Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Преобразования, происходящие в России в настоящее время, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране.

Содержание работы

Содержание
Введение
3
1.
Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
5
2.
Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
9
3.
Роль прокуратуры в соблюдении прав и свобод человека и гражданина
14
Задание №1
17
Задание №2
17
Заключение
18
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Готовая контрольная.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

- имело ли место нарушение прав и свобод человека и гражданина;

- в чем выразилось  конкретное нарушение прав и  свобод;

- какие правовые  нормы при этом были нарушены, каким органом, организацией и  конкретно кем из руководителей  было допущено нарушение прав  и свобод человека;

- какие обстоятельства  способствовали нарушению.

Характерным для  данной сферы надзора является полномочие прокурора, выражающееся в разъяснении  пострадавшим порядка защиты их прав и свобод. Потребность в этом возникает  в основном тогда, когда требуется, во-первых, личное обращение пострадавшего за защитой своих прав в компетентный орган и, во-вторых, когда иные варианты восстановления нарушенных прав могут привести к более длительным срокам принятия решения по данному вопросу.

Прежде всего, прокурору надлежит указать конкретный орган, правомочный восстановить нарушенные права и свободы, в который может обратиться пострадавший, и форму обращения в данный орган.

Конституцией Российской Федерации  установлен всеобщий порядок судебной защиты прав и свобод (ст. 46). Вместе с тем сохраняются и альтернативные способы защиты нарушенных прав, о  чем также сообщается пострадавшему. Кроме того, прокурор может разъяснить содержание закона, в соответствии с которым должен разрешаться спор о восстановлении нарушенного права.

Прокурор не должен подменять органы, в обязанности которых входит оказание юридической помощи населению. По смыслу закона круг лиц, которым  прокурор разъясняет порядок защиты прав и свобод, ограничивается только пострадавшими, то есть теми, кому непосредственно причинен вред нарушением их прав и свобод. Жалобы в различные инстанции, исковые заявления, иные документы от имени пострадавшего прокурором не составляются. Выполнение такого рода работы в его обязанности не входит.

Закон обязывает прокурора не только рассматривать и проводить проверку жалобы, заявления и иных сообщений  о нарушении прав и свобод, но и вести активную работу по их предупреждению и пресечению, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. Соответствующие меры принимаются как по результатам рассмотрения конкретных сообщений, так и по материалам обобщения надзорной практики.

В тех случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина принимает наиболее общественно-опасные - преступные формы, к нарушителям должны применяться меры уголовно-правового воздействия. Исполнение данного требования приобрело высокую актуальность в условиях, когда нарушения прав личности получили распространенность. Опасность нарушений прав и свобод человека и гражданина не всегда получает принципиальную оценку со стороны правоохранительных органов. Уголовный закон пока еще явно в недостаточной степени используется в целях борьбы с грубейшими посягательствами на права и свободы граждан.

Рассматривая конкретные материалы, прокурорам следует обращать особое внимание на выявление признаков  преступлений в действиях должностных  лиц органов исполнительной власти, местного самоуправления, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций и предприятий, нарушивших права и свободы человека и гражданина. Особенно тщательно в этом плане должны анализироваться данные о нарушениях имущественных, жилищных, трудовых, экологических прав граждан. При установлении оснований для возбуждения уголовного дела оно должно немедленно возбуждаться.

Возбудив уголовное дело, прокурор должен принять реальные меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию  в соответствии с законом. В этой связи целесообразно, чтобы на момент принятия решения о возбуждении уголовного дела прокурор располагал достаточной для уголовного преследования информацией об обстоятельствах конкретных нарушений прав и свобод человека и гражданина, лицах, допустивших данные нарушения. Сказанное не означает, что он должен обеспечить сбор всех данных, характеризующих состав преступления. В таком случае проверка прокурора представляла бы суррогат, что в последующем, несомненно, оказало бы отрицательное воздействие на результаты подлинного, осуществленного на законной процессуальной основе расследования. Речь в данном случае идет о том, чтобы прокурорские материалы создали необходимые предпосылки для обеспечения оптимальной направленности хода расследования преступления. Прокурору следует установить действенный надзор за законностью процессуальных решений следователя по делу с тем, чтобы исключить возможность его незаконного или необоснованного прекращения. Существенное значение для реализации функции уголовного преследования, вынесения обоснованного и законного приговора по делу имеет участие прокурора в рассмотрении дела судом.

Реагирование прокурора на нарушение  прав и свобод человека и гражданина, которое имеет характер административного  правонарушения в части возбуждения производства об административном правонарушении, основывается на правилах, изложенных в ст. 22 п. 2 и ст. 25 п. 2 Федерального закона «О прокуратуре РФ».

Кроме возбуждения производства об административном правонарушении, прокурор при осуществлении возложенных на него функций по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина наделен правом передачи сообщения о правонарушении, материалов проверки в орган или должностному лицу, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Решение о том, возбудить производство об административном правонарушении или  передать материалы полномочным  органам принимается исходя из обстоятельств  совершенного правонарушения, личности правонарушителей, оценки условий реального устранения нарушения и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина. В последнем случае во внимание также принимаются соображения о возможности оперативного рассмотрения сообщений и материалов органами, которым принадлежит право принятия решения по делам об административных правонарушениях.

Сообщения и материалы проверок передаются прокурором незамедлительно: сообщение передается в день его  поступления, а материалы проверок - сразу же после их завершения.

В предоставленном прокурору праве активно использовать для защиты прав и свобод лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, обращения в суд наиболее наглядно проявляется правозащитная роль прокуратуры. Ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, либо обладают особым характером нарушения, вследствие чего приобретают особое общественное значение, либо связаны с защитой так называемого безгласного интереса (несовершеннолетние, престарелые, инвалиды и другие), либо с защитой не персонифицированного интереса (значительное число граждан - вкладчики, беженцы и другие).

Иски предъявляются в интересах  пострадавших в суд или арбитражный  суд. Прокурор поддерживает заявленный иск в суде. При предъявлении исков  принимаются также меры по обеспечению  возмещения причиненного правонарушителями вреда.

 

  1. Роль прокуратуры в соблюдении прав и свобод человека и гражданина

 

Преобразования, происходящие в России в настоящее время, провозглашение приоритета личности создают предпосылки  для повышения роли прокуратуры  как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране.

В настоящее  время правозащитная деятельность прокуратуры выходит на первый план, и здесь у нее огромное поле для деятельности.

Выделение в  Федеральном законе «О прокуратуре РФ» надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры - наглядное подтверждение существенного усиления в современных условиях ее правозащитной роли.

Нормы Закона в  этой части обеспечивают развитие и подкрепление Конституции Российской Федерации, норм и принципов международного права, закрепивших значение соблюдения прав и свобод человека и гражданина как фундаментальной основы жизни демократического правового государства, каким ныне провозглашена Россия. Уровень решения в Федеральном законе вопросов о роли и организации деятельности прокуратуры по соблюдению прав и свобод человека и гражданина позволяет характеризовать его как акт, полностью соответствующий международным стандартам, в том числе стандартам Совета Европы.

Впервые вопросам надзора за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина в Законе посвящена специальная  глава, в которой четко определены предмет надзора за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина, полномочия прокурора в этой жизненно важной сфере, средства и формы прокурорского реагирования на нарушение личной неприкосновенности, политических, социально-экономических прав и свобод граждан.

На прокуратуру возлагается  надзор за соблюдением прав и свобод человека и  гражданина как федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, так и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, что особенно актуально в настоящее время.

Защита прав и свобод человека и  гражданина средствами прокурорского  надзора пронизывает всю многогранную деятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал прокурор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор – его в первую очередь интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина. И сели они не соблюдаются, прокурор принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. В связи с этим прокурор выступает одной из гарантий реального поведения прав и свобод человека и гражданина.

 Не может  быть исключением и деятельность  прокурора, поддерживающего государственное  обвинение в суде, которая имеет также правозащитный аспект. Именно в целях обеспечения законности правосудия, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства прокурор участвует в рассмотрении уголовных дел судами. Прокурор идет в суд, чтобы способствовать справедливому наказанию виновного и не допустить неоправданного осуждения подсудимого. Как государственный обвинитель, прокурор является именно тем должностным лицом, которое способно надлежащим исполнением возложенных на него уголовно-процессуальным законом полномочий непосредственно обеспечить законные права и свободы человека и гражданина.

Правозащитная функция прокуратуры  в ее полном объеме выделилась сравнительно недавно. И многое на этом направлении  прокурорского надзора нуждается  в дальнейшем осмыслении, анализе, изучении, научном обосновании. Возможны и разумные корректировки, связанные с совершенствованием самого предмета надзора. Прокурорский надзор и вся многогранная правоохранительная деятельность российской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.

 

Задание №1

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является:

А. Общим надзором.

Б. Приоритетным направлением прокуратуры.

В. Одним из направлений прокурорской деятельности.

Ответ: В соответствии в едином прокурорском надзоре согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуроре РФ» выделяются основные направления (отрасли) прокурорской деятельности. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является одним из таких направлений прокурорской деятельности.

Задание №2

В систему  полномочий прокуратуры по надзору  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина входит:

А. Расследование уголовных дел.

Б. Рассмотрение жалоб и заявлений граждан.

В. Борьба с преступностью

Ответ: В систему полномочий прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» входит рассмотрение жалоб, заявлений и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

 

Заключение

 

Правозащитная функция прокуратуры в ее полном объеме выкристаллизовалась сравнительно недавно. И многое на этом направлении прокурорского надзора нуждается в дальнейшем осмыслении, анализе, изучении, научном обосновании. Возможны и разумные корректировки, связанные с совершенствованием самого предмета надзора. Мне хотелось бы подчеркнуть на настоящий момент один, как я считаю, принципиально важный вопрос: нельзя противопоставлять, как это иногда просматривается в науке и практике, защиту прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, защите интересов государства, всего общества - с другой. Все это неразрывно связано. Охраняя права и свободы граждан, мы одновременно защищаем и государственные и общественные интерес. И, наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы граждан. Такова диалектика жизни в демократическом обществе.

Прокурорский надзор и вся многогранная правоохранительная деятельность российской прокуратуры являются одной из важнейших  гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.

Важнейшими предпосылками успешного  осуществления прокурорского надзора  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина являются знания прокурорами  и следователями, специфики и  особенности работы прокуратуры, своих полномочий применительно к данной сфере деятельности, умение правильно организовывать работу на порученных участках, мастерское владение тактикой и методикой осуществления прокурорского надзора и иной деятельности.

Информация о работе Прокурорский надзор