Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Преобразования, происходящие в России в настоящее время, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране.

Содержание работы

Содержание
Введение
3
1.
Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
5
2.
Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
9
3.
Роль прокуратуры в соблюдении прав и свобод человека и гражданина
14
Задание №1
17
Задание №2
17
Заключение
18
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Готовая контрольная.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

3

1.

Прокурорский надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина

5

2.

Полномочия прокурора по надзору  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

9

3.

Роль прокуратуры в соблюдении прав и свобод человека и гражданина

14

Задание №1

17

Задание №2

17

Заключение

18

Список использованной литературы

20


 

Введение.

 

Преобразования, происходящие в России в настоящее время, провозглашение приоритета личности создают предпосылки  для повышения роли прокуратуры  как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране.

На прокуратуру возлагается  надзор за соблюдением прав и свобод человека и  гражданина как федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, так и руководителя коммерческих и некоммерческих организаций, что особенно актуально в настоящее время.

Закон «О прокуратуре РФ» предусматривает значительное усиление правозащитной функции прокуратуры. Особенно, это касается прав и свобод человека и гражданина. Впервые вопросам надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Законе посвящена специальная глава, в которой четко определены предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, полномочия прокурора в этой жизненно важной сфере, средства и формы прокурорского реагирования на нарушение личной неприкосновенности, политических, социально-экономических прав и свобод граждан.

Защита прав и свобод человека и  гражданина средствами прокурорского  надзора пронизывает всю многогранную деятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал прокурор, реализуя предоставленные  ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор - его в первую очередь интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина. И если они не соблюдаются, прокурор принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. В связи с этим прокурор выступает одной из гарантий реального поведения прав и свобод человека и гражданина.

Он является основным важнейшим  направлением прокурорской деятельности на современном этапе.

Реальная защита юридическими средствами прав и свобод человека и гражданина задача огромной политической значимости. Ее решение требует больших разноплановых усилий государства, многообразие форм и методов его взаимодействия с гражданским обществом. Безусловно, большую роль в этом деле призваны играть суды. Но в реальной действительности сложилось обширное поле для внесудебной, контрольной и управленческой деятельности, для функционирования механизма защиты прав и свобод граждан. Здесь есть над, чем потрудиться и исполнительной власти, и органам местного самоуправления, и контролирующим органам, всем остальным звеньям государственного механизма и, конечно же, - органам прокуратуры.

Целью своей контрольной работы я ставлю рассмотреть самостоятельную  отрасль прокурорского надзора - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

 

  1. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

 

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека, основано на признании их верховенства в правовой системе Российской Федерации. Соблюдение прав и свобод человека играет основополагающую роль в обеспечении правовой защищенности личности, защите ее от произвола и беззакония. Оно проявляется в точном выполнении предписываемых законом правил, определяющих правовой статус личности в государстве. Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно лишь при наличии соответствующих оснований и только в случаях, предусмотренных законом.

Основная цель прокурорского надзора  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - это достижение такого положения, когда эти права и свободы реально соблюдаются всеми органами и должностными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и, что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе органов прокуратуры.

Задачи прокурорского надзора  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются в приказах и указаниях Генерального Прокурора  РФ, его заместителей и прокуроров субъектов Федерации.

Основные права и свободы  человека и гражданина закреплены в  Конституции РФ, которое имеет  прямое действие. Иные права и свободы  могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Обязательно соблюдение прав и свобод, предписываемое общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, которые рассматриваются в качестве составной части ее правовой системы.

 

Различаются три группы прав и свобод человека и гражданина:

  1. Личные права и свободы человека и гражданина.
  2. Социально-экономические права человека и гражданина.
  3. Политические права человека и гражданина.

К личным правам и свободам относятся: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, право на охрану достоинства личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на неприкосновенность жилища, право на свободу определения национальной принадлежности, право на свободу передвижения и др. Перечень личных прав и свобод содержится в Конституции РФ и является исчерпывающим.

В группе политических прав и свобод представлены такие права и свободы: право на объединение, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествие и пикетирование, право на участие в управлении делами государства, избирательные права, право на равный доступ к государственной службе и т.д. Перечень политических прав и свобод также является исчерпывающим.

В совокупность социально-экономических  прав и свобод входят: право свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на жилище, право  частной собственности, право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и т.п.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина составляет предмет не только рассматриваемого направления прокурорского надзора. Значительный объем работы по защите прав и свобод личности выполняется прокуратурой в процессе надзора за исполнением законов. В этой связи необходимо иметь в виду, что в предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина входит соблюдение только тех прав и свобод, которые не охватываются предметом других отраслей и направлений прокурорского надзора.

Перечень органов и должностных  лиц, надзор за соблюдением прав и свобод которых осуществляет прокуратура, охватывает федеральные министерства и ведомства, представительные (законодательные) и исполнительные органы местного самоуправления Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностных лиц, а также органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций. Интересы максимально полного обеспечения самостоятельности указанных организаций в осуществлении своей деятельности, проводимая ныне линия на ограничение возможностей воздействия на них государственных структур не являются препятствием для выполнения прокуратурой, надзорных функций в их отношении в тех случаях, если это касается соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Такой подход продиктован конституционным положением о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью, об обязанности государства по защите прав и свобод человека и гражданина. Включение в перечень поднадзорных прокуратуре объектов органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций еще раз подчеркивает, что в новой редакции Закона «О прокуратуре Российской Федерации» надзорные функции прокуратуры не ослабли, не исключены из сферы ее надзора ее низовые звенья - предприятия, общества, объединения и др.

Хорошо налаженный, действенный  надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, может обеспечить эффективное решение задач обеспечения  законности применительно ко всей содержащейся в законах системы правовых предписаний  на всех уровнях их применения.

Общее правило о недопустимости подмены органами прокуратуры иных государственных органов и должностных  лиц действует в сфере надзора  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина без каких-либо изъятий. Прокуроры должны постоянно видеть ту грань, которая отделяет их деятельность от деятельности органов, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и не переходить ее. В этих целях им, также как и в иных случаях, целесообразно иметь достаточное представление о системе этих органов, их задачах и полномочиях. Характер действий прокуроров должен определяться исключительно их компетенцией и не распространяться пусть на близкую в известной мере пограничную, но, тем не менее, не свойственную им область контрольной деятельности.

Исключая подмену государственных  органов и должностных лиц, которые  осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, органы прокуратуры одновременно должны в полной мере использовать имеющиеся в их распоряжении возможности для воздействия на указанные органы и лица с тем, чтобы они обеспечивали неуклонное и качественное выполнение возложенных на них обязанностей. Существенную роль в этом плане могут сыграть прокурорские проверки законности мер, принимаемых контролирующими органами, принципиальное реагирование на нарушения закона в их деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина.

Закон не случайно указывает на недопустимость вмешательства органов прокуратуры  в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина граница, определяющая правовые ситуации от оперативно-хозяйственной деятельности далеко не всегда бывает очевидной. Поэтому здесь особенно важна точность правового анализа имеющихся в распоряжении прокурора фактических данных.

Прокурор имеет дело с той  сферой деятельности, которой свойственна  законодательная урегулированность. Оперативно-хозяйственная деятельность, как известно, таким признаком  не обладает. В тех же случаях, когда для решения правовых вопросов требуется характеристика оперативно-хозяйственной деятельности, имеет смысл прибегнуть к помощи соответствующих специалистов.

 

  1. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

 

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

- рассматривает и проверяет  заявления, жалобы и иные сообщения  о нарушении прав и свобод  человека и гражданина;

- разъясняет  пострадавшим порядок защиты  их прав и свобод;

- принимает меры  по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон и возмещению причиненного ущерба;

- использует  полномочия, предусмотренные статьей  22 Федерального закона «О прокуратуре  РФ».

При наличии оснований  полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в органы или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения  прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Содержание полномочий прокурора при осуществлении  надзора за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина во многом идентично полномочиям прокурора  по надзору за исполнением законов. Вместе с этим они имеют определенные отличия.

Специфическим для  данного направления прокурорского  надзора является право рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и  иных сообщений о нарушении прав и свобод человека. Заявления и  жалобы служат той отправной точкой, которая определяет необходимость прокурорского вмешательства. Заявителями выступают в основной своей массе лица, права и свободы которых нарушены, хотя заявления и жалобы могут поступать и от других категорий граждан, а также государственных органов, различных организаций. Рассмотрение сообщений о нарушении прав и свобод человека позволяет прокурору уяснить суть поступившего к нему обращения, сформулировать мнение о характере реагирования на него. В тех случаях, когда заявления, жалобы, иные сообщения не содержат всех необходимых для принятия решения данных либо когда представленные доказательства вызывают сомнения, прокурор проводит проверку. Указанные сообщения выступают поводом для проведения проверок. Помимо поводов должны быть также и основания для проведения проверок. Проверка может проводиться лишь при наличии в поступившей к прокурору информации данных, указывающих на нарушение прав и свобод человека и гражданина. В ходе проверки, как правило, устанавливаются следующие обстоятельства:

Информация о работе Прокурорский надзор