Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 00:23, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие уголовного права, функции, система и задачи
2. Понятие уголовного закона ,его черты и значение
3.Cтруктура уголовного закона и его законодательная техника .

Файлы: 1 файл

уголовное ответы.doc

— 551.50 Кб (Скачать файл)

Гражданско-правовые последствия могут заключаться  в лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, предоставлении гражданства Украины и других ограничениях.

Уголовно-правовые последствия наличия судимости  могут возникать у лица, которое  вновь совершило преступление.

 

92. просветительно-гуманистическое  направление в науке уголов  права.

В истории уголовного права юристы выделяют, как правило, ряд направлений, характеризующихся разными подходами к пониманию основных уголовно-правовых институтов. Выделяются три основных направления: просветительно-гуманистическое, классическое, антропологосоциологическое.

Исторически первым сформировалось просветительно-гуманистическое направление в уголовном праве. Оно возникло как реакция на средневековое беззаконие. Заслугой представителей просветительно-гуманистического движения было то, что они выдвинули требование замены системы правосудия, основанной на жестокости и произволе, новой системой, строящейся на принципах справедливости, гуманизма, равенства всех перед законом. Видные представители этого направления, просветители-гуманисты Монтескье, Руссо, Вольтер, Беккариа предложили конкретную программу реформы уголовного права и судоустройства, которая впоследствии послужила основой преобразований правовых систем многих государств.Одним из наиболее ярких представителей данного направления был Шарль Луи Монтескье (1689—1755), французский писатель, философ, юрист, социолог, государственный деятель. Его перу принадлежит широко известный труд "О духе законов" (1748), над созданием которого он работал двадцать лет. Им впервые были высказаны идеи о законности привлечения к уголовной ответственности, о соответствии наказания преступлению. Несмотря на всю значимость идей Монтескье, он все же не ставил перед собой цели глубокого и всестороннего исследования уголовно-правовых проблем и институтов. Вопросы уголовного права и уголовной политики рассматривались им наряду с другими проблемами государства и права. Первым же значительным трудом, в котором непосредственно исследовались уголовно-правовые явления и понятия, стала книга "О преступлениях и наказаниях" (1764) итальянского юриста Чезаре Беккариа (1738—1794).

 

 

 

93.Классическая  школа.

Просветительно-гуманистическое  движение в уголовном праве заложило основы для разработки уголовно-правовых проблем представителями классического  направления, которое возникло в  конце XVIII — начале XIX в. Их философской основой послужили самые разные школы, теории, доктрины, в частности, учения Канта и Гегеля. "Классики" придерживались принципа формального равенства всех перед законом. Этот принцип, заимствованный у просветителей, устранял сословные и т. п. суды, что было выгодно молодому классу буржуа, поскольку ставило его на одну ступень с представителями феодального сословия. "Классики" горячо ратовали за принцип законности, который нашел свое закрепление в виде запрета наказывать за действия, не объявленные законом преступными. Большая часть представителей классического направления анализирует уголовно-правовые проблемы в их отрыве от сущности и причин преступности, личности самого преступника. Они, в отличие от просветителей, главное внимание уделяли абст-рактно-доктринальной разработке отдельных институтов уголовного права.

Так, философские  постулаты И. Канта в области  уголовного права были подхвачены и  развиты Паулем Иоганном Ансельмом  Фейербахом (1775—1833), наиболее видным представителем классического направления. Он создал собственную уголовно-правовую теорию, которую сумел отразить в проекте баварского УК 1813 г.

Бесспорной  заслугой Фейербаха отечественные  и зарубежные юристы признают формулирование основных принципов уголовного права: "nulla poena sine lege", "nulla poena sine crimen", "nullum crimen sine poena legali". Впоследствии эти формулы были сведены в одну: "nullum crimen, nulla poena sine lege". Она легла в основу создания уголовных кодексов многих стран и в настоящее время рассматривается как составная часть принципа законности.

Исходя из этих принципов Фейербах дал формальное определение преступления как такого деяния, которое запрещено законом. Это означало на практике запрет привлечения  к уголовной ответственности  за деяние, признаки которого не определены в уголовном законе, а определялись, к примеру, в нормах обычного права. Фейербах считал также обязательным установление уголовной ответственности за конкретные, объективно совершенные действия, а не мысли, убеждения, взгляды. Главной заслугой Фейербаха является то, что он создал теоретическую основу для разработки таких важнейших институтов уголовного права, как вина, покушение, состав преступления, соучастие и др. Именно он указал на необходимость различать объективное (преступное деяние, запрещенное уголовным законом) и субъективное основание уголовной ответственности. Он разграничивал умысел и неосторожность как основные формы вины, которые в свою очередь делятся на различные виды. Классическое направление получило поддержку в России. Однако особенности взглядов и концепций русских "классиков" позволяют рассматривать их как представителей самостоятельной школы, сложившейся в рамках классического направления в уголовном праве. Среди русских "классиков" видное место занимают В. Д. Спасович, взгляды которого во многом основывались на концепциях гегельянца Бернера, А. В. Лохвицкий, издавший Курс русского уголовного права (1867), Н. А. Неклюдов, создатель книги "Общая часть уголовного права" (1875)

 

94.Антропологическая  школа.

Антропологическая школа уголовного права (именно ее чаще всего в зарубежной литературе и называют позитивистской) первоначально возникла в Италии. Основоположником данной школы считается итальянский тюремный врач-психиатр Чезаре Ломбро-зо (1836—1909), автор работы "Преступный человек" (1876).

Ломброзо предпринял попытку основать новую науку  — уголовную антропологию. Стремясь доказать, что преступность имеет, в  первую очередь, биологические причины, Ломброзо осуществил огромные по своему объему исследования. Как отмечает российский юрист С. М. Иншаков: "Слава этого ученого вполне заслужена — его научные выводы основываются на изучении 383 черепов умерших, 3839 черепов живых людей, всего им обследованы и опрошены 26886 преступников, которые сравнивались с 25447 студентами, солдатами и другими добропорядочными гражданами. Причем Ломброзо изучал не только современников, но и исследовал черепа средневековых преступников, вскрывая их захоронения. Не каждый исследователь имеет такой научный багаж".

Таким образом, в центре исследований Ломброзо находится не норма права, не какой-либо уголовно-правовой институт или принцип, что было свойственно классическому направлению, а человек-преступник. "Изучайте личность этого преступника, — призывал Ломброзо на страницах своей книги, — изучайте не отвлеченно, не абстрактно, не в тиши вашего кабинета, не по книгам и теориям, а в самой жизни: в тюрьмах, больницах, в полицейских участках, в ночлежных домах, среди преступных обществ и шаек, в кругу бродяг и проституток, алкоголиков и душевнобольных, в обстановке их жизни, в условиях их материального существования. Тогда вы поймете, что преступление есть не случайное явление и не продукт "злой воли", а вполне естественный и наказанием не предотвратимый акт. Преступник — существо особенное, отличающееся от других людей. Это своеобразный антропологический тип, который побуждается к преступлению в силу множественных свойств и особенностей своей организации. Поэтому и преступление в человеческом обществе также естественно, как во всем органическом мире".

 

 

 

 

95.Социологическая  школа.

Объяснение  преступности с позиций откровенного антропологизма итальянцами Ломброзо, Гарофало и их последователями привело  к появлению социологической  школы уголовного права, представители  которой попытались дать иное объяснение причин преступности и предложить свое видение принципов и задач уголовного права.

Взгляды "социологов" бельгийца А. Принса, немца Ф. фон  Листа и голландца Ван Гамеля в вопросах о факторах преступности были весьма схожи с идеями Ферри. Эти ученые также выделяли несколько групп факторов, влияющих на совершение преступления. Как правило, к таким факторам относились индивидуальные, физические и социальные факторы.

А. Принс основное внимание уделял анализу влияния  на преступность различных социальных явлений, как-то: нищета, бродяжничество, урбанизация и т. д. При этом автор использовал социологический подход. В книге "Преступность и репрессия" (1886) Принс подчеркнул, что преступность есть явление не индивидуальное, а социальное. В более поздних работах к этому определению он добавил и указание на то, что преступность — вечное явление, изначально присущее человеческому обществу.

Другой известный "социолог" Ф. фон Лист выразил  несогласие с идеей замены уголовного права уголовной антропологией (Лом-брозо) или уголовной социологией (Ферри). Он настаивал на сохранении уголовно-правовой доктрины и системы уголовного правосудия. Более того, он выдвинул идею о существовании единой науки уголовного права, которая включает помимо уголовно-правовой догматики криминологию и уголовную политику.

К наиболее значимым положениям учения Листа относится  его теория о целях наказания. По мысли Листа, главная цель наказания  — предупреждение преступлений посредством  применения репрессии. Всех преступников Лист делил на две категории: случайных и постоянных. Постоянные, в свою очередь, делились на ряд подгрупп: способные к исправлению, неисправимые, прирожденные. Меры, предложенные Листом, ориентированы на тот или иной тип преступника.

 

 

 

96.Понятие  и виды уг-правовых систем, историч  и соц-экономические причины появления разных уг-правовых систем.

Система права - это более или менее целостное множество национальных правовых систем, для которых свойственны близость происхождения, источников, основных понятий и институтов, приемов юридической техники и способов толкования.

Правовая  система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны.

Правовая  система-это вся "правовая действительность" данного государства.

В теории к основным системам уголовного права относят: 1) романо-германскую (континентальную) и 2) англосаксонскую (неконтинентальную). Помимо названных выделяют также  систему религиозного права.

Название романо-германской системы (второе ее название - цивильное  право) связано с Древним Римом  и с германскими племенами, населявшими  Западную Европу после крушения Римской  империи. К романо-германской системе  права в настоящее время относятся правовые системы государств континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, страны Ближнего Востока. Она повлияла на развитие национальных правовых систем Японии, Индонезии и других государств.

Отличительные черты романо-германской системы права:

- стремление  к писаному праву, признанию  закона единственным нормативным  источником уголовного права,  кодификации уголовно-правовых законов,  а также отказ от прецедентов  и обычного права;

- стремление  к абстрактному описанию уголовно-правовых запретов, что выражается в предельной лаконичности языка уголовно-правового закона, предполагающей предельно обобщенную формулировку уголовно-правовых норм (рассчитанных на применение в отношении довольно широкого круга деяний).

Англосаксонская система права получила свое название от имени племен (англов и саксов), населявших после падения Рима Британские острова (второе название данной системы права - общее право). Она распространена в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Индии, в некоторых других странах, например в бывших колониях Великобритании.

Отличительные черты англосаксонской системы  права:

- складывалась  в виде судебных обычаев, возникавших  помимо законодательства;

- отсутствие  в ней кодифицированных отраслей  права;

- конкретность  и казуистичность имеющихся норм  права, направленных не в будущее,  а в настоящее;

- наличие в  качестве источника права огромного  количества судебных решений  по конкретным делам, которые  являлись прецедентными нормами  при рассмотрении последующих дел.

Мусульманское право является составной частью мусульманской религии - ислама. Оно  возникло в глубоком средневековье (VII - VIII вв.). В последующем в его  истории наступил период стабильности. Однако со второй половины XIX века началась "вестернизация" права, когда в основу уголовных кодексов многих мусульманских стран были положены уголовные кодексы Франции 1810 г. (УК Наполеона), Италии, нормы общего права Англии.

С середины XX века началась исламизация права, которая  сегодня наиболее полно наблюдается в Саудовской Аравии, Иране, Пакистане, Ливии, Судане, Афганистане (под управлением талибов) и т.д.

Отличительные черты мусульманского права:

- выступление  норм шариата, то есть свода  исламских правовых и теологических  нормативов, закрепленных, прежде всего в Коране в качестве как источника права, так и законодательной и правоприменительной практики;

- архаичность,  казуистичность и отсутствие  писаных систематизированных норм.

 

97.Континентальная(романо-германская) правовая система.

Основным отличительным признаком Р.-г.п.с. является ее формирование на основе римского права. В настоящее время в эту семью входят все страны континентальной Европы (поэтому она называется также континентальной). Кроме того, к ней относятся правовые системы государств Латинской Америки, значительной части Африки и Азии. Во многих странах романо-германское право сочетается с местным, традиционным правом: в странах Ближнего Востока - с мусульманским, в Японии - с традиционными этико-правовыми нормами, в странах Африки - с обычным правом.

Происхождение романо-гермаиской правовой системы. Романо-германское право возникло в XII—XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной  Европы. Основанием для рецепции в  экономической сфере стали развитие торговли, ремесел, рост городов. Феодальные нормы, базирующиеся на идеях вассалитета и патримониальной юрисдикции, укоренившейся в деревне, не соответствовали принципам самоуправления свободных, «вольных» городов. Им потребовалась другая система нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального равенства и независимости участников рыночных отношений. Такой системой, наиболее отвечающей названным идеям, оказалось римское право. Первоначально социальной основой и сферой его применения в средневековой Европе было преимущественно городское население, однако через несколько веков, с изменением сельского уклада, земельных отношений в деревне зародившаяся в городах правовая система стала общенациональной, континентально-европейской.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"