Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:44, контрольная работа
Данная работа посвящена изучению личности несовершеннолетнего правонарушителя: выявлению особенностей механизма его преступного поведения, выявлению специфических причин, порождающих противоправного поведение и совершение в этом возрасте преступлений. Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя представляет повышенный интерес, поскольку происходит выявление и оценка особенностей механизма его противоправного поведения, выявления специфических причин, порождающих это поведение и совершение в этом возрасте правонарушений. И общая, и индивидуальная профилактика применимы к различным возрастным категориям делинквентов, вместе с тем результативность применяемых к ним мер будет неодинаковой.
Введение……………………………………………………………………………...2
1. Понятие личности несовершеннолетнего нарушителя ………………………..4
1.1 Общий портрет личности несовершеннолетнего нарушителя…………....4
2. Психофизические и возрастные особенности несовершеннолетних преступников……………………………………………………………………….13
2.1.Возрастные особенности…………………………………………………..13
2.2.Психофизические и интеллектуальные особенности несовершеннолетних…….…………………………………………………….16
3. Особенности преступности несовершеннолетних…………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………...35
Интересы в сфере техники, художественной самодеятельности, занятий спортом проявляются в три-четыре раза реже, чем у подростков с позитивным поведением. И дело здесь не просто в ограниченности их интересов, а именно в весьма раннем, по возрасту, замещении интересами и потребностями явно асоциальными.
К числу характерных личностных особенностей несовершеннолетних, совершающих преступления, относятся и существенные деформации их нравственных и правовых ценностных ориентации.
Понятия товарищества, долга, совести, смелости и т. п. переосмысливаются этими подростками, исходя из групповых интересов. Жизненные цели смещаются у них в сторону психологического комфорта компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. Совершая аморальные и противоправные поступки, они стремятся всячески «облагораживать» их мотивы, искаженно негативно оценивать поведения потерпевших, У них четко фиксируется позиция одобрения или «понимания» большинства преступлений, отрицания и полного игнорирования собственной ответственности за противоправное поведение.
В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если очень нужно, в том числе, если этого требуют интересы группы. Необходимость соблюдения требований закона соотносится, главным образом, со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения.
В эмоционально-волевой сфере подростков, совершивших преступления, чаще всего фиксируются ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, несдержанность, грубость, лживость, отсутствие самокритики.
Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников. При этом речь вновь идет не о возрастных особенностях, которые были бы присущи основной массе подростков вообще, а именно о криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной сферах, характерных именно для лиц, совершающих преступления.
У большинства подростков, совершивших преступления, имеются устойчивые отклонения в нравственной направленности, выражающиеся в отсутствии положительных установок. Наиболее характерны для изученных подростков следующие отрицательные черты: ярко выраженные формы эгоизма и индивидуализма, озлобленность, чрезмерная грубость, дерзость, упрямство, распущенность, жадность, легкомысленное отношение к жизни, неразвитость чувства стыда и т.п. Нравственная деформация их личности отражается и в эмоциональных особенностях. Для них характерна эмоциональная возбудимость, агрессивность поведения, конфликтность, несдержанность, повышенная аффективность.
Обращает на себя внимание значительный процент не учащихся и не работающих к моменту совершения преступлений подростков. Незанятость трудоспособного молодого человека трудом или учебой имеет криминогенное значение, так как лишает его возможности добывать честным путем средства к существованию, дает много свободного времени, которое может быть использовано им вопреки интересам общества, выводит из сферы необходимого уровня социального контроля и позитивных связей в коллективе
В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник — это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны:
Полное представление о личности требует выявления и ее положительных сторон. Максимальное использование положительного личностного потенциала необходимо и для достижения целей перевоспитания.
К нравственно-положительным качествам, отмечаемым исследованиями у несовершеннолетних правонарушителей, относятся дружелюбие, отзывчивость, заботливость, проявляемые в отношениях с товарищами и некоторыми членами семьи. Однако при этом характерна избирательность их проявления, существенно сниженная распространенность по сравнению с обычными сверстниками.[14]
В подростковом возрасте физическое и духовное развитие несовершеннолетнего еще не завершено. Это отражается на характере его действий и поступков. В этом возрасте происходит глубокая биологическая перестройка организма: рост становится быстрым, усиливается секреция половых желез, начинается интенсивное физическое развитие.
Биологические изменения в организме касаются и психического развития. Равновесие, достигнутое к началу подросткового возраста, нарушается: появляется интерес к своей личности, чрезмерная критичность к окружающим, начинают проявляться особенности характера, изменяется поведение несовершеннолетнего. В этом возрасте отчетливо обнаруживаются психические аномалии, которые окружающими могут приниматься за хулиганские поступки, распущенность, аморальное поведение.
К таким аномалиям прежде всего следует отнести повышенную эмоциональную возбудимость, некоторую неуравновешенность характера, быструю смену настроения и поведения. Кроме того, под влиянием микросреды, в которой живет и воспитывается подросток, у него могут, возникнуть такие свойства характера, как: дерзость, упрямство, грубость, раздражительность. Эти качества переходного подросткового возраста нередко используются взрослыми антиобщественными элементами, которые зная возможность необдуманных поступков со стороны несовершеннолетних, выбирают подходящий момент и вовлекают их в совершение поступков анти социальной направленности
Толчком приобщения несовершеннолетних к антиобщественной деятельности могут служить повышенная внушаемость и способность к подражанию, свойственные этому возрасту, а также стремление к самостоятельности. И если родители не пользуются авторитетом у своих детей, телевидения они начинают искать этот авторитет на стороне. В результате безнадзорные дети независимо от того, из каких семей они вышли, часто попадают под влияние улицы, более податливы влиянию какого либо вожака из числа, чаще всего, более старших подростков Тем самым, попав в такое окружение, несовершеннолетний начинает копировать у них некоторые отрицательные черты поведения (сквернословие, пьянство, аморальный образ жизни), которые делают его «взрослым» и «самостоятельным».
Под влиянием окружающих подростка лиц начинает формироваться его нравственно-психологические ценности и ориентации (отношение к окружающей действительности). Ценностные ориентации определяют направление, в котором человек действует, цели, которых добивается, вид деятельности, который он выбирает, а также, что является для него главным, а что второстепенным.
Информация о работе Психофизиологические особенности личности несовершеннолетних преступников