Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 14:25, шпаргалка
Понятие, задачи и система уголовного права. Принципы уголовного права. Структура нормы уголовного закона.
1 .Род. О. Преступления против государственной власти Вид. О - Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства Непосредственным объектом являются отношения, характеризующие конституционный принцип запрета экстремистской деятельности. 2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется четырьмя видами альтернативно указанных действий. Создание экстремистского сообщества (организованной группы лиц) предполагает появление в результате предпринятых виновных мер общественного или религиозного объединения либо иной организации, имеющих цель подготовить или совершить преступление (одно или несколько) экстремистской направленности Руководство экстремистским сообществом выражается в определении направлений деятельности уже созданной преступной организации (разработка планов совершения конкретных преступлений экстремистской направленности, решение финансовых и иных вопросов материально-технического обеспечения, распределение обязанностей между ее членами и др.). Руководство какой-то частью сообщества или его структурными подразделениями. Создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей экстремистского сообщества осуществляется в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности. 3.Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Применительно к созданию экстремистского сообщества таковой является подготовка или совершение преступлений экстремистской направленности, для остальных форм рассматриваемого преступления - разработка планов и (или) условий для совершения указанных преступлений. 4. Субъект преступления специальный: а) лицо, создавшее экстремистское сообщество; б) руководитель этого сообщества, его части или входящих в него структурных подразделений; в) лицо, создавшее объединение организаторов, руководителей или иных представителей экстремистского сообщества. Ответственность наступает с 16-летнего возраста. Квалифицирующим признаком, относящимся к преступлениям, предусмотренным ч. ч. 1 и 2 ст. 282.1, является их совершение с использованием виновным своего служебного положения (см. комментарий к ч. 3 ст. 209). В соответствии с примечанием 1 к ст. 282.1 лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности за рассматриваемое преступление, если: а) оно добровольно прекратило участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности; б) в его действиях не содержится иного состава преступления.
|
Ст. 285 1.Род. О. Преступления против государственной власти Вид. О - Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Объектом преступления является установленный порядок функционирования органов государственной власти и управления, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных сил РФ и других воинских формирований 2. Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями включает три обязательных признака: 1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступление последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинную связь между деянием и последствием. Принято считать, что преступление может быть совершено путем как действия, так и бездействия, когда должностное лицо сознательно не выполняет свои обязанности. Круг служебных полномочий определен уставом, должностной инструкцией или другим нормативным актом, в которых формулируются права и обязанности лица, занимающего соответствующую должность. Использование служебных полномочий вопреки интересам службы — это действия, которые совершаются должностным лицом в пределах Своей компетенции, но по своему содержанию заведомо противоречат целям и задачам, ради достижения которых функционирует соответствующий орган. Использование служебных полномочий вопреки интересам службы может совершаться путем как действия (отдача заведомо незаконного распоряжения подчиненному), так и бездействия (неисполнение требований должностной инструкции).Обязательным элементом объективной стороны является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций Либо охраняемых законом интересов общества или государства. Преступление является оконченным с момента причинения существенного вреда правам или законным интересам граждан или интересам общества и государства. 3. Субъективная сторона
преступления характеризуется стремлении виновного получить определенную материальную или имущественную выгоду в свою пользу или в пользу других лиц. Иная личная заинтересованность подразумевает стремление виновного получить какие-то выгоды нематериального характера 4.Субъект преступления специальный — должностное лицо, лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие
функции представителя власти либо выполняющие организационно- органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ. 5. Квалифицированным составом является деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, 6. Особо квалифицированным составом является деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, повлекшие тяжкие последствия, - О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19.
|
1.Род. О. Преступления против государственной власти Вид. О - Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Объект преступления — отношения в сфере установленного порядка функционирования органов государственной власти и управления, местного самоуправления, деятельность государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил и воинских формирований РФ. Дополнительным объектом могут выступать жизнь и здоровье граждан, право собственности или иные имущественные права. 2. Объективная сторона преступления состоит в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий. Полномочия должностного лица определяются в должностных инструкциях и иных нормативных актах. Превышение должностных полномочий может выражаться в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: а) относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); б) могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); в) совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; г) никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"). 3. Субъективная сторона
преступления характеризуется и желает наступления таких последствий либо сознательно допускает их наступление или относится к этому безразлично. Мотивы преступления в диспозиции ст. 286 не указаны, они могут быть любыми, в том числе ложно понимаемыми интересами службы. 4. Субъектом превышения должностных полномочий может быть только должностное лицо 5.Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286) признается деяние, предусмотренное ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, если оно сопровождалось насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286, хотя нередко они наличествуют одновременно. Насилие при превышении должностных полномочий может выражаться в нанесении потерпевшему побоев, причинении вреда здоровью любой тяжести, истязании, лишении жизни потерпевшего. Угроза применения насилия при превышении должностных полномочий - это высказанное намерение совершить вышеназванные действия.
|
О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6. Суть взяточничества заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой им должностью 1.Род. О. Преступления против государственной власти Вид. О - Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Объект преступления — установленный порядок функционирования органов государственной власти и управления, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований. Предмет преступления — деньги, ценные бумаги, имущество или выгоды имущественного характера. под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Эти выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе". 2. Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 290 состоит в получении должностным лицом лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Получение взятки подразумевает принятие должностным лицом денег, ценных бумаг, иного имущества либо выгод имущественного характера лично или через посредника. В качестве посредника может выступать любое лицо, в том числе родственник взяткополучателя. Ответственность посредника наступает по ст. 290 со ссылкой на ст. 33 (в форме пособничества) Преступление считается оконченным с момента принятия взяткополучателем хотя бы части передаваемых ценностей. В судебно-следственной практике различаются два вида взяток: взятка-подкуп (при получении взятки действия должностного лица оговариваются с взяткодателем) и взятка-вознаграждение (материальные ценности вручаются после совершения должностным лицом действий, предварительно не обговариваемых с взяткодателем). 3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и, как правило, корыстной целью (противоправное обогащение). 4. Субъект преступления
специальный — должностное специальному полномочию осуществляющие
функции представителя власти либо выполняющие
организационно- органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Особо квалифицированные виды получения взятки указаны в ч. 4ст. 290: получение взятки, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а» ч. 4 ст. 290); получение взятки, сопряженное с ее вымогательством (п. «в» ч. 4 ст. 290); получение взятки в крупном размере (п. «г» ч. 4 ст. 290). |
1.Род. О. Преступления против государственной власти Вид. О - Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправленияОбъект преступления — установленный порядок деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований, а также порядок ведения официальной документации. Предметом преступления являются официальные документы, удостоверяющие определенные факты или события, имеющие соответствующее правовое значение. К официальным документам относятся только акты органов государственной власти или управления (на уровне РФ или ее субъектов), органов местного самоуправления, иных государственных или муниципальных учреждений. 2. Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 292 состоит в совершении служебного подлога, которым признается: • внесение в официальные документы заведомо ложных (не соответствующих действительности) сведений; внесение в официальные документы сведений, искажающих их действительное содержание. подлог может быть материальным - внесение различных изменений в действительный документ и интеллектуальным - составление ложного по содержанию, но подлинного по форме документа. Внесение заведомо ложных сведений в официальные документы - это запись не соответствующей действительности информации в подлинный документ, который при этом сохраняет все признаки и реквизиты настоящего. Для признания деяния преступным не требуется наступления каких-либо последствий. Преступление окончено с момента учинения одного из названных в законе действий независимо от того, был ли использован данный подложный документ. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы преступления указаны в диспозиции статьи: корыстная или иная личная заинтересованность. Субъект преступления — должностное лицо, а также государственный служащий или служащий органа местного самоуправления. квалифицированный состав подлога, в котором названы юридически значимые отягчающие последствия преступления: существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, а равно существенное нарушение охраняемых законом интересов общества. Например, вследствие служебного подлога имущество не признается выморочным и не обращается в пользу государства. |
Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. 1.Род. О. Преступления против государственной власти Вид. О - Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Объект преступления — установленный порядок деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований, а также надлежащее исполнение должностными лицами своих обязанностей. 2. Объективная сторона
преступления состоит в Неисполнение служебных обязанностей выражается в полном или частичном бездействии при наличии обязанности совершить определенные действия и реальной возможности их исполнения. Ненадлежащее исполнение служебных обязанностей состоит в их несвоевременном или неполном исполнении. Принято считать, что халатность - неосторожное преступление. Неосторожная вина может быть в виде легкомыслия и в виде небрежности (см. комментарий к ст. 26). И в том и в другом случае необходимо обосновать, что должностное лицо могло не допустить (предотвратить) наступление вредных последствий. Преступление считается оконченным с момента причинения крупного ущерба. 3.Субъективная сторона
преступления характеризуется небрежного отношения к службе. Таким образом, лицо располагает объективной (зависящей от внешних условий) и субъективной (характеризующей опыт, квалификацию, состояние здоровья виновного и др.) возможностями надлежащего исполнения обязанностей, но не делает этого, поскольку относится к своим обязанностям ненадлежащим образом. 4. Субъектом халатности является только должностное лицо в соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК (см. комментарий к ст. 285), не выполнившее или ненадлежаще выполнившее свои постоянные или временные должностные обязанности, возложенные на него в установленном порядке. Квалифицированный вид преступления (ч. 2 ст. 293) предусматривает наступление тяжких последствий: причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека. Особо квалифицированный состав халатности (ч. 3 ст. 293) в качестве последствий предусматривает смерть двух или более лиц. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей |
1.Род. О. Преступления против государственной власти Вид. О - Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Объект - нормальная деятельность суда и органов прокуратуры, дознания и предварительного следствия, дополнительный - интересы личности. Потерпевшим является должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих или иных организациях. 2. Объективная сторона выражается в провокации взятки или коммерческого подкупа, т.е. в попытке передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств либо шантажа. Сущность провокации раскрывается в самом законе и заключается в попытке передачи взятки без согласия лица, которому она предназначена. Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента совершения указанных в законе действий. 3.С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. В качестве обязательного признака в законе указана цель: искусственное создание доказательств совершения преступления или шантаж.4. Субъект - лицо, достигшее возраста 16 лет. Ком. подкуп – сфера обществ. отношений в ком. орг-циях. О – осущест-ие правосудия. Предмет – вещи матер. мира. Об. ст. – умышленные действия, кот. направлены на попытку передачи долж. лицу или лицу, выполняющему управ. ф-ции в ком. орг-циях или иных, без согласия данного лица. Окончено с момента передачи предмета взятки. S – 16 лет. S ст. – прямой умысел. Мотив м.б. разным, -//-, дискриминация, провокация.
|
1.Род. О. Преступления против государственной власти Вид. О - Преступления против правосудия. Объектом преступления является принцип осуществления правосудия в строгом соответствии с законом. Факультативным объектом могут выступать интересы личности. Предмет преступления - приговор, решение или иной судебный акт. Под приговором следует понимать решение о невиновности или виновности подсудимого и о назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции. Решение - это постановление суда (судьи) первой инстанции, которым гражданско-правовой спор разрешается по существу. Иной судебный акт - понятие собирательное, охватывающее определения и постановления суда, вердикт коллегии присяжных заседателей. 2. Объективную сторону образует вынесение неправосудного приговора, решения или иного судебного акта. Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента вынесения приговора, решения или иного судебного акта и его подписания судьями (судьей). Вступление такого акта в законную силу, тем более его исполнение значения для квалификации не имеют. 5. Субъективная сторона предполагает только прямой умысел, так как закон указывает на заведомую неправосудность судебных актов. Заведомость как признак, характеризующий субъективную сторону рассматриваемого преступления, позволяет отграничивать преступление, предусмотренное ст. 305 УК, от иных должностных злоупотреблений судей, а также от дисциплинарных проступков. 6. Субъектом преступления, согласно прямому указанию закона, могут быть только судьи. К их числу относятся судьи всех звеньев судебной системы страны (кроме Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ), председатели судов, их заместители, а также присяжные и арбитражные заседатели, участвовавшие в составлении и подписании судебного акта. предусмотрены два квалифицирующих признака: а) вынесение заведомо незаконного приговора к лишению свободы; б) наступление тяжких последствий. Для квалификации не имеют значения ни вид лишения свободы (на определенный срок или пожизненно), ни его срок. Достаточно самого факта необоснованного назначения наказания в виде лишения свободы заведомо незаконным приговором суда
|
Ст. 313 1.Род. О. Преступления против государственной власти Вид. О - Преступления против правосудия Объектом преступления будет нормальное функционирование органов уголовно-исполнительной системы, предварительного расследования и суда. Дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь и здоровье сотрудников уголовно-исполнительной системы и граждан. Это преступление относится к числу наиболее распространенных посягательств на правосудие. 2. Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 313 состоит в побеге из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, то есть противоправном самовольном оставлении места лишения свободы, содержания под стражей или конвоя (при этапировании для участия в судебном разбирательстве, к месту производства следственных действий или отбывания наказания). Местами лишения свободы согласно ст. 58 УК являются: колонии-поселения, исправительные колонии, воспитательные колонии и тюрьмы. К местам предварительного заключения относятся: следственные изоляторы, пересылочные пункты, транзитно-пересылочные отделения, изоляторы временного содержания, транспортные средства для конвоирования или этапирования лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей. Побег может иметь место из кабинета прокурора, следователя, лица, производящего дознание, а также из зала судебного заседания или во время доставления для производства следственного действия. Побег относится к числу преступлений, имеющих формальный состав. Его окончание определяется в зависимости от того, откуда совершен побег. Если он осуществлен из мест лишения свободы или предварительного заключения, то оконченным считается с момента оставления виновным соответствующего учреждения, пересечения его границ. Побег является длящимся преступлением; это обстоятельство необходимо учитывать при определении срока давности и применении амнистии. 3. С субъективной стороны характеризуется прямым умыслом. Ни мотивы побега, ни цель, которую преследовал виновный, значения для состава преступления не имеют. 4. Субъектом является лицо, осужденное к лишению свободы (независимо от его вида) или аресту, либо подозреваемый или обвиняемый, в отношении которого мерой пресечения избрано содержание под стражей. 5.квалифицированный вид преступления - его совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой В законе указаны два квалифицирующих признака. Побег считается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали двое или более отбывающих наказание в виде лишения свободы либо ареста или содержащихся под стражей, заранее договорившиеся о совместном совершении рассматриваемого преступления; организованной группой - если побег совершен устойчивой, заранее объединившейся группой лиц.особо отягчающих обстоятельствах: а) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Данный признак охватывает как физическое, так и психическое насилие, осуществленное как непосредственно перед побегом, так и в процессе его совершения. |
1.Род. О. Преступления против государственной власти Вид. О - Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Основной непосредственный объект преступления - общественные отношения по поводу законной деятельности сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Дополнительный объект - жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а также их близких. Потерпевшими от преступления могут быть сотрудники правоохранительного органа, военнослужащие, близкие сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего. 2. Объективная сторона преступления выражается в посягательстве на жизнь указанных лиц. Под посягательством на жизнь понимается убийство или покушение на убийство. Следовательно, преступление окончено с момента покушения на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких. Поэтому применение ст. 30 УК в этом случае не требуется. 3. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом <1>. Это преступление не может быть совершено с косвенным умыслом, так как его обязательным признаком являются цель воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо мотив мести за такую деятельность. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего в целях противодействия их незаконной деятельности может быть квалифицировано по другим статьям УК или признано правомерным, совершенным в состоянии необходимой обороны. При установлении признаков субъективной стороны преступления необходимо выяснить, осознавал ли виновный, что посягает на жизнь именно работника правоохранительного органа или военнослужащего, а также их близких. 5. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. |
О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3. 1. Род. О. Преступления против военной службы Непосредственным объектом нарушение установленного порядка пребывания на службе, порядок ее прохождения от призыва до увольнения в запас, в соответствии с которым военнослужащий должен проходить службу в установленном месте и выполнять служебные обязанности в полном объеме. Признаки самовольности, отсутствия уважительных причин и цели временного уклонения от военной службы свидетельствуют о совершении содеянного умышленно. |
Уг-й процесс - это деят-ть органов дознания, следствия и прокуратуры по раскрытию и расследованию преступлений, изобличению виновных и привлечению их к уг-й ответств-ти, а также деят-ть суда по рассмотрению и разрешению уг-х дел, осущ-я в уст-м законом процессуальном порядке. Стадия уголовного судопроизводства представляет собой закрепленный в законодательстве этап производства по уголовному делу, который характеризуется специфической процессуальной формой, особым кругом участников, спецификой возникающих правоотношений, а также различиями в сроках и видах принимаемых итоговых решений. В соответствии с УПК РФ российский уголовный процесс подразделяется на досудебное и судебное производство. 1. Досудебное производство Возбуждение уголовного дела (досудебное производство) – первоначальная стадия процесса, в котором уполномоченные органы и лица при наличии к тому повода устанавливают наличие или отсутствие оснований для начала производства по делу. Такое решение приводит дело процедуру уголовного процесса. образуя правовую основу для выполнения последующих действий. Служит точкой отчета сроков предварительного расследования. Предварительное расследование (досудебное производство) – производится по возбужденному уголовному делу. Формы – следствие и дознание. Цель – собирание, закрепление, проверка и оценка доказательств для установления наличия или отсутствия события преступления. Виновных лиц, характера и размера ущерба и иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Данная стадия может закончится прекращением уголовного дела и (или) преследования, направлением уголовного дела в суд с обвинительным заключением или актом, направление дела в суд для производства о применении принудительных мер медицинского характера. 2.Судебное производство. Производство в суде первой инстанции начинается с общего порядка подготовки к судебному заседанию (гл. 33 УПК) или предварительного слушания (гл. 34 УПК). На этой стадии судья может принять одно из следующих решений: 1) о назначении судебного заседания; 2) возвращении дела прокурору; 3) приостановлении производства; 4) направлении дела по подсудности; 5) прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ст. 236 УПК). Важнейшей судебной стадией является судебное разбирательство в суде первой инстанции, где происходит рассмотрение и разрешение дела по существу (гл. 35—39 УПК). Судебное разбирательство завершается постановлением оправдательного или обвинительного приговора, но в нем могут быть приняты и другие важные решения (о прекращении уголовного дела). Судебное разбирательство, включающее в себя подготовительную часть судебного заседания, судебное следствие, судебные прения и последнее слово подсудимого, постановление приговора. Производство в суде второй инстанции происходит в порядке апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу (гл. 43 УПК). Стадия исполнения приговора, определения и постановления суда, вступивших в законную силу, включает обращение судом к исполнению вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда и производство по рассмотрению и разрешению судом вопросов, связанных с исполнением приговора (гл. 46 УПК). Исключит. стадии: надзорное произ-во, произ-во в виду новых и вновь открывшихся обст-в. . Система произ-ва в завис-ти от: прохождения стадий: обычное (дело проходит все классич. стадии), усложненное предусматривает особый порядок расследования и разрешения дел – особые производства: производство по делам частного обвинения (оскорбление, клевета) – только по заявлению, нет предварительного расследования; производство по делам несовершеннолетних; производство в протокольной форме досудебной подготовки материалов – для преступлений небольшой общественной опасности (хулиганство без отягчающих обстоятельств);
|
УПП - это самостоятельная отрасль права, регламентирующая уголовно-процессуальную деятельность суда, прокурора, следователя, дознавателя, устанавливающая единый порядок уголовного судопроизводства на всей территории Российской Федерации и обеспечивающая реализацию прав и законных интересов лиц, вовлеченных в производство по уголовным делам. Предметом правового регулирования уголовно-процессуального права являются общественные отношения, складывающиеся в области уголовного судопроизводства. Соотнош-е: в первую очередь с КП (принципы, разделение ветвей и др.), УП (УПП явл-ся внешн. оболочкой для УП, т.к. УЗ применяется ч/з УПП), ГП (из ГП уг. процесс берет институт возмещения вреда, причиняемого преступником), УИП (регулирует порядок исполнения Н), т.ж. УПП взаимодействует и с др. отраслями права в зависимости от вида П (ЭП, СП, Там. П и др.). Учеб. дисциплины: ТГП, правоох-ые органы (виды органов, их стр-ра, стр-ра суд. системы), криминалистика, операт. розыскная д-ть и др.
Источники – законы и обычаи, международные договоры |
В пространстве определяется "принципом почвы", т.е. территориальным принципом. Производство по уголовным делам на территории РФ независимо от места совершения преступления во всех случаях ведется в соответствии с УПК, если международным договором РФ не установлено иное (ч. 1 ст. 2 УПК). Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных на воздушном, морском или речном судне (корабле), находящемся вне пределов РФ под флагом или с опознавательным знаком РФ, если судно приписано к порту в РФ, осуществляется в соответствии с УК и УПК РФ (ч. 2 ст. 2 УПК). Во времени – при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК (ст. 4). Новый уголовно-процессуальный закон, в отличие от уголовного закона, не имеет обратной силы даже тогда, когда предусматривает более благоприятные условия для участников уголовного процесса. Если производство по уголовному делу начато до вступления в силу нового УПК, все действия и решения, принятые до этого момента, сохраняют свою силу, а дальнейшее производство со дня введения в действие УПК (или какой-либо его нормы) производится в соответствии с новым УПК. Уголовно-процессуальный закон утрачивает силу, прекращает свое действие в случае, когда он отменен или вступил в силу новый процессуальный закон, который фактически исключает применение прежнего закона. Уголовно-процессуальный закон регулирует действия, которые совершенствуются только на его основании. Поэтому он не может быть обращен в прошлое, т.е. он не имеет обратной силы.
|