Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 15:41, контрольная работа
Целью работы является анализ и характеристика полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве в ходе осуществления уголовного преследования и надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Исходя из этого, в данной работе поставлены следующие задачи:
-раскрыть содержание принципов организации и деятельности прокуратуры, обозначенные законом о прокуратуре;
-показать роль, функции, полномочия прокурора при осуществлении уголовного преследования;
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Принципы организации и деятельности прокуратуры……………………….5
2. Осуществление прокурором уголовного преследования……………………9
3. Полномочия прокурора по надзору при производстве расследования……12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ВИЭПП
Юридический факультет
Кафедра Теории государства и права
Дисциплина: теория государства и права
Контрольная работа
по производственной практике
на тему: Прокурор в уголовном процессе
ЗАЩИЩЕНА:
«____»_____________2014 г.
Волжский, 2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Принципы организации
и деятельности прокуратуры…………
2. Осуществление прокурором
уголовного преследования………………
3. Полномочия прокурора по надзору при производстве расследования……12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………18
Введение
Исходя из общих целей прокурорской деятельности и с учетом специфики уголовного судопроизводства, перед прокурором в этой области деятельности, законодателем поставлены следующие задачи: на него как на должностное лицо в пределах его компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством, возлагается осуществление от имени государства уголовного преследования и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1ст. 37 УПК РФ).1
Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор тем самым является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При этом прокурор, исполняя возложенные на него Законом полномочия, обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование. А это связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование, сколько с потребностью исключить при этом нарушения права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.
Правовое государство должно обеспечивать такой порядок регламентации складывающихся процессуальных отношений, который бы обеспечивал защиту человека, общества, государства от преступлений и устанавливал гарантии от ошибок, злоупотреблений, некомпетентности со стороны органов следствия и дознания, и в то же время, гарантировал неотвратимость справедливой уголовной ответственности виновному за совершенное преступление. Достижение этих целей возможно путем обеспечения верховенства закона и расширения, процессуальных прав, полномочий прокурора в уголовном преследовании и при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Целью работы является анализ и характеристика полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве в ходе осуществления уголовного преследования и надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Исходя из этого, в данной работе поставлены следующие задачи:
-раскрыть содержание принципов организации и деятельности прокуратуры, обозначенные законом о прокуратуре;
-показать роль, функции, полномочия прокурора при осуществлении уголовного преследования;
-показать значение и задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия и раскрыть полномочия прокурора в уголовном процессе.
Объектом исследования данной работы являются нормы федерального закона о прокуратуре и уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующие деятельность прокурора по обеспечению законности и защиты интересов общества в уголовном судопроизводстве.
Предметом исследования являются - полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве; понятие, сущность, значение уголовного преследования и прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Структура данной работы включает в себя введение, з пункта, заключение и список использованной литературы.
1. Принципы организации и деятельности прокуратуры
В соответствии с конституционным положением о том, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России в разделе II Закона определены система и организация прокуратуры РФ. Установлены принципы, нормы, гарантирующие органам прокуратуры активно, беспрепятственно и независимо от других органов осуществлять свою деятельность по надзору за исполнением законов, укреплению законности и правопорядка.2
Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ.
Систему прокуратуры России составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, а также военные и иные специализированные прокуратуры. Создание и деятельность органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры России, не допускается.3
Единство системы органов прокуратуры находит свое выражение в том, что все прокуроры наделены одинаковыми по характеру полномочиями, за исключением отдельных случаев, определенных законом. Каждый прокурор действует от имени всей системы прокурорских органов, имеет право и обязан принять предусмотренные законом меры для выявления и устранения любого нарушения закона. Едины также формы, методы и акты прокурорского реагирования на нарушения закона (проверки, протесты, представления, постановления).4 Решения прокурора, принятые в соответствии с законом и в пределах своей компетенции, имеют одинаковую юридическую силу и обязательны к исполнению надлежащими органами и должностными лицами. В пределах своей компетенции прокуроры вправе приносить протесты на судебные решения и приговоры. Вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему прокурору выполнение отдельных своих обязанностей (кроме специально оговоренных в законе) и вместе с тем вправе взять на себя осуществление обязанностей нижестоящего прокурора.
Централизация системы органов прокуратуры выражается, прежде всего, в том, что все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящему и Генеральному прокурору РФ (подчинение по "вертикали"). Генеральный прокурор руководит всей системой органов прокуратуры, в пределах своей компетенции назначает и освобождает от должности прокуроров, следователей и других работников прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения и инструкции. Прокуроры субъектов Федерации руководят деятельностью нижестоящих прокуратур, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Прокуроры субъектов Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору, а нижестоящие прокуроры подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору. Правом руководства подчиненными работниками наделены и нижестоящие прокуроры. Перед прокурорами, назначаемыми в соответствии с Конституцией РФ, стоят общие, единые для всей прокурорской системы задачи.
Назначение Генерального прокурора РФ на должность и освобождение его от должности Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ указывают на особую государственную значимость должности Генерального прокурора и возглавляемой им системы органов прокуратуры, призванных осуществлять надзор за исполнением законов на всей территории РФ.
Назначение прокуроров субъектов РФ Генеральным прокурором по согласованию с этими субъектами (согласно ст. 129 Конституции)5, а именно с органами государственной власти субъектов Федерации (ст. 13 Закона о прокуратуре),6 с одной стороны, подтверждает уже изложенное конституционное положение о единстве и централизации системы прокуратуры России, а с другой - отражает специфику России как федеративного государства, определенную Конституцией известную самостоятельность субъектов Федерации, указывает на необходимость учета их интересов в данном вопросе. В ст. 11 Конституции установлено,7 что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Сложилась разнообразная система органов государственной власти в субъектах Федерации. Вопрос о том, с каким из этих органов должно согласовываться назначение прокуроров субъектов Федерации, подлежит разрешению в практической деятельности Генерального прокурора.
Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры состоит в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами, действуют гласно, информируют органы государственной власти Федерации и субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности (п. 2 ст. 4 Закона).
Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.
Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайте.
Стоит отметить, что изложенные положения Закона о прокуратуре отражают и развивают конституционные принципы организации прокуратуры как специфического самостоятельного органа государственной власти Российской Федерации. По сравнению с ранее действовавшим Законом о прокуратуре новый закон, восприняв его позитивные нормы, отличается от прежнего многими принципиально новыми положениями, применение которых, несомненно, будет способствовать повышению роли прокуратуры в укреплении законности и правопорядка. Нельзя не отметить и следующие новые весьма важные положения. Согласно ст. 2 Закона8 Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ. Осуществление Генеральной прокуратурой России этих полномочий имеет важное значение для повышения эффективности деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка, усиления ее роли в борьбе с преступностью в Российском государстве.
2. Осуществление
прокурором уголовного
Прокурор в уголовном деле выступает как субъект материального права на уголовный иск и обладает диспозитивными полномочиями по распоряжению этим правом и другими своими процессуальными правами. Иные органы уголовного преследования выступают как помощники, процессуальные «слуги» прокурора. Это в полной мере относится и к должностным лицам органов дознания, наделяемых прокурором на поддержание государственного обвинения в суде. Но прокурор обладает монополией на должностное официальное государственное обвинение.
Необходимо отметить, что функция уголовного преследования является одной из преобладающих в деятельности прокуратуры, как органе, наделенном обвинительной властью. Понятие «обвинительная власть» позволяет охарактеризовать правовое положение прокурора в уголовных делах, где интерес общества заключается в наказании лица, виновного в совершении преступления, чья вина доказана в порядке, установленном законом. Нормальная форма уголовного процесса, сводится к юридическому спору в суде обвинительной власти, официальным представителем которой призван быть прокурор, с обвиняемым, свободно защищающим себя по вопросам виновности и наказания. В этом споре прокуратуре принадлежит право и обязанность от имени государства доказать виновность и требовать наказания, т.е. власть обвинительная или уголовное обвинение. Прокурору же принадлежит и право отказаться от обвинения.9
Прокурор возбуждает или дает согласие на возбуждение всех дел публичного и частно-публичного обвинения (п.2 ч.2 ст. 37, ст. 146 УПК РФ), он также вправе возбудить уголовное дело в случаях, предусмотренных ч.4 ст. 20, ч.3 ст. 318 УПК РФ.10 Прокурору предоставлено право отказывать в возбуждении уголовного дела и приостанавливать по нему производство, если следователи или органы дознания, при наличии предусмотренных законом оснований, сами по каким-либо причинам этого не сделали. В целях устранения допущенных нарушений закона прокурор вправе давать письменные указания о расследовании преступлений (в случаях, когда следователь или лицо, производящее дознание, возбудив уголовное дело либо получив его в свое производство, не приступает по каким-либо причинам к расследованию); об избрании, изменении или отмене меры пресечения.
Осуществляя уголовное преследование, прокурор дает письменные указания о производстве отдельных следственных действий и о розыске лиц, совершивших преступления, эти указания направлены главным образом на обеспечение полноты, всесторонности, объективности и своевременности расследования. В этих целях прокурор обладает правом: а) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу; б) продлевать срок расследования и срок содержания под стражей, в случаях установленных законом; в) возвращать уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; г) изымать от органов дознания и передавать следователю любое дело, передавать его от одного органа предварительного расследования другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования; д) отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела
Необходимо отметить, что прокурор также утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт по делам публичного и частно-публичного обвинения, и принимает решение о направлении их в суд. Он утверждает и решения органов предварительного расследования о прекращении публичного и частно-публичного обвинения (п.13 ч.2 ст. 37 УПК РФ). Прокурор реализует также и другие полномочия по уголовному преследованию, по надзору за исполнением законов и процессуальному руководству органами уголовного преследования.11
Таким образом, уголовное преследование, как функция деятельности прокуратуры, по делам публичного и частно-публичного обвинения начинается с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица или с момента предъявления обвинения, или с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, или с момента осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступлений (ст. 46, 49, п.6 ч.4 ст. 56 УПК РФ).12