Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:38, контрольная работа

Описание работы

Предмет надзора по выявлению нарушений закона определен в ст. 21 Закона о прокуратуре и включает:
1. соблюдение Конституции РФ;
2. исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
3. соответствие законам правовых актов, издаваемых (принимаемых) перечисленными выше органами и должностными лицами.

Содержание работы

1. Сущность и предмет прокурорского надзора по выявлению нарушений закона 1
2. Полномочия по надзору за исполнением законов 6
3. Организация работы по надзору за исполнением законов 10
Задача 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Контрольная Прок надзор.docx

— 35.33 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

1. Сущность и предмет прокурорского надзора по выявлению нарушений закона 1

2. Полномочия по надзору за исполнением законов 6

3. Организация работы по надзору за исполнением законов 10

Задача 12

Список литературы 13

 

 

 

 

1. Сущность и предмет  прокурорского надзора по выявлению нарушений закона

Надзор по выявлению нарушений закона (общий надзор) является ведущей отраслью прокурорского надзора, с помощью которого осуществляется широкий комплекс стоящих перед прокуратурой задач по обеспечению верховенства Конституции РФ и действующих на ее территории законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства.

В соответствии с разделом 3 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», выделяют следующие отрасли  прокурорского надзора:

  • Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, осуществляемый органами прокуратуры.
  • Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
  • Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
  • Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

 

Правовую основу прокурорского  надзора по выявлению нарушений закона составляют: положения Конституции РФ 1993 г. (ст. 2, 18, гл. 2); Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации»; Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 (ред. от 10.02.2012) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»;  Соглашение от 24.07.1998 «О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан»; Распоряжение Генпрокуратуры РФ от 14.01.1999 № 6/7р «Об организации исполнения соглашения «О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан».

Предмет надзора по выявлению нарушений закона определен в ст. 21 Закона о прокуратуре и включает:

1. соблюдение Конституции  РФ;

2. исполнение законов,  действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными  службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3. соответствие законам  правовых актов, издаваемых (принимаемых)  перечисленными выше органами  и должностными лицами.

В отличие от других отраслей прокурорский надзор по выявлению нарушений закона является наиболее широкой и многогранной отраслью, охватывающей подавляющее большинство законов. По числу и разнообразию органов, за исполнением законов которыми осуществляется надзор, эта отрасль является наиболее сложной и трудоемкой.

Объектами надзора, исходя из ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ», является:

− федеральные министерства;

− федеральные службы (например, Федеральная служба безопасности и др.);

− иные федеральные органы исполнительной власти (например, Управление делами Президентами РФ и др.);

− представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ (например, областная дума и др.);

− исполнительные органы государственной  власти субъектов РФ (например, администрация  области и др.);

− органы местного самоуправления (например, муниципалитеты и др.);

− органы военного управления (например, Министерство обороны и др.);

− органы контроля (например, КРУ в системе Минфина и  др.);

− должностные лица;

− органы управления (например, совет учредителей и др.) и руководители коммерческих и некоммерческих организации.

В ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», закреплено, что прокурорский надзор за исполнением законов, как и надзор в других отраслях, осуществляется в целях обеспечения верховенства закона; единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Конкретные задачи прокурорского  надзора за исполнением законов  применительно ко всем прокуратурам и отдельно к территориальным  и специализированным прокуратурам определяются в приказах и указаниях  Генпрокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ.

Задачи прокуроров при  осуществлении надзора за исполнением  законов состоят:

− в обязательном вмешательстве прокурора в связи с наступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;

− в активизации и совершенствовании  деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в этих органах и поручения проведения проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и в организациях;

− в более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, имея в виду, что перед законом все равны;

− в доведении до населения  через радио, телевидение, печать информации о работе органов прокуратуры;

− в выявлении пробелов действующего законодательства путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров.

 

 

 

 

2. Полномочия  по надзору за исполнением законов

Полномочия  при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов закреплены в ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», а именно:

1. По предъявлении служебного  удостоверения беспрепятственно  входить на территории и в  помещения органов, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. Для вхождения на территорию и в помещения особо режимных (секретных) объектов прокурору необходимо иметь соответствующий допуск, дающий право работы с документами и иными материалами, содержащими сведения, отнесенные к государственной или военной тайне.

2. Иметь доступ к интересующим  его документам и материалам. Реализуя это полномочие, прокурор  руководствуется исключительно  служебными (государственными) интересами. К документам, имеющим гриф «секретно»  и «совершенно секретно», прокурор  допускается при наличии у  него соответствующего допуска.

3. Требовать от руководителей  органов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Это могут быть правовые акты, изданные органом; материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и лицензии; приходно- расходные документы и др.

4. Требовать от руководителей  органов, перечисленных в ст. 21 Закона о прокуратуре, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов в ходе осуществления надзора за исполнением законов. Это полномочие реализуется путем направления прокурором в адрес руководителя соответствующего органа письменного требования с просьбой направления в распоряжение прокурора того или иного специалиста (например, экономиста, инженера, врача и т.п.).

5. Требовать от руководителей  органов проведения проверок  в связи с поступившими в  органы прокуратуры материалами  и обращениями. Это полномочие  реализуется путем направления  в адрес руководителей органов  письменного требования с просьбой  проведения проверки и сообщения  о её результатах в прокуратуру. На выполнение требования о проведении проверки обычно даётся не более 10 суток со дня его наступления. Чаще проведение проверок поручается органам контроля и вышестоящим органам. На предприятиях, в учреждениях, в организациях проверки преимущественно должны проводиться органами контроля.

6. Требовать от руководителей  поднадзорных прокурору органов проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций.

Это требование реализуется  в основном путем направления письменного требования и реже – путем вынесения мотивированного постановления. Прокуроры вправе также требовать от соответствующих органов проведения ревизий и инвентаризаций в структурных подразделениях органа (цехах, участках, отделах и др.). Прокуроры могут требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций проведения служебных расследований в связи, например, с произошедшими авариями, несчастными случаями с людьми и т.д.

Вправе прокуроры требовать  и проведения разного рода экспертиз. Требование о проведении экспертиз реализуется путем вынесения соответствующих постановлений.

7. Вызывать должностных  лиц и граждан в прокуратуру для истребования объяснений по поводу нарушения закона.

8. Проводить прокурорские проверки исполнения законов и проверки законности правовых актов. Согласно ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проверки исполнения законов прокурор проводит на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Что касается проверок законности актов изданных органами, перечисленными в ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ», то они в соответствии с приказом Генпрокурора РФ могут проводиться как при наличии сведений о нарушении законов, так и при их отсутствии. Проверки законности актов в других органах проводятся только в связи со сведениями о нарушении законов. Но и обладая информацией о нарушении законов, прокурор проводит проверки, в частности, на предприятиях, в учреждениях и в организациях, как правило, тогда, когда их проведение нельзя поручить органам контроля, вышестоящим и иным органам.

Вторая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов направлена на устранения выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона.

Названные полномочия закреплены в ст. 22–25 Федерального закона «О прокуратуре РФ».

К этим полномочиям относятся  права прокуроров.

Прокурор или его заместитель  в случае установления факта нарушения  закона органами и должностными лицами вправе:

− опротестовывать противоречащие закону правовые акты либо обращаться в суды и арбитражные суды с заявлениями (исками) о признании таких актов недействительными;

− вносить представления  в государственные и иные органы об устранении выявленных нарушений  законов и способствующих им обстоятельств;

− возбуждать производство об административном правонарушении;

− возбуждать уголовное дело;

− требовать привлечения  лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной);

− освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

− предостерегать должностных  лиц о недопустимости нарушения  ими закона.

Прокурор в пределах своей  компетенции также полномочен:

− принимать меры к обеспечению  в установленном порядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона;

− обращаться в интересах  государственных, кооперативных органов, общественных организаций и граждан с исковыми заявлениями в суды и арбитражные суды.

В ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре РФ», закреплено принципиально важное положение о том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение таких требований, а также уклонение от явки по их вызову влечет за собой установленную законом ответственность, как правило, административную.

Статистическая и иная информация, справки, документы и  их копии, необходимые при осуществлении  возложенных на прокуратуру функции, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

 

3. Организация работы по надзору за исполнением законов

Важнейшими элементами организации  работы по надзору за исполнением  законов являются сбор информации о нарушениях законов, ее анализ и планирование работы. Под информационным обеспечением прокурорского надзора за исполнением законов понимается сбор, обработка, хранение (накопление) различных сведений (данных) в процессе его осуществления.

Источниками информации о  нарушении законов являются письменные и устные обращения граждан (жалобы, заявления), поступающие в прокуратуру; сообщения средств массовой информации; обращения в прокуратуру руководителей предприятий, организаций, предпринимателей, и других лиц, законные интересы которых были нарушены; сообщения правоохранительных органов и органов контроля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах. Сведения о нарушении законов содержатся также в уголовных и гражданских делах, материалах прокурорских проверок, представлениях, вносимых следователями по уголовным делам.

Информация о работе Прокурорский надзор