Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2015 в 18:33, курсовая работа
Целью исследования является дефиниция роли референдума в нынешнем Российской державе и разбор факторов, фиксирующих референдум, как воля народа в демократическом мире.
Задачи исследования:
• определить понятие и разобрать характер формирования института референдума в Российской Федерации и заграничных государствах;
• изобразить процесс правового регулирования института референдума в нашем государстве;
• проанализировать режим исполнения референдума в субъектах Российской Федерации.
Введение.
Референдум, как форма прямой демократии является далече не новоиспеченной формой прямого участия народонаселения в решении глобальных социально-экономических и политических проблем, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и внешних проблем.
Принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., а его отчизной Швейцарию. За времена бытия института референдума в Европе на национальном уровне проведено более 100 общенародных голосований1. В России институт референдума был в форме сельских сходов, собраний и т. д.
После I Мировой войны институт референдума втиснулся в конституции ряда европейских стран. После II Мировой войны был выброшен последний толчок процессу дальнейшего формирования и улучшения референдума почти во всех высокоразвитых державах. Видно выросла насыщенность употребления данного института в особенности в 60-80 гг. В данное время референдум предусмотрен Конституциями более 20 стран, еще в 13 он проводился, не находясь зафиксированным в Основном Законе данных стран. В нашей державе впервой общенародное голосование (референдум) было предусмотрено Конституцией СССР 1936 г. 2
Анализируя становление нынешней российской государственности, имеется очень сложная и двойственная сфера, где случаются глубокие и быстрые смены: отречение от старых стереотипов и розыск новоиспеченных форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов.
Бесспорно, значительное значение в процессе демократизации страны, в процессе формировании конституционализма занимает институт прямого участия народа в правлении страной в форме выборов и референдумов. Актуальность обусловлена всё большим интересом к референдуму, выборам, к вопросу власти народа (такая, какая эта власть есть, никем не искривлённая).
В нынешней обстановке, при бытующем малом уровне правосознания и правовой культуры Российского социума, наиболее сложной и актуальной является проблема снабжения настоящей свободы волеизъявления избирателей при проведении референдумов.
В Отечественной истории, в том числе недавней, можно отыскать примеры, когда референдум и волеизъявление народа делались оружием для достижения политических целей и способом управления законодательством.
Целью исследования является дефиниция роли референдума в нынешнем Российской державе и разбор факторов, фиксирующих референдум, как воля народа в демократическом мире.
Задачи исследования:
Работа состоит из трёх глав. В первой главе поставлено понятие и проведён разбор характера воспитания института референдума в Российской Федерации и заграничных государствах, изображен образец судебной практики из энциклопедии Российского законодательства «системы Гарант». Во второй главе обличен процесс правового регулирования института референдума в России.
1. Понятие и значение референдума и плебисцита
Дефинициями, тесными с «референдум» можно считать плебисцит, общенародный опрос, общенародное обсуждение. Все данные понятия объединены с выявлением воли избирателей, но методы подобного выявления не всегда равны.
Референдум (латинское слово referendum означает «то, что должно быть сообщено») – это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом).
Плебисцит («то, что сказал плебс», под которым в данном случае понимался народ) – это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голосовании за единственную кандидатуру на должность Президента)
Для обозначения референдума и плебисцита употребляется также термин «всенародное голосование». Но речь здесь идет не о поголовном участии в голосовании, а о голосовании лиц, обладающих избирательными правами, по вынесенному на это голосование вопросу.
Референдум (плебисцит) – один из важнейших способов осуществления прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, т.е. такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты, избранные населением представители – депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, которые могут не оценить всех политических последствий принимаемого решения. Иногда референдум проводится в обстановке давления на психику избирателей.
Нужно отметить, что для того, чтобы референдум не превратился в фикцию, его проведение требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и его последствий.
Во многих странах установлен порядок проверки соблюдения всех необходимых процедур при инициативе референдума, включая иногда проверку со стороны верховных или конституционных судов. Не является исключением и Россия. Рассмотрим это на примере Российской судебной практики:
11 июня 2003 г. Конституционный Суд
Российской Федерации
Поводом к рассмотрению дела явился запрос группы депутатов Государственной Думы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации положения оспариваемого Федерального конституционного закона и имевший место порядок его принятия.
Исходя из рассмотренных материалов дела и руководствуясь частью первой статьи 43, статьей 68, частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79 и 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать Федеральный конституционный закон от 27 сентября 2002 г. «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» в части, устанавливающей период, в течение которого граждане Российской Федерации не могут выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и проведение такого референдума не допускается, не противоречащим Конституции Российской Федерации постольку, поскольку по конституционно-правовому смыслу положений данного Федерального конституционного закона период, в течение которого граждане могут выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и непосредственно участвовать в нем, должен во всяком случае составлять не менее двух лет, с тем чтобы в пределах четырехлетнего избирательного цикла обеспечивалась возможность проведения не менее двух референдумов.
2. Прекратить производство по
настоящему делу в части, касающейся
проверки конституционности
3. Согласно частям первой и
второй статьи 79 Федерального конституционного
закона «О Конституционном
4. Согласно статье 78 Федерального
конституционного закона «О
Если необходимые условия соблюдены, в одних странах окончательное решение принимает парламент, в других – Президент; все это связано с тем, что на институт референдума серьезно влияет форма правления в государстве (парламентская или президентская республика). Однако нередко парламент или Президент обязаны назначить референдум, они выбирают и устанавливают лишь определенную дату референдума. Местные референдумы проводятся обычно по инициативе местных представительных органов или группы избирателей.
На референдум, как правило, выносится вопрос (реже – несколько вопросов), предполагающий положительный «да» или отрицательный «нет» ответ избирателя. Возможен и иной вариант, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений (такой способ практикуется, в частности, в Швейцарии)4 В этом случае избиратель сможет выбрать одно из решений или дать положительный ответ на несколько вариантов, решение же будет определяться большинством голосов: им считается вариант, набравший наибольшее число положительных ответов. Все остальные варианты, даже если они соберут значительное число голосов, считаются отвергнутыми.
Вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов называется «формулой референдума». Законодательство устанавливает пределы допустимого использования института референдума. На голосование избирателей не могут выноситься вопросы чрезвычайного или безотлагательного характера, требующие специальных знаний, а также такие, ответ на которые известен заранее 5Также, нужно отметить, что вопрос (или ряд вопросов) вынесенный на референдум должен быть четко сформулирован, не должен содержать двоякого значения, так как у населения могут возникнуть проблемы при голосовании, следовательно, решение, принятое на референдуме может иметь неудовлетворительный характер.
Определение итогов референдума является очень важной процедурой. Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство из них (50% плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Иногда, однако, для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов с положительными ответами. В некоторых случаях для того, чтобы решение считалось принятым, устанавливается не процент явки избирателей, а процент позитивных ответов (например, в Великобритании на референдуме по вопросу предоставления автономии Шотландии и Уэльсу требовалось получить 40% утвердительных ответов избирателей в этих частях государства, что не удалось ни в Шотландии, ни в Уэльсе) 6.
Отдельные избиратели могут подавать жалобы на действия избирательных комиссий, избирательных советов, комиссий по референдуму (в разных странах употребляются различные названия), на нарушения их избирательных прав. Эти жалобы рассматриваются по той же процедуре, что и при выборах. Право опротестовывать результаты референдума предоставляется только политическим группировкам. Окончательное решение по такому протесту обычно принимает высшая судебная инстанция страны (верховный суд), во многих странах Латинской Америки – верховные (высшие) избирательные трибуналы, иногда – высшие административные суды.
Вывод. В мировой политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Он нередко отождествляется с всенародным опросом и плебисцитом, однако, рассматривается как утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер.
2.Конституция РФ –
как основной источник
Одним из преимуществ Конституции РФ 1993 г. является то, что она в отличие от предшествующих, не просто декларирует возможность использования института референдума для решения наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни, а включает его наряду с выборами в механизм реализации народовластия в России. Логическое развитие это положение главы «Основы конституционного строя» получает в следующей, второй главе Конституции, определяющей основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации, которой закреплено индивидуальное право граждан на участие в управлении делами государства 7.
Также, нужно отметить, что Конституция Российской Федерации предусматривает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум, следовательно, институт референдума можно использовать на всех уровнях власти.
Информация о работе Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, правовое регулирование