Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 16:02, контрольная работа
Актуальность темы исследования. Режим является основным средством воздействия на лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы и ареста. В нем отражается отношение российского общества и государства к лицам, поправшим закон, мораль и нравственность общества, противопоставившим себя правопослушным гражданам. Режим в местах отбывания наказаний – категория общественная, социальная, правовая. Предметом спора политиков, социологов, психологов является содержание режима, в котором выражается отношение государства к осужденным.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие, содержание и основные функции режима в исправительных учреждениях……………………………………………………………………..…5
2. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях…..….8
Заключение…………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………
Одним из способов обеспечения режима отбывания лишения свободы является регулирование администрацией исправительного учреждения в соответствии с Правилами внутреннего распорядка отношений между осужденными и лицами, работающими в исправительных учреждениях по трудовым соглашениям, а также с лицами, находящимися на территории исправительного учреждения и прилегающей к нему территории.
Администрация вправе осуществлять досмотры лиц, входящих на территорию исправительного учреждения и выходящих из него, а также во время нахождения на территории ИУ, четко регулировать отношения осужденных с иными лицами в процессе трудовой деятельности, свиданий. В соответствии со ст. 87 УИК РФ администрация вправе проводить досмотры на прилегающих к исправительному учреждению территориях, на которые распространяются режимные требования, любых лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Серьезным способом обеспечения режима отбывания наказания являются меры безопасности, применение физической силы, специальных средств, оружия (ст. 86 УИК РФ). Впервые в законе дано детальное решение этих важных и острых вопросов. Закон не ограничивается общими ссылками на необходимую оборону и крайнюю необходимость, тем более что эти ситуации далеко не единственные, требующие применения специальных средств и оружия, а детально описывает условия применения этих средств и требования к их правомерному применению сотрудниками исправительной системы.
Закон предусматривает три вида средств: физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Применение физической силы предполагает физическое воздействие на осужденных, в том числе боевые приемы борьбы (самбо, карате, дзюдо и др.).
К специальным средствам закон относит: резиновые палки, наручники, (а при их отсутствии средства связывания), светозвуковые средства отвлекающего действия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебных собак и газовое оружие.
К огнестрельному оружию относится оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. Не относятся к огнестрельному оружию гладкоствольные охотничьи ружья, сигнальные, стартовые, газовые, строительные пистолеты, ракетницы, не содержащие взрывчатых веществ и смесей, имитационные, пиротехнические и осветительные средства6.
Общие требования к применению этих средств сводятся к следующему:
– сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах;
– сотрудники обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, а также умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим;
– при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны предупредить о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения требований. Если же промедление с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала, военнослужащих внутренних войск МВД и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или, когда предупреждение о применении специальных средств в создавшейся обстановке неуместно или невозможно, указанные средства применяются без предупреждения;
– сотрудники, применяющие физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, обязаны обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи;
– о каждом случае применения физической силы, специальных средств или оружия сотрудник должен доложить своему непосредственному начальнику;
– о всех случаях ранения или смерти осужденных или заключенных или иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия начальники учреждений, исполняющих наказания, обязаны сообщить прокурору;
– иные средства, не указанные в законе, сотрудники имеют право использовать только при отсутствии специальных средств или оружия и только в случаях необходимости:
– нарушение установленных требований к применению физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет за собой ответственность по закону.
Одним из средств обеспечения режима является введение режима особых условий в исправительных учреждениях. В соответствии с требованиями ст. 85 УИК в случае стихийного бедствия (пожара, наводнения, урагана и т.п.), введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения (по внешним причинам по отношению к деятельности исправительного учреждения), при массовых беспорядках (захват заложников), а также при групповых неповиновениях осужденных (по внутренним причинам) в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.
Режим особых условий дает основания при необходимости приостановить осуществление некоторых прав осужденных (свидания, прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, передвижение осужденного без конвоя, приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей, выезды осужденных за пределы исправительных учреждений), вводить усиленный вариант охраны исправительных учреждений и надзора за осужденными, устанавливать особый порядок допуска на объект, изменять распорядок дня, ограничивать деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.
Режим особых условий, введенный по внешним причинам, используется для предупреждения массовых нарушений порядка со стороны осужденных, находящихся в исправительных учреждениях, принятия мер в необходимых случаях для эвакуации осужденных в безопасные зоны. Режим особых условий, необходимость введения которого вызвана внутренними причинами, используется для устранения причин, повлекших особо опасные нарушения порядка, и обеспечения условий для нормального исполнения наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.
Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению министра юстиции РФ либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Федерации, согласованному с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором субъекта РФ. В исключительных случаях действие режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток, если не устранены основания, по которым он введен. Под исключительные случаи подпадают: ухудшение внешних и внутренних факторов, приведших к введению режима особых условий; не устраненные последствия, вызванные обстоятельствами, послужившими по внутренним причинам введению режима особых условий (бунт, освобождение заложников и т.п.)7
В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить меры, входящие в режим особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. Начальник, получивший доклад о введении в исправительном учреждении мер, относящихся к режиму особых условий, обязан в течение трех суток с момента получения доклада принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.
Заключение
Итак, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Одним из основных средств исправления осужденных является режим, который по своей направленности является многофункциональным и создает условия для применения других средств исправления.
Под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания лишения свободы.
Режим приобретает конкретное содержание применительно к определенному виду наказания, которое определяется его спецификой, и наиболее полно реализуется при исполнении наказаний, связанных с изоляцией от общества в исправительных учреждениях. Режим регламентирует весь образ жизни осужденных, как свободное время, так и трудовую деятельность, которые находятся под контролем администрации органов, исполняющих наказание.
Таким образом, в узком смысле понятие режима означает правила общежития, в широком смысле – это совокупность условий и правил отбывания уголовного наказания осужденными, и в этой связи можно выделить следующие основные функции режима: карательная – это установленная система правоограничений, применяемых к осужденным в процессе отбывания наказания; воспитательная – режим вынуждает осужденного соблюдать установленный порядок отбывания наказания, приучает его к дисциплине; обеспечивающая – устанавливает порядок привлечения осужденных к труду, учебе, порядок проведения воспитательных мероприятий; социально-контрольная функция режима направлена на обеспечение соблюдения внутреннего распорядка исправительного учреждения, правил взаимоотношений с осужденными.
Вид режима определяет вид исправительной колонии. Исправительные колонии подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого режима. В одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима.
Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего режима делятся на обычные, облегченные и строгие.
В тюрьмах также существует два вида режима в пределах одного учреждения: общий и строгий. Условия отбывания наказания в тюрьме наиболее суровые по сравнению с другими исправительными учреждениями.
В колониях общего режима отбывает наказание основная масса осужденных, которая весьма разнородна по своей характеристике. Поэтому законодатель не случайно ввел различные виды условий отбывания в пределах одного учреждения: обычные, облегченные и строгие. Подобное разграничение условий отбывания наказания в пределах одной колонии является элементом прогрессивной системы отбывания наказания, суть которой состоит в том, что изменение условий содержания осужденных во время отбывания наказания в лучшую или худшую сторону зависит от их поведения, отношения к труду, обучению и т.д.
Список литературы
1 1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г. // Советская юстиция. – 1992. – №2.
2 Приказ Минюста РФ от 07.03.2000 №83 (ред. от 24.12.2002) «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях». – Консультант, 2010.
3 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». – Консультант, 2010.
4 Приказ Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. №205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 21.11.2005. – №47.
5 Перминов О.Г. Уголовно – исполнительное право РФ: Учебное пособие. – Пенза: ИИЦ ПГУ. – 148 с.
6
Степанчикова С.А. Уголовно-
7Уголовно – исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX начала XX века/ Под ред. проф. А.И. Зубкова. – М.: Норма, 2007. – 720 с.
Информация о работе Режим и средства его обеспечения в исправительных колониях