Рассмотрение заявлений и жалоб граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:31, контрольная работа

Описание работы

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и муниципальных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическом правом. Одна из форм деятельности субъектов административного права – их обращение друг к другу, к иным государственным и общественным структурам.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3
1. Понятие заявления, предложения, жалобы…………………………. 4
2. Порядок рассмотрения предложений, заявлений, жалоб………….. 7
3. Право гражданина на жалобу………………………………………. 12
4. Гарантии при рассмотрении обращений граждан………………… 20
Заключение……………………………………………………………... 22
Список литературы…………………………………………………….. 23

Файлы: 1 файл

Курсовая по порядку рассмотрения заявлений и жалоб.docx

— 38.83 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение…………………………………………………………………. 3

1. Понятие заявления, предложения,  жалобы…………………………. 4

2. Порядок рассмотрения  предложений, заявлений, жалоб………….. 7

3. Право гражданина на  жалобу………………………………………. 12

4. Гарантии при рассмотрении  обращений граждан………………… 20

Заключение……………………………………………………………... 22

Список литературы…………………………………………………….. 23

ВВЕДЕНИЕ

 

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство  его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры  реализации, устанавливает обязанность  государственных и муниципальных  органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать  и принимать меры в связи с  обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическом правом.

Одна из форм деятельности субъектов административного права  – их обращение друг к другу, к  иным государственным и общественным структурам. Однако если государственные  органы  и их должностные лица свои обращения облекают в формы обязательных предписаний (приказов, распоряжений и т.д.), докладных записок, актов  о результатах проверок, обследований и т.п., то граждане такой возможности не имеют, поскольку они не носители государственно-властных полномочий. Поэтому для них определены особые формы их обращения в государственные и иные организации. Более того, право обращения в государственные и иные органы закреплено в Конституции в качестве одного из основных прав гражданина. Причем это право в Конституции, по сравнению с прежними конституциями, значительно расширено и уточнено: обращаться можно устно и письменно, индивидуально и коллективно (ст. 33)[1]. Естественно, обращения граждан подлежат рассмотрению адресатами в установленном порядке, что вытекает из положений гл. 2 Конституции о правах и свободах человека и гражданина, в частности, из ст. 55 о недопустимости ограничения этих прав и свобод.

1. ПОНЯТИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ,  ЖАЛОБЫ

 

Переход к гражданскому обществу и правовому государству, безусловно, выдвигает требование о том, чтобы  обращения членов гражданского общества – граждан – постепенно становились  одной из первых форм их участия  в государственной и общественной жизни, важным источником информации о  реальном состоянии дел на разных участках хозяйственной и социальной жизни. Они должны рассматриваться  в срочном и оперативном порядке  и по ним надлежит принимать необходимые  меры.

Обращения граждан в государственные  и иные организации имеют определенные формы, давно выработанные, широко применяемые  на практике и традиционно закрепляемые в законодательстве. В настоящее  время, как граждане, так и органы, куда направляются обращения, руководствуются  Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений  граждан Российской Федерации». Об отдельных формах обращения граждан  – заявлениях и особенно жалобах  – и порядке их рассмотрения установлены  специальные, частные правила, которыми и руководствуются соответствующие  органы и должностные лица, например, в КоАП РФ определен порядок подачи, рассмотрения жалоб и исполнения принятых по ним решений (ст. 30.1-30.11)[2].

Итак, обращения граждан  – устное и письменное, индивидуальное и коллективное – имеют формы  заявления, предложения и жалобы.

Заявление – обращения граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации. Заявление гражданина содержит обычно просьбы об удовлетворении его личных прав, законных интересов, оказания помощи материальными или иными способами, приеме на работу (службу), поступлении в профессиональное учебное заведение, вступлении в общественное объединение и т.д. Словом, реализация прав гражданина, которые являются только правами, а не обязанностями, осуществляются в основном через заявления.

Предложение – обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов внутренних дел и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства. Предложение содержит мнения автора, которые могут быть и обоснованными: по борьбе с правонарушениями, совершенствованию и улучшению хозяйственных дел и социальной жизни деятельности государственного аппарата и т.д., короче говоря, по любому вопросу государственной и общественной жизни в плане ее улучшения.

Жалобы – обращения граждан с требованием восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов или должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или иных законных интересов. Жалобы гражданина имеют иное содержание и особый правовой статус:

а) основанием для обращения  с жалобой служит только нарушение  прав и законных интересов гражданина по его мнению, в заявлениях и предложениях, если и говорится о нарушениях закона, то для пояснения и обоснования просьб и предложений;

б) право подачи жалобы законодательству принадлежит лишь тому лицу, чьи  права или законные интересы нарушены или от его имени его законному  представителю (родителям, усыновителям, опекунам, попечителям) и адвокату;

в) для подачи жалобы обычно устанавливаются сроки, как правило, в 10 суток, например, по КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в  течении этого срока (ст. 30.3), а продлен срок может быть только по уважительным причинам;

г) для жалобы установлена  письменная форма.

Также выделяется еще 3 формы  обращений, но менее распространенные, чем вышеперечисленные:

·   ходатайства – письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод.

·   коллективные обращения граждан – обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях.

·   петиции – коллективные обращения граждан в органы города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.

2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЗАЯВЛЕНИЙ, ЖАЛОБ

 

Общие правила рассмотрения заявлений, предложений и жалоб  установлены таким образом, чтобы  обеспечить уяснение обращения, проверку (если необходимо) и принятие решения  в кратчайшие сроки компетентными  органами и лицами, с целью удовлетворения просьб и предложений гражданина в рамках закона.

Эти общие правила следующие:

1. Государственные и иные  органы и организации обязаны принимать заявления, предложения и жалобы, рассматривать их, принимать меры и давать ответы заявителям. Условием этой обязанности органа и организации является то, чтобы обращение гражданина по данному вопросу входило в компетенцию органа (организации), тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится рассмотрение данного вопроса.

2. Граждане (в т.ч. – индивидуальные предприниматели) и организации вправе обращаться в суд (арбитражный суд) с заявлением по различным делам, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений. Это – дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) органов государственной власти, муниципальных органов, должностных лиц, государственных и муниципальных  служащих и др. Порядок рассмотрения таких заявлений подробно регулируется новыми процессуальными кодексами – ГПК РФ, АПК РФ.

3. Орган, получивший жалобу  по вопросу, не относящемуся  к его компетенции, вправе направить  ее конкретному органу, но запрещено  направлять жалобы граждан для  разрешения тем органам и должностным  лицам, действия которых обжалуются.

4. При рассмотрении жалобы  необходимо разобраться в ее  существе, в случае необходимости  истребовать нужные документы,  направлять работников на места  для проверки, принимать другие  меры для объективного разрешения  вопроса, своевременно сообщать  гражданам о результатах.

5. Определен срок рассмотрения  и разрешения обращений граждан:  заявлений и жалобы разрешаются  в срок до одного месяца  со дня поступления в орган  (организацию), которые обязаны разрешить  вопрос по существу, а не требующие  дополнительного изучения и проверки  – безотлагательно, но не позднее  15 дней.

Предложения граждан рассматриваются  в срок до одного месяца, за исключением  тех, где действуют уставы о дисциплине (транспорт, некоторые отрасли промышленности) может устанавливать дополнительные или иные особые, частные правила  разрешения жалоб и заявлений  – меньшие сроки, порядок вторичного обжалования и т.д.

В отдельных ведомствах с  учетом специфики их деятельности, но в пределах правил общего порядка  рассмотрения обращений граждан, действуют  свои подробные инструкции о порядке  рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан, например, в органах МВД, ФСБ, Российского  агентства  по патентам и товарным знакам и некоторых других.

Законодательство установило ответственность должностных лиц, вплоть до уголовной, за нарушение установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, бюрократическое  отношение к ним, волокиту, а также  преследование граждан в связи  с подачей обращений.

 

Порядок рассмотрения заявлений и жалоб военнослужащих и работников органов внутренних дел.

Действующее законодательство различает обращения военнослужащих и работников внутренних дел в  государственные (и иные) гражданские  организации и к командованию Вооруженных Сил и в органы внутренних дел.

В первом случае, т.е. при  обращении военнослужащего и  работника внутренних дел в гражданские  организации, действует общий порядок  рассмотрения заявлений, предложений  и жалоб, изложенный выше. При этом, однако, законодательство установило иные правила рассмотрения обращений  данной группы граждан, касающиеся сроков рассмотрения.

Определено, что жалобы военнослужащих, работников органов внутренних дел  и членов их семей разрешаются  в более короткие сроки, а именно: в центральных органах в срок до 15 дней со дня их поступления, в  местных органах, на предприятиях и  в поступления в орган, обязательный разрешить вопрос по существу.

В тех случаях, когда для  разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной  проверки, истребование дополнительных материалов либо принятия других мер, сроки разрешения заявления или  жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, предприятия, учреждения, но не более  чем на 15 дней с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или  жалобу.

Никаких иных исключений из общих рассмотрения обращений граждан  законодательство не устанавливает  ни для военнослужащих, ни для работников органов внутренних дел.

Порядок рассмотрения обращений  военнослужащих и работников внутренних дел по службе в своих отраслях регулируются иным законодательством. В общем законодательстве есть отсылочная норма о том, что предложения, жалобы и заявления военнослужащих и работников органов внутренних дел, связанные с прохождением службы, подаются, рассматриваются и разрешаются  в соответствии с Уставом внутренней службы и Дисциплинарным уставом  Вооруженных Сил, другими правовыми  нормативными актами.

Наше законодательство о  статусе Вооруженных Сил, военнослужащих и работников органов внутренних дел, принятое в последние годы, сделало  громадный шаг вперед по части  социальной защиты военнослужащих и  работников органов внутренних дел, в частности, закрепив за ним право обращаться в суд за защитой своих прав, притом эта норма закреплена в законе, т.е. акте, обязательном для всех.

Положение о службе в органах  внутренних дел еще более расширило  основания для обращения сотрудника в суд за защитой своих прав и законных интересов.

По вопросам службы в Вооруженных  Силах и в органах внутренних дел военнослужащий и сотрудник  органов внутренних дел также  вправе обращаться с жалобами, заявлениями  и предложениями, рассматриваемыми и разрешаемыми в служебном порядке  в соответствии с воинскими уставами и нормативными актами об органах  внутренних дел и милиции. Это  не означает, однако, что здесь имеется  особый досудебный предварительный  порядок рассмотрения, обязательный перед обращением в суд (военный  суд).

 

Рассмотрение  обращений граждан в органы внутренних дел.

Выполнение центральными и местными органами внутренних дел  своих задач возможно при условии  их тесной связи с населением, знания местного быта, национальных особенностей, материальных сторон жизни и т.д.

Деятельность органов  и сотрудников органов внутренних дел при охране порядка, административном надзоре, разрешительной системы, борьбе с преступностью и т.д. самым  непосредственным образом связана  с гражданами, их правами и обязанностями. Многие действия граждан возможны только с разрешения органов внутренних дел.

Информация о работе Рассмотрение заявлений и жалоб граждан