покупателям, и т.д.). Считаю данную позицию наиболее заслуживающей внимания. Следует лишь дополнить, что если деяние преступно, то действия лица должны, помимо ч. 3 ст. 204 УК, дополнительно квалифицироваться по соответствующей статье Особенной части Кодекса. Если же деяние неправомерно, но не преступно, то действия виновного полностью охватываются ч. 3 ст. 204 УК и дополнительной квалификации не требуют. При этом в первом и втором случаях, необходимо учитывать, что если действие или бездействие выходит за рамки полномочий лица, квалификация по данной статье невозможна, т. к. не имеется специального субъекта, поскольку для характеристики объективной стороны анализируемого состава преступления важное значение имеет, что деяния, совершенные лицом, получившим предмет подкупа, возможны только в связи с занимаемым им служебным положением.
И передача, и получение вознаграждения должны быть незаконными, об этом прямо говорит законодатель.
В теории уголовного права встречается позиция, когда при исследовании вопроса об объективной стороне коммерческого подкупа подменяют деяние как признак объективной стороны рассматриваемого преступления понятиями и терминами других отраслей права. Так в самом начале криминализации данного деяния, С.А.Гордейчик предлагал рассматривать незаконное получение вознаграждения при коммерческом подкупе как нарушение требований нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения. Он рассматривал коммерческий подкуп "в качестве сделки, сущность которой заключается в том, что лицо передает лицу, наделенному управленческими функциями, вознаграждение за совершение (несовершение) служебных действий".3
Информация о работе Проблемы квалификации коммерческого подкупа