Проблемы квалификации коммерческого подкупа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 11:08, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – дать уголовно-правовую характеристику коммерческого подкупа, выделить признаки отграничения коммерческого подкупа от смежных составов, определить на основе теоретического анализа проблемы при квалификации подкупа.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
-уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа;
-системный анализ элементов составов преступлений, предусмотренных статьей 204 УК РФ;
-выявление проблемных ситуаций, возникающих при квалификации фактов дачи или получения коммерческого подкупа;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика коммерческого подкупа…………………..…...5
1.1. Уголовно-правовая характеристика объективных признаков коммерческого подкупа………………………………………………………..…6
1.2. Уголовно-правовая характеристика субъективных признаков коммерческого подкупа. Понятие коммерческого служащего……………….11
2.Проблемы квалификации коммерческого подкупа…………………...18
2.1. Проблемы квалификации…………………………………………....18
2.2. Отграничение коммерческого подкупа от получения взятки……..22
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованных источников и литературы……………………28

Файлы: 1 файл

уголовка.docx

— 48.79 Кб (Скачать файл)

В.Н. Кудрявцев подчеркивает что, для того, чтобы правильно квалифицировать преступление, необходимо очень четко представить себе разграничительные линии между ним и смежными преступлениями. Устанавливая свойственные данному деянию признаки, которые ему не присущи, постепенно углубляя анализ и правовой нормы, и фактических обстоятельств содеянного, мы приходим к единственной совокупности признаков, характеризующих данное преступление и отличающих его от других.

В действующем Уголовном Кодексе РФ есть некоторые составы преступлений, которые сходны по своей структуре с коммерческим подкупом. К ним нужно причислить такие составы как:

- получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (ст. 291 УК РФ);

- злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ);

- злоупотребление полномочиями  частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ);

- провокация взятки или  коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ).

- подкуп участников и  организаторов профессиональных  спортивных соревнований и зрелищных  коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ);

- подкуп или принуждение  к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ).7


6 Уголовная ответственность за коммерческий подкуп / Макаров С.Д. –М.: Иркутск: ИЮП ГП РФ,2001.-С.63

7 Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник. / Журавлёв М.П., Наумов А.В. - М: Велби, 2004.-С.470

Общего у этих составов с коммерческим подкупом очень много. Но для правильной квалификации прежде всего над выделить различия.

Расположение анализируемых составов преступлений в различных главах Уголовного кодекса также говорит о наличии в этих составах различных объектов.

Отличаются анализируемые составы преступлений и по субъекту. Так, субъектами должностных преступлений признаются должностные лица, под которыми, согласно примечанию к ст. 285 УК, понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ. Субъектами же незаконного получения коммерческого подкупа, согласно пункту 1 примечания к статье 201 УК, могут быть признаны лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Что касается уголовной ответственности, то по статье 291 УК РФ она наступает всегда, а по 204 статье – она наступает лишь с согласия или с заявления организаций, которому причинён ущерб.

Имеются отличия и по объективной стороне преступлений. Так, в статье 204 УК речь идет о подкупе, т.е. когда предмет подкупа передается до совершения соответствующих действий в интересах дающего. Взятка же может быть передана как до, так и после совершения действий по службе без предварительной договоренности об этом (взятка-подкуп, взятка-вознаграждение).

По этим же признакам различаются между собой коммерческий подкуп (статья 204 УК) и подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (статья 184 УК). Так, непосредственным объектом преступления, предусмотренного статьёй 184 УК, являются охраняемая законом нормальная деятельность организаций, связанная с проведением профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, а также интересы участников и зрителей этих соревнований и конкурсов (140). Объект уголовно-правовой охраны коммерческого подкупа указан выше. Имеются различия и в особенностях субъектов этих преступлений. Субъект коммерческого подкупа проанализирован в настоящем параграфе. Субъектом преступлений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 184 УК, являются лица, принимающие материальные ценности или услуги имущественного характера с целью повлиять на результаты профессионального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса. Это – спортсмены-профессионалы, спортивные судьи, тренеры, руководители команд и другие участники или организаторы профессиональных спортивных соревнований, организаторы или члены жюри зрелищных коммерческих конкурсов.

Однако есть еще два существеннейших отличия между злоупотреблением полномочиями и коммерческим подкупом (помимо отличия между ними как между предметами соответственно общей и специальной норм).

Первое (условно) отличие состоит в том, что при злоупотреблении полномочиями извлечение выгод и преимуществ другими (кроме самого «злоупотребителя») лицами является факультативным элементом объективной стороны преступления, а при коммерческом подкупе удовлетворение интереса дающего – элемент обязательный.8


8. Общая теория квалификации преступлений / Кудрявцев В.Н – М:Инфра, 2013-С.132

 

Второе отличие состоит в том, что при злоупотреблении полномочиями выгода «злоупотребителем» извлекается сугубо опосредованно (через создание неких «выгод и преимуществ»), а при коммерческом подкупе подкупленный непосредственно получает от дающего деньги, ценные бумаги, иное имущество.

Отличить коммерческий подкуп от ст. 309 УК просто: последняя норма действует не в сфере коммерции, а в сфере правосудия, подкуп передается свидетелю, потерпевшему, эксперту, переводчику с целью дачи ложных показаний (заключения, перевода). Объектом преступления является нормальная деятельность органов суда, следствия или дознания. Дополнительным объектом могут быть охраняемые законом права и интересы участников процесса. Показания потерпевших, свидетелей, а равно заключения и показания экспертов являются весьма важными средствами процессуального доказывания, а поэтому подкуп или принуждение указанных лиц к даче на предварительном следствии или в судебном заседании ложных показаний, уклонению от дачи показаний или заключения, а также подкуп или принуждение переводчика к неправильному переводу могут повлечь за собой принятие незаконного и необоснованного решения по итогам предварительного расследования либо постановление незаконного и необоснованного обвинительного либо оправдательного приговора. Кроме того, подкуп и принуждение указанных лиц препятствует добросовестному исполнению ими процессуальных обязанностей.

2.2. Отграничение  коммерческого подкупа от получения взятки

Анализируемая статья является определенным «аналогом» статей 290 и 291, но отличие от коммерческого подкупа дачи и получения взятки очевидно. В обоих случаях имеется необходимое соучастие (отвечают и тот, кто берет, и тот, кто дает). Сходными являются предметы преступления, многие признаки объективной стороны, содержание умысла и целей.

Родовым объектом состава коммерческого подкупа в коммерческих и иных организациях (ст. 204 УК РФ) являются общественные отношения, обеспечивающие функционирование и развитие экономики России как целостного организма. Ее основное назначение охрана институциональной основы экономики России, которую составляют коммерческие и некоммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности.

Родовым объектом взяточничества (ст. ст. 290, 291 УК РФ) является комплекс общественных отношений, связанных с осуществлением государственной власти в Российской Федерации. Власть в обществе понимается как способность одного субъекта оказывать определяющее воздействие на поведение других субъектов.9

Сопоставление сфер действия главы 30 и 23 УК показывает, что все производство (включая унитарные предприятия) относится к главе 23 УК РФ, то есть, в частности, руководители и другие управленцы государственных предприятий (заводов, фабрик, железных дорог и т. д.) по действующему УК не признаются должностными лицами и могут привлекаться к уголовной ответственности только за деяния, указанные в главе 23.

Специфика объекта коммерческого подкупа и взяточничества в полной мере проявляется в признаках субъекта, что характерно для всех преступлений со специальным субъектом. В качестве критерия разграничения должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, С.В. Изосимов предлагает использовать такой признак, как характер выполняемой деятельности.

Итак, основное отличие заключается в характере организаций, в


9 Курс уголовного права. Том 4. Особенная часть / Под ред. Борзенкова Г.Н.- М: Зерцало-М, 2002.- С.208

которых работают получатели, а отсюда и в признаках субъектов. Субъектами получения взятки являются должностные лица, выполняющие соответствующие функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Субъектами получения подкупа - лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

Уголовная ответственность за получение взятки должна наступать всегда, а за получение подкупа, когда вред причинен интересам исключительно коммерческой организации, только при наличии ее заявления или согласия, т.к. в отличие от главы 30 УК в главе 23 УК предусмотрено особое дополнительное условие, которое ограничивает возможность уголовного преследования лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях. Его сущность в том, что в некоторых случаях уголовное преследование возможно только по заявлению или с согласия организации, в которой работает виновный.

Подкуп есть только там, где он передан за конкретное действие (бездействие), а взятка может передаваться также и за общее покровительство или попустительство по службе.

В статье 290 УК говорится о получении взятки за действия, а в статье 204 УК - за совершение действий. Из этого следует, что при взятке имеются в виду не только предстоящие, но и уже совершенные действия, т.е. возможны как взятка-подкуп, так и взятка-вознаграждение.15 Подкуп же может быть только в отношении предстоящих действий, т.е. когда вознаграждение было передано или, по крайней мере, обещано до совершения самих действий.

Можно отметить разные формулировки предмета: в ст. 290 УК это выгоды, а в ст. 204 УК - услуги. Но и те, и другие имеют имущественный характер, поэтому представляется, что это различие, хотя и нежелательное, скорее редакционное, чем принципиальное, и что предметом коммерческого подкупа может быть все, что является предметом взяточничества.

Дача и получение взятки являются, соответственно, тяжким и особо тяжким преступлениями (максимальная санкция, соответственно, семь и двенадцать лет лишения свободы); коммерческий же подкуп - преступление средней тяжести.

 

Заключение

На основании изученной нормативно-правовой базы, специальной литературы и разъяснений судебных органов можно сделать следующие выводы.

Государство заинтересовано в законной деятельности коммерческих и иных организаций и несет обязанности по защите их интересов. Одним из механизмов такой защиты является уголовная ответственность за коммерческий подкуп – преступление против интересов службы в коммерческих организациях.

Ст. 204 УК является новой по субъекту преступления и кругу охраняемых ценностей, но имеет много общих признаков объективной стороны со взяточничеством. Различия этих составов определяются родом деятельности взяткополучателей как субъектов публичного права, выступающих от имени государства, и лиц, в отношении которых осуществляется коммерческий подкуп как субъектов частного права, выступающих в качестве участников договорных отношений.

Понятие коррупции не сводится к одному лишь взяточничеству. Сферой существования коррупции следует считать любые законно функционирующие органы и структуры власти и управления, вне зависимости от того, кем они представлены - должностным лицом (в том числе высшим, занимающим государственную должность РФ, субъекта РФ или главы местного самоуправления), служащим, не являющимся таковым, или управляющим и служащим в коммерческой или иной организации. Отнесение коммерческого подкупа к коррупционным преступлениям подтверждается тем, что формирование путем подкупа линии поведения управляющих и служащих коммерческих и иных организаций не менее опасно, чем коррупция должностная, поскольку обусловленная подкупом продажность указанных лиц игнорирует какие-либо интересы, кроме собственных.

В связи с вышесказанным представляется целесообразным следующее решение данной проблемы.

Во-первых, повысить ответственность за коммерческий подкуп путем увеличения санкции за данное преступление, только если оно причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, приблизив ее к ответственности за взяточничество.

Во-вторых, дополнить статью 204 УК РФ особо квалифицирующим обстоятельством: получение коммерческого подкупа лицом, ранее два или более раза судимым за аналогичное преступление.

Борьба с экономическими преступлениями были, есть и будут одними из основных направлений деятельности государства в сфере уголовной политики.

 

Список использованной литературы

1. Преступление в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях / Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.И. –М.: Красноярск: Поле, 1998.-163 С.

2. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп/ Горелик А.С. –М.: Юридический мир. 1999 (январь - февраль).- 45 С.

3. Преступления управленческого персонала коммерческих и иных организаций в сфере экономической деятельности / Гордейчик С.А.-М.: Автореф. канд. дисс. Волгоград, 1997.-110 С.

4. Толковый словарь русского языка. Современная версия / Даль В.И. -М.: Эксмо, 2002.- 1343 С.

5. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник. / Журавлёв М.П., Наумов А.В. - М: Велби, 2004.-696 С.

6. Ответственность за взяточничество по российскому уголовному праву / Качмазов О.Х. – Владикавказ: Переплёт, 2000.- 246 С.

7. Должностные преступления / Квициния А.К – М.: Норма, 1992. – 545 С.

8. Общая теория квалификации преступлений / Кудрявцев В.Н – М:Инфра, 1999.-162 С.

9. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп / Макаров С.Д. –М.: Иркутск: ИЮП ГП РФ,2001.-123 С.

10.Курс уголовного права. Том 4. Особенная часть / Под ред. Борзенкова Г.Н.- М: Зерцало-М, 2002.- 308 С.

 

 

 


Информация о работе Проблемы квалификации коммерческого подкупа