Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 16:02, контрольная работа
Актуальность темы исследования. Режим является основным средством воздействия на лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы и ареста. В нем отражается отношение российского общества и государства к лицам, поправшим закон, мораль и нравственность общества, противопоставившим себя правопослушным гражданам. Режим в местах отбывания наказаний – категория общественная, социальная, правовая. Предметом спора политиков, социологов, психологов является содержание режима, в котором выражается отношение государства к осужденным.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие, содержание и основные функции режима в исправительных учреждениях……………………………………………………………………..…5
2. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях…..….8
Заключение…………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине “Уголовно исполнительное право”
на тему “Режим и средства его обеспечения в исправительных колониях”
Выполнил: студент 6-го курса
заочной формы обучения
юридического факультета,
группа Ю092ЗСП Я.А. Калягина
« » ____________ 2014
Москва
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие, содержание и основные
функции режима в
2. Средства обеспечения режима
в исправительных учреждениях….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..….17
Введение
Актуальность темы исследования. Режим является основным средством воздействия на лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы и ареста. В нем отражается отношение российского общества и государства к лицам, поправшим закон, мораль и нравственность общества, противопоставившим себя правопослушным гражданам. Режим в местах отбывания наказаний – категория общественная, социальная, правовая. Предметом спора политиков, социологов, психологов является содержание режима, в котором выражается отношение государства к осужденным.
«Целью и обоснованием приговора – к тюремному заключению или вообще к лишению свободы, – говорится в ст. 58 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г., – является, в конечном счете, защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если срок заключения используется для обеспечения того, чтобы по возможности по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказался не только готовым, но и способным подчиняться законам и обеспечить свое существование».
Таким образом, продолжительность срока изоляции и содержание режима на этот период призваны обеспечить восстановление социальной справедливости и исправления осужденного. Этими целями определяется режим в местах лишения свободы во всех цивилизованных государствах мира.
Целью курсовой работы является изучение основных вопросов режима содержания осужденных к лишению свободы, в частности общего режима, как основного средства их исправления.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– раскрыть понятие, содержание, функции режима в исправительных учреждениях, а также основные способы его обеспечения;
– рассмотреть особенности общего режима отбывания наказания осужденными в исправительных колониях и тюрьмах.
Теоретико-методологической основой написания данной курсовой работы послужили работы А.И. Зубкова, А.А. Игнатьева, А.С. Михлина, О.Г. Перминова, И.Л. Трунова и др.
Нормативную базу исследования составили международно-правовые документы по правам человека, Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, а также другие федеральные законы, подзаконные акты в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы.
1. Понятие, содержание и основные функции режима в исправительных учреждениях
До принятия нового Уголовно-исполнительного кодекса РФ понятие режима в исправительном учреждении не было закреплено в законодательстве, а разрабатывалось лишь в теории уголовно-исполнительного права. Новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) от 8 января 1997 г. №1 – ФЗ законодательно определил понятие режима.
Статья 82 УИК РФ содержит понятие режима в исправительном учреждении, которое отвечает основным требованиям международного стандарта – Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными 1955 г.1.
Согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ режимом в исправительных учреждениях называется «установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания».
Данное в ст. 82 УИК понятие режима отражает принципы уголовно-исполнительного законодательства (ст. 8 УИК), конкретизирует задачи уголовно-исполнительного права (ч. 2 ст. 1 УИК), определяет характер уголовно-исполнительных отношений, возникающих в процессе исполнения наказания.
Содержание режима исполнения и отбывания наказания, таким образом, составляют:
а) порядок исполнения лишения свободы, т.е. права, обязанности должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, формы и методы их исполнения;
б) права и обязанности лиц, отбывающих лишение свободы;
в) права и обязанности лиц, общающихся с осужденными в процессе отбывания ими лишения свободы (сотрудников ИУ, не обладающих властными полномочиями, и граждан, не относящихся к сотрудникам ИУ);
г) права и обязанности лиц, осуществляющих контроль за законностью исполнения и отбывания лишения свободы.
Режим исполнения и отбывания наказания должен обеспечить:
а) охрану и изоляцию осужденных, т.е. не допускать их не санкционированного общения как с лицами, не имеющими отношения к исполнению наказания, так и между собой внутри ИУ, когда это необходимо в интересах достижения целей наказания (колония особого режима, тюрьма, карцер, штрафной изолятор, одиночная камера);
б) постоянный надзор за соблюдением осужденными установленного порядка2, чтобы не допустить совершение ими правонарушений и преступлений, в том числе путем проведения личного обыска или обыска помещения, в котором они проживают; досмотра вещей, изъятия у них неположенных предметов и вещей (ст. 82 УИК), проведения оперативно-розыскной работы3(ст. 84 УИК), использования технических средств надзора и контроля (ст. 83 УИК);
в) исполнение осужденными возложенных на них УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка обязанностей4;
г) реализацию осужденными их прав и интересов: получение одежды установленного образца (ч. 4 ст. 82 УИК); обжалование действий администрации (ст. 15, ч. 4 ст. 87 УИК и др.); приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 88 УИК РФ); получение свиданий (ст. 89 УИК); телефонные переговоры, прогулки (ст. 93 УИК), просмотр кинофильмов, телепередач, прослушивание радио (ст. 94 УИК); приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей (ст. 95 УИК), а также и иных прав и интересов, которые гарантированы Конституцией РФ и другими законами и на которые не установлены ограничения уголовно-исполнительным законодательством (ст. 14 УИК и др.);
д) личную безопасность осужденных (ст. 13 УИК) и персонала (ст. 86 УИК);
е) раздельное содержание разных категорий осужденных, разные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, продиктованное необходимостью обеспечения режима, адекватного опасности осужденного и содержания его антиобщественной установки.
Режим исполнения и отбывания наказания выполняет следующие функции:
– реализация кары, т.е. восстановление социальной справедливости, поскольку режим представляет совокупность ограничений прав и свобод личности (изоляция, ограничения свободы передвижения внутри исправительного учреждения, права пользования имуществом, расходования денег, права распоряжения временем по своему усмотрению, права общения с внешним миром и т.п.). Вместе с тем кара не является конечной целью исполнения наказания, а выступает в качестве побудительного средства, помогающего виновному осознать, что кара, которая переносится и физически, и морально очень тяжело, есть следствие причиненного им другим гражданам, обществу или государству вреда преступлением, за которое он наказан, и что единственный способ не навлечь на себя кару вновь – отказаться от совершения в будущем преступлений;
– воспитание в осужденном сознания необходимости соблюдать установленный порядок, уважать интересы других граждан, общества и государства путем кары, т.е. средствами режима, установленного в исправительном учреждении. Эта функция должна реализовываться в тесной связи с применением чисто воспитательных средств (ч. 2 ст. 9 УИК) – разъяснительной работой, помогающей осужденному осознать, что кара есть плата за страдания, причиненные преступлением невинным людям, которые ими переносились незаслуженно и потому более тяжело, чем виновным;
– ресоциализация – привитие осужденному социально полезных качеств, навыков и убеждений, необходимых для адаптации после отбытия наказания: стремление к полезному труду, приобретению трудовых навыков, специальностей, формирование понимания, что только честный труд служит источником нормальной жизни человека. В ст. 9 УИК общественно полезный труд неслучайно отнесен к средствам исправления осужденного, так как при отсутствии строгого режима труд в условиях исправительного учреждения либо вообще невозможен, либо не способен сформировать у осужденного полезные трудовые навыки;
– создание условий для применения других средств исправления (ч. 2 ст. 82 УИК). Эта обеспечивающая функция объединяет все средства исправления осужденного, делает их реально осуществимыми.
Обеспечивающая функция режима представляет собой правовую опору для реализации всего комплекса средств воспитательного и профилактического воздействия на осужденных, поскольку процесс исправления имеет принудительный характер. Режимные требования определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику проведения общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы;
– социальный контроль – это профилактическая функция направлена на предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и иными лицами, находящимися на территории и объектах исправительный учреждений и прилегающих к ним территориях.
Функции режима отбывания наказания в исправительном учреждении реализуется комплексно, они дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Каждая из них, осуществляясь самостоятельно, создает одновременно условия для успешной реализации всей совокупности функций.
2. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях
Строгое соблюдение режима в исправительном учреждении является залогом успеха в достижении целей наказания, в процессе его исполнения. Администрация учреждений и органов, исполняющих наказание, имеет право требовать исполнения осужденными возложенных на них УИК РФ, Правилами внутреннего распорядка и другими нормативно-правовыми актами обязанностей и призвана обеспечить их соблюдение средствами, предусмотренными этими нормами права:
– требование исполнения запретов и ограничений, надзор, меры взыскания и поощрения (ст. 114 –115 УИК),
– пресечение нарушений силой или применением оружия (ст. 86 УИК),
– использование возможностей оперативно-розыскной деятельности (ст. 84 УИК),
– пресечение злостных нарушений установленного порядка отбывания осужденных к лишению свободы (ст. 116 УИК),
– материальная ответственность осужденных к лишению свободы (ст. 102 УИК),
– введение режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК) и др.
В то же время администрация обязана обеспечить права осужденных: на:
– свидания (ст. 89 УИК РФ),
– приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 88 УИК),
– получение посылок, передач и бандеролей (ст. 90 УИК),
– переписку и отправление денежных переводов (ст. 91 УИК),
– телефонные разговоры (ст. 92 УИК),
– получение прогулки (ст. 93 УИК),
– просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач,
– получение медицинской помощи (ст. 101 УИК) и др.
Администрация органов и учреждений, исполняющих лишение свободы, не может отказать в удовлетворении прав осужденных, если законом не предусмотрено их ограничение.
Средствами соблюдения режима являются также предусмотренные законом формы контроля. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, является условием повышения эффективности процесса исполнения наказания и применения исправительного воздействия, обнаружение и устранение выявленных недостатков в их деятельности.
Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в главе 3 УИК РФ. Регламентированный в данной главе контроль за деятельностью персонала может быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от субъектов, которые осуществляют контроль, различаются международный, государственный и общественный контроль.
Поскольку персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, – основной субъект соблюдения правил обращения с осужденными, то за его деятельностью устанавливается не только национальный внутригосударственный, но и международный контроль.
Государственный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов: контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления; судебный контроль и прокурорский надзор; ведомственный контроль как разновидность контроля органов исполнительной власти.
Общественный контроль подразделяется на следующие виды: контроль государственно – общественных организаций и общественных объединений за порядком и условиями отбывания наказания; контроль правозащитных организаций и средств массовой информации, осуществляемый в специфических формах5.
Информация о работе Режим и средства его обеспечения в исправительных колониях