Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:44, контрольная работа
Данная работа посвящена изучению личности несовершеннолетнего правонарушителя: выявлению особенностей механизма его преступного поведения, выявлению специфических причин, порождающих противоправного поведение и совершение в этом возрасте преступлений. Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя представляет повышенный интерес, поскольку происходит выявление и оценка особенностей механизма его противоправного поведения, выявления специфических причин, порождающих это поведение и совершение в этом возрасте правонарушений. И общая, и индивидуальная профилактика применимы к различным возрастным категориям делинквентов, вместе с тем результативность применяемых к ним мер будет неодинаковой.
Введение……………………………………………………………………………...2
1. Понятие личности несовершеннолетнего нарушителя ………………………..4
1.1 Общий портрет личности несовершеннолетнего нарушителя…………....4
2. Психофизические и возрастные особенности несовершеннолетних преступников……………………………………………………………………….13
2.1.Возрастные особенности…………………………………………………..13
2.2.Психофизические и интеллектуальные особенности несовершеннолетних…….…………………………………………………….16
3. Особенности преступности несовершеннолетних…………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………...35
Параллельно с ценностными ориентациями у подростковой личности формируется самооценка, то есть отношение к самому себе. Другими словами, самооценка — это то, как оценивает себя человек по сравнению с окружающими его людьми, считает ли он себя лучше или хуже окружающих, способным более или менее чем они, достойным большего или меньшего.
Самооценка реализуется в чувствах и эмоциях, которые возникают у подростка по отношению к себе, своей внешности, особенностям характера, а также к предметам внешнего мира и людям, которых человек осознает частью своей личности. Не вызывает сомнений, что неблагополучное окружение подростка способствует прививанию искаженных ценностей и низкой самооценки личности, облегчает процесс вовлечения несовершеннолетнего в антиобщественные действия. Под влиянием окружения, подростки переосмысливают такие понятия, как «товарищество», «долг», «совесть», «смелость», исходя из групповых интересов. Жизненные цели смещаются у них в сторону психологического комфорта группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства наживы. Аморальные и противоправные поступки они стремятся всячески «облагораживать», искажать оценку личности и поведение потерпевших. Они четко фиксируют позицию одобрения (понимания) аморальных поступков и правонарушений и игнорируют собственную ответственность за противоправное поведение. Для таких подростков характерна также стойкая изоляция от учебного и трудового коллективов, игнорирование их правовых требований и нравственных оценок.
В настоящее время по уровню образования, определяемого по формальным показателям прохождения школьного обучения, от сверстников отстают лишь 8—9 % несовершеннолетних правонарушителей. Среди них в 5—6 раз больше доля лиц, систематически пропускающих занятия без уважительных причин, в 6—7 раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания.
В производственной сфере, подростков, ведущих аморальный образ жизни, характеризует полное отсутствие интереса к выполняемой работе и стремления к достижению производственных успехов. Работа интересует их всего лишь как предмет извлечения материальной или иной выгоды. Интересы в сфере науки, техники, спорта проявляются в 3—4 раза реже, чем у подростков с позитивным поведением. Дело здесь не просто в ограниченности их интересов, а именно в весьма раннем, по возрасту, замещении интересами и потребностями явно асоциальными.
Среди основных причин, благоприятствующих возникновению и развитию нервно-психических заболеваний прежде всего, выделяют материально бытовые аспекты, а также неблагоприятные условия семейного воспитания несовершеннолетних, которые выражаются в аморальном образе жизни родителей, пьянстве и наличии у них отклонений в психике. Следует отметить, что влияние психических расстройств на негативное поведение подростка, в основном носит косвенный или опосредованный характер. Они вызывают социальную не адаптированность, неадекватность реакции подростков, но не определяют основное содержание конкретных действий, их нравственную направленность.
При вменяемом поведении нервно-психические аномалии не создают предрасположенности и к правонарушениям. Эти аномалии психики могут оказывать влияние на механизм формирования противоправного поведения, ускорять процесс деградации личности, сказываться на формах реакции на конфликтную ситуацию. Все эти факторы в некоторой степени способствуют (при непосредственном участии взрослых) осуществлению процесса приобщения несовершеннолетних к анти социальному образу жизни.
Половозрастные характеристики несовершеннолетних, вовлеченных в совершение действий анти социальной направленности, также имеют свои особенности. Так доля лиц мужского пола среди вовлекаемых подростков в целом превышает долю лиц женского пола. Связано это, прежде всего, с половыми и психофизиологическими особенностями воспитания девочек. Поэтому принято считать, что данная категория лиц обладает пониженной криминогенностью по сравнению с подростками противоположного пола. Однако в последние годы обращает на себя внимание то, что многие девушки — подростки превратно воспринимают понятие равноправия с лицами мужского пола и соблюдая худшие традиции мужского комфортного поведения, приобщаются к курению, злоупотреблению спиртными напитками, сквернословию, вступлению в беспорядочные интимные отношения. Помимо того, что каждая вторая-третья проститутка является несовершеннолетней, среди школьников 15—17 лет алкоголь употребляют 87,8 % девушек, что на 6,5 % больше, чем юношей. По статистическим данным, удельный вес лиц женского пола, стоящих на профилактическом учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, практически все последние годы примерно в 2—2,5 раза был выше удельного веса их среди несовершеннолетних, совершивших преступления. Еще выше он среди девушек, совершающих правонарушения и поставленных на внутришкольные и внутриучилищные учеты.
Если рассмотреть психологические особенности личности несовершеннолетних в криминологическом аспекте, то есть определить совокупность свойств и признаков лица либо группы лиц, не достигших совершеннолетия, которые имеют криминогенную значимость и выражают ее общественную опасность. Как показывают многочисленные наблюдения, формированию личности с противоправными установками, как правило, предшествует этап активного восприятия ею (личностью) негативных явлений социальной среды, который налагает отпечаток на потребности человека, его интересы, эмоции, мотивы, цели, волю. В конечном счете личность приобретает антиобщественную направленность поведения в виде определенной системы отношений к обществу, социальными и другими нормами. Поэтому в процессе криминологической характеристики личности правонарушителей-подростков необходимо сделать акцент на взаимодействие личности с социальной средой, так как сама по себе личность несовершеннолетнего также как и окружающая его действительность не является основой противоправного поведения и только их взаимодействие порождает преступную направленность действий несовершеннолетнего. Криминологическая характеристика личности подростков-правонарушителей не достигших восемнадцатилетнего возраста имеет свои отличительные особенности, которые главным образом связаны со специфическими чертами и психологическими различиями переходного от физиологического к социально-зрелому периоду развития личности и место этой возрастной группы в системе социальных связей и общественных отношений.
Следует отметить, что развитие отрицательных черт личности ребенка начинается задолго до 14-ти летнего возраста. Уже в возрасте 5—6-ти лет ребенок может прибегать к помощи лжи, с целью избежать наказания. Нередкие случаи, когда дети присваивают себе чужие вещи, а изучение мотивов таких присвоений позволяют сделать вывод, что у таких детей проявляется опасное в перспективном плане качество — зависть. В свою очередь это качество может стать толчком для развития такой отрицательной черты, как жадность, порождающей гипертрофированные потребности личности. Так или иначе, отрицательные вышеперечисленные черты поведения подростков в сочетании с повышенной внушаемостью, стремлением к самостоятельности и способностью к подражанию, свойственными этому возрасту и воздействии внешних факторов социальной среды могут сыграть важную роль в формировании анти социальной направленности личности несовершеннолетнего. Как ни странно, толчком к приобщению подростков, обладающих соответственными чертами характера, к преступной деятельности в большинстве случаев выступают родители и педагоги. Некоторые из них не учитывают закономерности психического развития подростка, и продолжают относится к подростку как к ребенку, несмотря на его возрастные потребности, интересы, что в свою очередь вызывает резко негативное отношение ко всему запретному. Тем самым, такие подростки избегают общество, родителей и педагогов, становясь «педагогически запущенными». Выход из создавшегося положения они видят в общении со своими сверстниками или старшими товарищами, заменяющими им родительский авторитет. Особую тревогу вызывает увеличивающаяся год от года отягощенность некоторой части подростков различными нервно-психическими расстройствами, а также задержкой психического развития.
Несмотря на то, что в настоящее время по сравнению с девяностыми годами преступность несовершеннолетних несколько снизилась, однако снижение количества преступлений совершаемых несовершеннолетними, по мнению Юсупова М. Р., свидетельствует о так называемой Латентной преступности среди несовершеннолетних, доказательства этому в увеличении процента доставленных несовершеннолетних лиц за совершение ими административных правонарушений.
При анализе изменений и уровня преступности несовершеннолетних необходимо учитывать, что преступления лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, по своей качественной характеристике немногим отличаются от преступной деятельности подростков старших возрастных групп. (Кражи, грабежи, разбои, угроза убийством, посягательства на жизнь и здоровье, хулиганство и другие преступления).
Хотя несовершеннолетние в уголовно – правовом смысле узкая возрастная группа (14 – 18 лет), и круг деяний, за которые подростки несут уголовную ответственность, ограничен, долевой вклад несовершеннолетних в преступность весьма существенен. В настоящее время, лицами, не достигшими 18 лет, совершается около 11% процентов всех преступлений, доля несовершеннолетних среди лиц, совершивших преступления, составляет примерно 13%».
В 1999 году несовершеннолетними или при их соучастии было совершено 208300 преступлений, тогда как в 1991 году в России было зарегистрировано 173400 преступлений несовершеннолетних. Приведенная статистика, свидетельствует, по нашему мнению, о недостаточной профилактической работе в школе, низкой правовой грамотности родителей и детей, низкой эффективности профилактических мероприятий, проводимых Органами Внутренних Дел и другими государственными органами.[14]
Информация о работе Психофизиологические особенности личности несовершеннолетних преступников