Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 15:41, контрольная работа
Целью работы является анализ и характеристика полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве в ходе осуществления уголовного преследования и надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Исходя из этого, в данной работе поставлены следующие задачи:
-раскрыть содержание принципов организации и деятельности прокуратуры, обозначенные законом о прокуратуре;
-показать роль, функции, полномочия прокурора при осуществлении уголовного преследования;
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Принципы организации и деятельности прокуратуры……………………….5
2. Осуществление прокурором уголовного преследования……………………9
3. Полномочия прокурора по надзору при производстве расследования……12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………
Можно сказать, что обвинительная деятельность (уголовное преследование) прокуратуры – это процессуальная и организованная деятельность обвинителя, направленная на привлечение к уголовной ответственности предполагаемого виновника преступления, собирание обвинительных доказательств на досудебной подготовке материалов уголовного дела, обеспечение интересов обвинения в ходе судебного контроля на стадии предварительного расследования, и доказывание вины подсудимого в суде, как первой инстанции, так и в вышестоящих инстанциях, а также, на реализацию наказания в отношении осужденного по приговору суда.13
3. Полномочия прокурора по надзору при производстве расследования
Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор тем самым является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При этом прокурор обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование (дознаватель, следователь, начальник следственного отдела, начальник органа дознания). А это связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование наступательно (хотя это тоже необходимо), сколько с потребностью исключить при этом нарушения прав и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства. Достигается это в случаях, когда дознаватели и следователи в своей деятельности исходят из верховенства закона и необходимости его единообразного применения в отношении всех граждан на всей территории государства.14
Предоставленные прокурору действующим законодательством права в случае возникновения оснований для их реализации в конкретной области (направлении) деятельности всегда становятся его обязанностью. И в этом особенность полномочий прокурора, в том числе и на досудебных стадиях уголовного процесса.
В ст. 30 Закона о прокуратуре15 не дается перечня полномочий прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а лишь указывается, что они устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими законами. Стоит отметить, что указанное направление прокурорского надзора охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную, осуществляемую органами дознания и следователями независимо от их ведомственной принадлежности, а также оперативно-розыскную16. Последняя относится к компетенции оперативных подразделений милиции, учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов, ФСБ, таможенных органов РФ, Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ. Так как прокурорский надзор за исполнение законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, касается исключительно их уголовно-процессуальной деятельности, то и полномочия прокурора в этой сфере определены УПК.
Следует отметить, что полномочия прокурора состоят из его процессуальных прав и обязанностей. Эта связь в рамках понятия «полномочия» объясняется тем, что права прокурора при наличии оснований для их реализации становятся его обязанностями. Так, обнаружив незаконное задержание гражданина органом расследования, прокурор не только вправе, но и обязан освободить его из-под стражи.
Используя свои полномочия, прокурор устраняет выявленные им нарушения закона в деятельности указанных органов, предупреждает возможность таких нарушений, следит за состоянием дознания или следствия по конкретным уголовным делам, обеспечивая своевременность, полноту и объективность расследования.
В соответствии с УПК РФ прокурор обязан осуществлять надзор за законностью как возбуждения уголовного дела, так и отказа в его возбуждении. Согласно приказу Генерального прокурора РФ № 31 прокуроры должны «обеспечивать своевременную проверку законности решений следователей и дознавателей по каждому сообщению о преступлении. Не допускать промедления в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках преступлений, проведение не вызванных необходимостью проверочных действий. Отменять постановления о возбуждении дела в случае признания их незаконными».17
Все свои решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, прокурор оформляет соответствующим постановлением. Исключением из этого правила являются утверждение прокурором обвинительного заключения либо составление им нового заключения. Прокурор, утвердив обвинительное заключение, направляет дело в суд, которому оно подсудно. Потому обвинительное заключение должно утверждаться прокурором соответствующего уровня. Например, обвинительное заключение по делу, подсудному областному суду, должно утверждаться прокурором этой области.
Указания прокурора являются уголовно-процессуальным документом, и подлежит обязательному приобщению к материалам уголовного дела. Это необходимо делать хотя бы для того, чтобы в последующем определить ответственного за соответствующее решение по уголовному делу или за избранное направление расследования.
Условием эффективности прокурорских указаний является установление точного срока на их выполнение, а также проверка их исполнения. Неисполнение указаний прокурора следователем, дознавателем, а равно иными должностными лицами является нарушением закона и может повлечь дисциплинарную ответственность виновных должностных лиц.
Стоит отметить, что Генеральный прокурор РФ в своих приказах постоянно уделяет внимание вопросам надзора за предварительным следствием и дознанием. В них он требует от подчиненных прокуроров «лично вникать в организацию расследования наиболее сложных и актуальных дел, принимать меры прокурорского реагирования, направленные на устранение нарушений законности, использовать всю полноту своей власти для выявления и пресечения нарушений законности и прав граждан в процессе расследования преступлений, тщательно проверять обоснованность применения мер процессуального принуждения; лично выезжать на место происшествия по делам о бандитизме, террористических актах, массовых беспорядках, убийствах при отягчающих обстоятельствах и др.».18
Таким образом, процессуальное положение прокурора в уголовном судопроизводстве определяется задачами осуществления от имени государства уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия и призвано служить надежной гарантией строжайшего соблюдения законности в уголовном судопроизводстве.
Заключение
В ходе исследования вопросов поставленных в данной работе, можно сделать следующие выводы:
Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия прокурор с одной стороны обязан добиваться, чтобы ни один гражданин не подвергся незаконному и необоснованному уголовно-процессуальному принудительному воздействию, а с другой стороны, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности. Поэтому задачи прокурорского надзора в сфере деятельности органов дознания и предварительного следствия носят двоякий характер и равнозначны по своему значению. Первая состоит в своевременном принятии предусмотренных законом мер к устранению всяких нарушений закона (прокурорский надзор), от кого бы они ни исходили. Вторая задача заключается в принятии мер (уголовное преследование), направленных на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершившего преступление.
Уголовное преследование прокуратуры – это процессуальная и организованная деятельность обвинителя, направленная на привлечение к уголовной ответственности предполагаемого виновника преступления, собирание обвинительных доказательств на досудебной подготовке материалов уголовного дела, обеспечение интересов обвинения в ходе судебного контроля на стадии предварительного расследования, и доказывание вины подсудимого в суде, как первой инстанции, так и в вышестоящих инстанциях, а также, на реализацию наказания в отношении осужденного по приговору суда.
Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых указанными органами.
Так как прокурорский надзор за исполнение законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, касается исключительно их уголовно-процессуальной деятельности, то и полномочия прокурора в этой сфере определены УПК. Закон обязывает прокуроров строго следить за тем, чтобы ни один гражданин не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности, а предъявление обвинения осуществлялось в точном соответствии с установленным процессуальным порядком. Полномочия прокурора носят властно-распорядительный характер и, реализуя их в стадии предварительного расследования, прокурор имеет возможность непосредственно вмешиваться в процессуальную деятельность следователя и дознавателя для того, чтобы своевременно выявлять и пресекать допущенные нарушения закона, обеспечить объективное, всестороннее и полное ведение расследования по уголовному делу.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Монографии, учебная литература, комментарии
1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ // "Российская газета" от 22 декабря 2001 г., № 249
2 Федеральный закон РФ от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 02.01.2000) "О прокуратуре Российской Федерации" //"Российская газета", № 229, 25.11.1995.
3 Борзов В. Гласность и тайна в уголовном судопроизводстве //Российская юстиция. 2002. №2 .
4 Прокурорский надзор Российской Федерации: Учебник /Под ред. А. А. Чувилева. – М.: Юристъ, 2003.
5 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
6 Федеральный закон РФ от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 02.01.2000) "О прокуратуре Российской Федерации" //"Российская газета", № 229, 25.11.1995.
7 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
8 Федеральный закон РФ от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 02.01.2000) "О прокуратуре Российской Федерации" //"Российская газета", № 229, 25.11.1995.
9 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ 17.06.1996, № 25, ст. 2954
10 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ // "Российская газета" от 22 декабря 2001 г., № 249
11 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ // "Российская газета" от 22 декабря 2001 г., № 249
12 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ // "Российская газета" от 22 декабря 2001 г., № 249
13 Мартемьянов В. Подследственность прокуратуры.// Законность. 2003. №. 9.
14 Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник/ под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. – М.; Спарк, 1999.
15 Федеральный закон РФ от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 02.01.2000) "О прокуратуре Российской Федерации" //"Российская газета", № 229, 25.11.1995.
16 Уголовный процесс: Сборник учебных пособий. Особенная часть. Вып. 2 – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2005.
17 Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 31 от 18 июля 1997 г. «Об организации прокурорского надзора предварительным следствием и дознанием»
18 Уголовный процесс: Сборник учебных пособий. Особенная часть. Вып. 2 – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2005.