Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 08:29, курсовая работа
Реализация этих функций имеет важное значение, так как ошибка прокурора в осуществлении надзорных функций и поддержании государственного обвинения в каждом конкретном случае может негативно отразиться на судьбе человека, вовлеченного в уголовное судопроизводство, следовательно к деятельности прокурора в суде должны предъявляться повышенные требования. Все это делает актуальным изучение вопросов правового статуса, функций прокурора в суде при производстве по уголовным делам.
Введение
Обеспечение законности во всех сферах
общественной жизни является важнейшей
основой правового государства. Реализация
этой функции не возможна без соответствующего
компетентного органа, осуществляющего
контроль нормотворческой и правоприменительной
практики, включая решения принимаемые
органами исполнительной власти и судебные
решения. Обеспечение такого контроля
является основной задачей прокуратуры.
Важность прокуратуры как органа государственной
власти определяется закреплением правовых
основ ее деятельности Конституции основной
функцией прокуратуры является надзор
за точным и единообразным исполнением
законов. Из этого определения полномочий
прокуратуры можно заключить, что прокуратура
является независимым органом государственной
власти, обеспечивающим соблюдение законности
в деятельности органов государственной
власти. Согласно статье 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»
какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Вместе с тем, в функции прокуратуры включена и такая важная составляющая как поддержание государственного обвинения в суде. В соответствии с нормами Федерального Закона «О прокуратуре РФ, прокуратуре» - осуществляет от имени государства уголовное преследование и поддерживает государственное обвинение в суде, выступая в качестве стороны обвинения - государственного обвинителя. Таким образом, функции прокуратуры в суде при производстве по уголовным делам включают надзорные функции и функции уголовного преследования. Это позволяет говорить о дуализме функций прокурора в суде при производстве по уголовным делам и является одной из важнейших концептуальных проблем определяющих правовой статус и функции прокурора.
Реализация этих функций имеет важное значение, так как ошибка прокурора в осуществлении надзорных функций и поддержании государственного обвинения в каждом конкретном случае может негативно отразиться на судьбе человека, вовлеченного в уголовное судопроизводство, следовательно к деятельности прокурора в суде должны предъявляться повышенные требования. Все это делает актуальным изучение вопросов правового статуса, функций прокурора в суде при производстве по уголовным делам.
1. Процессуальное положение и задачи прокурора в судебном разбирательстве уголовного дела.
В стадии судебного разбирательства наиболее полно реализуется принцип состязательности, и прокурор является одним из активных представителей стороны обвинения. Именно на него закон возлагает обязанность поддерживать государственное обвинение, т.е. доказывать суду виновность подсудимого. Это основная задача участвующего в судебном разбирательстве прокурора. Иные задачи, которые реализует прокурор, участвуя в судебном рассмотрении уголовных дел, следующие:
- обеспечение верховенства
- вынесение законного и
- своевременное исполнение
Правовую основу участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел составляют: Закон «О прокуратуре РФ» УПК РФ Приказ Генеральной Прокуратуры РФ № 28 от 03.06.2002 г. «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» и др.
Прокурор имеет право участвовать в рассмотрении судами уголовных дел по делам публичного и частно-публичного обвинения:
- выступать в качестве
- подать гражданский иск в защиту материальных интересов физических или юридических лиц в уголовном судопроизводстве;
- вступить в дело частного
обвинения, если этого требует
защита прав граждан и
- внести апелляционное (кассационное) представление в вышестоящий суд на не вступившее в законную силу незаконное или необоснованное определение, постановление, приговор;
- внести надзорное
В рамках поддержания обвинения государственный обвинитель изобличает перед судом виновных в совершении преступлений. Изобличение виновных лиц осуществляется прокурором путем предъявления доказательств вины подсудимого, полученных на стадии предварительного расследования, а также участие в исследовании доказательственной базы, предъявляемой стороной защиты и в необходимых случаях её опровержения.
Прокурор вправе и обязан в ходе судебного разбирательства заявлять ходатайства. Причем любые, как в установленном законом порядке и в определенный момент судебного следствия, так и в иное время, если получит на это разрешение судьи и аргументирует необходимость заявления указанного ходатайства.
Прокурор вправе и обязан участвовать в исследовании доказательств. Исследование доказательств это активная деятельность, заключающаяся в том, что прокурор вправе задавать вопросы участникам судебного разбирательства: свидетелям, подсудимому, экспертам, специалистам, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, и представителям гражданского истца, гражданского ответчика и потерпевшего.
Прокурор выступает в прениях, а также может воспользоваться репликой.
Таким образом, надо сказать , что права и обязанности прокурора обширны и занимают очень важную роль для правильного хода судебного разбирательства.
2.Участие прокурора в стадии назначения судебного заседания.
Стадия подготовки к судебному заседанию является важным этапом уголовного судопроизводства, где разрешается вопрос о возможности рассмотрения уголовного дела судом первой инстанции, выясняются обстоятельства, препятствующие дальнейшему движению производства по уголовному делу.
На этой стадии ставятся задачи проверки законности и обоснованности следственных и иных процессуальных действий проведенных на досудебном этапе уголовного судопроизводства, а также определяется дальнейшая процедура подготовки уголовного дела к судебному заседанию и условия принятия судом соответствующего решения. Кроме того, на этой стадии должны быть разрешены и вопросы организационно-правового характера, позволяющие провести последующее судебное разбирательство без волокиты и с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства.
Перечень вопросов, которые должен выяснить судья по поступившему к нему уголовному делу, закреплен в ст. 228 УПК. В соответствии с положениями, регламентирующими эту стадию уголовного процесса, суд не наделен правом проверки всесторонности, полноты и объективности расследования уголовного дела, а также достаточности собранных по уголовному делу доказательств. Суд не вправе возвращать уголовное дело на дополнительное расследование. Он не связан с фактической стороной дела, что, по сути, означает запрет суду проводить оценку фактической стороны обвинения при решении вопроса подготовки к судебному заседанию.
В зависимости от условий, перечень которых определен в ст. 229 УПК, стадия подготовки к судебному заседанию может быть проведена в двух формах: в общем порядке и порядке предварительного слушания.
При проведении подготовки к судебному заседанию в общем порядке поступившее уголовное дело рассматривается судьей единолично, о чем составляется протокол, который подписывается судьей и секретарем судебного заседания.
Если же в ходе рассмотрения дела судья выяснит, что имеются основания для проведения подготовки к судебному заседанию в форме предварительного слушания, он должен вынести об этом соответствующее постановление.
К основаниям, при наличии которых проводится предварительное слушание, уголовно-процессуальный закон относит: 1) ходатайство стороны об исключении доказательства; 2) основание для возвращения уголовного дела прокурору в случаях, предусмотренных ст. 237 УПК; 3) основание для приостановления или прекращения уголовного дела; 4) решение вопроса об особом порядке судебного разбирательства; 5) решение вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.
Ходатайство о проведении предварительного слушания может быть заявлено стороной после ознакомления с материалами уголовного дела либо после направления уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом в суд в течение семи суток со дня получения обвиняемым копии указанных документов.
УПК не предусматривает обязательного участия прокурора в предварительном слушании; как указано в ч. 4 ст. 234 УПК, неявка своевременно извещенных участников производства не препятствует проведению предварительного слушания. Вместе с тем, принимая во внимание те обстоятельства, что в ходе предварительного слушания судьей могут быть приняты решения о возвращении уголовного дела прокурору, прекращении уголовного дела или уголовного преследования, признании собранных по уголовному делу доказательств недопустимыми, Генеральный прокурор РФ в приказе от 20.11.2007 № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» указал на необходимость обеспечения обязательного участия прокурора в этой стадии уголовного судопроизводства, поскольку бремя опровержения доводов защиты о недопустимости доказательств лежит на прокуроре.
Судья по ходатайству стороны или собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, если:
1) обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований УПК, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения или акта;
2) копия обвинительного заключения или обвинительного акта не была вручена обвиняемому;
3) необходимо составить обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу, направленному в суд, с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера.
Судья обязывает прокурора в течение пяти суток обеспечить устранение допущенных нарушений. При возвращении уголовного дела прокурору судьей решается вопрос о мере пресечения в отношении обвиняемого.
3.Участие прокурора в стадии судебного разбирательства.
При подготовке к участию в рассмотрении уголовного дела судом особое внимание необходимо уделять подбору кандидатур прокуроров, которые будут поддерживать в суде государственное обвинение.
В соответствии с требованиями Генерального прокурора РФ по делам с обвинительным заключением, утвержденным Генеральным прокурором РФ и его заместителями, государственных обвинителей должно назначать руководство прокуратуры РФ.
По делам, подсудным верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, государственных обвинителей должно назначать руководство соответствующих прокуратур субъектов РФ.
Государственных обвинителей следует назначать заблаговременно, для того чтобы обеспечить тщательное изучение ими материалов уголовного дела. При этом руководителям соответствующих прокуратур нужно учитывать характер, объем и сложность уголовного дела, квалификацию и опыт работы прокурора, которому поручается поддержание обвинения в суде. По наиболее сложным делам при необходимости следует создавать группы государственных обвинителей, распределив их обязанности в соответствии с особенностями уголовного дела.
Прокурорам, поддерживающим государственное обвинение при судебном разбирательстве уголовного дела, следует выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, и предлагать суду при наличии оснований вынести частное определение. Подобная работа должна начаться прокурором уже на стадии подготовки дела к судебному рассмотрению. Тем более что обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, входят в предмет доказывания и должны быть установлены, по возможности, при расследовании каждого уголовного дела.
Судебное разбирательство начинается с подготовительных действий. В подготовительной части судебного разбирательства прокурор может заявить отвод судье или всему составу суда. При неявке в суд кого-либо из участников прокурор имеет право ходатайствовать перед судом об отложении судебного разбирательства и принятии мер к явке В случае неявки в судебное заседание подсудимого без уважительных причин прокурор должен ходатайствовать перед судом об избрании в отношении его меры пресечения в виде заключения под стражу.
В случае необходимости прокурор может заявить ходатайство о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, истребовании вещественных доказательств и документов. Прокурором могут быть также заявлены ходатайства об исключении тех или иных доказательств, представленных стороной защиты, которые, по его мнению, получены с нарушением требований УПК.
Судебное следствие начинается с изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения. Очередность предоставления доказательств определяется стороной, представляющей доказательства суду. Первой это делает сторона обвинения, а затем, после исследования ее доказательств, – сторона защиты.
При согласии подсудимого дать показания первым его допрашивает защитник и остальные участники стороны защиты. Суд допрашивает подсудимого после допроса его сторонами. Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то очередность представления ими доказательств определяется судом с учетом мнения сторон.