Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2015 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является дефиниция роли референдума в нынешнем Российской державе и разбор факторов, фиксирующих референдум, как воля народа в демократическом мире.
Задачи исследования:
• определить понятие и разобрать характер формирования института референдума в Российской Федерации и заграничных государствах;
• изобразить процесс правового регулирования института референдума в нашем государстве;
• проанализировать режим исполнения референдума в субъектах Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

ghhh.docx

— 35.22 Кб (Скачать файл)

Конституция отнесла к компетенции Президента право назначения всероссийского референдума. По прежней Конституции это полномочие было закреплено за Съездом народных депутатов, то есть за представительным органом 8

Изменение субъекта, обладающего названным правом, обусловлено конкретными сложными условиями развития России, так как сохранение этого права за столь политически поляризованным парламентом могло бы превратить референдум не в инструмент разрешения противоречий, а в орудие политической борьбы.

Однако это не означает, что Президент становится единственным субъектом, обладающим этим правом. В соответствии с Конституцией РФ, Президент Российской Федерации назначает референдум в соответствии с федеральным конституционным законом. Последний предусматривает условия обязательного назначения референдума по требованию указанных в нем органов, определенного количества депутатов, а также избирателей.

Проведение референдумов на местном уровне и уровне субъектов Российской Федерации подчиняется нормам законодательства о референдуме субъектов Российской Федерации, принимаемого в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и конституционными нормами, регулирующими право граждан участвовать в референдуме.

Конституция РФ определяет основные институты местного самоуправления, которые обеспечивают гражданам реальную самостоятельность при принятии ими решений по вопросам местного значения.

Вывод. Конституция РФ в наиболее общем виде регулирует вопросы, связанные с референдумом: закрепляет, что референдум наряду с выборами является высшим непосредственным выражением власти народа, закрепляет право граждан на участие в референдуме как один из компонентов более общего права граждан непосредственно участвовать в управлении делами государства; разграничивает предметы ведения Федерации и ее субъектов в части регулирования прав и свобод человека, к которым относится и право на участие в референдуме.

 

 

3. Федеральное законодательство  о референдуме

Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом РФ Ельциным Б.Н. был подписан Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»9 . В последствии данный закон утратил силу. Вместо него 28 июня 2004 г. Президент РФ Путин В.В. подписал новый Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» 10.Так как нормативно-правовая база России продолжает активно видоизменяться и совершенствоваться данный закон неоднократно претерпел изменения. Последние – внесены Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.03.2007. Данный закон включает в себя 15 глав, 93 статьи и регулирует проведение референдума, раскрывая следующий круг вопросов:

инициатива проведения референдума, назначение референдума; статус наблюдателей, иностранных (международных наблюдателей), представителей средств массовой информации; округ референдума, образование участков референдума; списки участников референдума; финансовое обеспечение референдума, фонды референдума; информационное обеспечение референдума; голосование; подсчёт голосов участников референдума, установление итогов голосования и результатов референдума; опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов референдума, вступление в силу решения, принятого на референдуме; хранение документов референдума; рассмотрение обращений о нарушениях законодательства РФ о референдуме, осуществление контроля за соблюдением права на участие в референдуме; ответственность за нарушение законодательства РФ о референдуме.

Основополагающие начала для проведения выборов и референдума в России установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ,который был подписан Президентом Путиным В.В. 12 июня 2002 г. Этому закону, так же предшествовал одноимённый закон, подписанный президентом Ельциным Б.Н. 19 сентября 1997 г., действие которого прекратилось с подписанием и вступлением в силу настоящего. Последние изменения внесены в него Федеральным законом от 21.07.2005 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации»  и постановлением Конституционного Суда РФ . Этот Федеральный закон включает в себя 11 глав, 84 статьи и регламентирует следующие вопросы:

гарантии права граждан РФ на назначение референдума; гарантии прав граждан РФ при регистрации (учёте) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума, образовании избирательных округов, избирательных участков, участков референдума; избирательные комиссии, комиссии референдума; гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов, реализации инициативы проведения референдума; статус кандидатов, инициативной группы по проведению референдума; гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах; финансирование выборов и референдума; гарантии прав граждан при организации и осуществления голосования, подсчёте голосов избирателей, участников референдума, установлении результатов выборов, референдума и их опубликования; обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ и ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах.

Рассмотрим действие норм указанных законов на примере некоторых из них. Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них вопросы:

1) изменения статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией  Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или  продления срока полномочий Президента  РФ, Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных  выборов Президента РФ, депутатов  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации  либо о перенесении сроков  таких выборов;

3) об избрании, о назначении на  должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении  полномочий лиц, замещающих государственные  должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных  органов государственной власти, иных федеральных государственных  органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении  срока полномочий органов, образованных  в соответствии с международным  договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых  или назначаемых на должность  в соответствии с международным  договором Российской Федерации, а также о создании таких  органов либо назначении на  должность таких лиц, если иное  не предусмотрено международным  договором Российской Федерации;

6) о принятии чрезвычайных и  срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения;

7) отнесенные Конституцией Российской  Федерации, федеральными конституционными  законами к исключительной компетенции  федеральных органов государственной  власти.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Таким образом, закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметом всенародного голосования.

В законе приведён конкретный перечень обстоятельств исключающих назначение и проведение референдума.

1) Референдум не назначается  и не проводится в условиях  военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской  Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить  референдум, или на части этой  территории, а также в течение  трех месяцев после отмены  военного или чрезвычайного положения.

2) Орган государственной власти  субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии  с конституцией (уставом), законом  субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования  принимать решение о назначении  референдума, вправе отказать в  назначении референдума только  в случае нарушения при выдвижении  инициативы проведения референдума  нормативных правовых актов, регулирующих  подготовку и проведение соответствующего  референдума.

3) Законом субъекта Российской  Федерации, уставом муниципального  образования может быть установлен  срок, в течение которого референдум  субъекта Российской Федерации, местный референдум с такой  же по смыслу формулировкой  вопроса не проводятся. Указанный  срок не может превышать два  года со дня официального опубликования  результатов референдума.

4) Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение  референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается11.

Так законодательство вводит четкие ограничения для проведения референдума. Все это связано со значимостью принятого на референдуме решения, а также последствий, которые может нести это решение.

Решения и действия (бездействие) Центральной комиссии референдума Российской Федерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.

Закон обязывает суды и органы прокуратуры организовывать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб 12

Таким образом, законодательство о референдуме закрепляет процедуру защиты права граждан участия в референдуме Российской Федерации.

Вывод. Процедура референдума РФ закреплена законодательно, причем законодатель четко оговаривает процесс назначения референдума, порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации, а также говорит о процессе голосования на референдуме и определения результатов. Нужно также заметить, что законодатель закрепляет ответственность за нарушение законодательства о референдуме.

 

 

Заключение.

 
         Свобода  выбора является важнейшим фактором  интеллектуального совершенствования  человека, нормального духовного  и нравственного развития каждой  личности.

В современных условиях стержнем для формирования и эффективного действия института референдума, должно стать обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать.

Конституция Российской Федерации провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.

Вышесказанное позволяет судить об изменении в приоритете форм осуществления народом принадлежащей ему государственной власти в пользу непосредственной демократии. Следует понимать роль и значение референдума как самой яркой формой непосредственного волеизъявления народа.

Но при этом нельзя допускать, чтобы референдум заменял институты политического представительства и противопоставлялся им как прямое выражение воли народа в ее искаженной передаче парламентариями. Политическое значение института референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь – возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной ее части.

Отсюда следует, что механизм реализации решений референдума и ответственность за их неисполнение должны быть такими же, как предписывает теория и правовая действительность. И здесь большая роль отведена закону. Действующее законодательство, определяющее референдум и процессы с ним связанные, качественно проработано и позволяет реализовывать институт референдума с максимальной эффективностью. Это даёт возможность развития демократического государства и всестороннего роста его общества.

 

 

 

1 Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие. // Чиркин В.Е. – М., «Юрист», 2002. С.237

2 «Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик» (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Консультант Плюс: Высшая школа.

3 Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2003 № 10-П // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.

4 Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие. // Чиркин В.Е. – М., «Юрист», 2002.С. 241

 

5 Конституционное право России. Учебник. // Катков Д.Б. – М.: «Юриспруденция», 1999.

6 Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие. // Чиркин В.Е. – М., «Юрист», 2002.

 

7 Конституционное право РФ. Учебник для юридических вузов. // Баглай М.В. – М., «Инфра-М», 2005.

 

 

 

 

 


Информация о работе Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, правовое регулирование