Психофизиологические особенности личности несовершеннолетних преступников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Данная работа посвящена изучению личности несовершеннолетнего правонарушителя: выявлению особенностей механизма его преступного поведения, выявлению специфических причин, порождающих противоправного поведение и совершение в этом возрасте преступлений. Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя представляет повышенный интерес, поскольку происходит выявление и оценка особенностей механизма его противоправного поведения, выявления специфических причин, порождающих это поведение и совершение в этом возрасте правонарушений. И общая, и индивидуальная профилактика применимы к различным возрастным категориям делинквентов, вместе с тем результативность применяемых к ним мер будет неодинаковой.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Понятие личности несовершеннолетнего нарушителя ………………………..4
1.1 Общий портрет личности несовершеннолетнего нарушителя…………....4
2. Психофизические и возрастные особенности несовершеннолетних преступников……………………………………………………………………….13
2.1.Возрастные особенности…………………………………………………..13
2.2.Психофизические и интеллектуальные особенности несовершеннолетних…….…………………………………………………….16
3. Особенности преступности несовершеннолетних…………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………...35

Файлы: 1 файл

контрольная по Уголов.праву.docx

— 64.53 Кб (Скачать файл)

Интересы в сфере техники, художественной самодеятельности, занятий спортом проявляются в три-четыре раза реже, чем у подростков с позитивным поведением. И дело здесь не просто в ограниченности их интересов, а именно в весьма раннем, по возрасту, замещении интересами и потребностями явно асоциальными.

К числу характерных личностных особенностей несовершеннолетних, совершающих преступления, относятся и существенные деформации их нравственных и правовых ценностных ориентации.

Понятия товарищества, долга, совести, смелости и т. п. переосмысливаются этими подростками, исходя из групповых интересов. Жизненные цели смещаются у них в сторону психологического комфорта компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. Совершая аморальные и противоправные поступки, они стремятся всячески «облагораживать» их мотивы, искаженно негативно оценивать поведения потерпевших, У них четко фиксируется позиция одобрения или «понимания» большинства преступлений, отрицания и полного игнорирования собственной ответственности за противоправное поведение.

В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если очень нужно, в том числе, если этого требуют интересы группы. Необходимость соблюдения требований закона соотносится, главным образом, со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения.

В эмоционально-волевой сфере подростков, совершивших преступления, чаще всего фиксируются ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, несдержанность, грубость, лживость, отсутствие самокритики.

Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников. При этом речь вновь идет не о возрастных особенностях, которые были бы присущи основной массе подростков вообще, а именно о криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной сферах, характерных именно для лиц, совершающих преступления.

У большинства подростков, совершивших преступления, имеются устойчивые отклонения в нравственной направленности, выражающиеся в отсутствии положительных установок. Наиболее характерны для изученных подростков следующие отрицательные черты: ярко выраженные формы эгоизма и индивидуализма, озлобленность, чрезмерная грубость, дерзость, упрямство, распущенность, жадность, легкомысленное отношение к жизни, неразвитость чувства стыда и т.п. Нравственная деформация их личности отражается и в эмоциональных особенностях. Для них характерна эмоциональная возбудимость, агрессивность поведения, конфликтность, несдержанность, повышенная аффективность.

Обращает на себя внимание значительный процент не учащихся и не работающих к моменту совершения преступлений подростков. Незанятость трудоспособного молодого человека трудом или учебой имеет криминогенное значение, так как лишает его возможности добывать честным путем средства к существованию, дает много свободного времени, которое может быть использовано им вопреки интересам общества, выводит из сферы необходимого уровня социального контроля и позитивных связей в коллективе

В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник — это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны:

    1. постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т. д.);
    2. следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, участие в азартных играх;
    3. бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;
    4. ранние половые связи, половая распущенность;
    5. систематическое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, грубости, актов насильственного поведения;
    6. виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;
    7. культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся успехами в учебе, дисциплинированным поведением;
    8. привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у более слабого человека.[12]

Полное представление о личности требует выявления и ее положительных сторон. Максимальное использование положительного личностного потенциала необходимо и для достижения целей перевоспитания.

К нравственно-положительным качествам, отмечаемым исследованиями у несовершеннолетних правонарушителей, относятся дружелюбие, отзывчивость, заботливость, проявляемые в отношениях с товарищами и некоторыми членами семьи. Однако при этом характерна избирательность их проявления, существенно сниженная распространенность по сравнению с обычными сверстниками.[14]

2. ПСИХОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ

2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

К возрастным особенностям психологии несовершеннолетнего относятся: противоречивость, полярность чувств и побуждений, импульсивность, сочетание сенситивности и черствости, жестокости и холодности, чрезмерно завышенной самооценки и неуверенности в себе, отказа от общепринятых норм поведения и подчинение себя случайным «кумирам», максимализма в оценках и неспособности к борьбе мотивов, к принятию аргументированных решений, упрямства и противодействия советам с внушаемостью, склонностью к индуцированию. Возрастающий интерес к общим гуманитарным проблемам, вопросам жизни и смерти, своему социальному статусу в этом периоде парадоксально сочетается с недостаточно развитой способностью к объективной оценке конкретных поступков, к самоконтролю поведения. Особенно явно отмеченные черты выступают при их сочетании с устойчивым негативным отношением к общественной морали, установкам родителей, стилю семейных отношений.

Стремление проявить самостоятельность, реализовать себя является часто одной из причин, толкающих этих лиц на совершение асоциальных поступков. Ввиду того что активность лиц указанной категории достаточно высокая, несовершеннолетних легче в некоторых случаях склонить и к совершению преступления. Кроме того, их интеллектуальные и физические возможности представляют собой большой криминогенный резерв.

Социально-психологические и криминологические исследования показывают, что для личности несовершеннолетних правонарушителей характерны следующие признаки:

    1. отсутствие интереса к познавательной деятельности и связанная с семейной и педагогической запущенностью когнитивная дефицитарность. Она может при поверхностной оценке производить впечатление умственной отсталости, особенно если осознанно или неосознанно утрируется. При этом, как правило, отмечается хорошая социальная ориентировка в сочетании с умением манипулировать другими людьми или использовать внешние обстоятельства в свою пользу;
    2. отсутствие способности к эмпатии (сочувствию), недостаточная глубина эмоционального сопереживания, равнодушие к чувствам других людей в сочетании с неспособностью устанавливать и поддерживать эмоционально насыщенные, стабильные отношения;
    3. стремление к получению простых удовольствий без определенного волевого усилия и труда; повышенная чувствительность к стимуляции извне. Эта особенность может сопровождаться стремлением к замещению чувства пустоты и скуки состоянием измененного настроения, вызываемого алкоголем и другими психоактивными веществами;
    4. неустойчивое настроение со склонностью к раздражительности, гневливым реакциям, состоящим из безмотивного внутреннего напряжения в сочетании с неадекватным, аффективно усиленным реагированием по агрессивному типу на конфликтные ситуации; выраженная наклонность к индивидуальной и особенно групповой жестокости;
    5. индифферентное или пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, облегченное усвоение навыков асоциального поведения и общий социально-правовой нигилизм;
    6. выраженная эгоцентричность с чувством правомерности своего асоциального поведения, с постоянным стремлением к его оправданию или обвинению окружающих в последствиях своих поступков; отсутствие глубоких личностных реакций с чувством вины за серьезные социальные последствия своих поступков;
    7. повышенная подверженность влиянию взрослых правонарушителей или групповому воздействию;
    8. раннее начало курения, ранняя алкоголизация и высокий риск употребления психоактивных веществ (наркотиков). [2]

Обязательному учету в процессе формировании личности правонарушителя подлежат кризисы возраста. Так, Л.С. Выготский выделял кризис новорождения, одного года, трех, семи и 13 лет. Кризисы новорожденности, трех лет и подросткового возраста относят к так называемым большим кризисам. Они характеризуются коренной перестройкой отношений ребенка и общества. Малые кризисы (кризис одного года, 7 лет, 17–18 лет) проходят относительно свободно, связаны с приобретением человеком опыта, знаний и умений, развитием самостоятельности и самоопределения. Кризисы возраста означают особый психологический этап, переход к новому высшему периоду развития.

Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов наиболее трудным как для самих ребят, так и для тех, кто занимается их воспитанием (родителей, учителей и др.) является кризис подросткового возраста. Для него характерным является эмоциональная неустойчивость подростка, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакций, часто проявляющихся в неоправданной резкости и повышенной конфликтности с окружающими. Повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями, учителями объясняется тем, что меняется система отношений подростка с окружающими его людьми. Вследствие обостренного чувства взрослости он стремится к равенству в отношениях со взрослыми и сверстниками. Стремясь избавиться от опеки, от оценок и влияния взрослых подросток становится очень критичным по отношению к ним, начинает обостренно чувствовать недостатки родителей и учителей, подвергать сомнению советы и высказывания старших. Таким образом, возникает много поводов для возникновения конфликтов и столкновений между взрослыми и подростками. Немалую роль при этом играет педагогическая несостоятельность взрослых, недостаточное уважение достоинства подростка, опора в воспитании на директивные, принуждающие меры и наказания.

 

2.2. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Несовершеннолетние правонарушители по сравнению с подростками, правонарушений не совершавших, имеют социально отягощенные дефекты психологического и интеллектуального развития, в том числе:

    1. различные нарушения в деятельности организма, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах (в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и инфекционных заболеваний);
    2. ярко выраженные, начиная с детского возраста, невропатологические черты и патохарактерологические реакции (чрезмерная крикливость, плаксивость, повышенная обидчивость, легкая ранимость, капризность, аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство, нарушение сна, речи и др.);
    3. заболевание алкоголизмом;
    4. явления физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д.), либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;
    5. пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, воспитателями, в учебе и труде, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта. [11]

В  подростковом  возрасте  физическое  и  духовное  развитие  несовершеннолетнего  еще  не  завершено.  Это  отражается  на  характере  его  действий  и  поступков.  В  этом  возрасте  происходит  глубокая  биологическая  перестройка  организма:  рост  становится  быстрым,  усиливается  секреция  половых  желез,  начинается  интенсивное  физическое  развитие.

Биологические  изменения  в  организме  касаются  и  психического  развития.  Равновесие,  достигнутое  к  началу  подросткового  возраста,  нарушается:  появляется  интерес  к  своей  личности,  чрезмерная  критичность  к  окружающим,  начинают  проявляться  особенности  характера,  изменяется  поведение  несовершеннолетнего.  В  этом  возрасте  отчетливо  обнаруживаются  психические  аномалии,  которые  окружающими  могут  приниматься  за  хулиганские  поступки,  распущенность,  аморальное  поведение.

К  таким  аномалиям  прежде  всего  следует  отнести  повышенную  эмоциональную  возбудимость,  некоторую  неуравновешенность  характера,  быструю  смену  настроения  и  поведения.  Кроме  того,  под  влиянием  микросреды,  в  которой  живет  и  воспитывается  подросток,  у  него  могут,  возникнуть  такие  свойства  характера,  как:  дерзость,  упрямство,  грубость,  раздражительность.  Эти  качества  переходного  подросткового  возраста  нередко  используются  взрослыми  антиобщественными  элементами,  которые  зная  возможность  необдуманных  поступков  со  стороны  несовершеннолетних,  выбирают  подходящий  момент  и  вовлекают  их  в  совершение  поступков  анти  социальной  направленности 

Толчком  приобщения  несовершеннолетних  к  антиобщественной  деятельности  могут  служить  повышенная  внушаемость  и  способность  к  подражанию,  свойственные  этому  возрасту,  а  также  стремление  к  самостоятельности.  И  если  родители  не  пользуются  авторитетом  у  своих  детей,  телевидения  они  начинают  искать  этот  авторитет  на  стороне.  В  результате  безнадзорные  дети  независимо  от  того,  из  каких  семей  они  вышли,  часто  попадают  под  влияние  улицы,  более  податливы  влиянию  какого  либо  вожака  из  числа,  чаще  всего,  более  старших  подростков    Тем  самым,  попав  в  такое  окружение,  несовершеннолетний  начинает  копировать  у  них  некоторые  отрицательные  черты  поведения  (сквернословие,  пьянство,  аморальный  образ  жизни),  которые  делают  его  «взрослым»  и  «самостоятельным».

Под  влиянием  окружающих  подростка  лиц  начинает  формироваться  его  нравственно-психологические  ценности  и  ориентации  (отношение  к  окружающей  действительности).  Ценностные  ориентации  определяют  направление,  в  котором  человек  действует,  цели,  которых  добивается,  вид  деятельности,  который  он  выбирает,  а  также,  что  является  для  него  главным,  а  что  второстепенным.

Информация о работе Психофизиологические особенности личности несовершеннолетних преступников