Роль международных организаций в области борьбы с преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:53, контрольная работа

Описание работы

Борьба с преступностью – внутреннее дело суверенных государств. На это неоднократно указывала Генеральная Ассамблея ООН. Она многократно подтверждала право каждого государства формулировать и осуществлять свою национальную политику и программы в области предупреждения преступности и борьбы с ней в соответствии с собственными потребностями и внутренними обстоятельствами. Сегодня как никогда ранее международное сообщество близко к принятию таких международных соглашений, в которых государствам предписывались бы унифицированные правила ведения борьбы с преступностью. Цель таких попыток все более оправдана транснациональным характером современной преступности.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и виды международных преступлений 4
Роль международных организаций в области борьбы с преступностью 9
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

уг.docx

— 42.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

Понятие и виды международных преступлений 4

Роль международных организаций в области борьбы с преступностью 9

Заключение 20

Список использованной литературы 21

 

Введение

Борьба с преступностью –  внутреннее дело суверенных государств. На это неоднократно указывала Генеральная  Ассамблея ООН. Она многократно  подтверждала право каждого государства  формулировать и осуществлять свою национальную политику и программы  в области предупреждения преступности и борьбы с ней в соответствии с собственными потребностями и  внутренними обстоятельствами. Сегодня  как никогда ранее международное  сообщество близко к принятию таких  международных соглашений, в которых  государствам предписывались бы унифицированные  правила ведения борьбы с преступностью. Цель таких попыток все более  оправдана транснациональным характером современной преступности. Но международно-правовой урок истории состоит в том, чтобы  не давать повода для вмешательства  одних держав во внутренние дела других государств, даже если это оправдывается  благородными целями искоренения преступности.

Применение мер уголовного наказания  – это также внутреннее дело государств. Ведь то, что считается преступлением  в одном из государств, может не считаться таковым в другом. И  все же международное право развивается  в направлении унификации и сближения  понятий о преступлениях.1

 

Понятие и виды международных преступлений

Как известно, нарушение любого правового обязательства влечет за собой возложение ответственности на субъекта, совершившего это противоправное деяние. Специфика международного права такова, что длительное время его нормы предусматривали единый режим ответственности за любое международно-противоправное деяние независимо от содержания и тяжести нарушенного обязательства.

Признание необходимости  классифицировать международные обязательства  в зависимости от их значения для международного сообщества связано с возникновением в международном праве особой категории норм, называемых императивными. Определение нормы императивного характера содержится в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.: это норма общего международного права, «которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо». К таким нормам стали относить правила поведения, имеющие особое значение для мирового сообщества, и прежде всего общепризнанные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН 1945 г.: запрещения применения силы и угрозы силой; невмешательства во внутренние дела государств; уважения прав человека и основных свобод и др. Соответственно несоблюдение таких императивных норм стало рассматриваться как грубейшее и тяжкое нарушение международного права, влекущее особый режим ответственности для субъекта-правонарушителя, а само деяние стало признаваться международным преступлением.

Первая попытка дать правовое определение международному преступлению была предпринята Комиссией международного права в первоначальной редакции проекта статей об ответственности  государств. Статья 19 этого документа  указывала, что «международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно-важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление международным сообществом в целом, составляет международное преступление».

В доктрине международного права  международные преступления понимаются как наиболее тяжкие и опасные нарушения принципов и норм международного права, затрагивающие глобальные интересы человечества и представляющие угрозу международному миру и безопасности. Иногда к этой категории преступлений применяется термин «преступления против мира и безопасности человечества».

В силу повышенной опасности  и специфики составов международных  преступлений ответственность за их совершение в современный период возлагается как на государство  в целом, так и на лиц, виновных в совершении конкретных деяний по реализации преступной политики: государственных  должностных лиц либо лиц, фактически действовавших от имени государства, вплоть до возложения международной  уголовной ответственности. Поэтому международное уголовное право регулирует как вопросы кодификации международных преступлений, так и проблемы международной уголовной юрисдикции в отношении их совершения.

Классификация международных  преступлений впервые содержалась  в Уставе и Приговоре Нюрнбергского  Трибунала 1945 г. Состав данных преступлений затем были подтверждены и конкретизированы в многочисленных международно-правовых актах, принятых впоследствии. Значительную роль в этом отношении сыграли четыре Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.; проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1996 г.

На сегодняшний день составы  международных преступлений наиболее полно представлены в Римском  Статуте Международного уголовного Суда 1998 г. (ст. 5–8). К ним относятся:

• геноцид;

• преступления против человечности;

• военные преступления;

• агрессия.

Геноцид. Юридическое понятие геноцида дано в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. В соответствии с ней под геноцидом понимаются следующие действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: убийство членов такой группы; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для такой группы жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное ее физическое уничтожение; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую. Геноцид как международное преступление включено в предметную юрисдикцию Международных Трибуналов ad hoc и Международного уголовного Суда.

Преступления против человечности. По Уставу Нюрнбергского трибунала к этим преступлениям относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны.

Согласно Римскому Статуту  в перечень преступлений против человечности включены также пытки, преступления сексуального характера, насильственное исчезновение людей и апартеид, когда  они совершаются в рамках широкомасштабного  или систематического нападения  на любых гражданских лиц. Под  апартеидом по смыслу документа понимаются «бесчеловечные действия, совершаемые в контексте институционализированного режима систематического угнетения и господства одной расовой группы над другой расовой группой и совершаемые с целью сохранения такого режима».

Военные преступления. Эти международные преступления представляют собой нарушения законов и обычаев войны. Согласно Уставу Нюрнбергского Трибунала к ним отнесены: убийства, истязания и увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находившихся в море; убийства заложников; разграбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и др. Во многом состав военных преступлений был конкретизирован (в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительными протоколами к ним 1977 г.), Уставами Международных уголовных Трибуналов ad hoc и Римским Статутом Международного уголовного Суда.

Преступление агрессии. Агрессия – наиболее тяжкое международное преступление, которое в целом можно определить как нарушение императивного принципа неприменения силы и угрозы силой. Проблема определения состава этого преступления уходит своими корнями на сотню лет назад, поскольку исторически вопрос о запрещении применения вооруженной силы в качестве средства для разрешения конфликта ставился в международной практике еще с начала ХХ в.

В Уставе Нюрнбергского Трибунала  нет определения агрессии, однако он предусматривает состав преступлений против мира, к которым отнесены: планирование; подготовка; развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из вышеуказанных действий.

Впоследствии определение  агрессии было дано в Резолюции 3314 Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г., где она понимается как «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН» (ст. 1). Там же перечислены действия, которые могут быть квалифицированы Советом Безопасности ООН в качестве акта агрессии (ст. 3): это вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства; нападение на вооруженные силы другого государства; бомбардировка территории государства; блокада портов и берегов государства; применение вооруженных сил на территории другого государства в нарушение соглашения о пребывании; засылка государством или от его имени вооруженных банд и формирований; предоставление территории для совершения указанных актов.

Поскольку определение агрессии 1974 г. существует в форме «мягкого≫ права, ряд ученых и политиков утверждают об отсутствии общепринятого правового определения состава этого преступления. Данная проблема активно обсуждалась в процессе работы над Статутом Международного уголовного Суда.

В итоге, несмотря на включение  агрессии в перечень составов международных  преступлений по Статуту, Суд пока не может осуществлять юрисдикцию в  отношении этого преступления, однако работа по кодификации и определению состава этого преступления ведется специально созданной рабочей группой в рамках периодических сессий Ассамблеи государств – участников Статута.

 

 

 

 

 

Роль международных организаций в области борьбы с преступностью

 

Организация Объединенных Наций  является единственным учреждением, которое  имеет универсальный мандат и  международную опору, необходимые  для предоставления странам эффективной  помощи в области предупреждения и противодействия преступности. Статья 3 Устава ООН закрепляет необходимость сотрудничества государств в решении проблем социального и гуманитарного характера, в том числе по вопросам борьбы с международной преступностью. В эту работу активно включены все главные и вспомогательные органы организации, а также ряд специализированных учреждений ООН.

Компетенция главных органов  ООН в области борьбы с международной  преступностью распределилась следующим  образом.

Генеральная Ассамблея на своих сессиях рассматривает вопросы предупреждения преступности, взаимосвязи преступности и социальных изменений, принимает международно-правовые конвенции, создает специальные комитеты и органы по борьбе с международной преступностью. Проблемы борьбы с преступностью обсуждаются и в главных комитетах Генеральной Ассамблеи – Комитете по социальным и гуманитарным вопросам (3-й комитет) и в Комитете по правовым вопросам (6-й комитет).

Совет Безопасности рассматривает вопросы борьбы с преступностью в связи с жалобами государств о совершении конкретных преступлений и актов агрессии, на его заседаниях обсуждаются наиболее тяжкие из них. Начиная с начала 90-х годов ХХ в. Совет Безопасности активно занимается проблемой международного терроризма. В структуре Совета создано несколько вспомогательных органов: Комитет 1267 (Комитет по санкциям), задачей которого является контроль за выполнением санкций против движения «Талибан» и «Аль-Каиды»; Контртеррористический комитет в составе всех членов СБ ООН; Комитет 1540, в функции которого входит отслеживание выполнения государствами Резолюции 1540 (2004), призывающей предотвратить доступ к оружию массового уничтожения негосударственным лицам (включая террористические группировки).

Кроме того, на основе резолюций  Совета Безопасности функционирует  ряд международных уголовных  трибуналов, созданных для преследования  лиц, виновных в совершении тяжких международных преступлений.

Основная работа по координации  сотрудничества государств по борьбе с преступностью возложена на Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). В его системе функционирует ряд специальных функциональных органов, одним из которых является Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Комиссия в составе 40 государств-членов координирует действия по предупреждению преступности. В ее функции входит: подготовка Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; подготовка и представление на утверждение компетентных органов ООН программ международного сотрудничества в области предупреждения преступности; разработка и представление докладов, заключений и рекомендаций Генеральному секретарю ООН и другим органам; содействие обмену опытом, накопленным государствами – членами ООН в области борьбы с преступностью.

В соответствии с мандатом, выданным Комиссией, в структуре  ООН действует Управление ООН по наркотикам и преступности (УНПООН), которое включает Программу Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП) и Центр по международному предупреждению преступности (ЦМПП). Управление уделяет особое внимание борьбе с транснациональной организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и торговлей людьми. Работа в этом направлении ведется в соответствии со специально разработанными глобальными программами действий.

Под эгидой ЭКОСОС регулярно, раз в пять лет, собираются Конгрессы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Конгрессы предоставляют возможность для обмена информацией и передовым опытом между странами и профессионалами, работающими в данной области. Основными задачами этих глобальных форумов являются:

– обмен мнениями между  государствами, межправительственными и неправительственными организациями и отдельными экспертами, представляющими различные специальности и области знаний;

– обмен опытом в области  исследований, права и разработки программ;

– выявление новых тенденций  и проблем в области предупреждения преступности и уголовного правосудия;

– представление рекомендаций и замечаний Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию по отдельным вопросам, передаваемым им Комиссией.

Конгрессы ООН по предупреждению преступности проводились в разных частях мира, а именно: в 1955 г. – в Женеве, в 1960 г. – в Лондоне, 1965 г. – в Стокгольме, в 1970 г. – в Киото, в 1975 г. – в Женеве, в 1980 г. – в Каракасе, в 1985 г. – в Mилане, в 1990 г. – в Гаване, в 1995 г. – в Кaире, в 2000 г. – в Вене, последний, одиннадцатый Конгресс проводился в апреле 2005 г. в Бангкоке. При этом если в первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности приняли участие представители 61 государства и территории мира, то уже на одиннадцатом Конгрессе присутствовали участники, представлявшие около 170 государств мира.

Информация о работе Роль международных организаций в области борьбы с преступностью