Шпаргалка по «Уголовному праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Уголовному праву»

Файлы: 1 файл

Уголовное право (особенная).docx

— 240.86 Кб (Скачать файл)

Уголовная ответственность  по данной статье наступает независимо от места, где было допущено нарушение  правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков и т. д., управлении транспортным средством в нетрезвом виде и т. п.

Эксплуатация транспортных средств запрещается, если: не соблюдаются  нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы; нарушена герметичность гидравлического  тормозного привода; суммарный люфт в рулевом управлении превышает  установленные значения; неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное  устройство тягача прицепного звена, а  также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи); имеются люфты в соединениях  рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа и т. д. (Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается  эксплуатация транспортных средств). Игнорирование  указанных запретов образует нарушение  правил эксплуатации транспортного  средства. Последнее может проявляться  и в несоблюдении правил перевозки  пассажиров или перевозки груза, правил технической эксплуатации и  содержания подвижного состава автомобильного транспорта и др.

Правилами учета все происшествия подразделяются на 9 видов:

1. Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным на путях) транспортным средством.

2. Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды происшествий.

3. Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп (наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению).

4. Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет

(опора моста, столб,  дерево, мачта, строительные материалы,  ограждение и т. д.).

5. Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся и такие происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, кирпичи и т. д.).

6. Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

7. Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.

8. Наезд на животных — происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

9. Прочие происшествия — происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К их числу относятся: сходы трамвая с рельсов (не вызвавшие столкновение или опрокидывание); падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.

Порядок учета и регистрации  дорожно-транспортных происшествий определяется Правилами учета дорожно-транспортных происшествий от 24 апреля 1984 г. Правилами  предусмотрено, что к числу погибших относятся люди, не только умершие  на месте происшествия, но и скончавшиеся от полученных травм в течение 7 суток  с момента дорожно-транспортного  происшествия. К раненым относят  каждого пострадавшего в происшествии, который был госпитализирован или  которому назначено амбулаторное лечение.

В государственную статистическую отчетность, осуществляемую МВД Российской Федерации, включаются все дорожно-транспортные происшествия, при которых были зарегистрированы погибшие или раненые люди. Остальные  регистрируются и анализируются  на региональном уровне, а также  отдельными министерствами и ведомствами  — владельцами транспортных средств.

Признавая лицо виновным в  нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортного  средства, суды обязаны указывать  в приговорах, какие именно правила  им нарушены и в чем конкретно  выразилось это нарушение.

Действия водителей транспортных средств, повлекшие указанные в  данной статье последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного  средства, а при погрузке или выгрузке грузов, ремонта транспортного средства, производстве строительных работ, должны квалифицироваться в зависимости  от наступивших последствий и  формы вины по соответствующим статьям  Уголовного кодекса, предусматривающим  ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве определенных работ.

В литературе часто встречается  утверждение, что характерной особенностью рассматриваемого преступления является утрата контроля за транспортным средством, наличие так называемого периода его неуправляемости.

Действительно, иногда в силу объективных неблагоприятных условий, дефицита времени, отсутствия должного мастерства или по другим причинам водитель не может контролировать либо прервать развитие событий, предотвратить наступление вредных последствий, но это не дает оснований для подобного вывода. Нет, например, периода неуправляемости в ситуации, когда водитель, не убедившись в безопасности, начинает движение, задним ходом и совершает наезд на потерпевшего. Аналогичное положение складывается и при нарушении правил перевозки пассажиров и т. д.

К последствиям преступления согласно закону относятся: 1) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека; 2) причинение крупного ущерба. Содержание первого последствия раскрывается в ст. 111 и 112 УК, а второго — исходя из конкретных обстоятельств происшествия. Это может быть уничтожение или существенное повреждение транспортного средства либо груза, гибель животных и т. д.

При рассмотрении дел о  преступлениях, квалифицированных  по ч. 1 ст. 264 УК, в связи с причинением крупного ущерба суды не должны ограничиваться в приговорах общей ссылкой на то, что виновным причинен крупный ущерб, а указывать конкретный размер ущерба и мотивы, по которым он признан крупным.

Между нарушением правил дорожного  движения или эксплуатации транспортного  средства и наступившими последствиями  должна существовать причинная связь.

Майкопским районным судом  Республики Адыгея О. осужден по ч. 3 ст. 211 УК РСФСР (ст..264 УК РФ).

Отменяя в отношении его  судебное решение, Верховный Суд  РФ сослался на то, что причиной автотранспортного  происшествия явилось превышение потерпевшим  — водителем Б., находившимся в  состоянии опьянения, скорости движения, в связи с чем он не принял своевременных мер к торможению вплоть до полной остановки автомашины перед ясно видимым препятствием, допустив столкновение, повлекшее гибель его самого и пассажира. Между нарушением Б. Правил дорожного движения и наступившими последствиями имеется причинная связь. В свою очередь, допущенное О. нарушение не является причиной дорожно-транспортного происшествия, поэтому в его действиях отсутствует состав преступления.

Субъективная сторона преступления в силу прямого указания закона характеризуется неосторожным отношением к наступившим последствиям. Лицо, нарушая правила дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, предвидит возможность причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие); лицо, управляющее транспортным средством, нарушая правила дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, не предвидит возможности наступления указанных в законе последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность).

Мотивы и характер допущенного  нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного  средства, отношение виновного к  этим нарушениям должны учитываться  при выборе вида и размера назначаемого наказания.

Тверским областным судом  В. осужден по ст. 102 (п. "б", "д", "з") и ч. 1 ст. 212' УК РСФСР (ст. 105 и 166 УК). Согласно приговору преступления им совершены при следующих обстоятельствах. 7 июля 1993 г. В. вместе с рабочими по заготовке леса ТОО "Труженик" распивал спиртные напитки. Около 21 часа В. и рабочий К. пришли в деревню, где В. самовольно завел трактор ДТ-75, принадлежащий указанному ТОО, и вместе с К. поехал к месту распития спиртных напитков. Проехав мимо сидевших на бревне людей, В. развернул трактор и из хулиганских побуждений с целью умышленного убийства двинулся прямо на них. Трое успели отскочить в сторону, а на П., С. и П-ва осужденный наехал трактором. От полученных множественных телесных повреждений они скончались.

Судебная коллегия по уголовным  делам Верховного Суда РФ оставила приговор без изменения. Заместитель  Председателя Верховного Суда РФ в  протесте поставил вопрос о переквалификации действий В. с п. "б", "д", "з" ст. 102 УК РСФСР на ч. 3 ст. 211 УК РСФСР. Президиум Верховного Суда РФ протест  удовлетворил, указав следующее. Обосновывая .вину В. в умышленном убийстве трех человек, суд сослался на показания свидетелей, подтвердивших факт наезда трактора, управляемого В., на П., С. и П-ва, заключение судебно-медицинских экспертов о причине смерти потерпевших. Каких-либо других убедительных доказательств, свидетельствующих об умысле В. на убийство названных лиц, в приговоре не приведено. При таких фактах Президиум считает, что совокупность имеющихся в деле доказательств свидетельствует о грубом нарушении В. правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а не об умышленном убийстве. Содеянное В. подлежит квалификации по ч. 3 ст. 211 УК РСФСР.(ст. 264 УК).

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности.

При учебной езде за ошибочные  действия обучаемого, повлекшие указанные  в законе последствия, несет ответственность  инструктор.

Курсант спортивно-технического клуба г. Махачкалы С. примерно в 18 часов вместе с инструктором этого же клуба Г. выехал для учебной езды на учебной машине ГАЗ-51. В селе Ачач-Аул с разрешения Г. в кузов необорудованной машины сели А., Ц. и М.

Следуя по трассе Ростов —  Баку в сторону г. Махачкалы, С. на крутом спуске не справился с управлением, растерялся, а Г. не принял своевременно мер к предотвращению аварии, в результате чего автомашина перевернулась. А. от полученных повреждений скончался, М, и Г. причинены соответственно легкие и менее тяжкие телесные повреждения.

Верховный Суд РСФСР отменил  приговор Махачкалинского городского суда, которым С. был осужден по ч. 2 ст. 211 УК, и дело в отношении  него прекратил за отсутствием состава  преступления. Ответственность за автоаварию несет в этом случае Г., являвшийся инструктором учебной езды.

Вместе с тем надо иметь  в виду, что согласно Правилам (п. 1.2) обучаемый тоже относится к  водителям, поскольку он управляет  транспортным средством и обязан выполнить все требования правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Поэтому в  случае, если курсант пренебрег указаниями инструктора и грубо нарушил  указанные правила, то он подлежит ответственности  по данной статье.

В зависимости от наступивших  последствий выделяются основной (ч. 1), квалифицированный и особо квалифицированный составы (ч. 2 и 3 ст. 264). В качестве квалифицирующего признака указано последствие в виде смерти одного человека, а особо квалифицирующего — двух или более лиц.

Если в результате нарушения  правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства наступили  последствия, предусмотренные разными  частями ст. 264 УК, то вменяются в  вину все последствия, а действия квалифицируются по той части, которая предусматривает более тяжкие последствия.

По совокупности преступлений деяния с указанными различными последствиями  должны квалифицироваться в тех  случаях, когда они совершены  в разное время и наступившие  последствия явились результатом  нескольких взаимно не связанных  нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

 

42.Неправомерный доступ к компьютерной диагностики.

Диспозиция ч. 1 ст. 272 УК описывает состав неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

Объектом неправомерного доступа к компьютерной информации как преступления являются права  на информацию ее владельца и третьих  лиц. По делам о данном преступлении должно быть установлено, что компьютерная информация, к которой осуществлен  доступ, охраняется законодательством  о государственной тайне, о собственности, об авторском праве или др., что  самим фактом несанкционированного к ней доступа нарушены прерогативы  государства, права собственника, владельца, автора или другого юридического либо физического лица. Под охраной  закона находятся также частная  жизнь человека, коммерческая тайна, тайна сообщений.

Статья 272 УК предусматривает  ответственность за неправомерный  доступ к информации, лишь если она запечатлена на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети.

Информация о работе Шпаргалка по «Уголовному праву»