Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:36, доклад
За последние 20 лет проблема отмывания незаконных доходов стала одной из основных не только национальных, но и международных проблем, к решению которой привлечены ведущие страны мира. По данным Саратовского центра по исследованию проблем организованной преступности и коррупции, в последние годы доходы от различного рода преступлений составляют то 2 до 5% мирового валового продукта, т.е. от 1 до 3 трлн. долларов США в год, при этом российскими гражданами отмывается от 25 до 50 млрд. долларов ежегодно.
Легализация преступных доходов, совершенная с использованием оффшорных зон как особый вид легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем.
За последние 20 лет проблема отмывания незаконных доходов стала одной из основных не только национальных, но и международных проблем, к решению которой привлечены ведущие страны мира. По данным Саратовского центра по исследованию проблем организованной преступности и коррупции, в последние годы доходы от различного рода преступлений составляют то 2 до 5% мирового валового продукта, т.е. от 1 до 3 трлн. долларов США в год, при этом российскими гражданами отмывается от 25 до 50 млрд. долларов ежегодно. По заявлению бывшего главы Федеральной службы по финансовому мониторигну Виктора Зубкова «грязные деньги» составляют 40-50% всего денежного оборота России.1 По другим данным, очень велика доля легализованных финансовых средств в капиталах различных предприятий на территории России:
60% - в частных предприятиях;
40% - в государственных предприятиях;
70% - в банках на территории РФ;
85% - в иностранных компаниях.2
Следует отметить, что на сегодняшний день нет официальных статистических данных о том, сколько было выявлено фактов легализации преступных доходов с использованием оффшорных зон (как представляется, от части это связано с тем, что в УК РФ отсутствует соответствующий квалифицирующий признак), однако и общих статистических данных более чем достаточно, для того чтобы судить о проблемности преступлений, связанных с легализацией преступного дохода, которые подрывают финансовую стабильность государства и наносят огромный материальный ущерб. Так, в 2012 году было выявлено 374 976 преступлений экономической направленности, из них 1129 – это легализация денежных средств или иного имущества, добытых преступным путём (ст. 174 и ст. 1741 УК РФ), материальный ущерб от этих преступлений составил 176,4 млрд. рублей.3
По мнению многих отечественных экономистов, оффшоры играют огромную роль не только в современной российской экономике, но и в деле отмывания «грязных» (преступных) денег. Они также считают, что весьма существенная часть российских «грязных» денег отмывается именно с помощью оффшоров.
Оффшор (оффшорная зона) –
это территория с привлекательными
для бизнеса условиями
В России список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) публикуется Центральным банком России. Список офшорных зон содержится в приложении № 1 к Указанию ЦБР от 7 августа 2003 г. N 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» (с изменениями от 27 декабря 2006 г.). Список офшорных зон для налоговых целей был утверждён приказом Минфина России № 108н от 13.11.2007
В отличие от свободных
экономических зон, связанных преимущественно
с сектором реальной экономики, оффшорные
зоны благоприятны для проведения финансовых
операций. Среди положительных моментов,
которые благоприятствуют притоку
бизнеса и экономической
Таким образом, создав оффшорную компанию, предприниматель получает законный инструмент для оптимизации налогообложения. Однако многие преступные группировки используют данный инструмент не для снижения налоговой нагрузки, а именно для легализации своих преступных доходов и благодаря порядку простой регистрации, конфиденциальности сведений о лицах, зарегистрировавших такую компанию, множеству налоговых и других льгот используют оффшорные зоны в качестве плацдарма в деле отмывания денежных средств.
Учитывая то, что обобщенная модель отмывания денежных средств и иного имущества, добытых преступным путем (преступного дохода) состоит из трех стадий: размещения, расслоения и интеграции, следует отметить, что реализация каждой из вышеуказанных стадий существенно облегчается для преступников, если при этом используется оффшорная зона.
Так на стадии размещения (placament) необходимо изменить форму денежных средств с целью сокрытия их незаконного происхождения. Это можно сделать путем конвертирования их в более крупные купюры, чеки или иные финансовые документы. Зачастую это происходит с помощью предприятий, имеющих дело с большими суммами наличных денег (рестораны, гостиницы и т.п.), используемых преступниками в качестве прикрытия и находящихся именно в оффшорных зонах.6
На стадии расслоения (lauering) лица, отмывающие денежные средства, стараются еще больше «замести следы», по которым их могут обнаружить. Дл этого одни сложные финансовые сделки с «грязными» деньгами наслаиваются на другие так, чтобы в конечном счете, раствориться в совершаемых каждый день законных сделках. Общепринятыми техническими приемами здесь служат различные варианты выдачи «обратных ссуд» и «двойного выставления счетов-фактрур», которые также активно и продуктивно используются в оффшорных зонах.7 Так при использовании «обратной ссуды» преступник вкладывает деньги в оффшорное предприятие, находящиеся под его тайным контролем, а затем «ссужает» сам себе сумму вложенных им средств. В оффшорных зонах этот прием почти всегда срабатывает, поскольку в таких зонах в силу законодательства практически невозможно определить, кто на самом деле контролирует фирму и ее счета.
«Двойное выставление счета-фактуры» - это мошенническая уловка ввоза или вывоза средств в ту или иную страну, где одно из оффшорных предприятий ведет двойную бухгалтерию8. Чтобы ввезти «чистые» денежные средства в другое государство, некое предприятие в стране назначает завышенную цену на определенный товар или услугу. Для вывоза средств (например, чтобы избежать уплаты налогов) предприятию выставляется завышенный счет-фактура.
На стадии интеграции (integration) преступники пытаются трансформировать денежные доходы, полученные от преступной деятельности, в средства, имеющие внешнее легальное происхождение (деньги обычно вкладываются в бизнес, недвижимость, покупку драгоценностей и т.д.).9 Денежные средства на данной стадии активно отмываются через оффшорные банки и оффшорные торговые компании.
Ярким примером легализации денежных средств с использованием оффшорной зоны с чётким разделением процесса легализации на три указанные выше стадии является следующий случай из судубно-следственной практики:
В ходе совместной проверки УФСБ России по Астраханской области, Управление «К» СЭБ ФСБ России и Федеральной службы по финансовому мониторингу установлено, что граждане Боснии и Герцеговины, являясь директорами оффшорной компании «Mellain LLC» заключили с руководством ООО «АстраханьГазпром» бартерные контракты на строительство в России нескольких объектов недвижимости, оплата за которые производилась российской стороной путем поставки ГСМ в адрес компании «Tintrade Ltd». Полученная выручка перечислялась на счета «Mellain LLC» в банк, расположенный на территории Словении. Всего за период действия бартерных договоров ООО «АстраханьГазпром» направило за границу нефтепродуктов на сумму более 130 млн. долл. США.
Как показал анализ механизма деятельности «Mellain LLC», руководством оффшорной организации была существенно завышена сметная стоимость сдаваемых в эксплуатацию объектов, а бывшим руководством ООО «АстраханьГазпром» значительно занижена стоимость переданных по бартеру ГСМ. В итоге, как было установлено во взаимодействии с Росфинмониторингом, часть преступно полученного дохода была выведена за рубеж, а другая – обналичена через «фирмы-однодневки» в г. Москве (около 30 млн. долл. США).
По результатам проверки Прокуратурой Астраханской обл. возбужден ряд уголовных дел в отношении руководства компании «Mellain LLC» по ст.ст. 159, 174.1 УК России и бывших руководителей ООО «АстраханьГазпром» по ст. 201, 174.1 УК России. Оперативное сопровождение осуществлялось Управлением ФСБ России по Астраханской области. Расследование уголовных дел проходило в тесном взаимодействии с Росфинмониторингом и финансовыми разведками Словении и Австрии.
24 октября 2005 г. Кировский
суд г. Астрахани рассмотрел
уголовное дело и признал
Кроме того, следует отметить,
что широкое использование
Таким образом, отмывание денежных средств через оффшорные банковские убежища, трасты и корпорации конвертирует преступную прибыль в легальные денежные средства. Миллиарды долларов, полученых от продажи наркотиков и людей, а также от иных преступлений отмываются через оффшорные организации, а затем переводятся через трасты, фиктивных лиц и так далее для приобретения недвижимости и законного бизнеса, что негативно влияет на курсы валют и процентные ставки и в конечном итоге приводит к подрыву экономики отдельных стан и нарушает целостность финансовых рынков.
Следует отметить, что в
уголовном законодательстве зарубежных
стран отсутствуют нормы, устанавливающие
уголовную ответственность
Кроме того, международное сотрудничество по противодействию легализации преступных доходов, которое закрепляется в различных международных соглашениях (Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» 1990 г., «Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики» от 12 апреля 1996г.; Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.97г. № 840 «О проекте Типового соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем»), сводится к обмену информацией между государствами по принципу «запрос - ответ»; производству отдельных процессуальных действий; выдаче преступников; конфискации, выдаче и транзитной перевозке орудий или доходов, находящихся на территории одного из договорившихся государств. Гораздо реже предусматриваются наложение ареста на банковские, финансовые или коммерческие досье; «замораживание» счетов и т.п. А Федеральный закон от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в главе IV «Международное сотрудничество в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма» вообще детально регламентирует только обмен информацией между государствами, и лишь вкратце упоминает о других процессуальных действиях. Как представляется, данные меры являются недостаточно эффективными, когда речь идет об отмывании преступных доходов через оффшорные финансовые центры.
Следует отметить, что проблему оффшорных зон вряд ли можно решить с точки зрения их полной ликвидации, т.е. отказа соответствующих государств от оффшорного режима вообще, так как деятельность оффшорных компаний и банков обеспечивает приток денежных средств и занятость населения в государствах, устанавливающих такой режим, и сами государства будут не заинтересованы в его изменении по экономическим причинам. Принимая во внимание данное обстоятельство, необходимо сформировать целый комплекс организационных и правовых мер предупреждения и пресечения легализации доходов от криминальной деятельности применительно к оффшорным финансовым центрам, к которым, помимо уже установленных на межгосударственном уровне и указанных выше, относятся: