Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 10:25, курсовая работа
Цель курсовой работы – характеристика гражданско-правовых и процессуальных отношений, связанных с объявлением гражданина умершим по российскому законодательству.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1. Характеристика правовых статусов объявленного умершим.
2. Рассмотреть безвестное отсутствие как необходимый факт для признания гражданина умершим.
3. Выявить сущность факта признания гражданина умершим;
4. Охарактеризовать современный процессуальный порядок объявления лица умершими в российском гражданском судопроизводстве.
Введение 3
Глава 1 Историко-правовой аспект становления института признания пропавшим без вести или умершим 5
1.1 Понятие безвестного отсутствия 5
1.2 Развитие института о признании лица без вести
пропавшим в истории российского гражданского права 6
Глава 2 Процесс признания лица умершим в практике современного гражданского судопроизводства 15
2.1 Безвестное отсутствие как необходимый факт для
признания гражданина умершим 15
2.2 Объявление гражданина умершим и его правовые
последствия 16
Заключение 26
Литература 28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1 Историко-правовой аспект становления института признания пропавшим без вести или умершим 5
1.1 Понятие безвестного отсутствия 5
1.2 Развитие института о
пропавшим в истории российского гражданского права 6
Глава 2 Процесс признания лица умершим в практике современного гражданского судопроизводства 15
2.1 Безвестное отсутствие как необходимый факт для
признания гражданина умершим 15
2.2 Объявление гражданина умершим и его правовые
последствия
Заключение 26
Литература 28
Введение
Актуальность проблемы. Гражданско-правовой институт признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим регулируются нормами двух близких отраслей права – гражданского и гражданского процессуального.
Данная проблема в России первоначально была мало исследованной. И это после миллионов пропавших без вести в Великую Отечественную войну. Власти старались не акцентировать внимания населения на сложившейся неприглядной ситуации. Первоначально такая же ситуация была и в Российской Федерации. К примеру, с 1991 года в России были защищены лишь 3 диссертации по данной теме. С учетом девятого вала диссертаций, характерного для нашего времени, это говорит о многом.
Однако сейчас постепенно институт признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим становится объектом исследования в юридических публикациях. Это особенно заметно в 2008-2010 годах.
Проблема судопроизводства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим не была предметом широкого круга комплексных диссертационных исследований ни во время действия ГПК РСФСР, ни после принятия ГПК РФ 2002 года. Имеющиеся научные работы и публикации отражали отдельные аспекты особого производства, которые в той или иной мере относятся к судопроизводству по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим: С.Н. Абрамова, М.Г. Авдюкова, В.В. Блажеева, А.Т. Боннера, Р.Е. Гукасяна, Н.Б. Зейдера, М.К. Треушникова, Д.М. Чечота, Р.Ф. Каллистратовой, А.А. Мельникова, Н.А. Чечиной, М.С. Шакарян, А.К. Юрченко, В.В. Яркова и др.
Цель курсовой работы – характеристика гражданско-правовых и процессуальных отношений, связанных с объявлением гражданина умершим по российскому законодательству.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1. Характеристика правовых статусов объявленного умершим.
2. Рассмотреть безвестное отсутствие как необходимый факт для признания гражданина умершим.
3. Выявить сущность факта признания гражданина умершим;
4. Охарактеризовать современный процессуальный порядок объявления лица умершими в российском гражданском судопроизводстве.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при объявлении гражданина умершим.
Предмет исследования - правовое регулирование об объявлении гражданина умершим.
Нормативную базу исследования составляют нормы ГПК РСФСР, регулировавшие до вступления в законную силу ГПК РФ судопроизводство по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим, нормы ГПК РФ, регулирующие судопроизводство по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, Международные конвенции и двусторонние договора России с другими государствами, Постановления Пленумов ВС РФ, нормы ГК РСФСР и ГК РФ, закрепляющие материально-правовые основания признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим
Глава 1 Историко-правовой аспект становления института признания пропавшим без вести или умершим
1.1 Понятие безвестного отсутствия
Безвестное отсутствие — юридический термин, означающий отлучку лица из места его жительства, продолжающуюся долгое время без получения кем-либо известий о месте его пребывания. Юридические отношения пропавшего без вести лица, если у него осталось семейство или имущество, остаются в положении неопределенном. Неопределенность эта устраняется при посредстве предположений о смерти лица, пропавшего без вести. Эти предположения в различных кодексах были неодинаковы. Некоторые законодательства государств принимали во внимание возраст лица, так, например, в германском праве 70-летний возраст считался за крайний срок человеческой жизни, и как скоро безвестно отсутствующий по расчету времени достигал этого возраста, он считался умершим. Другие же законодательства, в том числе и наше, исходя их тех соображений, что при обосновании предположений о смерти безвестно отсутствующего лица на его возрасте правоотношения заинтересованных лиц остались бы слишком долго неопределенными, ограничивались назначением определенного срока, по истечении которого допускалось изменение в сфере правоотношений безвестно отсутствующего лица1.
Безвестному отсутствию издавна в праве уделялось особое внимание. Такого рода случаи были нередки в практике государств из-за банальных частых войн и эпидемий, уносивших миллионы жизней. Вплоть до XIX века исчезнувшие граждане именовались безвестно отсутствующими.
1.2 Развитие института о признании лица без вести пропавшим в истории русского гражданского права
В русском законодательстве определение безвестного отсутствия впервые было помещено в ст. 7 законов о состояниях (Св. Зак., т. IX). По силе этой статьи "лица свободных состояний, не записанные в податной оклад, считаются безвестно отсутствующими, если по отлучке их из местожительства не будет получено о месте пребывания их никаких сведений в течение 10 лет. Сверх того считаются безвестно отсутствующими, ввиду правительства, из свободных состояний те, которые отлучаясь за границу с узаконенными паспортами, останутся там на жительство, без особого на то разрешения, более пяти лет". Таким образом, русский закон различал, с одной стороны, безвестное отсутствие лиц свободного состояния, влекущее лишь гражданские последствия, если оно не сопряжено с отсутствием из пределов государства, от отсутствия лиц податного состояния, которые, кроме этих гражданских последствий, подвергались еще на основании 3 примечания к 7 ст. зак. о сост. (Св. Зак., т. IX) ответственности как за побег, установленной Уставом о паспортах; с другой же стороны, простому или частному безвестному отсутствию, заключающемуся в продолжающейся в течение определенного законом срока отлучке из места жительства без доставления о себе каких-либо сведений, противопоставлялось отсутствие "в виду правительства"2, состоящее в пребывании за границей более пяти лет без особого на то разрешения или в неявке в отечество по вызову правительства. В последнем случае лица, виновные в неявке, подлежали уголовной ответственности, именно: если они в назначенный по усмотрению суда срок не могли доказать, что невозвращение их в отечество произошло по не зависевшим от них или по крайней мере уменьшающим их вину обстоятельствам, то беглецы приговаривались к лишению всех прав состояния и к вечному изгнанию из пределов государства, а дотоле считались безвестно отсутствующими, и имение их передавалось в опекунское управление (Свод Законов, т. XV; Улож. о наказ., ст. 326 и 327)3.
Гражданские последствия одинаковы для всех видов безвестного отсутствия и касались семейных и имущественных прав отсутствующего, причем разница между этими последствиями заключалась, между прочим, и в моменте их наступления, а именно: для изменения семейных правоотношений был установлен пятилетний срок, а для имущественных — срок земской давности, т. е. десятилетний. Порождаемое безвестным отсутствием изменение семейно-юридической сферы заключалось в разрешении оставшемуся супругу просить свое духовное начальство о расторжении брака и дозволении вступить в новое супружество, причем для лиц лютеранского исповедания срок безвестного отсутствия одного из супругов полагался только годичный (Св. Зак., т. Х, ч. 1, ст. 54 и т. XI ч. 1, Уст. иностр. испов., ст. 256, п. 5)4. Имущественные последствия заключались во взятии имущества безвестно отсутствующего в казенный присмотр и в возможности предъявления к этому имуществу наследственных прав. Что касалось порядка признания лица безвестно отсутствующим, то ввиду особой важности последствий этого состояния Судебными Уставами императора Александра II был установлен особый, заменивший существовавшее прежде удостоверение безвестного отсутствия чинами от присутственных мест и полиции, порядок охранительного производства путем объявлений и вызовов, помещаемых в губернских ведомостях, и признание лица безвестно отсутствующим путем общего тяжебного порядка судопроизводства5. Согласно новым правилам "об удостоверении в безвестном отсутствии" лица, имеющие основание считать лицо, к имуществу которого они имеют законное притязание, находящимся в безвестном отсутствии, а равно и чины прокурорского надзора могли просить окружной суд, в ведении которого находится это имущество, об учинении публикации и принятии мер к охранению этого имущества, причем при этом они должны были доказать, что отсутствующий выбыл из места своего жительства, посредством представления засвидетельствованной копии с явочного о выбытии прошения или другим способом, а также свои права на имущество безвестно отсутствующего и представить определенное количество денег на публикацию, неисполнение чего влекло за собой отказ в принятии иска. Затем окружной суд, признав представленные доказательства достаточно подкрепляющими предположение безвестного отсутствия, делал постановление о троекратной публикации о безвестно отсутствующем в трех следующих один за другим номерах Сенатских Объявлений и издаваемых в России иностранных газет, одной французской и одной немецкой, а равно о назначении опекуна для защиты его прав и охранения его имущества. Попечители составляли реестр охраняемого имущество и пытались разыскать безвестно отсутствующего посредством публикаций в Губернских Ведомостях и Сенатских Объявлениях, повторяемых каждые полгода. С истечением пяти лет после первой публикации окружной суд по просьбе лиц, возбудивших это производство или явившихся по вызову наследников, приступал к рассмотрению дела, о чем в то же время издавал публикации Ведомостях6.
Постановлению суда о безвестном отсутствии должно было предшествовать:
1) дознание и исследование
2) заключение прокурора, на
Постановление окружного суда о
признании безвестного
Вопрос о безвестном отсутствии рассматривался русскими местными узаконениями не одинаково с общегражданскими законами. Так, гражданским уложением Царства Польского 1825 г. (ст. 39—70, почерпнутые из 115—143 ст. Code Napoleon и пополненные ст. 127—131 Устава об особых производствах в Варшавском судебном округе 1875 г.), когда какое-либо лицо перестает появляться в месте своего жительства или пребывания и если в продолжение четырех лет не было о нем никаких известий, то предоставляется лицам, имеющим по закону на то право, просить окружной суд о признании этого лица "пропавшим без вести" или, если лицо это оставило поверенного, о том, чтобы оно было признано пропавшим без вести по истечении 10-ти лет со времени безвестной его отлучки или со времени последнего о нем известия9.
Лицами, уполномоченными законом на возбуждение подобного рода дел, являлись: 1) частные лица, заинтересованные в имущественных правах безвестно отсутствующего, напр., его наследники, и 2) чины прокурорского надзора.
Порядок производства дел подобного рода заключался в следующем. Окружной суд, удостоверясь в несомненности предположения о безвестном отсутствии лица, оставившего имущество, делал распоряжение о публикации о безвестно отсутствующем и о назначении для охранения его прав и имущества особого попечителя, определив при этом права и обязанности последнего. Затем, с истечением вышеприведенных сроков, суд по просьбе лиц, возбудивших производство о безвестном отсутствии, а равно имеющих право возбудить таковое, производил расследование через одного из своих членов, заключающееся в допросе свидетелей из того уезда, где было место жительства и пребывания отсутствующего, и в собрании всяких сведений о пропавшем без вести. Затем суд выносил решение о признании безвестно отсутствующего пропавшим без вести, обращая внимание на поводы отсутствия и на причины, которые могли препятствовать получению сведений о безвестно отсутствующем лице. Решение это могло быть постановлено не ранее, как по прошествии года после определения суда о производстве следствия; ему должно было предшествовать заключения прокурора, защищающего интересы отсутствующего; оно объявлялось в открытом заседании суда и подлежало обязательным публикациям в Ведомостях. Признание пропавшим без вести влекло за собой следующие имущественные последствия: 1) если безвестно отсутствующим оставлено духовное завещание, то оно вскрывалось и лица, в пользу которых сделаны отказы по завещанию, могли временно пользоваться имуществом; законные же наследники пропавшего имели право требовать ввода во владение имуществом, принадлежавшим отсутствующему. В обоих случаях требовалось представление обеспечения в надлежащем управлении имуществом, от чего освобождались родственники по восходящей или нисходящей линиям, а также супруг или супруга10.
Временный владелец принимал в управление имущество лица, пропавшего без вести, с обязанностью в случае возвращения сего лица или по получении о нем известия отдать ему в своем управлении отчет. При установлении временного владения на владельцах лежала обязанность составления описи принятого ими имущества в присутствии прокурора или должностного лица, назначенного им вместо себя, и с удостоверением сведущими людьми вносимого в эту опись состояния недвижимых имуществ. Половина доходов с принадлежавшего безвестно отсутствующему имущества в течение первых 15-ти лет со дня признания отсутствующего пропавшим без вести собиралась в его пользу и надежно помещалась для наращения процентами, другая же половина доходов (а по истечении 15 лет — весь доход) шла уже в пользу временных владельцев11.