Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 03:34, контрольная работа

Описание работы

Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст. 129 Конституции РФ и в п. 1 ст. 4 Закона о прокуратуре РФ, это: принцип единства прокурорской системы, ее централизации, независимости, законности и гласности.
Знание и соблюдение этих принципов имеет большое значение для обеспечения эффективности функционирования прокуратуры в системе государственных органов. Целью представленной работы и является рассмотрение основных принципов организации и деятельности прокуратуры.

Файлы: 1 файл

Вариант 2.docx

— 35.37 Кб (Скачать файл)

Порядок и условия государственной  защиты определены Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г., в ред. от 22 августа 2004 г., а также иными нормативно-правовыми актами.

        Принцип гласности заключается в открытости деятельности прокуратуры, ее доступности для населения и средств массовой информации. Соблюдение этого принципа на практике даст обществу возможность осуществлять контроль за деятельностью прокуратуры.

При всей открытости работы органов  прокуратуры «никто не вправе без  разрешения прокурора разглашать материалы  проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения» (ст. 5 Закона о прокуратуре), т.е. гласность допустима в тех пределах, которые не противоречат требованиям законодательства, охраняющего права и свободы граждан, государственную и иную специально охраняемую законом тайну и не нарушают их.

Органы прокуратуры осуществляют свои функции гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям  законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной или специально охраняемой законом тайне.

Порядок реализации указанного принципа отражен в приказе Генерального прокурора РФ от 8 июля 1998 г. № 45 «О задачах органов прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации, совершенствованию общественных связей» и его указаниях от 17 декабря 2002 г. № 74/40 «Об организации взаимодействия органов прокуратуры с правозащитными и иными общественными организациями».

В целях обеспечения соблюдения принципа гласности в составе Генеральной прокуратуры создано самостоятельное структурное подразделение - Центр информации и общественных связей. На него возлагается информирование общества, используя печать, радио, телевидение и др. средства массовой информации, о состоянии законности и правопорядка в стране и отдельных регионах, о мерах, принимаемых прокуратурой и иными правоохранительными органами. В то же время принцип гласности предусматривает определенные ограничения. Пределы гласности в деятельности прокуратуры вытекают из конституционных требований и определяются нормами федерального законодательства. Так, в п. 1 ст. 23 Конституции РФ предусматривается неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна. В п. 2 ст. 4 Конституции РФ, кроме того, говорится о необходимости соблюдения законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203, в ред. от 3 марта 2005 г.

Помимо государственной тайны, нормами действующего законодательства установлены и иные режимы тайны. К их числу, например, относятся следственная, тайна совещательной комнаты в суде, нотариальная, врачебная, служебная и т.д. Понятие «служебная и коммерческая тайна» определяется ГК РФ (ст. 131). В соответствии с нормами гражданского законодательства режим тайны распространяется на коммерческую информацию. Это так называемая коммерческая тайна и такие се разновидности, как банковская (ст. 857 ГК РФ) и страховая (ст. 946 ГК РФ)1. Нарушение требований законодательства по охране тайны влечет материальную, дисциплинарную или уголовную ответственность в соответствии со ст. 183, 282 УК РФ.

Вместе с тем законом предусмотрены  конкретные формы деятельности прокуратуры, в которых проявляется ее демократичность: это различные формы взаимодействия с органами представительной (законодательной) власти, средствами массовой информации, общественностью, доведение до их сведения результатов деятельности прокуратуры по укреплению законности и борьбе с преступностью.

Будучи осведомленной о состоянии  законности практически во всех сферах правовых отношений, прокуратура в  лице Генерального прокурора РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры в рамках принципа гласности предоставляют такую информацию органам власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Принципы  организации и деятельности прокуратуры  РФ являются важнейшими исходными положениями, на которых базируется все законодательство, регламентирующее прокурорский надзор, с целью определения полномочий, характера правовых средств и  методов надзора за исполнением  закона.

Принципы  единства и централизации заключаются  в том, что все органы прокуратуры  составляют единую систему на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.

Принцип законности означает, что органы прокуратуры  осуществляют свои функции в строгом  соответствии с действующим законодательством.

Принцип независимости декларирует наличие  собственной компетенции органов  прокуратуры, в осуществление которой  недопустимо вмешательство, воздействии  в какой-либо форме других государственных  органов, общественных объединений, средств  массовой информации и др.

Принцип гласности обязывает прокуратуру  действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям  законодательства об охране прав и  свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой тайне.

Важно отметить, что все рассмотренные в работе принципы организации и деятельности органов прокуратуры взаимосвязаны  и должны рассматриваться в их единстве. Именно такой подход, обеспечивающий последовательность проведение в жизнь  принципов единства, централизации, независимости, законности и гласности  деятельности прокуроров и следователей, способен обеспечить эффективность  функционирования прокуратуры в  соответствии с ее местом и ролью  в системе государственной власти Российской Федерации.

 

 

2.Тестовый вопрос.

Могут ли прокуроры, быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления?

А) да;

Б) нет ( Статья 4 ФЗ №2202-1"О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992) ;

В) да, но только в общественных организациях;

Г) да, но только в политических объединениях.

 

3.Задача

При посещении следственного изолятора  с целью проверки исполнения закона прокурор установил, что обвиняемый Сидоров незаконно помещен в  карцер. Прокурор вынес постановление, обязывающее администрацию изолятора  освободить его из карцера. Начальник  следственного изолятора отказался  выполнить постановление прокурора  и обжаловал его вышестоящему прокурору, мотивировав свои действия тем, что прокурор административной властью не обладает. По мнению начальника изолятора прокурор должен был принести протест на его решение о помещении  Сидорова в карцер.

Оцените законность действий начальника следственного изолятора  и прокурора.

 

ОТВЕТ

ФЗ №2202-1"О  прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992

«…Статья 33. Полномочия прокурора

1. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

…отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц,заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своимпостановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера,одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

2. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим

постановлением каждого  содержащегося без законных оснований в учреждениях,исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Статья 34. Обязательность исполнения постановлений и требований прокурора

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу,осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.»

Начальник следственного изолятора был  обязан подчиниться постановлению прокурора и освободить обвиняемого Сидорова из карцера. Так как, следуя ФЗ №2202-1"О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992",законодатель наделяет прокуроров особыми властно-распорядительными полномочиями: их требования подлежат исполнению незамедлительно независимо от того, обжалованы они или нет, и, соответственно, до рассмотрения протеста начальник следственного изолятора обязан приостановить действие опротестованного решения.

 

 

 

Список  использованных источников

 

1.Нормативно-правовые акты и документы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93г.
  2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.92 № 2202-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями.
  3. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». М.: Норма, 2000.

2.Литература

  1. Гельдибаев М.Х., Огородников А.А. Прокурорский надзор. Спб.: Питер, 2002.
  2. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие. М.: - ИНФРА-М, 2003.
  3. Лукичев Ю.А., Рохлин В.И., Стуканов А.П. Прокурорский надзор: Учебно-методический комплекс. Спб.: Издательство Михайлова В.А., 2005.
  4. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др. под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Высшее образование, 2005.
  5. Российский прокурорский надзор: Учебник / Под ред. проф. А.Я.Сухарева. М.: Норма, 2005.

1

 


Информация о работе Прокурорский надзор