Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 14:50, контрольная работа
Важнейшими предпосылками успешного осуществления прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры являются прочные знания прокурорами и следователями специфики и особенностей разносторонней работы прокуратуры, своих полномочий применительно к конкретным направлениям деятельности, умение правильно, на научной основе организовать работу на порученных участках, мастерское владение тактикой и методикой осуществления прокурорского надзора и иной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
1. Государственный контроль
2. Прокурорский надзор
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Государственный контроль......................
2. Прокурорский надзор…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Прокурорский
надзор, вся многогранная правоохранная
деятельность российской прокуратуры
являются одной из важнейших гарантий
защиты прав и свобод граждан, законных
интересов юридических лиц, независимо
от формы собственности и
Важнейшими
предпосылками успешного
Полномочием прокурора, обеспечивающим решение как задач устранения нарушений закона, так и задач предупреждения правонарушений, служит право внесения представления об устранении нарушений закона.
Цель:
Изучить особенности
С целью определения роли и места государственного контроля, необходимо выяснить, что вкладывается в понятие «контроль».
Определение контроля, означающее проверку, а также наблюдение с целью проверки, дано в Словаре русского языка С.И. Ожегова. Контроль охватывает наблюдение за разными участками и аспектами деятельности и принятие необходимых мер к прекращению аномального развития события. Очевидно, что вряд ли какой-либо хозяйствующий субъект сможет функционировать без контроля, поскольку контроль предполагает и проверку взаимодействия всех подразделений и сотрудников между собой. Исходя из этого, контроль, можно рассматривать как один из компонентов управления.
Некоторые ученые под контролем понимают «систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров» [4, 433].
В.Г. Афанасьев определяет контроль
как систему наблюдения и проверки
соответствия процесса функционирования
объекта принятым управленческим решениям;
выявление результатов
Контроль, как управленческая функция,
имеет своим непосредственным назначением
установление соответствия или несоответствия
фактического состояния и деятельности
управляемых, заданному им состоянию.
Это состояние определяется законами
и подзаконными нормативно-правовыми
актами, распоряжениями и т.д. По результатам
контрольных проверок устанавливаются
отклонения управляемого объекта от
заданного состояния или
В.М. Манохин [9, 226] определяет контроль как метод, включающий три элемента: проверка фактического выполнения закона, иного нормативного или индивидуального предписания, распоряжения, задания, норматива, словом, всей деятельности подконтрольных органов и организаций; проверка путей и средств выполнения закона, иного правового предписания, задания, поручения, позволяющая оценить работу конкретных лиц со стороны действительно деловой, оценить, как достигнуты результаты, в том числе соблюдена ли законность; принятие мер в процессе контроля для оценки, исправления положения, устранения недостатков, поощрения или, наоборот, наказания.
Ряд авторов рассматривает контроль
как способ обеспечения законности
и дисциплины. По мнению Ю.М. Козлова,
при таком подходе к пониманию
контроля в него включаются: наблюдение
за функционированием
Контроль может рассматриваться (применительно к отдельному решению) и как одна из стадий управленческого цикла. В самом управленческом цикле выделяются следующие стадии: выявление проблем, нуждающихся в разрешении, выработка и принятие решения, организация его исполнения, проверка его исполнения, подведение итогов.
Представляют интерес и
Рассматривая контроль в качестве одной из стадий правового регулирования, следует отметить, что в правовом регулировании он занимает особое место, одновременно присутствуя на всех стадиях указанного процесса. Результатом такого присутствия может быть, например, принятие, изменение или отмена нормативно-правовых или индивидуальных актов в случае их противоречия закону [3, 6]
Очевидно, что вышеназванные
Следует отметить, что за всем этим разнообразным пониманием контроля невозможно не увидеть того главного, что объединяет все приведенные выше позиции, - его универсальный социально-правовой смысл.
Контроль представляет собой систему действий по наблюдению, проверке протекающих процессов по выявлению фактического положения дел, сравнению полученных результатов с предварительно определенными целями, установленными нормами, стандартами и так далее, устранению выявленных недостатков и оценке эффективности управляющего воздействия [10, 12-16] Таким образом, контроль способствует защите конкретных ценностей и общественных отношений; обеспечивает их сохранение и прогрессивное изменение, утверждение и развитие достигнутых положительных результатов, преодоление нежелательных отклонений от деятельности по достижению запланированного результата.
Анализ научной литературы по вопросам контроля, а также действующего законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о существовании следующих видов контроля:
В зависимости от статуса органов, осуществляющих государственный контроль, можно выделить следующие его виды: - президентский контроль; - контроль законодательной власти; - контроль исполнительной власти; - судебный контроль; - прокурорский надзор; - контроль Уполномоченного по правам человека.
До августа 2001 года в законах и других нормативно-правовых актах не раскрывалось, понятие «государственный контроль». Принятый 8 августа 2001 г Федеральный закон № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»[1] внес некоторую определенность в данный вопрос, но не смог решить всех проблем.
В соответствии с названным Законом
под государственным контролем (надзором)
понимается проведение проверки выполнения
юридическим лицом или
Такое определение в законе государственного
контроля (надзора) приводит к следующим
выводам: во-первых, не делается различия
между контролем и надзором, что,
является, по меньшей мере, некорректным;
во-вторых, государственный контроль
(надзор) сводится только к проведению
проверки (это одна из многих форм контроля),
а такие действия, как сбор информации,
проведение исследований и экспертиз,
оформление результатов проверки и
принятие мер по результатам контроля,
относятся к контрольным
В правовых актах закрепляются назначение, цели и гарантии осуществления государственного контроля, определяются его субъекты и объекты, устанавливаются процедурные формы его осуществления. При правовой регламентации контроля значительное внимание уделяется защите прав и свобод человека и гражданина во время осуществления контроля.
Реализация контроля обеспечивается возможностью применения различных видов государственного принуждения [7, 395].
Но сводить контроль к принуждению
- значит искажать исходное положение
вещей. К принуждению прибегают
лишь в случае выявления неправомерных
действий. Посредством контроля выявляются
сбои в государственном управлении,
проводится корректировка, изменение
правовых норм, структурных элементов
органов государственной
Прокурорский
надзор — специфическая деятельность
государственных федеральных
Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.
Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.
Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.
Цели
прокурорского надзора —
Нетрудно заметить, что на достижение этих целей направлена вся деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности перечислены в том же п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Ими являются: 1) прокурорский надзор (5 основных направлений, или отраслей); 2) уголовное преследование; 3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.