Прокурор в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является анализ и характеристика полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве в ходе осуществления уголовного преследования и надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Исходя из этого, в данной работе поставлены следующие задачи:
-раскрыть содержание принципов организации и деятельности прокуратуры, обозначенные законом о прокуратуре;
-показать роль, функции, полномочия прокурора при осуществлении уголовного преследования;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Принципы организации и деятельности прокуратуры……………………….5
2. Осуществление прокурором уголовного преследования……………………9
3. Полномочия прокурора по надзору при производстве расследования……12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Рыбакина.docx

— 41.57 Кб (Скачать файл)

Можно сказать, что обвинительная деятельность (уголовное преследование) прокуратуры – это процессуальная и организованная деятельность обвинителя, направленная на привлечение к уголовной ответственности предполагаемого виновника преступления, собирание обвинительных доказательств на досудебной подготовке материалов уголовного дела, обеспечение интересов обвинения в ходе судебного контроля на стадии предварительного расследования, и доказывание вины подсудимого в суде, как первой инстанции, так и в вышестоящих инстанциях, а также, на реализацию наказания в отношении осужденного по приговору суда.13

 

 

3. Полномочия прокурора  по надзору при производстве  расследования

Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор тем самым является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При этом прокурор обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование (дознаватель, следователь, начальник следственного отдела, начальник органа дознания). А это связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование наступательно (хотя это тоже необходимо), сколько с потребностью исключить при этом нарушения прав и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства. Достигается это в случаях, когда дознаватели и следователи в своей деятельности исходят из верховенства закона и необходимости его единообразного применения в отношении всех граждан на всей территории государства.14

Предоставленные прокурору действующим законодательством права в случае возникновения оснований для их реализации в конкретной области (направлении) деятельности всегда становятся его обязанностью. И в этом особенность полномочий прокурора, в том числе и на досудебных стадиях уголовного процесса.

В ст. 30 Закона о прокуратуре15 не дается перечня полномочий прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а лишь указывается, что они устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими законами. Стоит отметить, что указанное направление прокурорского надзора охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную, осуществляемую органами дознания и следователями независимо от их ведомственной принадлежности, а также оперативно-розыскную16. Последняя относится к компетенции оперативных подразделений милиции, учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов, ФСБ, таможенных органов РФ, Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ. Так как прокурорский надзор за исполнение законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, касается исключительно их уголовно-процессуальной деятельности, то и полномочия прокурора в этой сфере определены УПК.

Следует отметить, что полномочия прокурора состоят из его процессуальных прав и обязанностей. Эта связь в рамках понятия «полномочия» объясняется тем, что права прокурора при наличии оснований для их реализации становятся его обязанностями. Так, обнаружив незаконное задержание гражданина органом расследования, прокурор не только вправе, но и обязан освободить его из-под стражи.

Используя свои полномочия, прокурор устраняет выявленные им нарушения закона в деятельности указанных органов, предупреждает возможность таких нарушений, следит за состоянием дознания или следствия по конкретным уголовным делам, обеспечивая своевременность, полноту и объективность расследования.

В соответствии с УПК РФ прокурор обязан осуществлять надзор за законностью как возбуждения уголовного дела, так и отказа в его возбуждении. Согласно приказу Генерального прокурора РФ № 31 прокуроры должны «обеспечивать своевременную проверку законности решений следователей и дознавателей по каждому сообщению о преступлении. Не допускать промедления в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках преступлений, проведение не вызванных необходимостью проверочных действий. Отменять постановления о возбуждении дела в случае признания их незаконными».17

Все свои решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, прокурор оформляет соответствующим постановлением. Исключением из этого правила являются утверждение прокурором обвинительного заключения либо составление им нового заключения. Прокурор, утвердив обвинительное заключение, направляет дело в суд, которому оно подсудно. Потому обвинительное заключение должно утверждаться прокурором соответствующего уровня. Например, обвинительное заключение по делу, подсудному областному суду, должно утверждаться прокурором этой области.

Указания прокурора являются уголовно-процессуальным документом, и подлежит обязательному приобщению к материалам уголовного дела. Это необходимо делать хотя бы для того, чтобы в последующем определить ответственного за соответствующее решение по уголовному делу или за избранное направление расследования.

Условием эффективности прокурорских указаний является установление точного срока на их выполнение, а также проверка их исполнения. Неисполнение указаний прокурора следователем, дознавателем, а равно иными должностными лицами является нарушением закона и может повлечь дисциплинарную ответственность виновных должностных лиц.

Стоит отметить, что Генеральный прокурор РФ в своих приказах постоянно уделяет внимание вопросам надзора за предварительным следствием и дознанием. В них он требует от подчиненных прокуроров «лично вникать в организацию расследования наиболее сложных и актуальных дел, принимать меры прокурорского реагирования, направленные на устранение нарушений законности, использовать всю полноту своей власти для выявления и пресечения нарушений законности и прав граждан в процессе расследования преступлений, тщательно проверять обоснованность применения мер процессуального принуждения; лично выезжать на место происшествия по делам о бандитизме, террористических актах, массовых беспорядках, убийствах при отягчающих обстоятельствах и др.».18

Таким образом, процессуальное положение прокурора в уголовном судопроизводстве определяется задачами осуществления от имени государства уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия и призвано служить надежной гарантией строжайшего соблюдения законности в уголовном судопроизводстве.

 

 

Заключение

В ходе исследования вопросов поставленных в данной работе, можно сделать следующие выводы:

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия прокурор с одной стороны обязан добиваться, чтобы ни один гражданин не подвергся незаконному и необоснованному уголовно-процессуальному принудительному воздействию, а с другой стороны, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности. Поэтому задачи прокурорского надзора в сфере деятельности органов дознания и предварительного следствия носят двоякий характер и равнозначны по своему значению. Первая состоит в своевременном принятии предусмотренных законом мер к устранению всяких нарушений закона (прокурорский надзор), от кого бы они ни исходили. Вторая задача заключается в принятии мер (уголовное преследование), направленных на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершившего преступление.

Уголовное преследование прокуратуры – это процессуальная и организованная деятельность обвинителя, направленная на привлечение к уголовной ответственности предполагаемого виновника преступления, собирание обвинительных доказательств на досудебной подготовке материалов уголовного дела, обеспечение интересов обвинения в ходе судебного контроля на стадии предварительного расследования, и доказывание вины подсудимого в суде, как первой инстанции, так и в вышестоящих инстанциях, а также, на реализацию наказания в отношении осужденного по приговору суда.

Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых указанными органами.

Так как прокурорский надзор за исполнение законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, касается исключительно их уголовно-процессуальной деятельности, то и полномочия прокурора в этой сфере определены УПК. Закон обязывает прокуроров строго следить за тем, чтобы ни один гражданин не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности, а предъявление обвинения осуществлялось в точном соответствии с установленным процессуальным порядком. Полномочия прокурора носят властно-распорядительный характер и, реализуя их в стадии предварительного расследования, прокурор имеет возможность непосредственно вмешиваться в процессуальную деятельность следователя и дознавателя для того, чтобы своевременно выявлять и пресекать допущенные нарушения закона, обеспечить объективное, всестороннее и полное ведение расследования по уголовному делу.

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ 17.06.1996, № 25, ст. 2954
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ // "Российская газета" от 22 декабря 2001 г., № 249
  4. Федеральный закон РФ от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 02.01.2000) "О прокуратуре Российской Федерации" //"Российская газета", № 229, 25.11.1995.
  5. Федеральный закон РФ от 29 мая 2002 г.№ 58-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22 ст. 2077
  6. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 10 от 21 февраля 1995г. «Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений».
  7. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 31 от 18 июля 1997 г. «Об организации прокурорского надзора предварительным следствием и дознанием»

 

Монографии, учебная литература, комментарии

  1. Борзов В. Гласность и тайна в уголовном судопроизводстве //Российская юстиция. 2002. №2 .
  2. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий" (постатейный) под ред. Ю.А. Дмитриева. Юстицинформ. -2007.
  3. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) Смирнов А.В., Калиновский К.Б. (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)
  4. Мартемьянов В. Подследственность прокуратуры.// Законность. 2003. №. 9.
  5. Прокурорский надзор Российской Федерации: Учебник /Под ред. А. А. Чувилева. – М.: Юристъ, 2003.
  6. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. - М.; Юрайт-М, Новая Правовая культура, 2004.
  7. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник/ под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. – М.; Спарк, 1999.
  8. Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. – М. Издательство «Наука» 1975.
  9. Уголовный процесс: Сборник учебных пособий. Особенная часть. Вып. 2 – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2005.

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ // "Российская газета" от 22 декабря 2001 г., № 249

2 Федеральный закон РФ от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 02.01.2000) "О прокуратуре Российской Федерации" //"Российская газета", № 229, 25.11.1995.

3 Борзов В. Гласность и тайна в уголовном судопроизводстве //Российская юстиция. 2002. №2 .

4 Прокурорский надзор Российской Федерации: Учебник /Под ред. А. А. Чувилева. – М.: Юристъ, 2003.

5 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398

6 Федеральный закон РФ от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 02.01.2000) "О прокуратуре Российской Федерации" //"Российская газета", № 229, 25.11.1995.

7 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398

8 Федеральный закон РФ от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 02.01.2000) "О прокуратуре Российской Федерации" //"Российская газета", № 229, 25.11.1995.

9 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ 17.06.1996, № 25, ст. 2954

10 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ // "Российская газета" от 22 декабря 2001 г., № 249

11 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ // "Российская газета" от 22 декабря 2001 г., № 249

12 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ // "Российская газета" от 22 декабря 2001 г., № 249

13 Мартемьянов В. Подследственность прокуратуры.// Законность. 2003. №. 9.

14 Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник/ под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. – М.; Спарк, 1999.

15 Федеральный закон РФ от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 02.01.2000) "О прокуратуре Российской Федерации" //"Российская газета", № 229, 25.11.1995.

16 Уголовный процесс: Сборник учебных пособий. Особенная часть. Вып. 2 – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2005.

17 Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 31 от 18 июля 1997 г. «Об организации прокурорского надзора предварительным следствием и дознанием»

18 Уголовный процесс: Сборник учебных пособий. Особенная часть. Вып. 2 – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2005.


Информация о работе Прокурор в уголовном процессе