Процессуальное положение и задачи прокурора в судебном разбирательстве уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Реализация этих функций имеет важное значение, так как ошибка прокурора в осуществлении надзорных функций и поддержании государственного обвинения в каждом конкретном случае может негативно отразиться на судьбе человека, вовлеченного в уголовное судопроизводство, следовательно к деятельности прокурора в суде должны предъявляться повышенные требования. Все это делает актуальным изучение вопросов правового статуса, функций прокурора в суде при производстве по уголовным делам.

Файлы: 1 файл

prokurorskiy_nadzor_dlya_Aygul.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

В свою очередь прокурор района в соответствии со ст. 359 УПК РФ имеет право отозвать кассационное представление своего помощника. По условиям задачи оба участника уголовного процесса, действовали правомерно и в рамках закона.

 

 

 

Заключение

Деятельность прокуратуры является обязательным условием развития правового государства, основанного на принципах верховенства права и закона. Именно такое государство должно является ориентиром государственного строительства, так как только в таких условиях возможно эффективное выполнение государством своих правоохранительных функций, которые в своей основе должны сводиться к обеспечению защиты законных прав и свобод граждан, так как именно человек является высшей ценностью государства. Прокуратура, как независимый орган государственной власти, не входящий не в одну из ветвей власти, является органом, призванным обеспечивать законность деятельности государства и иных субъектов правоотношений в разных сфера общественной жизни и именно по этому обеспечение законности как основы верховенства права и закона является приоритетной целью прокуратуры, реализуемой в задачах и направлениях ее деятельности. В этом смысле прокурорский надзор является важнейшим методом обеспечения законности.

Содержание надзорной деятельности прокуратуры в суде включает не только собственно надзорные действия, связанные с ходатайствами, отводами, протестами против действий других участников процесса и актами прокурорского реагирования для обеспечения законности судебных решений, но и осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения, что также необходимо рассматривать как надзорную деятельность. Такой подход к содержанию прокурорского надзора при рассмотрении уголовных дел в суде базируется на общем определении прокурорского надзора как деятельности, обеспечивающей законность и защиту законных прав и публичных интересов. Таким образом, прокурорский надзор при производстве по уголовным делам является деятельностью прокурора, осуществляемую с целью обеспечения законности судебных решений, в целях защиты законных прав граждан и публичных интересов, в форме осуществления надзорных действий, выраженных в процессуальных действиях в ходе судебного разбирательства и актов прокурорского реагирования на незаконное решение суда и в форме осуществления государственного обвинения. Деятельность прокурора при производстве по уголовным делам в суде имеет двойственную, что как нам представляется, соответствует правовым основам функций прокуратуры, закрепленным в действующем законодательстве. С одной стороны, прокурор-представитель государства, обязанный отстаивать общегосударственные интересы, осуществляя собственно надзорные функции. С другой стороны, он должен поддерживать государственное обвинение, что, подтверждает концептуальное единство собственно надзорных полномочий прокурора в суде и поддержание государственного обвинения.

Уголовное преследование является концептуальной основой функций прокуратуры по осуществлению государственного обвинения и выполнению собственно надзорных полномочий. При концептуальном подходе к решению проблемы участия прокурора в судопроизводстве следует констатировать выполнение им двух функций: надзора за соответствием закону судебных актов и уголовного преследования в форме поддержания обвинения, концептуальная связь данных элементов деятельности прокурора при рассмотрении уголовных дел в суде обеспечивает выполнение таких задач прокурорского надзора как обеспечение законности судебных решений, соблюдение законных прав граждан и обеспечение публичных интересов, что выражается в формировании правоприменительной практики, основанной на верховенстве права и закона, как обязательного условия правового государства.

По своей правовой сущности и процессуальному значению, речь государственного обвинителя является формой реализации прокурорского надзора в суде. Чтобы речь была юридически обоснованной, он приводит в строгую систему доказательства, исследованные на судебном следствии. При этом он не вправе ссылаться на доказательства, не являвшиеся предметом рассмотрения на суде. От прокурора требуется не перечисления доказательств, а критический анализ и объективная их оценка. При этом прокурор оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.

Опротестование судебных решений - это правовой институт, на основе положений которого осуществляется рассмотрение вышестоящим судом жалобы участника процесса с целью устранения судебных ошибок решения нижестоящего суда на предмет законности. Кассационное и частное опротестование судебных решений является важнейшей составляющей надзорных функций прокуратуры в суде первой инстанции, так как это деятельность прокурора является продолжением надзора за законностью.

Правовой статус прокурора в кассационной инстанции остается неизменным, так как он концептуально связан с осуществлением надзорных функций в суде первой инстанции, то есть в данном случае функции прокурора остаются неизменными и заключаются, как в собственно в надзорных функциях, так и продолжении поддержания государственного обвинения, вне контекста содержания опротестовываемого решения суда, которое может быть необоснованным как в отношении оправдательного, так и обвинительного приговора, прокурор обязан опротестовать незаконное решение суда на основании обеспечения законности как основной задачи прокурорского надзора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы 
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Российская газета.-1993.-25.12.-N 237. 
2. Положение о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Собрание законодательства Российской Федерации.-2003.- N 23.- Ст. 2198. 
3. Приказ Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31. " Об организация прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием". 
4. Приказ Генерального прокурора РФ от 20 февраля 2002 г. N 7 "Об организации исполнения Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного производства"// Консультант Плюс.  
5. Приказ Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. N 30 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".  
6. Приказ Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. № 48 "Об организации надзора за исполнением федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". 
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.06.2004). 
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.01.2006) // СЗ РФ.- 1996.-17.06.-N 25.-ст. 2954. 
9. Федеральный Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 22.08.2004). 
10. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I 
«О прокуратуре Российской Федерации»

11. Федеральный Закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.12.2005) "Об оперативно-розыскной  деятельности"//СЗ РФ.-1995.-14.08.-N 33.-ст. 3349. 
12. Федеральный Закон от 17.01.1992 N 2202-1, "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 22.08.2004)//СЗ РФ.-1995.-20.11.-N 47.-ст. 4472.  
13. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004.  
14. Научно-практический комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева). Издательство "Спарк", 2002.  
15. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник/Под ред. А. А. Чувилева. - М.: Юристъ, 1999. - 400 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Процессуальное положение и задачи прокурора в судебном разбирательстве уголовного дела