Роль международных организаций в области борьбы с преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:53, контрольная работа

Описание работы

Борьба с преступностью – внутреннее дело суверенных государств. На это неоднократно указывала Генеральная Ассамблея ООН. Она многократно подтверждала право каждого государства формулировать и осуществлять свою национальную политику и программы в области предупреждения преступности и борьбы с ней в соответствии с собственными потребностями и внутренними обстоятельствами. Сегодня как никогда ранее международное сообщество близко к принятию таких международных соглашений, в которых государствам предписывались бы унифицированные правила ведения борьбы с преступностью. Цель таких попыток все более оправдана транснациональным характером современной преступности.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и виды международных преступлений 4
Роль международных организаций в области борьбы с преступностью 9
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

уг.docx

— 42.84 Кб (Скачать файл)

Основное значение Конгрессов ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию заключается  в том, что в рамках этих форумов принимаются акты рекомендательного и унификационного характера для совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства государств. К таким актам относятся Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г., Рекомендации в отношении обращения с заключенными-иностранцами 1985 г., Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г., Минимальные стандартные правила в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, 1990 г., Типовые договоры о выдаче 1990 г., об оказании правовой помощи по уголовным делам 1990 г. и многие другие.

Интерпол. Международная организация уголовной полиции была создана в 1923 г. как Международная комиссия уголовной полиции с центром в Вене. В 1938 г. она практически прекратила свое существование из-за оккупации Австрии фашистской Германией, и в современном виде Интерпол воссоздан в 1946 г. Устав организации вступил в силу в 1956 г., а с 1982 г. Интерпол получил статус международной межправительственной организации.

Основные цели организации: обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов уголовной полиции государств – участников; создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с общей уголовной преступностью (ст. 2 Устава). Приоритетное значение при этом придается противодействию организованной преступности и терроризму, пресечению торговли людьми, фальшивомонетничества, преступлений в сфере экономики, контрабанды наркотиков, оружия, транспортных средств и драгоценных металлов.

Устав организации запрещает  любое вмешательство в деятельность политического, военного, религиозного или расового характера (ст. 3).

Основными направлениями  деятельности Интерпола являются:

– уголовная регистрация (организуется Генеральным Секретариатом  по специальной методике в целях  идентификации как преступников, так и преступлений);

– международный розыск преступников;

– международный розыск лиц, пропавших без вести;

– международный розыск похищенных ценностей;

– сбор информации по вопросам борьбы с преступностью, ее обобщение, обработка и распространение  с помощью технических средств и публикаций в печати.

Структура организации включает в себя Генеральную Ассамблею, Исполнительный комитет, Генеральный Секретариат и Национальные центральные бюро (НЦБ). Кроме того, в соответствии с Уставом организация может привлекать советников-консультантов при подготовке вопросов, требующих специальных знаний в той или иной области.

Генеральная Ассамблея и  Исполнительный комитет являются распорядительно-управленческими  органами Интерпола. В качестве постоянно  действующего исполнительного органа организации выступает Генеральный Секретариат, который занимается реализацией решений и резолюций Генеральной ассамблеи и Исполнительного Комитета; осуществляет сбор, обработку информации о преступлениях и преступниках и заносит ее в компьютеризированную базу данных; проводит повседневную работу по связи с НЦБ стран – членов Интерпола. Генеральный Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который избирается Генеральной Ассамблеей сроком на пять лет и соответственно подотчетен Генеральной Ассамблее и Исполнительному Комитету. Штаб-квартира Секретариата Интерпола расположена в Лионе (Франция).

Каждая страна, вступившая в Интерпол, должна создать в системе своих правоохранительных органов Национальное центральное бюро для связи со штаб-квартирой организации. НЦБ и Генеральный Секретариат образуют в единстве механизм сотрудничества государств в борьбе с преступностью. НЦБ являются постоянно действующим пунктом контакта между странами – членами организации для координации и связи, они получают и передают все виды международных требований о тех или иных полицейских расследованиях.

Советский Союз обрел членство в Интерполе в 1990 г., сегодня в  порядке правопреемства членом организации  выступает Российская Федерация. В системе центрального аппарата МВД РФ создано особое подразделение криминальной милиции – Национальное центральное бюро, главными задачами которого являются: обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств; наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация. Деятельность НЦБ РФ регулируется Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190.

Европейский Союз. Опыт борьбы с преступностью в рамках Европейского Союза чрезвычайно важен для построения эффективной системы антикриминальных мероприятий, поскольку интеграционные процессы именно в рамках данного образования позволяют говорить о создании единого «европейского пространства свободы, безопасности и правосудия».

Полицейское сотрудничество государств – членов Европейского Союза складывается прежде всего в рамках такой организации, как Европейское полицейское ведомство, или Европол. Европейская полиция создана на основе Конвенции о Европоле 1995 г., определяющей основные задачи и направления ее деятельности. Конвенция вступила в силу 1 октября 1998 г., после чего был принят еще ряд документов, регламентирующих статус организации и ее сотрудников.

Целью Европола являются повышение эффективности деятельности соответствующих компетентных органов власти государств – членов ЕС и укрепление сотрудничества с ними в борьбе с особо опасными формами международной преступности в том случае, если имеются факты, указывающие на то, что были задействованы структуры организованной преступности или преступление затрагивает интересы двух и более государств-членов. Для достижения поставленной цели организация проводит сбор и анализ информации, предоставляемой национальными правоохранительными органами, а также ее распространение при помощи специальных средств, включая компьютеризированную систему.

Европол занимает особое положение в организационном механизме Европейского Союза. Несмотря на то что это самостоятельная международная организация, ее автономия тем не менее носит ограниченный характер. Большое влияние на формирование правового статуса Европола оказывает Совет ЕС, который посредством своих решений может вносить изменения в определения преступлений, содержащиеся в учредительной Конвенции, расширять предметную компетенцию организации, утверждает бюджет, назначает и может освобождать от должности Директора Европола и его заместителей, регулирует порядок международных связей.

Сфера подмандатной деятельности Европола включает в себя: терроризм; незаконную торговлю ядерными и радиоактивными веществами; контрабанду оружия, боеприпасов и взрывчатки; расизм и ксенофобию; незаконную торговлю наркотиками; действия, направленные на легализацию преступных доходов; фальшивомонетничество; незаконную иммиграцию; торговлю людьми, включая детскую проституцию; торговлю похищенными транспортными средствами.

6 ноября 2003 г. в Риме, во  время саммита ЕС – Россия, состоялось подписание Соглашения  о сотрудничестве между Европейским полицейским ведомством и Российской Федерацией. Данное соглашение должно позволить обеим сторонам обмениваться информацией стратегического и технического свойства относительно таких видов преступлений, как: контрабанда наркотиков, огнестрельного оружия, ядерных и радиоактивных материалов, произведений искусства; организация нелегальной иммиграции и торговля людьми; отмывание преступных доходов; терроризм и его финансирование.

Новый наднациональный орган  в сфере координации сотрудничества государств – членов ЕС в борьбе с преступностью был создан в феврале 2002 г. – Евроюст. Несмотря на то что политическое решение о его создании было принято еще в 1999 г., в Тампере, правовой основой его деятельности стало решение Совета ЕС от 28 февраля 2002 г. «О создании Евроюста в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью». Основное назначение Евроюста – оказывать помощь государствам-членам по расследованию наиболее опасных преступлений, затрагивающих интересы двух и более государств, и координировать их практические действия в этой области главным образом, на этапе предварительного следствия. В задачи Евроюста, в частности, входит обращение к компетентным органам государств – членов Союза с запросами о возбуждении уголовных дел и привлечении к ответственности по фактам конкретных преступлений, запросами о создании объединенных следственных бригад и т.д. Кроме того, Евроюст уполномочен оказывать информационную поддержку ведущимся расследованиям, а также укреплять сотрудничество между компетентными органами государств путем содействия оказанию правовой помощи и выдачи преступников. Сфера подмандатной деятельности Евроюста включает в себя: виды преступных деяний и правонарушений, в отношении которых в конкретный момент времени наделен полномочиями Европол; другие виды преступных деяний, в частности преступления в сфере информационных технологий; мошенничество и коррупцию, а также любое уголовное правонарушение, посягающее на финансовые интересы Сообщества; легализацию преступных доходов; экологические преступления; участие в преступной организации; связанные с вышеуказанными преступления.

Каждое государство –  член ЕС направляет в Евроюст своего представителя, который в соответствии с устройством правовой системы государства имеет положение прокурора, судьи или полицейского с тем же статусом. В случае необходимости при осуществлении расследования или судебного преследования компетентные органы государства могут обратиться к своему представителю в организации с просьбой о содействии в обеспечении согласованных действий между государствами в проводимых мероприятиях. Таким образом, в рамках Евроюста существенно упрощаются пути взаимодействия государств, включая вопросы оказания правовой помощи и экстрадиции. Согласно ст. 6 Решения Совета Евроюст реализует поставленные перед ним задачи двумя способами: либо посредством национальных членов, либо через коллегию.

В центре внимания специалистов в области уголовного права находится  сегодня и такая форма сотрудничества в рамках ЕС, как европейский ордер на арест. Введение этого инструмента стало возможным благодаря принятию Советом ЕС Рамочного решения «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами», который вступил в силу с января 2004 г. Цель документа – упрощение механизма выдачи лиц, совершивших особо тяжкие преступления на территории государств – членов ЕС. В декабре 2001 г. государства – члены ЕС утвердили список из 32 преступлений, в отношении которых может применяться европейский ордер на арест.

Единый ордер на арест  заменил процедуру экстрадиции  преступников, закрепленную в предыдущих соглашениях в рассматриваемой области. Теперь в том случае, когда судебный орган государства-члена требует передачи некоего лица, его решение должно быть признано и исполнено автоматически на всей территории Союза. Отказ в исполнении европейского ордера на арест разрешен в исключительных случаях. В качестве оснований для отказа больше не может рассматриваться принадлежность лица к гражданству запрашивающей стороны – на первый план при исполнении европейского ордера выходит не национальное, а союзное гражданство. Судебные органы (в качестве которых выступают суды и прокуратура) могут оспорить процессуальные аспекты запроса о выдаче, однако они не могут поставить под сомнение содержащиеся в ордере основания для ареста по существу. Кроме того, отменен принцип двойной криминализации преступления по законодательству запрашивающего и запрашиваемого государства как основное требование для экстрадиции.

Европейская информационная сеть в  области правосудия (Европейская судебная сеть) была создана по инициативе Бельгии в 1998 г. с целью дальнейшего совершенствования сотрудничества и координации деятельности государств – членов ЕС в борьбе с особо опасными преступлениями. Европейская судебная сеть состоит из контактных пунктов, которые функционируют в рамках судебных органов и правоохранительных ведомств государств-членов, а также в рамках Еврокомиссии. Посредством интернет-ресурсов и системы специальной электронной почты компетентные органы государств обеспечиваются практической и юридической информацией, получают и направляют запросы об оказании правовой помощи, что делает координацию их действий более эффективной. Данная организация не имеет собственной штаб-квартиры, в которой в целом нет необходимости. Каждое государство – член ЕС определяет специальные органы для контакта с другими государствами по собственному усмотрению, и при этом число специалистов в таких органах может быть различно. Например, Франция имеет около 40 таких служащих, в то время как Греция – всего два человека.

Европейский орган по борьбе с мошенничеством первоначально был создан в качестве Отдела Европейской комиссии по противодействию мошенничеству в 1998 г. (UCLAF). Основной целью Отдела было осуществление следственных полномочий в рамках финансового правоохранительного контроля. В июне 1999 г. UCLAF был реорганизован в Европейский орган (ведомство) по борьбе с мошенничеством (OLAF). К ведению организации относится осуществление административных расследований по фактам мошенничества, коррупции и всем другим незаконным действиям, приносящим вред финансовым интересам Сообщества и Союза в целом. Поскольку расширение Европейского Союза многократно обострило проблему коррупции для ЕС, деятельности этого органа уделяется сегодня повышенное внимание.2

 

 

 

Заключение

Итак, сущность международного права  – справедливость. Эта проблема издревле тревожит умы человечества. При том что международное право признает наличие войн, конфликтов, оружия, преступности и насилия в мире, оно не соглашается с их неизбежностью и не впадает в искушение открыть новый путь для всего мира. Цель международного права в другом – как можно более ограничить последствия конфликтов, не мешая войскам готовиться к военным действиям для защиты интересов своих народов и государств, стремясь предотвратить если не само насилие, то хотя бы излишние страдания его жертв, дать ясную квалификацию правомерного применения силы и проведения гуманитарных операций.

Однако договоры и конвенции  не смогут спасать жизни и предупреждать  жестокость, если не будет воли к  их соблюдению при любых обстоятельствах. Действовать в рамках законов  и обычаев гуманизма учит международное  право. Кодексу рыцарства, чести  и достоинства прежде следовали  те, кто был обучен профессионально  побеждать врага в бою. На одухотворенном понимании воинского долга возникли многие постулаты современного международного права.

В феномене международного права воплотились  гуманность и законность, которые  вместе способны побеждать силы вооруженного террористического зла, транснациональной  организованной преступности. В конечном счете любые государственные преобразования оправдываются только той справедливостью, которую они гарантируют людям, и это главное, что призван сделать своим убеждением юрист, освоивший международное право.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Международное право. Особенная часть. Учебник для вузов [Текст] / Отв. ред. проф. Р. М. Валеев и проф. Г.И. Курдюков. – М.:Статут, 2010. – 624 с.
  2. Международное право. Учебник для вузов [Текст] / Под ред. И.Н. Глебов. – М.: Дрофа, 2006. – 368 с.
  3. Международное право. Особенная часть. Учебник для вузов [Текст] / Под ред. И.И. Лукашук. – Изд 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – 544 с.

Информация о работе Роль международных организаций в области борьбы с преступностью