Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 14:50, контрольная работа

Описание работы

Важнейшими предпосылками успешного осуществления прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры являются прочные знания прокурорами и следователями специфики и особенностей разносторонней работы прокуратуры, своих полномочий применительно к конкретным направлениям деятельности, умение правильно, на научной основе организовать работу на порученных участках, мастерское владение тактикой и методикой осуществления прокурорского надзора и иной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Государственный контроль
2. Прокурорский надзор
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Файлы: 1 файл

прокур. надзор.docx

— 38.28 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

1. Государственный контроль...............................................................................

2. Прокурорский надзор…………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..................

Список литературы………………………………………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Прокурорский  надзор, вся многогранная правоохранная  деятельность российской прокуратуры  являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому  государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально  эффективной, приводила к реальному  укреплению законности и правопорядка.

Важнейшими  предпосылками успешного осуществления  прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры являются прочные знания прокурорами и  следователями специфики и особенностей разносторонней работы прокуратуры, своих  полномочий применительно к конкретным направлениям деятельности, умение правильно, на научной основе организовать работу на порученных участках, мастерское владение тактикой и методикой осуществления  прокурорского надзора и иной деятельности.

Полномочием прокурора, обеспечивающим решение  как задач устранения нарушений  закона, так и задач предупреждения правонарушений, служит право внесения представления об устранении нарушений  закона.

Цель: Изучить особенности государственного контроля и прокурорского надзора.

 

1. Государственный  контроль

 

С целью определения роли и места  государственного контроля, необходимо выяснить, что вкладывается в понятие  «контроль».

Определение контроля, означающее проверку, а также наблюдение с целью  проверки, дано в Словаре русского языка С.И. Ожегова. Контроль охватывает наблюдение за разными участками  и аспектами деятельности и принятие необходимых мер к прекращению  аномального развития события. Очевидно, что вряд ли какой-либо хозяйствующий  субъект сможет функционировать  без контроля, поскольку контроль предполагает и проверку взаимодействия всех подразделений и сотрудников  между собой. Исходя из этого, контроль, можно рассматривать как один из компонентов управления.

Некоторые ученые под контролем  понимают «систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта  с целью устранения отклонений от заданных параметров» [4, 433].

В.Г. Афанасьев определяет контроль как систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям; выявление результатов воздействия  субъекта на объект, включая анализ допущенных отклонений от требований управленческих решений, от принятых принципов  организации и регулирования [5, 226]

Контроль, как управленческая функция, имеет своим непосредственным назначением  установление соответствия или несоответствия фактического состояния и деятельности управляемых, заданному им состоянию. Это состояние определяется законами и подзаконными нормативно-правовыми  актами, распоряжениями и т.д. По результатам  контрольных проверок устанавливаются  отклонения управляемого объекта от заданного состояния или корректируется решение, определяющее это состояние.

В.М. Манохин [9, 226] определяет контроль как метод, включающий три элемента: проверка фактического выполнения закона, иного нормативного или индивидуального  предписания, распоряжения, задания, норматива, словом, всей деятельности подконтрольных органов и организаций; проверка путей и средств выполнения закона, иного правового предписания, задания, поручения, позволяющая оценить  работу конкретных лиц со стороны  действительно деловой, оценить, как  достигнуты результаты, в том числе  соблюдена ли законность; принятие мер в процессе контроля для оценки, исправления положения, устранения недостатков, поощрения или, наоборот, наказания.

Ряд авторов рассматривает контроль как способ обеспечения законности и дисциплины. По мнению Ю.М. Козлова, при таком подходе к пониманию  контроля в него включаются: наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта; получение  объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины; принятие мер по предотвращению и  устранению нарушений законности и  дисциплины; выявление причин и условий, способствующих правонарушениям; принятие мер по привлечению к ответственности  лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Контроль может рассматриваться (применительно к отдельному решению) и как одна из стадий управленческого  цикла. В самом управленческом цикле  выделяются следующие стадии: выявление  проблем, нуждающихся в разрешении, выработка и принятие решения, организация  его исполнения, проверка его исполнения, подведение итогов.

Представляют интерес и высказываемые  в литературе взгляды, согласно которым  контроль занимает особое место в  системе правового регулирования. Правовое регулирование заключается  в последовательном юридическом  воздействии на общественные отношения  и включает несколько стадий1, среди которых предлагается выделять стадию правового контроля [8, 15]

Рассматривая контроль в качестве одной из стадий правового регулирования, следует отметить, что в правовом регулировании он занимает особое место, одновременно присутствуя на всех стадиях  указанного процесса. Результатом такого присутствия может быть, например, принятие, изменение или отмена нормативно-правовых или индивидуальных актов в случае их противоречия закону [3, 6]

Очевидно, что вышеназванные исследователи  не дают универсального определения  понятия контроля. Феномен контроля рассматривается представителями  научных направлений: философских, управленческих, политических, правовых, кибернетики в различных аспектах. Поэтому можно согласиться с  мнением каждого из авторов, так  как в его индивидуальном подходе  содержится определенный элемент того большого и емкого содержания, которым  обладает понятие «контроль». В связи  с этим важно преодолеть желание  сформулировать единое многоаспектное определение контроля.

Следует отметить, что за всем этим разнообразным пониманием контроля невозможно не увидеть того главного, что объединяет все приведенные  выше позиции, - его универсальный  социально-правовой смысл.

Контроль представляет собой систему  действий по наблюдению, проверке протекающих  процессов по выявлению фактического положения дел, сравнению полученных результатов с предварительно определенными  целями, установленными нормами, стандартами  и так далее, устранению выявленных недостатков и оценке эффективности  управляющего воздействия [10, 12-16] Таким  образом, контроль способствует защите конкретных ценностей и общественных отношений; обеспечивает их сохранение и прогрессивное изменение, утверждение  и развитие достигнутых положительных  результатов, преодоление нежелательных  отклонений от деятельности по достижению запланированного результата.

Анализ научной литературы по вопросам контроля, а также действующего законодательства Российской Федерации позволяет  сделать вывод о существовании  следующих видов контроля:

  • государственного - осуществляемого органами государственной власти за соблюдением законодательства, требований иных нормативно-правовых актов в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической сферах;
  • муниципального - осуществляемого на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправлении;
  • производственного - осуществляемого субъектами хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном их уставами в целях обеспечения выполнения в процессе этой деятельности требований, установленных законодательством и иными нормативно-правовыми актами;
  • общественного - осуществляемого общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством за подготовкой и принятием исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих их интересы и предотвращения нарушения законодательства в той или иной сфере.

В зависимости от статуса органов, осуществляющих государственный контроль, можно выделить следующие его  виды: - президентский контроль; - контроль законодательной власти; - контроль исполнительной власти; - судебный контроль; - прокурорский надзор; - контроль Уполномоченного  по правам человека.

До августа 2001 года в законах  и других нормативно-правовых актах  не раскрывалось, понятие «государственный контроль». Принятый 8 августа 2001 г Федеральный  закон № 134-ФЗ «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»[1] внес некоторую определенность в данный вопрос, но не смог решить всех проблем.

В соответствии с названным Законом  под государственным контролем (надзором) понимается проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении  их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных  федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативно правовыми актами (далее также  обязательные требования).

Такое определение в законе государственного контроля (надзора) приводит к следующим  выводам: во-первых, не делается различия между контролем и надзором, что, является, по меньшей мере, некорректным; во-вторых, государственный контроль (надзор) сводится только к проведению проверки (это одна из многих форм контроля), а такие действия, как сбор информации, проведение исследований и экспертиз, оформление результатов проверки и  принятие мер по результатам контроля, относятся к контрольным мероприятиям. Таким образом, российский законодатель не учел мнения большинства исследователей в области контроля и, в отличие  от ранее приводимых понятий контроля, дал свое, более узкое его понимание.

В правовых актах закрепляются назначение, цели и гарантии осуществления государственного контроля, определяются его субъекты и объекты, устанавливаются процедурные  формы его осуществления. При  правовой регламентации контроля значительное внимание уделяется защите прав и  свобод человека и гражданина во время  осуществления контроля.

Реализация контроля обеспечивается возможностью применения различных  видов государственного принуждения [7, 395].

Но сводить контроль к принуждению - значит искажать исходное положение  вещей. К принуждению прибегают  лишь в случае выявления неправомерных  действий. Посредством контроля выявляются сбои в государственном управлении, проводится корректировка, изменение  правовых норм, структурных элементов  органов государственной исполнительной власти. Контроль - повседневная, необходимая  деятельность творческого характера, без которой немыслимо государственное  управление. Основное назначение контроля — способствовать неукоснительному выполнению решений в установленный  срок, достижению высоких конечных результатов, повышению уровня организованности в управленческой деятельности и  ответственности в работе всех должностных  лиц, обеспечить большую ритмичность  и целеустремленность в работе государственного аппарата управления. Важнейшая задача контроля в этой связи – предупреждение нежелательных последствий.

2. Прокурорский  надзор

 

Прокурорский  надзор — специфическая деятельность государственных федеральных органов  прокуратуры, осуществляемая от имени  Российской Федерации и состоящая  в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории.

Прокурорский  надзор осуществляется от имени государства  — Российской Федерации. Важность этого  положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов  местного самоуправления, субъектов  федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя  таким образом интересы отдельных  органов, организаций, учреждений, должностных  или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его  отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных  органов, определяется содержанием  этой деятельности, которая состоит  в проверке точности соблюдения Конституции  РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.

Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит  в том, что он не относится к  деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.

Цели  прокурорского надзора — результат, на достижение которого направлена вся  деятельность прокуратуры в целом  и, в частности, ее важнейшая функция  — прокурорский надзор. Цели прокурорского  надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. В конечном счете, они определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, другим законодательством, регламентирующим деятельность прокурорских органов. Наиболее четко цели прокуратуры определены в ст. 1 Закона о прокуратуре. Пункт 2 этой статьи определяет, что целями прокуратуры являются: 1) обеспечение  верховенства закона; 2) обеспечение  единства и укрепления законности; 3) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина: 4) обеспечение  защиты охраняемых законом интересов  общества и государства.

Нетрудно  заметить, что на достижение этих целей  направлена вся деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности перечислены  в том же п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Ими являются: 1) прокурорский надзор (5 основных направлений, или отраслей); 2) уголовное преследование; 3) координация  деятельности правоохранительных органов  по борьбе с преступностью.

Информация о работе Прокурорский надзор