Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:38, контрольная работа
Предмет надзора по выявлению нарушений закона определен в ст. 21 Закона о прокуратуре и включает:
1. соблюдение Конституции РФ;
2. исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
3. соответствие законам правовых актов, издаваемых (принимаемых) перечисленными выше органами и должностными лицами.
1. Сущность и предмет прокурорского надзора по выявлению нарушений закона 1
2. Полномочия по надзору за исполнением законов 6
3. Организация работы по надзору за исполнением законов 10
Задача 12
Список литературы 13
Оглавление
1. Сущность и предмет прокурорского надзора по выявлению нарушений закона 1
2. Полномочия по надзору за исполнением законов 6
3. Организация работы по надзору за исполнением законов 10
Задача 12
Список литературы 13
Надзор по выявлению нарушений закона (общий надзор) является ведущей отраслью прокурорского надзора, с помощью которого осуществляется широкий комплекс стоящих перед прокуратурой задач по обеспечению верховенства Конституции РФ и действующих на ее территории законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства.
В соответствии с разделом 3 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», выделяют следующие отрасли прокурорского надзора:
Правовую основу прокурорского надзора по выявлению нарушений закона составляют: положения Конституции РФ 1993 г. (ст. 2, 18, гл. 2); Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации»; Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 (ред. от 10.02.2012) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»; Соглашение от 24.07.1998 «О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан»; Распоряжение Генпрокуратуры РФ от 14.01.1999 № 6/7р «Об организации исполнения соглашения «О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан».
Предмет надзора по выявлению нарушений закона определен в ст. 21 Закона о прокуратуре и включает:
1. соблюдение Конституции РФ;
2. исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
3. соответствие законам правовых актов, издаваемых (принимаемых) перечисленными выше органами и должностными лицами.
В отличие от других отраслей прокурорский надзор по выявлению нарушений закона является наиболее широкой и многогранной отраслью, охватывающей подавляющее большинство законов. По числу и разнообразию органов, за исполнением законов которыми осуществляется надзор, эта отрасль является наиболее сложной и трудоемкой.
Объектами надзора, исходя из ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ», является:
− федеральные министерства;
− федеральные службы (например, Федеральная служба безопасности и др.);
− иные федеральные органы исполнительной власти (например, Управление делами Президентами РФ и др.);
− представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ (например, областная дума и др.);
− исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (например, администрация области и др.);
− органы местного самоуправления (например, муниципалитеты и др.);
− органы военного управления (например, Министерство обороны и др.);
− органы контроля (например, КРУ в системе Минфина и др.);
− должностные лица;
− органы управления (например, совет учредителей и др.) и руководители коммерческих и некоммерческих организации.
В ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», закреплено, что прокурорский надзор за исполнением законов, как и надзор в других отраслях, осуществляется в целях обеспечения верховенства закона; единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением законов применительно ко всем прокуратурам и отдельно к территориальным и специализированным прокуратурам определяются в приказах и указаниях Генпрокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ.
Задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов состоят:
− в обязательном вмешательстве прокурора в связи с наступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
− в активизации и
− в более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, имея в виду, что перед законом все равны;
− в доведении до населения через радио, телевидение, печать информации о работе органов прокуратуры;
− в выявлении пробелов действующего законодательства путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров.
Полномочия при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов закреплены в ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», а именно:
1. По предъявлении служебного
удостоверения
2. Иметь доступ к интересующим
его документам и материалам.
Реализуя это полномочие, прокурор
руководствуется исключительно
служебными (государственными) интересами.
К документам, имеющим гриф «секретно»
и «совершенно секретно»,
3. Требовать от руководителей органов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Это могут быть правовые акты, изданные органом; материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и лицензии; приходно- расходные документы и др.
4. Требовать от руководителей органов, перечисленных в ст. 21 Закона о прокуратуре, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов в ходе осуществления надзора за исполнением законов. Это полномочие реализуется путем направления прокурором в адрес руководителя соответствующего органа письменного требования с просьбой направления в распоряжение прокурора того или иного специалиста (например, экономиста, инженера, врача и т.п.).
5. Требовать от руководителей
органов проведения проверок
в связи с поступившими в
органы прокуратуры
6. Требовать от руководителей поднадзорных прокурору органов проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций.
Это требование реализуется в основном путем направления письменного требования и реже – путем вынесения мотивированного постановления. Прокуроры вправе также требовать от соответствующих органов проведения ревизий и инвентаризаций в структурных подразделениях органа (цехах, участках, отделах и др.). Прокуроры могут требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций проведения служебных расследований в связи, например, с произошедшими авариями, несчастными случаями с людьми и т.д.
Вправе прокуроры требовать и проведения разного рода экспертиз. Требование о проведении экспертиз реализуется путем вынесения соответствующих постановлений.
7. Вызывать должностных лиц и граждан в прокуратуру для истребования объяснений по поводу нарушения закона.
8. Проводить прокурорские проверки исполнения законов и проверки законности правовых актов. Согласно ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проверки исполнения законов прокурор проводит на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Что касается проверок законности актов изданных органами, перечисленными в ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ», то они в соответствии с приказом Генпрокурора РФ могут проводиться как при наличии сведений о нарушении законов, так и при их отсутствии. Проверки законности актов в других органах проводятся только в связи со сведениями о нарушении законов. Но и обладая информацией о нарушении законов, прокурор проводит проверки, в частности, на предприятиях, в учреждениях и в организациях, как правило, тогда, когда их проведение нельзя поручить органам контроля, вышестоящим и иным органам.
Вторая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов направлена на устранения выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона.
Названные полномочия закреплены в ст. 22–25 Федерального закона «О прокуратуре РФ».
К этим полномочиям относятся права прокуроров.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вправе:
− опротестовывать противоречащие закону правовые акты либо обращаться в суды и арбитражные суды с заявлениями (исками) о признании таких актов недействительными;
− вносить представления в государственные и иные органы об устранении выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств;
− возбуждать производство об административном правонарушении;
− возбуждать уголовное дело;
− требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной);
− освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
− предостерегать должностных лиц о недопустимости нарушения ими закона.
Прокурор в пределах своей компетенции также полномочен:
− принимать меры к обеспечению
в установленном порядке
− обращаться в интересах государственных, кооперативных органов, общественных организаций и граждан с исковыми заявлениями в суды и арбитражные суды.
В ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре РФ», закреплено принципиально важное положение о том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение таких требований, а также уклонение от явки по их вызову влечет за собой установленную законом ответственность, как правило, административную.
Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на прокуратуру функции, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.
Важнейшими элементами организации работы по надзору за исполнением законов являются сбор информации о нарушениях законов, ее анализ и планирование работы. Под информационным обеспечением прокурорского надзора за исполнением законов понимается сбор, обработка, хранение (накопление) различных сведений (данных) в процессе его осуществления.
Источниками информации о нарушении законов являются письменные и устные обращения граждан (жалобы, заявления), поступающие в прокуратуру; сообщения средств массовой информации; обращения в прокуратуру руководителей предприятий, организаций, предпринимателей, и других лиц, законные интересы которых были нарушены; сообщения правоохранительных органов и органов контроля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах. Сведения о нарушении законов содержатся также в уголовных и гражданских делах, материалах прокурорских проверок, представлениях, вносимых следователями по уголовным делам.