Рассмотрение заявлений и жалоб граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:31, контрольная работа

Описание работы

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и муниципальных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическом правом. Одна из форм деятельности субъектов административного права – их обращение друг к другу, к иным государственным и общественным структурам.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3
1. Понятие заявления, предложения, жалобы…………………………. 4
2. Порядок рассмотрения предложений, заявлений, жалоб………….. 7
3. Право гражданина на жалобу………………………………………. 12
4. Гарантии при рассмотрении обращений граждан………………… 20
Заключение……………………………………………………………... 22
Список литературы…………………………………………………….. 23

Файлы: 1 файл

Курсовая по порядку рассмотрения заявлений и жалоб.docx

— 38.83 Кб (Скачать файл)

Поэтому работа с обращениями  граждан в системе органов  внутренних дел – одни из самых  важных участков их деятельности.

Начало этой работы –  прием граждан в органах внутренних дел.

Ведомственными актами установлен определенный порядок приема: личный прием граждан обязаны проводить  руководители и другие должностные  лица органов внутренних дел, в определенные дни и часы, включая выходные дни, о чем должно быть известно населению. Руководители органов внутренних дел  должны анализировать обращения  граждан с тем, чтобы выявлять обстоятельства и причины, вызывающие нарушения их прав и законных интересов.

Из всех форм обращений  граждан – заявлений. Жалоб, предложений  – в органы внутренних дел поступает  наибольшее число заявлений. Это непосредственно связано с паспортной системой (получение паспорта, прописка, выписка), регистрационными полномочиями органов внутренних дел (транспортные средства, регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, дактилоскопическая регистрация и т.д.), выдачей лицензий и разрешений (по обороту оружия, на занятие частной детективной и охранной деятельностью, на некоторые виды работ, въезд в запретные зоны и т.д.), с поисками пропавших граждан и т.д.

3. ПРАВО ГРАЖДАНИНА НА  ЖАЛОБУ.

 

Право гражданина обжаловать акты субъектов власти – атрибут  демократической организации государства, общества. Оно обусловлено особенностями  властных отношений, ассиметричных, построенных  на началах неравенства сторон. В  таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы. Опыт развития человеческого общества свидетельствует  о том, что акты субъектов власти могут быть дефектными. Причины дефектности  различны: выбор не самого лучшего  варианта из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности; злоупотребление  правом и др. Поэтому в интересах  дела право одной стороны решать, использовать власть должно быть уравнено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра, отмены, изменения.

В административно-правовых отношениях права невластного субъекта, гражданина защищаются главным образом  его обращениями в государственные  органы, правозащитные и иные общественные организации. Жалобы обеспечивают оперативную  защиту прав граждан, оперативное устранение допущенных нарушений. С другой стороны, они способствуют устранению недостатков  в работе субъектов власти, укреплению законности, а значит, улучшению  работы администрации.

Для уяснения юридических  свойств и процедур разрешения все  жалобы граждан следует поделить на два типа:

·   административные, то есть рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке.

·   судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского, арбитражного и конституционного судопроизводства. Иными словами, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ. К этому типу обращений относят и жалобы, рассматриваемые судами конституционной юрисдикции.

Обращения граждан в суд  закон называет жалобами и исками. Их общее название – судебная жалоба – является в определенной степени условным. Среди них можно выделить:

§   на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юрисдикции;

§   по делам частного обвинения;

§   надзорные.

Эти жалобы граждан являются юридические фактами, приводящими  в действие механизм правосудия, и  результат рассмотрения которых  – акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела.

Среди административных жалоб  по правовым признакам различаются общая испециальная.

Право на общую  административную жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Хотя в ст. 33 Конституции РФ говорится о праве граждан России на обращение, бесспорно, что право на обращение и его разновидность – право на жалобу – от гражданства не зависит. Его имеют и граждане, и иностранцы, и лица без гражданства.

Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы – не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.  В федеральном законе "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ говорится об обжаловании действий должностных лиц, государственных и общественных органов. На практике данное положение толкуется значительно шире. Нередко граждане пишут о бездействии служащих, о непринятии надлежащих мер к нарушителям общественного порядка, обжалуют действия работников, не являющихся должностными лицами. Можно найти немало писем, содержащих претензии граждан к работе аптек, больниц, клубов, школ и других учреждений.

К кому можно обратиться с жалобой? Статья 4 федерального закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и  свободы граждан" называет адресатов  жалоб. В ней сказано: «Гражданин вправе обратиться с жалобой… к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему»[3]. Федеральным законом предусмотрено также, что органы прокуратуры, депутаты представительных органов рассматривают и проверяют жалобы граждан, а значит, общие административные жалобы могут быть направлены и этим адресатам.

Очень широки возможности  для обжалования и с точки  зрения формы их реализации. Общие  административные жалобы граждане могут  подавать лично, через своих представителей, используя средства связи. Такие  обращения могут быть письменными  и устными, индивидуальными и  коллективными.

Подача общей административной жалобы не ограничена каким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные ограничения права на жалобу. По одному и тому же факту гражданин  может обращаться много раз в  один и тот же либо в разные органы, одновременно или в разное время. Представляется, что если в компетентную организацию непосредственно или  из другой организации поступает  повторное письмо, содержание которого аналогично первому, то очередную проверку можно не проводить.

Но в настоящее время  существует ряд вполне оправданных  ограничений для лиц, использующих право на общую административную жалобу.

1. Она должна быть изложена  на государственном, то есть  русском языке. Из этого общего  правила возможны исключения. Например, если в субъекте Федерации  установлен еще и свой государственный  язык; если лицо воспринимающее  жалобу, способно понять смысл  изложенного на ином языке.

2. Письменное обращение  граждан должно быть им подписано  с указанием фамилии, имени  и отчества и содержать, помимо  изложения существа предложения,  заявления либо жалобы, также  данные о месте его жительства, работы и учебы. Обращение,  не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению  не подлежит[4].

3. Наличие акта правосудия  блокирует производство и по  общей, и по специальной административной  жалобе.

4. Не рассматриваются  обращения, содержащие выражения,  оскорбляющие честь и достоинство  других лиц.

5. Средства массовой информации  не обязаны отвечать на письма  граждан.

Право на специальную  административную жалобу чаще всего является еще одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.

В их числе:

§   на действия и бездействия таможенных органов, подача и рассмотрение которых регулируется ст. 404 – 415 Таможенного кодекса РФ;

§   на акты налоговых органов, подача и рассмотрение которых регулируется ст. 137 – 141 Налогового кодекса РФ;

§   связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения регламентируется федеральным законодательством;

§   рассматриваемые в порядке производства по делам об административных правонарушениях;

§   направляемые Уполномоченному по правам человека Российской Федерации и уполномоченному по правам человека субъектов Федерации;

§   вытекающие из отношений, складывающиеся внутри коллективов организаций и общественных объединений, регулируемых федеральным законодательством, их уставами и положениями;

§   иные жалобы, в отношении которых законодательством установлен специальный порядок рассмотрения

Специальные жалобы имеют  такие особенности:

§   наличие специальных норм, регулирующих основания и порядок работы с ними;

§   специальные основания для обжалования (приказ руководителя, постановление по делу об административном правонарушении и т.д.), прямо названные в законе;

§   четкое определение субъектов жалобы, признание таковыми, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;

§   четкое определение письменной формы и адресатов жалобы;

§   специальные сроки подачи жалоб;

§   особенности в производстве по конкретным видам жалоб.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения может ее отозвать на основании  письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо на подачу повторной  жалобы по тем же основаниям в тот  же орган или тому же должностному лицу.

Праву граждан на жалобы корреспондирует обязанность государственных  и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и иных субъектов  власти создавать условия для  ее реализации. Они должны:

·   разъяснить гражданам такое право;

·   принимать и устные, и письменные жалобы;

·   информировать о работе с обращениями их авторов;

·   систематически обобщать обращения с целью изучения общественного мнения, совершенствования своей работы, своевременного выявления и устранения причин нарушений прав и законных интересов граждан.

За организацию работы с жалобами и иными обращениями  граждан руководитель организации  несет личную ответственность.

За плохую работу с жалобами он может быть подвергнут дисциплинарному взысканию. Сам руководитель вправе привлечь к дисциплинарной ответственности подчиненных работников.

Производство  по общим административным жалобам  граждан.

В производстве по общим  административным жалобам можно  выделить четыре стадии.

Первая из них – стадия первичной обработки. Здесь получают письма, выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать ее в компетентную организацию. Если жалоба является повторной, то к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.

Вторая стадия – проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты.

Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом  средства изучения ситуации: беседы с  людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, замеры и др.

На этой стадии лицо, подавшее жалобу, вправе:

·   лично изложить доводы лицу, рассматривающему обращение;

·   знакомиться с итоговыми материалами проверки;

·   представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании;

·   пользоваться услугами адвоката, переводчика.

Иногда по результатам  проверки составляются справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.

Третья стадия – принятие решения по жалобе. Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения – главная в любом административном производстве.

Общий срок рассмотрения жалоб  граждан – один месяц. Из этого  правила установлены три исключения.

1. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного  изучения и проверки, решаются  безотлагательно, но не позднее  15 дней.

2. Если для разрешения  обращения необходимо проведение  специальной проверки, истребование  дополнительных материалов, либо  принятие других мер, срок производства  может быть продлен руководителем  организации или его заместителем, но не более чем на один  месяц.

Информация о работе Рассмотрение заявлений и жалоб граждан